Содержание к диссертации
Введение
Глава І.Злектронная музыка как область мировой музыкальной культуры
1.1. О специфике электронной музыки 7
1.2. Электронная музыка в системе направлений музыки XX века 19
1.3. Разновидности электронной музыки 26
1.4.1. Музыка XX века в музыкальной педагогике 40
1.4.2. Электронная музыка в музыкальной педагогике 46
Глава II. Модель обучения электронной музыке
II. 1. Теоретические основы преподавания электронной музыки 53
II.2. Методика изучения электронной музыки 82
ІI.З. Поурочный план курса «Электронная музыка» 101
Глава III.Организация опытно-практической работы 120
III.1. Педагогическое наблюдение 122
III.1.1. Констатирующий эксперимент 131
III. 1.2. Формирующий эксперимент 135
III. 1.3. Контрольный эксперимент 147
III.2. Повторный эксперимент 156
III.2.1. Констатирующий эксперимент 159
III.2.2. Формирующий эксперимент 168
III.2.3. Контрольный эксперимент 175
Выводы 179
Список литературы 180
Приложение 196
- О специфике электронной музыки
- Теоретические основы преподавания электронной музыки
- Педагогическое наблюдение
Введение к работе
Современное общество выдвигает перед системой образования серьезный социальный заказ: воспитание человека нового поколения, гармоничной, всесторонне развитой личности. Перед педагогикой высшего образования поставлена задача подготовки специалистов, способных к выполнению этого требования общества. В этой связи важным является система знаний в области гуманитарных наук, отвечающая уровню духовного и интеллектуального развития прогрессивного человечества.
В современной педагогике музыкального образования особое внимание уделяется проблеме обогащения содержания музыкального образования Интенсивно развивающаяся музыкальная культура XX века требует от музыковедения и педагогики особого внимания к стилевым направлениям данной области музыкального искусства. В настоящее время вопросами изучения и введения современной музыки в музыкально-образовательный процесс занимаются виднейшие педагоги-музыканты в России и за рубежом. Однако существуют неисследованные области современной музыки, так называемые «белые пятна», требующие к себе повышенного внимания. В частности, отсутствуют научные труды, посвященные электронной музыке как компоненту подготовки педагога-музыканта.
Электронная музыка - одна из важных областей современной музыкальной культуры, представленная многообразием стилевых направлений, школ, индивидуальных стилей. Ее история насчитывает более полувека и охватывает несколько поколений музыкантов-композиторов. Электронная музыка является уникальным пластом культурно-музыкального наследия и одновременно художественной системой. Сегодня электронная музыка занимает одно из центральных мест современного музыкального авангарда, как самостоятельное направление, так и проникающее во многие сферы культуры и искусства.
Системного искусствоведческого труда об электронной музыке, объединяющего все компоненты данной области, на сегодняшний день не
существует. Искусствоведческий аспект изучения электронной музыки, отражающий отдельные ее сегменты и элементы, представлен в специальных исследованиях Ц.Когоутека, К.Штокхаузена, ПШеффера, Х.Аймерта, Э.Артемьева, П.Бауманна.
Педагогический аспект обращения к электронной музыке представлен в незначительном объеме. Существуют отдельные публикации И.Красильникова, А.Смирнова, Д.Моруани, К.Штокхаузена, К.Шнитцлера, в которых уделяется внимание в основном описанию технических средств создания электронной музыки и принципам обращения с электронной аппаратурой.
Это позволяет сформулировать проблему диссертации. Она заключается в противоречии между значимостью электронной музыки как компонента музыкальной культуры и отсутствием научно-обоснованной методики ее введения в музыкально-педагогический процесс.
Таким образом, нерешенность этой проблемы и ее значимость для теории и практики музыкального образования обусловливают актуальность нашего исследования.
Целью исследования является разработка модели преподавания электронной музыки в условиях занятий со студентами музыкально-педагогического ВУЗа.
Объект исследования - процесс профессиональной подготовки педагога-музыканта.
