Содержание к диссертации
Введение
Глава первая. Теоретические основы освоения эпоса в структуре содержания образования педагога-музыканта 9
1.1 Специфические черты народного эпоса 9
1.2 Категория содержания образования в дидактике 55
1.3 Модель освоения эпоса как компонента содержания образования педагога-музыканта 71
Глава вторая Экспериментальная проверка эффективности освоения эпоса в структуре содержания образования педагога-музыканта 114
2.1 Задачи, организация и содержание констатирующего этапа экспериментального исследования 114
2.2 Ход формирующего этапа экспериментального исследования. Основные результаты 138
Выводы 184
Список литературы ...187
Дискография .213
Приложения 214
- Специфические черты народного эпоса
- Модель освоения эпоса как компонента содержания образования педагога-музыканта
- Задачи, организация и содержание констатирующего этапа экспериментального исследования
Введение к работе
Актуальность исследования:
Среди обширного разнообразия образцов народной традиции выделяется достаточно большая группа произведений, которую, безо всяких оговорок можно было бы назвать квинтэссенцией народного исторического сознания. Это - народный эпос.
В сфере мировой художественной культуры произведениям народного эпоса принадлежит особая роль. Вобрав в себя свойственные мифологическому сознанию представления об устройстве природы и общества, в дописьменный период у многих народов, эпос выполнял функции коллективной памяти об исторических событиях, являлся мерилом того, как должно поступать и какими ценностными ориентирами следует в жизни руководствоваться. Но и на более поздних стадиях развития общественного сознания он не утратил своего значения для развития культуры народов мира.
Сохранность эпической традиции является одним из показателей уровня исторического сознания народа, уровня его духовности. Освоение студентами-музыкантами русского эпоса северной исполнительской традиции должно рассматриваться как общение с мировой духовной культурой через явление духовной культуры родного народа.
К настоящему времени в отечественной фольклористике накоплен материал исследований, посвященных проблемам эпоса (AM. Астахова, Д. М. Балашов, А.Н. Веселовский, А.Ф. Гильфердинг, Е.В. Гиппиус, А.Д. Григорьев, Б. М. Добровольский, И.И. Земцовский, В. В. Коргузалов, Е.М. Мелетинский, В.Ф. Миллер, В.Я. Пропп, Б.Н. Путилов, Б.А. Рыбаков и др.). Специально вопросам освоения эпоса северно-русской эпической традиции учащимися отделений народного пения посвящена диссертация В.А. Бурлакова. Однако эта работа не имеет направленности на профессиональную подготовку учителя музыки. Обращение к эпосу как явлению в музыкальном образовании школьников и учителей музыки является эпизодическим (С.С. Балашова, В. А. Дышлевская, Н.Ф. Зайнетдинова, Г. И. Надеждинская, Е.В. Николаева, Т.С. Шенталинская). Отсюда проблема нашего исследования. Она создается противоречием между значением эпической традиции в подготовке учителя музыки и отсутствием научно-обоснованной методики ее внедрения в условиях педагогического вуза. Нерешенность этой проблемы и ее значимость для теории и практики музыкального образования обуславливают актуальность исследования.
Объект исследования - процесс освоения эпоса педагогом-музыкантом.
Предмет исследования - изучение севернорусской эпической традиции как компонент содержания образования будущего учителя музыки.
Цель исследования - научно-педагогическое обеспечение подготовки педагога-музыканта к освоению народного эпоса.
Задачи исследования:
- Выявить основные особенности народного эпоса с точки зрения использования в процессе профессиональной подготовки учителя музыки.
- Уточнить характерные черты музыкального языка эпических произведений, и обозначить традицию, на базе которой, освоение эпоса педагогами-музыкантами было бы оптимальным.
- Разработать модель освоения народного эпоса в структуре содержания образования педагогов-музы кантов.
- Провести экспериментальное обоснование эффективности предложенной модели.
В соответствии с объектом, предметом, целью и задачами исследования была выдвинута следующая гипотеза:
1. Организация эффективного освоения народного эпоса будущим учителем музыки возможна с опорой на севернорусскую традицию эпоса,
учетом особенностей эпоса как элемента художественно-философской системы народа, пониманием педагогической направленности словесного компонента содержания эпических произведений.
