Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Пути реализации концепции музыкально-компьютерного образования в подготовке педагога-музыканта Камерис Андреас

Пути реализации концепции музыкально-компьютерного образования в подготовке педагога-музыканта
<
Пути реализации концепции музыкально-компьютерного образования в подготовке педагога-музыканта Пути реализации концепции музыкально-компьютерного образования в подготовке педагога-музыканта Пути реализации концепции музыкально-компьютерного образования в подготовке педагога-музыканта Пути реализации концепции музыкально-компьютерного образования в подготовке педагога-музыканта Пути реализации концепции музыкально-компьютерного образования в подготовке педагога-музыканта Пути реализации концепции музыкально-компьютерного образования в подготовке педагога-музыканта Пути реализации концепции музыкально-компьютерного образования в подготовке педагога-музыканта Пути реализации концепции музыкально-компьютерного образования в подготовке педагога-музыканта Пути реализации концепции музыкально-компьютерного образования в подготовке педагога-музыканта Пути реализации концепции музыкально-компьютерного образования в подготовке педагога-музыканта Пути реализации концепции музыкально-компьютерного образования в подготовке педагога-музыканта Пути реализации концепции музыкально-компьютерного образования в подготовке педагога-музыканта
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Камерис Андреас. Пути реализации концепции музыкально-компьютерного образования в подготовке педагога-музыканта : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Камерис Андреас; [Место защиты: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена].- Санкт-Петербург, 2007.- 282 с.: ил. РГБ ОД, 61 08-13/660

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Историко-теоретические аспекты и этапы становления музыкального компьютера 17

1.1. Музыкальные синтезаторы: от звукового синтеза акустических инструментов к электронно-акустической музыке 17

1.2. Электронные музыкальные синтезаторы 22

1.3. Функциональные этапы в становлении музыкального компьютера 27

1.4. Эволюция электронных музыкальных композиций во взаимодействии с музыкальным компьютером 32

1.5. Музыкальный компьютер - новый многофункциональный политембральный инструмент музыканта 45

Глава 2. Музыкально-компьютерные технологии как новая образовательная творческая среда 53

2.1. Музыкальный компьютер как основной элемент аппаратно- инструментальной базы новой образовательной творческой среды 55

2.2. Гносеологические и психолого-педагогические аспекты подготовки музыканта на базе МКТ 66

2.3. Анализ деятельности учебно-методической лаборатории «Музыкально- компьютерные технологии» РГПУ им. А.И. Герцена как функциональной структуры формирования новой профессионально-образовательной концепции 78

Глава 3. Методика преподавания музыкальных дисциплин с использованием музыкально-компьютерных технологий в подготовке педагога- музыканта 84

3.1. Формирование методической компетентности педагогов музыки в информационно-образовательном пространстве 87

3.2. Применение «метода проектов», основанного на использовании МКТ, в музыкально-образовательном процессе 93

3.3. Профессиональная переподготовка музыкантов на базе музыкально- компьютерных технологий 104

3.4. Реализация концепции на базе профессионального-образовательного профиля 050610 «Музыкально-компьютерные технологии» направления 050600 «Художественное образование» 109

3.5. Организационно-методические аспекты преподавания дисциплин специальной и профильной подготовки 112

3.6. Методическая помощь педагогам музыки с помощью Интернет 136

Глава 4. Экспериментальная проверка результатов исследования 146

4.1. Обоснование методики педагогического эксперимента, основные этапы его проведения 146

4.2. Методика составления и проверки результатов контрольных заданий 162

4.3 Результаты экспериментального обучения по предложенной методике... 168

Заключение 174

Библиография 178

Приложение

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Начало XXI века ознаменовалось внедрением компьютерных и коммуникационных технологий во все сферы человеческой деятельности. Глобальные изменения произошли в способе передачи информации и в ее представлении. Цифровые технологии проникли в музыкальное творчество и образование. Достижения звукозаписи, технологии создания музыкальных композиций в сочетании с новыми возможностями средств массовой информации определили несуществовавшие ранее области развития и распространения музыки, и требуют таких знаний, которыми музыканты, получившие академическое музыкальное образование, не обладают.