Предмет исследования - электронная музыка как компонент профессиональной подготовки педагога-музыканта. Гипотеза исследования: Электронная музыка может быть компонентом подготовки педагога-музыканта, если в процессе преподавания учитывается ее особое положение среди стилевых направлений музыкальной культуры XX века, ее радикальная новизна, а следовательно: уделяется специальное внимание способам создания звукового материала;
предметом особого рассмотрения являются принципы формообразования музыкальных произведений;
в процессе преподавания электронной музыки производится изменение методов музыковедческого анализа, соответствующих изучаемому материалу;
используется специфическая техническая база.
Задачи исследования:
Раскрыть сущность и особенности электронной музыки.
Определить место электронной музыки в системе направлений музыки XX века.
Описать основные направления электронной музыки.
Проанализировать положение электронной музыки в музыкальной педагогике.
Определить дидактические и научно-методические основы для разработки методики введения электронной музыки в музыкально-педагогический процесс.
Разработать методику введения электронной музыки в музыкально-педагогический процесс.
Разработать план лекционных занятий курса по электронной музыке.
Осуществить опытно-экспериментальную проверку разработанной методики.
Методологическую основу исследования составили:
Положения общей педагогики: теория обучения (В.И.Загвязинский), в
частности теория развивающего обучения (Л.С.Выготский, Л.В.Занков,
Г.М.Цыпин, Д.Б.Эльконин); принципы массового обучения (Я.Коменский),
интеграционный подход в профессиональной подготовке студентов
(М.М.Левина), проблема преподавания как творческой деятельности
(В.В.Краевский), анализ системного подхода в сфере научного образования
(В.С.Леднев), дидактические основы методов обучения (И.Я.Лернер),
характеристика принципов и средств обучения (М.Н.Скаткин,
Н.М.Шахмаев); положения теории музыкального образования
(Э.Б.Абдуллин, Е.В.Николаева), в их числе проблема формирования музыкальной культуры подростков (Ю.Б.Алиев), задачи музыкального
воспитания и проблема музыкального восприятия (О.А.Апраксина, В.И.Петрушин), выявление специфики профессии педагога-музыканта (Л.Г.Арчажникова), особенности музыкального развития (Н.А.Ветлугина), принципы разработки наглядных пособий (А.И.Лагутин) и др.; положения теории деятельности в психологии (А.Н.Леонтьев); общие положения теории и истории музыки XX века и электронной музыки (Э.Н.Артемьев, Э.Варез, Ю.Дмитрюкова, Х.Леонардсбергер, Д.Кауфман, Ц.Когоутек, М.Моравска, Е.А.Мурзин, А.С.Соколов, Л.Флориан, Э.Фрезе, К.Штокхаузен, М.Эрдманн и др.); положения культурологии (М.М.Бахтин); положения философии (Ф.Бекон, Пифагор, Чжуань-Цзы). Методы исследования:
-изучение и анализ научной литературы по проблеме исследования из области философии, психологии, социологии, культурологии, общей педагогики, теории и методики музыкального образования; -анализ электронной музыки;
-анкетирование, беседа, анализ письменных работ студентов; -педагогический (констатирующий, формирующий, контрольный) эксперимент.
Опытно-экспериментальное исследование проходило на базе курсов «Электронная музыка» Технопарка «Образование» Министерства Образования РФ и музыкального факультета Московского Педагогического Государственного Университета.
Достоверность и надежность полученных результатов исследования обеспечивалась теоретическим исследованием специфики электронной музыки и ее введением в музыкально-педагогический процесс; применением системы методов, отвечающих объекту, предмету, целям и задачам исследования, взаимно контролирующих и дополняющих друг друга; использованием методов прикладной статистики.
Новизна работы заключается в том, что электронная музыка изучается как компонент подготовки педагога-музыканта. Электронная музыка,
рассматриваемая в единстве всех направлений и композиторских школ, впервые становится предметом специального научно-педагогического анализа. Теоретическая значимость исследования состоит в том, в диссертации выявлены основные характеристики электронной музыки, позволяющие рассматривать ее как важный компонент подготовки педагога-музыканта. Конкретизирована система наиболее значимых направлений музыкальной культуры XX века с включением в нее электронной музыки. Разработана модель освоения электронной музыки. Экспериментально изучена эффективность нашей методики по изучению электронной музыки.
