Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ МАССОВОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ С МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОЗИЦИЙ
1. Массовая музыкальная культура и ее роль в развитии личности (философско-эстетический, социологический аспекты) 13
2. Процесс становления самосознания современного школьника с психологических позиций 36
3. Методологические основы формирования ценностных ориентации (концептуальные подходы) 53
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ОРИЕНТАЦИИ ПОДРОСТКОВ.
1. Принципы построения и содержание курса "История эстрады, джаза и рок-музыки" 71
2. Педагогическая технология формирования художественно-эстетических ценностных ориентации в массовой музыкальной культуре у подростков. 94
3. Особенности подготовки педагога-музыканта к формированию ценностных ориентации подростков в массовой музыкальной культуре. 115
4. Анализ и интерпретация полученных результатов 121
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 136
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 140
ПРИЛОЖЕНИЯ 148
- Массовая музыкальная культура и ее роль в развитии личности (философско-эстетический, социологический аспекты)
- Процесс становления самосознания современного школьника с психологических позиций
- Принципы построения и содержание курса "История эстрады, джаза и рок-музыки"
Введение к работе
"Новаторство - в том, чтобы в новых
условиях защищать вечное "
І Ролан Быков
»
Актуальность исследования. Известно, что каждый исторический
1 поворот вызывает реформирование во всех сферах общественного созна-
ния. Переход к "рыночной экономике" (а фактически - возвращение капи
талистической формации) ознаменовался в первую очередь обращением к
западной культуре как образцу общественных отношений и фундаменту
выработки личностью "стиля жизни" (как принято сейчас говорить -
"имиджа"). "Массовый человек", утративший индивидуальность, живущий
, по принципу "как все", становится объектом не только художественной
литературы, но и научных исследований. Вероятно, можно подробно не
говорить о "завоеваниях" массовой культуры в области культуры и искус-
k ства - эти "достижения" уже давно стали предметом анализа прогрессив-
I ных мыслителей Запада и Востока (от Бальзака и Драйзера до Хэмингуэя,
» Маркеса, Стивена Кинга, от Радищева, Толстого до Горького, Булгакова,
Зощенко и др.). Особую ветвь в критике массового сознания представляет
творчество Марка Твена, Ирвина Шоу, Марти Ларни и др., где показано,
как разложение высокого культурного человеческого сознания, торжество
обывательской психологии становится в полном смысле слова опасным
для жизни, для цивилизации в целом. Эту же мысль развивают ученые,
констатируя, что в общественном сознании разразилась катастрофа — ху
дожественная культура воспринимается в современном обществе преиму
щественно как отчужденный элемент, не затрагивает чувства человека, ви
дится лишь как абстрактная эстетическая ценность. Катастрофа имеет
I глобальные последствия - нарушение связи времен и преемственности
, культурных традиций.
В настоящее время является бесспорным тот факт, что музыкальное искусство становится самым потребляемым "видом", компонентом культуры. Качество же потребляемого массового музыкального искусства сегодня таково, что о положительном влиянии его на культуру личности и общества в целом говорить не приходится. Низведение всего возвышенного до обывательского уровня, воспевание низменных страстей, цинизм по отношению к высоким нравственным идеалам, человеческим чувствам, уголовно-сленговые содержание и стиль текста, примитивно-шаблонные жанры и формы - все это, к сожалению, давно стало нормой для массовой музыкальной культуры наших дней.
Положение усугубляется еще и тем, что не видно перспектив проти
водействия со стороны государства сложившейся политике в сфере куль
туры, где негативные тенденции не только не пресекаются, но и поддержи
ваются владельцами СМК (взять хотя бы некоторые молодежные TV-
\ программы и даже целые телевизионные и радио-каналы). Не будем забы-
вать, что основной потребитель массовой музыкальной культуры (ММК) -молодежь, причем именно школьно-студенческого возраста. Того возраста, когда происходит формирование ценностных ориентации личности, ее вкусов и идеалов. Заметим, что массовая школа, общественные молодежные организации по большей части занимают позицию стороннего наблюдателя процессов, происходящих в массовой культуре, а то и просто пропагандируют "искусство" звезд шоу-бизнеса. В целом ситуация такова, что негативному влиянию массовой музыкальной культуры нет планового противодействия со стороны социальных институтов. По всему этому проблема формирования ценностных (а именно - художественно-эстетических) ориентации в массовой музыкальной культуре у подростков является актуальной стратегической педагогической задачей на современном этапе развития массового музыкального образования.