Разработка нового подхода к высшему, среднему профессиональному музыкальному образованию обусловлена необходимостью решения острейших проблем в массовой музыкальной педагогике, в том числе современным состоянием общего музыкального образования. Так, на конференциях "Современное музыкальное образование - 2002, 2003" музыковеды, преподаватели музыкальных дисциплин отмечали, что несмотря на выдающиеся творческие достижения, возможности музыкального образования в массовой педагогике используются не полностью, методы обучения в системе общего музыкального образования существенно не изменяются, в результате чего его уровень не соответствует требованиям современности [см., например: 58,101, 195, 197,224 и др].

Один из путей решения этой проблемы заключен в поиске новых педагогических технологий. Их необходимо совершенствовать и создавать музыкальные программы, которые позволили бы гибко и разносторонне использовать богатый педагогический инструментарий в обучении музыке и огромные возможности компьютера.

В системе профессионального развития педагогов (в том числе музыкантов) одним из важнейших является процесс информатизации образования. Сегодня для решения этой задачи все шире начинает использоваться

-6-Интернет. Появляется больше возможностей, связанных с использованием современных сетевых технологий. Сформировано сетевое профессиональное педагогическое сообщество преподавателей, которое позволяет им общаться между собой, не выходя из образовательного учреждения.

В новой сфере существует ряд проблем. Так, многие учебные заведения не всегда успевают следить за быстро меняющимся миром цифровых технологий. Возникает необходимость создавать мобильные образовательные системы, способные быстро адаптироваться к изменяющейся информационно-коммуникационной среде. Встает проблема подготовки специалистов, соответствующих современному требованию музыкального образования.

Таким образом, музыкально-компьютерные технологии (МКТ), динамично развиваясь, определили возможность создания новой профессионально-образовательной творческой среды.

Дидактические аспекты проблемы компьютеризации музыкального обучения в России разрабатывали ученые и педагоги Ю.Н. Pare, И.Б. Горбунова, Р.Х.Зарипов, Н.С. Сушкевич, Н.А. Терентьева, И.М. Красильни-ков, Е.В. Орлова, П.Л. Живайкин, Э. Мансфельдерс, А.П. Ментюков, СП. Полозов, М.В. Карасева, СВ. Пучков [см. 181, 58, 103, 197, 202, 131, 160, 92, 146, 174, 116, 178] и другие. По данному направлению опубликованы научные статьи и монографии, методические и учебные пособия, программы и нотные сборники для учащихся. С 2003 года издается журнал «Музыка и электроника», в котором педагогу оказывается помощь в подборе оборудования, репертуара для музыкальных занятий, в методике их проведения и т.д.

Среди исследований общеметодической направленности особо отметим работы Ю.Н. Рагса, В.П. Сраджева, Л.М.Седунова, Н.С. Сушкевич [см. 181, 196, 190, 197] и др. Статьи Е.З. Власовой [см. 50], Л.П. Казанцевой [см. 111] содержат научное обобщение психологического и педагогического воздействия МКТ. Сегодня уже есть серьезные труды по использованию

-7-МКТ при изучении музыкальных дисциплин, в частности сольфеджио, чему посвящены учебные пособия и ряд статей М.В. Карасевой [см. 116]. Попытка осветить роль МКТ в музыкальном творчестве и педагогике предпринята в статьях В. Белунцова, Ю.Н. Рагса, И.Б. Горбуновой [см. 181,25, 58], диссертации СВ. Пучкова [см. 178] и др. При исследовании мы знакомились также с изданиями по обучению МКТ в ДШИ и общеобразовательных школах: И.Б. Горбуновой, Г.Г. Белова, Е.В. Орловой, И.М. Кра-сильникова [см. 59, 21,160, 131] и др. Учтены нами и достижения зарубежных ученых и музыкантов-практиков. Прежде всего назовем Э. Вареза, К. Штокхаузена, Д. Мишра [см. 43, 240, 236] и др. В работе над исследованием немаловажную роль сыграли также труды по психологии и педагогике - П.Я. Гальперин, А.Л. Брушлинский, А.Ю. Кравцов [см. 52, 39, 129 ] философии и эстетике - Р.Х. Зарипов, Э.В. Денисов, Э. Артемьев [см. 103, 77, 13] и др. Несомненно значимы работы по различным аспектам музыкознания С. Курбатской, Ц. Когоутека, В.Н. Холоповой, Д.С. Шутко [см. 136, 121,211,221] и другие.

Тем не менее, несмотря на востребованность информационных технологий в музыкальной практике и разработку ряда вопросов теории тема остается «открытой». Недостаточно внимания уделяется внедрению МКТ в систему образования, поэтому требуется серьезное научное обобщение сделанного в данной области.