2. Освоение народного эпоса в структуре содержания образования педагога музыканта должно включать познавательный, операционный, творческий и мотивационный компоненты, что обуславливает
необходимость углубления музыкально-педагогических знаний учащихся, расширения сферы их умений (в том числе творческих), формирования эмоциональной заинтересованности в области устной эпической традиции.
Методологическую основу исследования составили труды по философии (Аристотель, Г.В. Ф. Гегель, Л.Н. Гумилев, А. Ф. Лосев, М.К. Мамардашвили), положения теории фольклора (Э.Е. Алексеев, В.Е. Гусев, И.И. Земцовский и др.), музыковедческие и филологические исследования по проблемам эпоса (A.M. Астахова, Д. М. Балашов, Е. В. Васильева, Б.Н. Добровольский, В. В. Дубравин, В. В. Коргузалов, А. Лорд, Е.М. Мелетинский, Б. Н. Путилов, В. Я. Пропп, Ф. А. Рубцов), положения ряда основных концепций теории содержания образования (Ю.К. Бабанский, В.Ф. Краевский, И.Я. Лернер, В. С. Леднев, М. Н. Скаткин), исследования в области музыкального образования (Э.Б. Абдуллин, О.А. Апраксина, С. С. Балашова, В. А. Дышлевская, Н.Ф. Зайнетдинова, Г. И. Надеждинская, Е.В. Николаева).Экспериментальная база - МШУ, музыкальный факультет, курс «Народное музыкальное творчество».
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые предметом специального научного исследования стал русский эпос северной исполнительской традиции как компонент содержания образования педагога-музыканта. Выдвинуто положение о необходимости изучения эпоса с опорой на традиции, отражающие его универсальные признаки, при усилении философско-исторического аспекта в освоении эпических жанров. Разработана модель освоения народного эпоса как компонента содержания
образования будущих учителей музыкантов, включающая познавательный, операционный, творческий и мотивационный компоненты. Теоретическая значимость исследования определяется - спецификой избранной методологической установки, обусловленной особенностями народного эпоса и его освоения в учебном процессе высшей школы и потребовавшей освещения соответствующих теоретических вопросов;
- научным обоснованием предлагаемой модели освоения эпоса как компонента содержания образования учителя музыки;
- адекватностью применяемых методов исследуемой проблеме. Практическая значимость исследования состоит
- в экспериментальном подтверждении необходимости освоения северно-русской эпической традиции как компонента содержания образования учителя музыки;
- выявлении условий, способствующих наилучшему овладению учащимися опытом познавательной, практической, творчески-преобразовательной и ценностно-ориентационной деятельности в области народного эпоса, с учетом специфики севернорусской эпической традиции на курсе «Народное музыкальное творчество» в педагогическом вузе;
- введении в практику разработанной модели освоения эпоса в системе вузовского образования учителей музыки.
Методы исследования:
- анализ литературы из области философии, филологии, фольклористики, музыкознания, истории, этнографии, общей педагогики и педагогики, относящейся к области музыкального образования;
- педагогическое наблюдение и анализ опыта освоения эпоса в учебных заведениях различного типа;
- анкетирование, беседы, интервью, наблюдения, ретроспективный и непосредственный анализ личного опыта автора;
- педагогический (констатирующий, формирующий) эксперимент.
Апробация основных положений исследования осуществлялась в процессе обсуждения диссертации на кафедре теории и истории музыки Mill У, выступлений автора на VI международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы профессиональной подготовки педагога-музыканта: психологический и аксиологический аспекты», межрегиональной научно-практической конференции «Музыкальное образование сегодня и завтра» (МПГУ 2002), научной сессии Mill У по итогам исследовательской работы за 2003-2004 гг.; в публикациях научно-методических статей, а также во время лекционно-практических занятий по курсу Народное музыкальное творчество» на музыкальном факультете МПГУ в 2001-2005 гг. На защиту выносятся следующие положения:
1. В процессе освоения народного эпоса будущими педагогами-музыкантами необходимо ориентироваться на традиции, являющиеся сказительскими1, так как они наиболее ярко воплощают универсальные международные признаки эпоса. В эпосе русского народа данными чертами обладает севернорусская эпическая традиция.