Практическая значимость исследования состоит в том, что научно обоснована и экспериментально подтверждена целесообразность освоения студентами электронной музыки; разработана и апробирована методика по изучению электронной музыки. Разработанная методика применяется в рамках курса «Электронная музыка» и может использоваться в курсах «Музыкальная литература» и «История музыки» в средних и высших учебных заведениях.
Положения, выносимые на защиту:
1. Электронная музыка преподается комплексно в историко-
теоретическом аспекте: стилевые направления, школы, жанры.
При изучении данной области музыкального искусства особое внимание уделяется технологическому аспекту сочинения: различные композиторские методики создания звукового материала и формы музыкальных произведений.
Процесс освоения электронной музыки рассматривается как взаимодействие трех компонентов: мотивационного, содержательного, операционального.
Критерий мотивационного компонента - личностно-ценностное отношение к электронной музыке.
Критерий содержательного компонента - знание электронной музыки и представления о ее введении в музыкально-образовательный процесс.
Показатели: знание электронной музыки; представление о ней как о
художественной системе.
Критерий операционального компонента - овладение умениями
исследования электронной музыки. Показатели: овладение умениями
анализа направлений и произведений электронной музыки. Апробация основных положений исследования осуществлялась на заседаниях кафедры теории и истории музыки МПГУ. Основные положения диссертации отражены в публикациях (6 публикаций) и излагались на научно-практических конференциях (Международная научно-практическая конференция «Проблемы современной педагогики - методологический и аксиологический аспекты», МПГУ, Москва 2001г.; Международная научно-практическая конференция «Проблемы развития - история и современность», ТГШ РФ, Москва 2004 г.; Международная интернет-конференция композиторов электронной музыки «Электронная музыка - история, современность, перспективы развития», 2004 г.).
Структура диссертации. Работа включает в себя введение, три главы, выводы, список литературы и приложение.
О специфике электронной музыки
Электронная музыка, вопреки большому музыкально-культурному значению, до настоящего времени не получила должного освещения в научной литературе. Поэтому для ее введения в педагогический процесс, для построения соответствующей методики представляется необходимым изучение возникновения электронной музыки, ее исторического развития, ее направлений.
Термин «электронная музыка» не столь однозначен в своей трактовке. В современной науке его трактовка в большинстве случаев не отражает объективной сути и содержания того пласта культуры, который стоит за данным понятием. В Музыкальном энциклопедическом словаре термин «электронная музыка» дефинируется следующим образом: «Электронная музыка - музыка, создаваемая при помощи звукозаписывающей аппаратуры» (194, 645). Такое определение, на наш взгляд, создает весьма ограниченное представление о данном направлении музыкальной культуры. В представленном определении акцент делается на процессе звукозаписи, не затрагивая сущность самой музыки. Звукозаписывающая аппаратура выполняет лишь функцию носителя музыкального материала, а процесс создания произведений электронной музыки является значительно более сложным. В его основе лежит создание самого звука из колебаний электрического тока с использованием математических функций и различных способов звукового комбинирования. Следствием данной работы является совокупность звуковых процессов, которые составляют основу музыкального произведения. Это могут быть как полученные посредством синтеза звуки, обладающие определенным спектром характеристик (определенной частотой и обертоновым объемом), так и звуковые комбинации (сочетание синтезированных звуков). Таким образом, композиторская работа с такого рода звуками является управлением звуковыми процессами, заложенными в каждом отдельно взятом звуке или звуковой комбинации.
Такое управление осуществляется по динамике, времени и пространству. Управление по динамике охватывает широкий диапазон силы звука, доступный для восприятия человека. Динамическое регулирование применяется как к отдельно взятому звуку, так и к его составляющим. Например, возможно увеличение или уменьшение громкости определенной вычлененной частоты отдельно взятого звука в определенную единицу времени. Управление по времени - многоплановая работа, так как синтезированный звук, записанный на цифровом или аналоговом носителе, является носителем ни одного потенциального направления времени. Проникновение в микромир такого звука позволяет его препарировать бесконечное число раз, вычленяя новые временные характеристики. Так, например, извлечение одного или нескольких обертонов из обертонового ряда звука есть изменение внутренней скорости звуковой волны. Реверс звуковой волны (проигрывание звука в обратном направлении) также дает изменение внутреннего времени звука. Управление пространством - это варьирование местоположением извлекаемого звука. С помощью определенных функций композитор заставляет звук с математической точностью менять точки звучания в любой плоскости пространства аудитории. Так создается эффект «присутствия» слушателя внутри звукового пространства. Подобный прием широко используется в современной киноиндустрии и имеет название «объемный звук».
