Содержание к диссертации
ВВЕДЕНИЕ
Глава первая
Русская православная музыка в профессиональной подготовке педагогов-музыкантов .
1.1. Содержание профессиональной подготовки педагогов-музыкантов в средних специальных учебных заведениях.
1.2. Нравственно-эстетические ценности русского православного искусства в условиях подготовки будущего учителя музыки.
1.3. Особенности православной музыки в ее единстве со Словом, как компонент профессиональной подготовки педагогов-музыкантов .
Глава вторая
Теоретико-методические основы содержания и технологии освоения курса "Русская православная музыка" в музыкально-педагогических училищах и колледжах
2.1. Основополагающие принципы обучающего курса "Русская православная музыка".
2.2. Проблемно-диалоговая технология обучения учащихся русской православной музыке.
2.3. Опытно-экспериментальное изучение процесса освоения русской православной музыки учащимися средних специальных учебных заведений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Введение к работе
АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. Современное общество нуждается в таких педагогах-музыкантах, которые смогут не только грамотно преподнести отечественную духовную музыкальную культуру, но и соблюсти условия работы в светских государственных учебных заведениях. Разработка многочисленных проблем, связанных с введением православной музыки в учебный процесс музыкально-педагогических колледжей и училищ становится все более приоритетной. Охват музыкальной культуры будет неполным, если в процессе обучения учитель не получит представлений о духовной музыке, являющейся частью общенациональной музыкальной культуры. Знание и практическое владение хормейстерскими и хоровыми навыками будут способствовать полноте подготовки, формированию личной культуры будущего учителя музыки, обогащению его творческого потенциала, развитию потребностей в общении с отечественной культурой, что необходимо для его самосовершенствования, самоопределения и самореализации.
Сложность теоретической и практической разработки выдвинутой темы связана с отделением церкви от государства. Это определяет некоторые условия работы в государственных учебных заведениях. Во-первых, обучение русской православной музыке в средних специальных музыкально-педагогических учебных заведениях может осуществляться только на культурологической основе, как "культурологическое знание" ( И.И. Карпушин, Б.Т.Лихачёв, Д.С.Лихачёв, Н.Д.Никандров, Романов Л.Н. и др.). Во-вторых, разработанные в светской музыкальной педагогике методики и технологии не могут быть механически перенесены в процесс обучения православной музыке. Это касается, например, интонационного подхода в восприятии и понимании содержания этой области музыкального искусства, где глубинный смысл заложен в каноническом тексте (И.В.Кошмина).
Следовательно, обучение православной музыке в средних специальных учебных заведениях неизбежно будет связано с религиозным мировоззрением. Из этого вытекает, что теоретическая разработка принципов построения обучающего курса по русской православной музыке и технология ее обучения должна опираться как на общие педагогические положения, положения музыкальной педагогики, так и учитывать особенности православной музыки как части религиозной культуры, несущей в себе религиозное мировоззрение.
Многие аспекты становления русской православной музыки уже разработаны и освещены в отечественном музыкознании. Среди важнейших исследований - труд Дм.Разумовского "Церковное пение в России", где впервые были подняты основные проблемы истории и теории церковной музыки. В этом направлении работали и его последователи И.И.Вознесенский, В.М.Металлов, СВ. Смоленский.
В период 20-х годов нашего столетия появляются работы А.В.Преображенского "Культовая музыка в России", Н.Н.Финдей-зена "Очерки по истории русской музыки". В 60-е годы эта тема возродилась в исследованиях М.В.Бражникова,Н.Д.Успенского, Ю.В.Келдыша. История церковной певческой культуры освещалась и в ряде зарубежных работ, среди которых выделяется труд немецкого учёного И.А.Гарднера "Богослужебное пение православной церкви".
В последние три десятилетия русская православная музыка особенно привлекает к себе внимание исследователей: А.С. Белоненко, Т.Ф.Владышевскои, С.Г.Зверевой, В.П.Ильина, А.В.Конотопа, В.И.Мартынова, Э.И.Седовой и других, которые изучают такие важные аспекты, как стилевые и жанровые особенности православной музыки, национальное своеобразие творчества русских церковных композиторов, вопросы организации и развития певческого дела в дореволюционной России.
На материалах русской церковной музыки и регентского дела, освещаются проблемы развития музыкальной педагогики, методики музыкального обучения, а также подготовки музыкально-педагогических кадров в дореволюционной России (В.А.Васильев, Л.В.Глухов, В.С.Елисеева, Л.В.Кикнадэе, Т.Н.Кинякина и другие), В.В.Медушевский исследует православную психологию музыки и проблему христианизации светского образования.