2. Необходимо усиление философско-исторического аспекта в освоении эпических жанров, поскольку народный эпос выполняет в художественно философской системе фольклора функции народного мировоззрения и поскольку возникновение его жанров исторически обусловлено и тесно взаимосвязано с формами общественного сознания.
3. Модель освоения народного эпоса будущими педагогами музыкантами включает в соответствии со структурой содержания образования следующие компоненты: а) познавательный, б) операционный, в) творческий, г) мотивационный. Отсюда необходимость 1) усвоения знаний о специфике жанров и музыкального языка народного эпоса, 2) овладения умениями, связанными с освоением повествовательных жанров фольклора 3) овладения опытом творчества в сфере народного эпоса 4) формирования у студентов заинтересованного, личностно-ценностного отношения к эпической традиции.
Специфические черты народного эпоса
Традиционно вопросы о природе и особенностях народного эпоса изучаются в сфере искусствоведческих дисциплин. Однако в настоящем исследовании они должны быть рассмотрены в силу его специфики, направленной на выяснение наилучших условий освоения народного эпоса в содержании образования педагогов-музыкантов.
Хотя первые попытки изучения эпоса были предприняты еще в античности, до сегодняшнего дня в этой области остается еще много нерешенных вопросов. Между тем освоение учащимися народного эпоса невозможно без уяснения его существенных особенностей. «Музыкально-педагогический факультет педвуза готовит специалиста будущего, -подчеркивает Н.П. Лабзенко, - и его ориентация на последние научные достижения в своей области — естественная необходимость» (190). Требование того, чтобы освоение эпоса будущими педагогами-музыкантами происходило с использованием последних научных данных, обуславливает необходимость уточнения вопросов о том, что такое эпос, каковы его особенности и какое место он занимает в системе фольклора. Поэтому описание этих особенностей должно предшествовать изложению модели освоения эпоса педагогами музыкантами, которая будет строиться с их учетом.
Рассматривая народный эпос как компонент содержания образования педагога-музыканта, хотелось бы, прежде всего, остановиться на определении понятия эпоса. Е.М.Мелетинский характеризует народный эпос как «героическое повествование о прошлом, содержащее целостную картину народной жизни и представляющее в гармоническом единстве некий эпический мир героев-богатырей»(224 с.225).
Данное определение выражает точку зрения ученых, для которых понятие эпоса, прежде всего, связывалось с великими поэмами Гомера и героическими повествованиями, созданными другими народами. Не случайно после открытия источника живой эпической традиции на русском Севере основным предметом поисков ученых стали именно произведения эпоса героического, былины. Идущая еще от Аристотеля трактовка эпоса как героической поэзии традиционна для ряда отечественных и зарубежных фольклористов-филологов (см. 41, 282, 356, и др.). Однако, является ли героика обязательным признаком эпоса?
Одно из определений эпоса было дано Г.В.Ф. Гегелем. В разделе «Эстетики», посвященном поэзии, Г.В.Ф. Гегель пишет: «Эпос, то есть слово, сказание рассказывает вообще, в чем суть дела, преображенная в слово, и требует самостоятельного в самом себе содержания, чтобы высказать, что это содержание представляет собой и каково оно»(93 с.422). Думается, высказывание великого немецкого философа наиболее точно отражает природу эпоса. Не случайно в определении Г.В.Ф. Гегеля нет слова «героический», хотя в дальнейшем его рассуждения об эпосе строятся именно на примере героических эпопей и главным образом в связи с великими поэмами Гомера. Для великого философа важно, что эпос - это, прежде всего, повествование.
Несомненно, произведения героического эпоса давно и прочно вошли в сокровищницу мировой культуры и являют собой образцы высшего проявления человеческого духа, но необходимо отметить, что взгляд на эпос только как на повествование героического характера очень ограничивает круг произведений, подходящих под это определение. Как отмечает А. Лорд, «...пуристам следует обратить внимание на то, что многие из песен, которые мы относим к повествовательным жанрам -романтические или исторические, но не героические, без различия, какое определение героя кто-либо выбирает» (360).