Электронная музыка объединяет большинство художественных элементов и композиционных приемов всех направлений музыки XX века, и при этом обладает очевидным отличием от направлений акустической музыки - новой первоосновой музыкальной ткани и звукового пространства, искусственно созданным звуком, аналога которому в музыке не было и нет. Оперируя данным звуком нового происхождения и качества, композитор получает возможность не только создавать новое музыкальное звуковое пространство, но и управлять им с математической точностью.
Электронная музыка имеет сложную внутреннюю структуру, объединяя внутри себя ряд направлений, как академического толка, так и ориентированных на массовое потребление. И противоречие академической и массовой музыки в данном случае нейтрализуется общим характером происхождения электронной музыки вообще, а различие создается совокупностью средств и способов выражения мысли с ее определенной направленностью, то есть композиторская цель и методика сочинения.
Теоретические основы преподавания электронной музыки
Теоретическое исследование проблем обучения электронной музыке на музыкальных факультетах педагогических ВУЗов предполагает ясное понимание целевых установок целостного педагогического процесса, опору на основополагающие принципы, выработку определенного содержания, структурную организацию предполагаемой практической работы, а также убедительные критерии ее эффективности. В этой связи, основными задачами главы явились: анализ процесса преподавания электронной музыки на основе теории обучения, обоснование теоретических предпосылок методики преподавания электронной музыки, в частности, определение критериев комплексного освоения ее стилей и направлений, музыкального языка и технологий.
В основе современной дидактической концепции лежит ряд установок, определяющих сущность предмета и конкретизирующих цели и задачи обучения и воспитании. Так В.И.Загвязинский (58), характеризуя предмет дидактики, указывает на воспитание и развитие личности в процессе разных видов учебной деятельности. Рассматривая наиболее значимые идеи и подходы, он выделяет:
личностный подход, как основа процесса формирования уникальной человеческой индивидуальности;
деятельный подход, как направленность всех педагогических мер на организацию интенсивной, постоянно усложняющейся деятельности;
социальную направленность и коллективный подход, как нацеленность педагогического процесса на формирование общественно-ценных отношений;
целостный подход, как единый комплекс планирования и осуществления в каждом из основных направлений учебной и внеучебной деятельности студентов целого веера образовательных и
развивающих задач, поиск эффективных форм интеграции содержания учебных предметов;
оптимизационный подход, предполагающий достижение максимально-возможных для конкретных условий результатов на базе экономических затрат и сил обучаемых (воспитуемых) и педагогов;
технологический подход, как обработку схем и алгоритмов обучающей и учебной деятельности, гарантирующих получение планируемых результатов;
творческий, инновационный подходы в качестве требования постоянной диагностики исследования достигнутого обучающимися уровня обученности и воспитанности, поиска наиболее эффективных содержания, методов и форм деятельности, сотрудничества в обнаружении истины, неустанного педагогического экспериментирования.
По нашему мнению, целостный педагогический процесс предполагает сбалансированное взаимодействие многих структурных компонентов, от слаженной работы которых зависит конечный результат. В трудах Ю.К.Бабанского (27) также неоднократно подчеркивалось, что оптимальное сочетание ряда педагогических функций не даст существенного результата, для этого необходима оптимизация всего дидактико-воспитательного процесса.
Последняя связана, в частности, с инновациями в педагогической системе, введением и распространением определенных новшеств. Эти новшества должны быть непосредственно связаны с целями современной педагогики, отвечать ее задачам, способствовать повышению качества образовательного процесса и образовательных систем в целом. Актуальность инновационной деятельности обусловлена потребностью совершенствования всего комплекса средств педагогической области. Так, «глубоко инновационной деятельностью для своего времени были теория и практика великого чешского педагога Я.А.Коменского, заложившего основы классно-урочной системы, сформировавшего ведущие принципы массового обучения» - пишет В.И.Загвязинский (58,13)
Конкретизируя структуру обучения В.И.Загвязинский предлагает нижеследующую схему, отражающую три ее составляющих в процессе их взаимодействия.