В этой связи исключительно ценен опыт РГПУ им. А.И. Герцена, где создана новая концепция музыкально-компьютерного педагогического образования. Она заключается в разработке высшего музыкального педагогического образования на базе МКТ (бакалавриат, магистратура) под руководством И.Б. Горбуновой - председателя УМК по компьютерным технологиям в художественном образовании (профиль «Музыкально-компьютерные технологии»), а также программы профессиональной переподготовки - «Преподавание музыкальных дисциплин с использованием музыкально-компьютерных технологий в средних профессиональных об-

-8-разовательных учреждениях». Изучению данной концепции РГПУ им. А.И. Герцена посвящена представленная диссертация.

Проблема исследования заключается в анализе роли музыкально-компьютерных технологий в современном музыкально-образовательном процессе, концепции музыкально-компьютерного педагогического образования, а также в совершенствовании преподавания музыкальных дисциплин.

Объектом исследования является процесс подготовки музыканта-педагога в системе вузовского, довузовского и дополнительного непрерывного музыкального образования, базирующийся на широком использовании музыкально-компьютерных технологий.

Предметом исследования является методика формирования образовательного потенциала будущего педагога-музыканта в контексте развития музыкально-компьютерных технологий.

Цель исследования заключается в разработке теоретических основ и практики по реализации концепции музыкально-компьютерного образования в подготовке педагогов-музыкантов.

Гипотеза исследования представлена рядом положений о путях формирования концепции эффективного музыкального педагогического образования в контексте развития и внедрения современных музыкально-компьютерных технологий. Решение этой важной задачи возможно, если:

- опыт осмысления исторических, художественно-эстетических, ми
ровоззренческих и методологических основ музыкально-компьютерных
технологий, их проникновение в музыкально-творческую и музыкально-
педагогическую деятельность, будет обязательной компонентой музы
кально-педагогического образования;

- традиционные методы, приемы и методики музыкально-
педагогического образования получат дальнейшее развитие на основе
МКТ;

-9-- результаты исследования будут использованы в преподавании музыкальных дисциплин с включением МКТ;

- создадутся условия для формирования образовательного потенциала музыканта-педагога в контексте современных информационных технологий. Задачами исследования являются:

анализ вопроса в историческом и теоретическом аспектах;

разработка путей реализации целостной концепции высшего музыкально-педагогического образования в XXI веке на основе МКТ;

характеристика понятия «музыкально-компьютерные технологии» в педагогическом, информационно-технологическом, музыкально-эстетическом, социальном аспектах;

научное обоснование образовательной программы бакалавриата (4 года обучения) по направлению 050600 - «Художественное образование», профиль 050610 - «Музыкально-компьютерные технологии»;

мотивировка образовательной программы с использованием МКТ, обеспечивающей профессиональную переподготовку музыкантов с высшим и средним музыкальным образованием;

апробация и внедрение элементов и методик музыкально-компьютерного профиля обучения в практику подготовки студентов высших музыкально-педагогических учебных заведений;

адаптация разрабатываемых курсов для учащихся школ с углубленным
изучением музыкальных дисциплин, ДМШ, ДШИ, Центров художест
венного воспитания детей.

Методологической основой исследования явились комплексный, системный, диалектический подходы, позволяющие объединить возможности традиционных, классических методов в подготовке музыканта-педагога и возможности МКТ. Музыкально-образовательный процесс рассматривается как сложная система, устанавливающая связь различных подходов к формированию адекватного образовательного потенциала учителя музыки

-10-в контексте происходящих изменений и реформирования системы образования в целом.

Исследование базируется на:

- методологических основах современного высшего педагогического обра
зования (Г.А. Бордовский, В.А. Бордовский, В.В. Лаптев, Н.Ф. Радионова,
А.П. Тряпицына [см. 34, 32, 138, 183, 204] и др.);

подходах к анализу сущности педагогическтх технологий (В.П. Беспаль-ко, Г.А. Бордовский, Е.З. Власова, Е.С. Заир-Бек, М.В. Кларин, Е.С. Полат [см. 28, 35, 50, 97, 119, 173] и др.);

психолого-педагогических концепциях поэтапного формирования умственных и практических действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина [см. 52, 53] и др.);

теории развивающего обучения (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, [см. 51, 71, 222] и др.);

- теории методологии и практики информатизации в обучении (Ю.К. Ба
рановский, А.П. Ершов, В.В. Лаптев, Е.И. Машбиц, В.М. Монахов, В.Г.
Разумовский, И.В. Роберт, Н.Ф. Талызина [см. 15, 88, 138, 147, 152, 184,
183, 198] и др.);

концепциях внедрения информационных технологий в образование (Е.В. Баранова, Е.З. Власова, И.Б. Готская, В.В. Лаптев, Е.С. Полат, И.В. Роберт, Л.М. Седунова, О.Н. Шилова [см. 16, 50, 68, 138, 173, 183, 190, 218] и др.);

основополагающем принципе воспитания музыканта как единства художественного и технического развития.