А, следовательно, необходима система подготовки педагогов-музыкантов к формированию ценностных (художественно-эстетических) ориентации подростков в массовой музыкальной культуре. Большая часть учителей музыки, музыкантов-профессионалов и педагогов дополнительного образования, в силу академической направленности профессионального образования, имеет самое общее, поверхностное представление о современном состоянии массовой музыкальной культуры, о ее воздействии на сознание, мировоззрение и ценностные ориентиры взрослеющей личности. Поэтому необходимо оснастить педагога системой современных научных знаний по данной проблеме, вооружить технологией противодействия культуре обыденности и повседневности.
Раскрытие проблематики исследования потребовало рассмотрения ее содержания в нескольких аспектах.
Философско-культурологический аспект определил с методологической базой исследования в целом. О влиянии музыки на сознание человека говорили философы от Аристотеля, Плутарха до Ф. Ницше, А. Шопенгауэра, А. Швейцера, А. Лосева, О. Шпенглера и др. Эта основа позволила обозначить место и роль массовой музыкальной культуры в мировой культуре в целом, особенности и динамику влияния ее на общественное сознание, понять и теоретически обосновать стратегию и тактику противодействия агрессивному характеру современной массовой музыкальной культуры.
Эстетический аспект исследования проблемы дал возможность представить само происхождение музыки как реализацию эстетической сущности человека и дает возможность в первую очередь сосредоточиться на эмоционально-оценочной деятельности, а конкретнее - на ее аксиологической составляющей. Благодаря этому содержание искусства в целом и любого его вида раскрывается на категориальном уровне - на уровне об-
щечеловеческих ценностей (М.С.Каган, А.Н.Сохор, Э.В.Орлова, С.Х.Раппопорт, А.Г.Здравомыслов, В.Ю.Борев, П.С.Гуревич и др.).
Понятно, что без музыковедения и музыкознания невозможно определить музыку как вид искусства в единстве ее содержания, языка и форм существования (бытования). Исследование проблем массовой музыкальной культуры с этой стороны позволило выявить специфические черты и характеристики, вскрыть источники и закономерности развития и внутренние противоречия этого явления. (Б.В.Асафьев, Е.В.Назайкинский, В.В.Медушевский, Л.Мархасев, У.Сарджент, Ю.Понасье, А.Козлов, Е.Овчинников, А.Троицкий и т.д.)
Важное место занимает психологический ракурс рассмотрения проблем массовой музыкальной культуры. Он позволил проникнуть в механизмы воздействия массовой культуры на формирование личности через восприятие и усвоение конкретных эстетических ценностей путем эксплуатации психофизиологических особенностей подросткового возраста, а также выработать пути противодействия негативу в массовой музыкальной культуре на основе передовых идей общемировой психолого-педагогической науки (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, В.В.Мухина, В.В.Давыдов, Р.Бернс, Э. Эриксон, А. Маслоу и др.).
Социологический аспект позволил высветить регулятивные функции массовой музыкальной культуры, вскрыть социальные предпосылки ее воздействия на общественное сознание, раскрыть механизмы управления и манипулирования интересами и потребностями молодежи, понять закономерность формирования субкультурных сообществ, вырабатывающих новые ценностные ориентации и создающих на их основе определенные временем поведенческие стереотипы (А.Н.Сохор, А. Иванов, А.Я.Флиер, М.С.Каган и др.).
Наконец, собственно педагогический аспект позволил на научной основе использовать конкретные пути, методы, технологии формирования
ценностных ориентации подростка в массовой музыкальной культуре в
процессе воспитания-образования, а также объем необходимых для этого
знаний и умений; создать систему методического оснащения в этой облас
ти и вооружить этой технологией педагогов-музыкантов
(Д.Б.Кабалевский, Л.В.Горюнова, Л.В.Школяр, Р.А.Тельчарова,
Э.Б.Абдуллин и др.).