Педагогическое наблюдение
Педагогическое наблюдение проводилось нами в 2003-2004 учебном году и повторно в 2004-2005 гг. в группах специального курса «Электронная музыка». Наблюдение проводилось на всех занятиях по предмету «Электронная музыка». Исследование было непрерывным, что позволяло получить целостное представление и выявить устойчивые связи и отношения в наблюдаемом.
Цель наблюдения - выявить особенности освоения студентами электронной музыки.
Задачи наблюдения:
1) проследить динамику развития познавательного интереса к электронной музыке и соответственно степени ее освоения;
2) выявить влияние освоения электронной музыки на развитие музыкального мировоззрения;
3) сравнить результаты наблюдения за экспериментальной группой на разных стадиях освоения электронной музыки.
При наблюдении динамики развития познавательного интереса студентов мы опирались на положения, сформулированные Т.М.Рождественской (147):
1) познавательный интерес всегда избирателен;
2) познавательный интерес обнаруживается при решении вопросов преимущественно поискового, творческого вида, но менее в репродуктивной деятельности;
3) процесс деятельности под воздействием интереса протекает как эмоционально-благоприятный;
4) подлинный интерес не замыкается учебной программой, а находит свое выражение в наблюдении окружающей жизни, других формах расширения познавательного кругозора в данной области (,130-134). Исходя из вышеназванных положений, мы имели в виду, что о познавательном интересе студентов к электронной музыке будет свидетельствовать выбор ими произведений данной сферы музыкальной культуры в качестве экзаменационного аналитического задания, обращение учащихся к литературе по электронной музыке, самостоятельный поиск информации, эмоциональный комфорт на занятиях по электронной музыке. Объектом наблюдения служил процесс учебной деятельности студентов экспериментальной группы; о его ходе мы судили не только по действиям и результатам выполненных заданий, но так же по отношению, эмоциональным реакциям учащихся. Предмет наблюдения - специфика освоения студентами электронной музыки.
Наблюдение 2003-2004 учебного года На первом занятии по курсу «Электронная музыка», проходившем в лекционной форме и являющимся по сути вводным, студентам предлагалось первичное ознакомление с историей вопроса об электронной музыке, предпосылках к появлению данного направления, характерных особенностях самой музыки. Было предложено привести примеры произведений электронной музыки, что вызвало ряд затруднений у учащихся. Примеры, приведенные студентами, относились к современным направлениям массовой электронной музыки. Ни один студент не обратился к классическим произведениям электронной музыки.
Теоретические данные были встречены учащимися с интересом, тогда как предложенные для прослушивания произведения ранней электронной и
конкретной музыки с удивлением, связанным с непониманием услышанного, в силу отсутствия какого-либо слушательского опыта в области академической электронной музыки. В отдельных случаях удивление граничило со скептическими оценками прослушанных произведений.
На вводном занятии студенты, обладающие минимальными знаниями в области массовой электронной музыки, с удивлением обнаружили, что современной электронной музыке предшествует более чем пятидесятилетняя история генерации и развития различных направлений академической, традиционной и популярной электронной музыки. Для другой группы учащихся открытием явился собственный опыт ознакомления с электронной музыкой, например, в области кинематографа. Некоторые студенты выказали негативное отношение к произведениям ранней академической электронной музыки. Были высказаны сомнения в эстетической и практической ценности электронной музыки. Реплики в отдельных случаях сопровождались скептической мимикой.
По ходу первых занятий негативно настроенные студенты постепенно меняли свою позицию, от негативной к нейтральной, а, затем переходя к диаметрально-противоположной своей первоначальной. Этому свидетельствовала смена мимики, жестикуляции, характера высказываний. Постепенно ценность электронной музыки стала признаваться учащимися. Студенты, не давшие негативной оценки, проявляли возрастающий интерес, чему свидетельствовало задавание вопросов исследователю, возникновение коротких дискуссий.