Теоретической основой построения музыкально-компьютерного педагогического образования является:

историко-теоретический анализ этапов становления музыкально-компьютерных технологий от звукового синтеза акустических инструментов к электронно-акустической музыке;

создание профессионально-образовательного методического комплекса, направленного на формирование личности педагога-музыканта, обладающего системой современных знаний и умений;

организация новых творческих форм в проведении занятий, включающих многообразные связи художественного и информационно-технологического образования, что отражает интеграцию разнородных областей знаний, характерную для современного образовательного пространства;

формирование ключевых компетентностей1, универсальных и интеллектуальных умений, способствующих формированию гармонично развитой личности, способной к творческому самовыражению и непрерывному самообразованию.

Методы исследования. Для реализации поставленных задач в исследовании использовалась совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих методов:

теоретический анализ научно-методической литературы и музыкально-исторических источников в области развития музыкально-компьютерных технологий от истоков до настоящего времени;

системный подход к пониманию сути МКТ в контексте истории музыкальной педагогики и потребностей современного музыкального образования;

обобщение передового музыкально-педагогического опыта, педагогическое наблюдение;

моделирование путей и средств в формировании мировоззрения педагога-музыканта в контексте разнородных областей знаний;

использование результатов наблюдения, эксперимента;

анализ эмпирических данных, полученных в ходе исследования;

Расшифровка данного термина дается в третьей главе «Методика преподавания музыкальных дисциплин с использованием музыкально-компьютерных технологий в подготовке педагога-музыканта ».

- опора в ходе эксперимента на традиционные психолого-педагогические
подходы с применением интервьюирования, анкетирования, экспертной
оценки, наблюдения за деятельностью преподавателей.

Логика и основные этапы исследования. Исследование имело следующую логику:

  1. Обоснование проблемы, основных целей и задач исследования .

  2. Определение стратегического плана исследования, включающего предварительный, теоретический и экспериментальный этапы:

А. Предварительный этап (2002-2003 гг.) содержал следующие задачи:

изучение научно-теоретических источников, нетрадиционных подходов в постановке и решении музыкально-образовательных проблем, составление библиографии;

рассмотрение философско-научного аспекта проблемы;

- анализ и сравнение практического опыта в преподавании музыкальных
дисциплин.

Б. Теоретический этап исследования (2003-2004 гг.) включал выявление конкретных путей и средств реализации поставленных целей и задач исследования:

- применение теоретических выводов в практике преподавания музыкальных дисциплин с использованием МКТ и формирование соответствующего мировоззрения музыканта-педагога;

определение тем и разделов музыкальных дисциплин, в которых можно использовать МКТ;

формирование новых учебных дисциплин, базирующихся на МКТ;

разработка методики преподавания музыкальных дисциплин с использованием МКТ.

В. Экспериментальная часть исследования (2003-2006 гг.) основывалась на практической проверке выдвинутых идей:

в преподавании музыкальных дисциплин на базе МКТ в РГПУ им. А.И. Герцена в процессе профессиональной переподготовки слушателей

- 13-с высшим и средним профессиональным музыкальным образованием по программе «Преподавание музыкальных дисциплин с использованием музыкально-компьютерных технологий в средних профессиональных образовательных учреждениях»;

по программам «Музыкальный компьютер - новый инструмент музыканта», «Преподавание музыкальных дисциплин с использованием синтезатора и компьютера в ДМШ, ДШИ» для повышения квалификации преподавателей ДМШ, ДШИ, ДДТ; «Введение в музыкальный компьютер» для учителей музыки общеобразовательных школ;

в процессе обучения бакалавров по дисциплинам «Основы композиции, инструментоведение и компьютерная аранжировка», «История электронной музыки», «Дополнительный музыкальный инструмент (электронный)».

Перед экспериментом обсуждались и утверждались цели и задачи на
заседаниях учебно-методической лаборатории «Музыкально-

компьютерные технологии» РГПУ им. А.И. Герцена.