История, теория, методика отечественного музыкально-педагогического и хорового образования исследована В.И.Адище-вым, Ю.А.Алиевым, О.А.Апраксиной, Б.В.Асафьевым, Н.Я.Брюсовой, Д.Б.Кабалевским, Д.Л.Локшиным, Г.П.Стуловой, С.П.Шацким, В.Н.Шацкой, Г.М.Цыпиным и другими. Профессионально-педагогическая подготовка педагогов-музыкантов, методика подготовки учителя музыки разработаны в исследованиях Л.В.Анисимова, Л.Г.Арчажниковой, Е.В.Есиповой, С.И.Кубекиной, И.Н.Немыкиной, Л.А.Рапацкой, А.Н.Шишкиной и других. Содержание и методы обучения в средних учебных заведениях исследованы О.В.Андреевой, В.И.Кожевниковой, Н.Г.Мокшиной, Е.В.Панасюго, Л.Г.Семушиной, Ю.В.Юцевичем, Н.Г.Ярошенко и другими. Активным становится обращение учёных и педагогов к вопросам возрождения традиций обучения духовной музыке в общеобразовательной школе -И.В.Кошмина, О.А.Якунина, В.В.Алеев (зарубежная музыка) и другие.
В то же время, как показывает анализ музыкально-педагогической литературы, русская православная музыка на современном этапе не нашла полного рассмотрения в части професси ональной подготовки педагогов-музыкантов средних специальных учебных заведений. В основном, вопросы по проблеме профессионального обучения религиозно-духовной музыке исследовались в вузовской музыкальной педагогике. Это программы обучающих курсов, методические разработки и методики (В.В.Богатов, Е.П.Кулинкович, И.Е.Лозовая, К.Н.Никитин, Е.Д.Светозарова, и др.).
В настоящее время, когда в учебную практику постепенно внедряется программа по духовной музыке для начальной школы (И.В.Кошминой, В.В.Длеева), становится очевидной необходимость подготовки музыкально-педагогических кадров среднего звена. Это также определило актуальность темы диссертационного исследования на тему:"Русская православная музыка как компонент профессиональной подготовки педагогов-музыкантов в средних специальных учебных заведениях".
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: подготовка педагогов-музыкантов в средних специальных учебных заведениях.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: обучение русской православной музыке в музыкально-педагогических средних специальных учебных заведениях как компонент профессиональной подготовки.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: разработка научно-обоснованных принципов построения содержания курса и технологии обучения русской православной музыке, расширяющих и углубляющих подготовку педагогов-музыкантов для работы в общеобразовательных и музыкальных учреждениях.
ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ: Учащиеся музыкально-педагогических училищ и колледжей приобретут теоретические знания и практические навыки по русской православной музыке, способствующие их профессиональной подготовке и нравственно-эстетическому развитию, если разработанные теоретические принципы построения содержания обучающего курса и технология обучения учащихся будут находиться в соответствии с особенностями данных учебных заведений; будут учтены особенности русской православной музыки - ее связь со словом, синтез с другими храмовыми искусствами. Опора на данные принципы и технологию будет способствовать формированию ценностного отношения человека к миру и перестройке мотивации учащихся к педагогической и исполнительской практике в данной области отечественной музыкальной культуры. ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
1. Определить наиболее значимые для подготовки педагогов-музыкантов особенности, а также эстетические и нравственные ценности православного музыкального искусства.
2. Теоретически обосновать принципы построения содержания обучающего курса по русской православной музыке и технологию его обучения.
3. Экспериментально проверить разработанные принципы и технологию по предмету "Русская православная музыка" для музыкально-педагогических средних специальных учебных заведений (ССУЗ). Подготовить педагогические рекомендации к обучающему курсу.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКУЮ ОСНОВУ исследования составляют: положение о преемственности традиций (В.А.Васильев, В.С.Елисеева и другие); положения религиозных русских философов и богословов (Н.А.Бердяев, И.А.Ильин, В.С.Соловьев, П.А.Флоренский и другие); культурологическое понимание православного искусства, его нравственно-эстетическая ценность (М.В.Алпатов, В.В.Бычков, Д.С.Лихачев, Н.Д.Никандров и другие); исследования в области искусствознания и музыкознания о русском православном искусстве (Т.Ф.Владышевская, Ю.В.Келдыш, В.И.Мартынов и другие); психолого-педагогические теории современного образования (Ю.К.Бабанский, В.С.Леднев, М.Н.Скаткин, Н.Ф.Талызина и другие); теории деятельности и общения, особенности профессиональной подготовки в средних специальных учебных заведениях (Л.С.Выготский, Л.Г.Семушина, П.В.Симонов, П.М.Якобсон и другие).
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: теоретический анализ литературы по проблеме, анализ практики педагогического процесса, педагогический эксперимент, диагностические методы (анкетирование, интервьюирование, беседа, анализ творческих работ учащихся), методы статистической обработки эмпирических данных.