В «Поэтическом словаре» под редакцией А.П. Квятковского понятие эпоса раскрывается следующим образом: «Эпос (греч. — epos — повествование, рассказ, история) - один из трех основных родов поэзии, литературно-художественное произведение объективно-повествовательного характера» (167 с. 336). Приступая на занятиях курса «Народное музыкальное творчество» к теме эпоса, необходимо сформировать у учащихся понятие о том, что эпос - это объективное повествование о каком-либо реальном или вымышленном событии, которое имело место в отдаленном или недавнем прошлом. Не случайно еще Аристотель указывал на то, что «...эпический поэт рассказывает о событии, как о чем-то отдельном от себя» (19 с 45).
Для того чтобы более точно определить понятие эпоса, необходимо обратиться к одной из основополагающих категорий искусствознания — категории жанра. Исторически сложившееся внутреннее подразделение на жанры существует во всех видах искусства. Каждая область художественной деятельности имеет собственную жанровую дифференциацию, обусловленную спецификой вида искусства. При этом всем видам искусства присущи общие принципы жанровой дифференциации, которые по-своему преломляются в каждом виде (161 с.121).
Модель освоения эпоса как компонента содержания образования педагога-музыканта
По справедливому замечанию И. И. Земцовского, сохранность эпической традиции - «один из показателей духовного состояния общества Она отражает способность народа осуществлять передачу своего исторического самосознания и всегда актуального нравственного назидания, образуя духовный остов всей традиционной культуры» (147 с. 68). Существование живой эпической традиции для начала XXI века -уникальный феномен. Россия по количеству бытующих на ее территории традиций народного эпоса может быть названа заповедником эпоса, и этот признак вселяет оптимизм. Народный эпос - сокровище, которое необходимо сохранять и передавать потомкам.
Необходимость включения живой эпической традиции в содержание общего музыкального образования была осознана давно. Так, еще в 1914г. на одном из Всероссийских съездов хоровых деятелей, где был принят ряд постановлений о преподавании пения в общеобразовательной школе, была выработана программа, в которой в числе необходимых элементов указывалось на изучение строя русской песни, знакомство с былинным музыкальным эпосом (348).
Б. В. Асафьев, подчеркивая важность стремления, так или иначе, поддержать в общеобразовательной школе восприятие народнопесенных ритмов и мелодики, отмечал, что если в окружении школьников окажется «...исполнитель-крестьянин, сказитель ...в устах которого оживет в непосредственной передаче целый пласт народно-бытового ... искусства — такое выступление будет праздником и в общеобразовательной школе» (26 с. 114-115).
По мнению В. А. Дышлевской, наиболее известные и художественно совершенные образцы былин и исторических песен должны являться неотъемлемой частью бесед о народной музыке в общеобразовательной школе. Однако необходимо отметить, что в 70-80-е годы наметилась тенденция к вытеснению эпоса с уроков музыки, что нашло отражение в ряде программ (277). Народный эпос изучался преимущественно на уроках литературы и изучался без музыкального компонента. Не случайно Д. М. Балашов не без горечи констатировал: «Сегодня даже не все помнят о том, что былины поются» (41 с.23).
В последние годы в этой сфере наметился определенный позитивный сдвиг. Значение музыкального фольклора и народного эпоса в деле воспитания подрастающего поколения заново осознается в наши дни. В ряде современных программ по предмету «Музыка» «усилен аспект изучения музыкального фольклора» (275 с.11), как неотъемлемый компонент, направленный на обеспечение преемственности поколений, нравственного и патриотического воспитания, включающего произведения народного эпоса
Включение произведений народного эпоса в содержание общего среднего образования акцентирует необходимость освоения эпоса будущими педагогами-музыкантами. Только учитель музыки способен познакомить школьников с произведениями эпоса в их истинном первозданном виде, в неотъемлемой целостности всех основных элементов, раскрыть перед учащимися механизмы, порождающие живую эпическую традицию, осуществить передачу эпического наследия последующим поколениям. Общеизвестно мнение Б. В. Асафьева о том, что учитель музыки в своей многогранной деятельности должен быть и «музыкальным этнографом» (26), и должен быть готов к работе с самыми различными явлениями народной музыкальной культуры, в том числе и с эпосом.