Параллельно эксперименту проводилась:

разработка программ, подготовка к занятиям по дисциплинам «Компьютерная музыка», «История электронной музыки», «Основы студийной звукозаписи», «Основы композиции, инструментоведение и компьютерная аранжировка», «Оркестровка традиционная и компьютерная», «Технологии студийной звукозаписи» и др.;

корректировка программ в контексте рассматриваемых проблем, обсуждение на кафедре музыкального воспитания и образования факультета музыки РГПУ им. А.И. Герцена;

экспертная оценка полученных результатов.

Научная новизна элементов диссертационного исследования заключается в следующем:

  1. осмыслен и теоретически обоснован феномен музыкально-компьютерных технологий как новой образовательной творческой среды;

  2. разработаны элементы модели современного высшего педагогического образования на базе МКТ;

  3. определена сущность категорий «музыкально-компьютерное образование», «музыкально-компьютерные современные технологии», «музыкально-компьютерные технологии - новая образовательная творческая среда», «музыкальный компьютер - новый инструмент музыканта», обогащающих понятийный аппарат современной педагогической науки;

  4. выявлены пути реализации новой концепции музыкально-компьютерного образования, воплощенной в программах и учебно-методических материалах для высшей и средней школ;

  5. обоснована новая система проведения занятий по музыкальным дисциплинам, органично „сочетающая традиционные формы обучения и использование современных информационных технологий;

  1. создана новаторская образовательная технология обучения, которая опирается на использование (наряду с традиционными) мультимедийных, дистанционных и Интернет-технологий.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что найдены и обоснованы пути реализации концепции музыкально-компьютерного образования, позволяющие качественно изменить уровень подготовки педагога-музыканта на всех этапах обучения.

Практическая значимость проведенного исследования. 1. Разработанные пути реализации концепции обогащают педагогическую практику новой, опережающей стратегией и тактикой высшего музыкально-компьютерного образования с учетом социокультурной реальности и проекцией на профессиональную переподготовку музыкантов.

  1. Созданы элементы профессионально-образовательной программы высшего музыкально-педагогического образования, а также профильного обучения для средних учебных заведений, переподготовки специалистов в области музыкального образования, новые учебные планы и дисциплины.

  2. Разработаны элементы системы непрерывного музыкально-компьютерного образования, включающего профильное, высшее (бакалавриат) образование и профессиональную переподготовку.

  3. Создана принципиально новая по форме, содержанию и методическим приемам система проведения занятий в профильной школе и вузе, опирающаяся на педагогику сотворчества.

Апробация результатов диссертационного исследования проводилась на семинаре «Новые информационные технологии в современном музыкальном образовании и^ творчестве» на базе УМЛ «Музыкально-компьютерные технологии» РГПУ им. А.И.Герцена. Работа апробировалась на ежегодной (с 2002 г.) международной научно-практической конференции «Современное музыкальное образование», проводимой в РГПУ им. А.И.Герцена совместно с Санкт-Петербургской государственной консерваторией им. Н.А. Римского-Корсакова. Ее положительные результаты были подтверждены в процессе семинаров, встреч и презентаций, мастер-классов для преподавателей музыкальных и общеобразовательных школ, музыкальных и музыкально-педагогических училищ. Проводились занятия в рамках повышения квалификации и курсовой подготовки для слушателей с высшим и средним профессиональным образованием по программе профессиональной переподготовки «Преподавание музыкальных дисциплин с использованием музыкально-компьютерных технологий в средних профессиональных образовательных учреждениях», (бакалавриат по направлению 050600 - «Художественное образование» профиль 050610 - «Музыкально-компьютерные технологии»). Работа апробировалась также при обучении студентов Музыкальной Академии Арте (Республика Кипр).

-16-Достоверность и обоснованность результатов и выводов исследования обеспечивается четкой методологической основой, всесторонним теоретическим анализом проблемы. Отметим также репрезентативную выборку респондентов констатирующего и формирующего эксперимента.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Методическая готовность будущего педагога-музыканта на современном этапе должна включать понимание музыкально-компьютерных технологий как новой образовательной творческой среды.

  2. Основным элементом новой образовательной творческой среды является музыкальный компьютер как многофункциональный политембраль-ный инструмент музыканта^

  3. Предлагаемые пути реализации музыкально-компьютерного педагогического образования на всех ступенях обучения отвечают критериям современных музыкально-художественных процессов.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографического списка литературы, содержащего 248 наименований, 16 приложений. Объем диссертации составляет 201 страница машинописного текста (без приложений).