ОИЫТНО-ЭКСДВРИМЕНТАЛЬНДЯ РАБОТА проводилась в Республиканском училище искусств г.Сыктывкара, Педагогическом колледже г.Магнитогорска. Выборочно содержание занятий проверялось в музыкальном колледже и консерватории г.Магнитогорска. В целом экспериментом было охвачено более двухсот учащихся и студентов.
РАБОТА НАД ДИССЕРТАЦИЕЙ проводилась в несколько этапов.
На первом этапе (теоретико-поисковом) - 1994 г. анализировалось состояние проблемы исследования, изучались литература, нотные сборники, фономатериалы; изучался опыт подготовки педагогов-музыкантов в дореволюционных и современных ССУЗ, уточнялись теоретические основы исследования. На втором этапе (поисково-констатирующем) - 1995 г. - определялись принципы построения содержания курса "Русская православная музыка", программа и технология обучения. Проводилась диагностика отношения учащихся музыкально-педагогических ССУЗ к введению нового курса. На третьем этапе исследования (формирующем) - 1995-1997 гг., в ходе опытно-экспериментальной работы проводились и уточнялись выдвинутые теоретические положения. Апробировалась программа курса "Русская православная музыка". Проверялись разработанные принципы, отбор содержания, проблемно-диалоговая технология обучения. На четвертом этапе (заключительно-обобщающем) - 1997-1998 гг. проанализированы, систематизированы и обобщены результаты исследования, сформулированы выводы и оформлена диссертация.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ.
1. В основе обучающего курса по русской православной музыке в средних специальных учебных заведениях лежит рассмотрение произведений православной музыки в аспекте диалога двух мировоззрений.
2. Русская православная музыка как компонент профессиональной проготовки педагогов-музыкантов в средних специальных учебных заведениях внедряется с учетом требований данных учебных заведений и индивидуального отношения учащихся к этому пласту культуры как средству эстетического и нравственного воспитания.
3. Опора на знание канонического текста как основы православной музыки, единство теории и практики обучающего курса, а также использование проблемно-диалоговой технологии позволяют учащимся приблизиться к верному представлению и пониманию содержания православной музыки.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА исследования заключается в теоретическом обосновании целесообразности введения курса "Русская православная музыка" в музыкально-педагогических средних специальных учебных заведениях, а именно:
- рассмотрены произведения русской православной музыки в аспекте диалога двух мировоззрений с точки зрения педагогов-музыкантов ССУЗ; - разработаны принципы построения обучающего курса по православной музыке {диалог двух мировоззрений, опора на знание канонического текста как основы православной музыки, единство теории и практики), определены его основные структурные компоненты (история, теория, исполнительство, методика обучения) и содержание (особенности православной культуры, музыкальных стилей, жанров, анализ про-изведений);
- определена эффективная технология обучения православной музыке в средних специальных учебных заведениях, способствующая эстети 10 ческому и нравственному развитию учащихся и позволяющая расширить и углубить профессиональную подготовку будущих педагогов-музыкантов.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ обусловлена тем, что у учащихся ССУЗ расширены представления о музыкальной культуре нашего народа; разработанные принципы обучающего курса становятся базой для построения программ по русской православной музыке для средних специальных учебных заведений; проблемно-диалоговая технология обучения по русской православной музыке может быть использована в работе со студентами ССУЗ и музыкально-педагогических вузов. Полученные в результате теоретического и экспериментального исследования материалы послужат основой курса методики по русской православной музыке в педагогических музыкальных колледжах и вузах, на курсах повышения квалификации учителей музыки и педагогов ДМШ, а также основой для подготовки пособий к обучающему курсу.
ДОСТОВЕРНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ обеспечивается выбором методологических и теоретических позиций, сопоставлением и анализом научных источников по данной проблеме, использованием разнообразных методов исследования, адекватных его целям и задачам, а также опорой на теоретические положения философской, искусствоведческой, психолого-педагогической литературы, проверкой выводов и практических рекомендаций в ходе опытно-экспериментальной работы.
АПРОБАЦИЯ материалов исследования осуществлялась в процессе опытно-экспериментальной работы, а также на заседаниях лаборатории эстетического освоения окружающего мира Института художественного образования РАО, на научно-практической конференции учителей музыки г.Магнитогорска (1997г.,1998г.); на заседаниях кафедры хорового дирижирования Магнитогорской консерватории, кафедры хорового дирижирования и вокала, кафедры музыкально-исполнительских дисциплин Магнитогорского педагогического колледжа; методических объединений училища искусств г.Сыктывкара.
ВНЕДРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ исследования проходило в училище искусств г.Сыктывкара, педагогическом и музыкальном колледжах, консерватории г.Магнитогорска, на разных этапах разработки программы по русской православной культуре для гимназий и лицеев г. Магнитогорска.