Разработка модели освоения эпоса в содержании образования педагогов музыкантов велась в соответствии с основными положениями теории содержания образования. Необходимый для усвоения студентами материал по проблеме отбирался с учетом основных принципов и критериев отбора содержания образования, (см. с.64, а также 38 с.419 - 420), что обусловило необходимость использования последних достижений музыкальной и филологической фольклористики и смежных с ними отраслей наук.
Хотя с композиторскими произведениями эпического рода музыки, так же как и с сочинениями, использующими напевы и сюжеты народного эпоса, будущие педагоги музыканты встречаются в ходе изучения различных исполнительских и общетеоретических дисциплин, освоение живой эпической традиции и изучение жанров народного эпоса на МФ7 педвузов предусмотрено только учебным планом курса «Народное музыкальное творчество». Согласно государственному образовательному стандарту, курс «Народное музыкальное творчество» входит в блок дисциплин историко-теоретической подготовки учителя музыки (специальность - «Музыкальное образование») (103).
Задачи, организация и содержание констатирующего этапа экспериментального исследования
В ходе констатирующего этапа исследования, который протекал в период с 2001 по 2004 гг., ставились и решались следующие задачи:
— изучение опыта педагогических заведений г. Москвы и анализ полученной информации с точки зрения исследуемой проблемы;
- выявление уровня готовности учащихся общеобразовательных школ к изучению народного эпоса, определяющее актуальность освоения эпических произведений в профессиональной подготовке педагогов-музыкантов;
- накопление и анализ собственного опыта организации деятельности студентов по освоению народного эпоса;
- разработка и осуществление исследовательских процедур (форм наблюдения, критериев, показателей) для определения исходного уровня представлений будущих специалистов об исследуемом аспекте содержания их профессионального образования.
На данном этапе экспериментальной работы нами использовались следующие методы:
- наблюдение и анализ занятий по курсу НМТ на музыкальном факультете МПГУ;
- наблюдение и анализ уроков музыки и внеклассных мероприятий в общеобразовательных школах;
- анализ учебно-методических материалов по предмету «Музыка для общеобразовательной школы» с точки зрения исследуемой проблемы;
- анализ личного опыта автора;
- беседы;
- анкетирование.
Констатирующее исследование включало несколько этапов, что было обусловлено логикой развёртывания опытно-экспериментальной работы.
Одной из ведущих задач предварительного этапа констатирующего исследования стало определение актуальности освоения народного эпоса в профессиональной подготовке педагогов-музыкантов. Поскольку в качестве одного из ведущих показателей по данному вопросу выступала значимость повествовательных жанров фольклора для общеобразовательной школы, а также готовность учащихся к их освоению, нами было предпринято изучение программно-методических материалов для общеобразовательных учреждений, а также произведено наблюдение и анализ освоения эпических произведений учащимися общеобразовательных школ.
Для анализа учебно-методических материалов были привлечены следующие источники: новая редакция программы «Музыка», разработанной под руководством Д. Б. Кабалевского (2001 г.), программа «Музыка» под общей редакцией Ю.Б. Алиева, программа «Музыка» Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной, программа «Музыкальное искусство» В. О. Усачевой, Л. В. Школяр, Б. А. Школяр, факультативная программа «Русский фольклор» Л.Л. Куприяновой, программа интегрированного курса «Искусство», Н. М. Сокольниковой, Т.И. Баклановой, В. В. Степаковой и Т. Я. Шпикаловой, а также программа «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства 1-8 классы» под редакцией Т. Я. Шпикаловой, Н. М. Сокольниковой, Н. Н. Светловской, Л. В. Ершовой, Г. А. Величкиной. Анализ показал следующие результаты.
В новой редакции программы Д. Б. Кабалевского, уже в первом классе предлагается обращение к народному эпосу (изучение былин о Добрыне и «Вольга и Микула») (275, с. 36) и постижение былинности, как художественного явления, «...через которое можно по-иному почувствовать время» (275 с.35). В песенный репертуар для третьего класса включен фрагмент былины о Соловье Будимировиче «Высота ли, высота поднебесная». В четвертом классе в ходе изучения темы «Музыка моего народа» в связи с необходимостью изучения богатства содержания русских народных песен в их жанровом многообразии, что обуславливает включение в занятия образцов музыкального фольклора (в том числе и аутентичного), предусматривается возврат к «Былине о Добрыне» и освоение песни «Про татарский полон».