Музыкальные синтезаторы: от звукового синтеза акустических инструментов к электронно-акустической музыке

Появление новых музыкальных инструментов или музыкальных синтезаторов обусловлено двумя основными причинами. Первая из них — стремление музыкантов обогатить палитру своего музыкального творчества. Вторая причина связана с историческим совершенствованием музыкального инструментария, опирающегося в своей конструкции на современные достижения науки и техники в области звукоизвлечения.

Слово "синтезирование" означает создание чего-либо с помощью комбинаций раздельных элементов, составляющих единое целое. Синтезированный звук - это звук, который музыкант создает с помощью какого-либо музыкального инструмента из элементов, его составляющих.

Из истории развития музыкальных синтезаторов

Кратко рассмотрим эволюцию музыкальных синтезаторов, в том числе автоматизированных музыкальных инструментов от момента зарождения до наших дней.

Развитие идеи механических музыкальных инструментов и автоматизированного создания музыки берет свое начало в глубокой древности. Эолова арфа - первый механический музыкальный инструмент, прообраз музыкальных автоматов, так называемых «самоиграек».

Известно, что инструмент древнегреческих теоретиков - монохорд использовался для математических вычислений и для определения звуковых интервалов. Большое влияние на эволюцию музыкальной науки оказали идеи Пифагора, который предпринял попытку перевести на "язык" цифр законы музыкальной организации. Ему принадлежит одна из первых методик, регулирующая созвучия на принципах их акустических свойств, которая позже легла в основу западной музыкальной практики.

Необходимость соединения теории, эксперимента и практики была осознана в античной Греции при создании основ музыкальной гармонии. Музыканты-теоретики уже тогда знали, что длины струн, дающих «чистые» интервалы, относятся между собой как небольшие целые числа, и чем эти числа меньше, тем консонанс совершеннее.

Вполне отчетливые очертания идеи автоматического сочинения музыки приобрела в XVI веке на фоне маньеризма. Немецкий ученый, теоретик маньеризма Атанасиус Кирхер (1602-1680) изложил идею комбинирования последовательностей нот, записанных на четырехгранных линейках, каждая из которых воплощала определенные правила композиции. Это был первый проект машины для сочинения музыки под названием «Музарит-мический ковчег». В этом инструменте небольшие последовательности звуков «программировались» на вращающемся барабане и «открывались» согласно заложенной в него «программе», содержащей принятые тогда правила композиции и гармонии. Такой инструмент является прообразом пневматического синтезатора с автоаккомпанементом. Кирхер был автором идеи о «визуализации» музыки, или о цветомузыке. "Свет - обезьяна звука", - провозгласил изобретатель. Он опирался в своих опытах с проекционным аппаратом на знаменитую концепцию И. Ньютона о подобии светового спектра и музыкальной гаммы. Кирхер развивал идеи предшественников. Одним из них был французский математик, философ и теоретик музыки Марен Мерсенн (1588-1648). Три с половиной века тому назад он конструктивными методами пытался разрешить проблему зависимости структуры музыки и ее воздействием на эмоциональное состояние слушателя. «Механизировать процессы создания и исполнения музыки - идея, уходящая корнями в далекое прошлое. В традиционном композиторском ремесле (в приемах повторности, в имитационно-контрапунктической полифонической технике и функционально-гармоническом мышлении) уже есть зародыши механистического восприятия элементов музыкального искусства», пишет Г.Г. Белов [21, с. 145].

Одним из первых предшественников применения "кибернетики" в музыке считается Антонио Сальери (1750-1825). По его собственным словам, разработанный им еще в XVIII веке метод исследования музыки математическими средствами сводится к синтезированию музыки на основе закономерностей, полученных на этапе анализа композиций. В 1757 году И.Ф. Кирнбергер (1721-1783) - немецкий теоретик, композитор и скрипач опубликовал «Руководство к сочинению менуэтов и полонезов с помощью игральных костей». В 1759 году Ла Борде изобрел «электроклавесин», работающий на статическом электричестве. Известны «механические опыты» с созданием «автоматических музыкальных композиций» К.Ф.Э. Баха, И. Гайдна, Г.Ф. Генделя и др. Многие публикации такого же рода связаны с именем В.А. Моцарта. Известно, что Моцарт обстоятельно изучал возможности «автоматических музыкальных композиций»: через два года после его смерти (в 1793 г.) было издано приписанное ему «Руководство, как при помощи двух игральных костей сочинять вальсы в любом количестве...»). Композитора чрезвычайно привлекали подобные интеллектуальные головоломки, и он с их помощью сочинял менуэты, рондо, вальсы. Моцарт обстоятельно изучает и исследует возможности «автоматических композиций», как, впрочем, и многие другие композиторы. Изобретение технологий, упрощающих труд композиторов, началось давно. Так, создатели хоровых партитур ещё в XV веке придумали хитроумные способы сокращения зрительно повторяющихся партий в полифонии. «Параллельно с изощрениями в нотописании шла изобретательская работа по механизации исполнительского процесса: рождались куранты, шарманки, музыкальные шкатулки; наконец, появились оркестрионы (многотемброво звучащие механизмы величиной в полкомнаты), пианолы, приводимые в действие движением перфоленты (совсем как в первых ЭВМ). Для курантов писали музыку гениальные композиторы: Моцарт, Бетховен, Шостакович...» [21, с.145].

Музыкальный компьютер как основной элемент аппаратно- инструментальной базы новой образовательной творческой среды

Петербургский композитор Г.Г. Белов очень точно определяет перспективы во взаимоотношениях компьютера и музыки, как на стадии становления музыканта, так и в профессиональной деятельности: «Безусловно, традиционное образование, которое получает юный музыкант в школе, лицее, училище и далее в вузе, ни в коем случае не подменяется компьютерными технологиями, но может быть ими усовершенствовано». И далее: «Для профессионального композитора мультимедийный ПК способен стать многофункциональным «средством производства» [21, с. 66-67].

Добавим, что последнее высказывание справедливо не только в отношении композитора, но и для музыканта-профессионала вообще. Однако для того чтобы это осуществилось, необходимо массовое интеллектуально-технологическое усовершенствование образовательного процесса на всех его ступенях. Компьютер должен стать привычным инструментом в процессе музыкального обучения, практики и творчества.

Понятием «музыкальный компьютер» мы обозначаем класс электронных инструментов, оптимизированных для решения специфических

-задач в сфере музыкальной деятельности. Он является профессиональным инструментом в музыкальном творчестве и образовании.

Рассмотрим специфические особенности аппаратной части и программное обеспечение музыкального компьютера. (Более детальное описание дано в учебном пособии И.Б. Горбуновой, А.В. Горельченко « Музыкальный компьютер в музыкальной школе [см. 61] ) .

Аппаратная часть музыкально-компьютерного образовательного комплекса

На основе новейших технологических разработок мультимедийные возможности компьютера постоянно обновляются, что в свою очередь обогащает его функциональные возможности. Актуальная на сегодняшний день конфигурация по истечении некоторого времени неизбежно будет восприниматься как «устаревшая». Тем не менее, можно рассматривать определенные параметры музыкально-компьютерного образовательного комплекса как базовые для решения поставленных задач. Этот состав разрабатывался с учетом соотношения методической целесообразности и был апробирован на базе учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» РГПУ им. АИ. Герцена. В приведенной ниже спецификации оборудования музыкально-компьютерного комплекса указаны только необходимые по отношению к работе со звуком позиции:

- звуковая карта,

- активная MIDI-клавиатура,

- динамический микрофон,

- наушники закрытого типа,

- дисковод DVD-RW.

Для коллективной работы, совместного прослушивания выполненных заданий и ансамблевого музицирования оптимальна следующая конфигурация:

11 объединенных в локальную сеть (с высокоскоростным доступом в Интернет) компьютеров (10 ученических + 1 преподавательский) (Приложение 1), подключенных через микшерский пульт к Hi-Fi усилителю и студийным акустическим системам (схема коммутации оборудования приведена на рис. 2 Приложения 1).

Подключение к звуковой карте компьютера MIDI-контроллера или синтезатора является необходимым условием существенного расширения возможностей обучения и музыкального творчества, поскольку превращает компьютер в современный музыкальный инструмент. Разработанные в соответствии со стандартом MIDI принципы табличного волнового синтеза, использование аппаратных и программных сэмплеров, позволяющих оперировать готовыми наборами тембровых коллекций (инструментальными банками), открывают широчайшие возможности работы с практически неограниченным набором тембров как академических инструментов, так и электронных. Музыкальный компьютер можно использовать как многоканальный цифровой магнитофон. В такой виртуальной студии звукозаписи к исполненной на MIDI-клавиатуре и отредактированной в секвенсоре музыке могут быть добавлены партии других инструментов (в том числе «живое» звучание, записанное через микрофон). MIDI-запись позволяет распечатать произведение в виде нотной партитуры или отдельных партий, смонтировать видеоклип, добавив видеоматериал.

Данное оборудование позволяет преподавателю активно использовать индивидуально-групповую форму занятий (по теоретическим дисциплинам), корректировать действия каждого ученика с учетом особенностей его дарования. Одновременное выполнение заданий всеми обучающимися благодаря наушникам позволяет работать, не создавая помех для остальных участников, обеспечивает усвоение и закрепление полученных знаний и навыков непосредственно на занятиях, одновременно обучать учащихся с разным уровнем подготовки. Таким образом, учебное время используется максимально эффективно.

Формирование методической компетентности педагогов музыки в информационно-образовательном пространстве

В результате осмысления педагогами своей практической деятельности, насыщения ее передовыми идеями и соотнесения с личностно-значимыми ориентирами в профессиональной области, наряду с традиционными подходами возникают инновационные подходы в обучении. Тем не менее, традиционный подход в обучении также имеет свои положительные аспекты:

организационную четкость педагогического процесса,

систематический характер обучения,

идейно-эмоциональное воздействие личности педагога на учащегося,

разносторонность и обилие предъявляемой информации,

богатое использование средств наглядности и ТСО,

поэтому все инновационные идеи в основе своей имеют традиционный подход.

В основе построения инновационных технологий лежит принцип проблемного обучения. Цель этого подхода - трансформировать ценностно-нейтральный материал в проблему, вызывающую личностный интерес, мобилизующую творческий интеллектуальный потенциал и преподавателя, и студента. В этом случае педагог не просто передает знания, он ориентируется на индивидуальные особенности, строит образовательные ситуации. Проблема становится собственной деятельностью студента, затрагивает его интересы.

Обучаемый познает материал «изнутри», что делает его восприятие более активным, и он становится участником процесса познания, созидателем, а не пассивным слушателем.

Необходимо создавать условия для обучения в соответствии с их профессиональными интересами [см. 125, 127]. При этом основой должен стать компетентностный подход, определяющий новую целостность научного знания на основе межпредметной и внутрипредметнои интеграции, что влечет за собой частичное изменение предметного содержания непрофильных дисциплин и является дополнением современных педагогических концепций профильного обучения.

Постиндустриальное общество требует от молодых людей освоенных способов деятельности. Именно поэтому современная система образования направлена не на освоение учащимися определённой суммы знаний (знания ради знаний), а на развитие его личности, познавательных и созидательных способностей. Знания и умения как единицы образовательного результата необходимы, но недостаточны для того, чтобы быть успешным в современном информационном обществе. Для человека чрезвычайно важна не столько энциклопедическая грамотность, сколько способность применять обобщенные знания и умения в конкретных ситуациях, для разрешения проблем, возникающих в реальной деятельности. При таком подходе знания являются базой компетентности человека.

В середине 1990-х годов Советом Европы был принят список компе-тентностей, которыми должны владеть все выпускники образовательных учреждений. По классификации Совета Европы компетентности подразделяются на политические и социальные, на те, которые касаются жизни в многокультурном обществе, на связанные с устной и письменной коммуникацией, на обусловленные возникновением информационного общества. В отдельный способ деятельности выделена «способность учиться всю жизнь».

Более конкретный список компетентностей составлен и принят парламентом Великобритании. На первом месте среди них оказалась «работа с числом». Следующей по значимости для британцев идет компетентность «коммуникация». Важную роль в овладении которой для британцев занимает отбор адекватных средств и методов для общения, устройство обратной связи, то есть умение определить, насколько понял твою мысль собеседник. Следующей по значению у британцев идет важность освоения компьютерных технологий. Одна из важнейших и пока еще мало освоенных российской школой компетентностей - это «самопрезентация», или «самопродвижение».

Термин «компетентность» ориентирует российскую школу на новую трактовку результата образования. Традиционно отечественная система образования ориентировалась на знания как цель образования. Но смысл термина «компетентность» - в способности и готовности человека овладевать теми или иными способами деятельности и применять их на практике.

Похожие диссертации на Пути реализации концепции музыкально-компьютерного образования в подготовке педагога-музыканта