В процессе такого всестороннего рассмотрения проблемы исследования было выяснено, что едва ли не единственной возможностью организовать сопротивление нашествию массовой музыкальной культуры становится раскрытие ее негативных сторон в сравнении с высокой человеческой культурой: необходимо как бы "взорвать" увлечение ею изнутри, и тем самым воздействовать на самосознание личности.
Концепция исследования построена на том, что педагог-музыкант для овладения технологией формирования ценностных ориентации подростков в массовой музыкальной культуре должен быть не только оснащен необходимым комплексом психолого-педагогических и специально-музыковедческих знаний, умений и навыков, но и сам должен "пройти", испытать на себе весь путь становления личности в мире современной музыкальной культуры.
Исходя из сказанного, идеей исследования стала попытка такой организации процесса постижения массовой музыкальной культуры: через различение - к сравнению, через сравнение - к ценностям, через осознание истинных ценностей - к противоречию, через рефлексию противоречия - к отторжению псевдоценностей, и далее - к активному противодействию. Нам видится, что только так: погружая взрослеющую личность в водоворот массовой музыкальной культуры, в исследование ее внутренних закономерностей и противоречий, можно надеяться выработать осознанное противостояние мнимым ценностям массовой музыкальной культуре в самой личности, что и должно стать стимулом ее саморазвития. Отсюда:
Объект исследования - профессиональная педагогическая деятельность в среде подростков, направленная на художественно-эстетическое (музыкальное) образование и воспитание личности.
Предмет исследования - процесс подготовки педагога-музыканта к формированию системы художественно-эстетических ценностных ориентации подростков в ходе изучения массовой музыкальной культуры.
Цель исследования - теоретически обосновать и разработать педагогические технологии выработки у подрастающего поколения системы ценностных ориентации, призванной стать источником их саморазвития, самоактуализации личности, вооружить этой технологией педагогов-музыкантов.
Цель, объект и предмет исследования определили его задачи: 1 .Изучение научной литературы по проблеме исследования. 2.Разработка концепции исследования и его программы. 3.Создание педагогической технологии формирования у подростков ценностных ориентации в процессе изучения массовой музыкальной культуры.
4.Практическая апробация разработанной технологии и выявление ее эффективности по специальной программе.
5.Разработка системы методического обеспечения подготовки педагогов-музыкантов к формированию ценностных ориентации подростков в массовой музыкальной культуре.
Гипотеза исследования. Подготовка педагогов-музыкантов к формированию художественно-эстетических ценностных ориентации у подростков будет протекать эффективно, если:
- в процессе профессиональной деятельности учитель будет опираться на понимание и осознание учениками культуры как способа существования Человека в мире, человеческого в Человеке;
будет сформировано у педагога и у учащихся понимание многомерности культурного пространства современности как отражения уровней развития внутренней культуры личности;
будет воспитано диалектическое понимание содержания и форм массовой музыкальной культуры во всем объеме ее внутренних противоречий, которые заложены и сформировались в ходе ее развития;
понимание расхождения подлинных ценностей и псевдоценностей в массовой музыкальной культуре станет одним из источников становления личности школьника, выступит стимулом ее нравственно-эстетического, духовного совершенствования;
система педагогических воздействий, применяемых учителем, будет органически вытекать из природы искусства и психологической природы подросткового возраста, опережая развитие ученика и таким образом влияя на формирование ценностных ориентации.
Методологической основой исследования послужили философско-
эстетические и научно-педагогические труды ученых прошлого и настоя
щего; диалектический материализм, культурологические концепции
М.С.Кагана, А.Ф.Лосева, А.Я.Флиера, О.Шпенглера; интонационная тео
рия Б.В.Асафьева; теория двойственности музыкальной формы
В.В.Медушевского; концепция музыкального воспитания
Д.Б.Кабалевского; теория развивающего обучения В.В.Давыдова; труды в области музыкального восприятия Б.М.Теплова, Е.В.Назайкинского и др.
Методы исследования: анализ и обобщение теоретической и научно-методической литературы; формирующий эксперимент как метод художественно-эстетического освоения действительности; направленное педагогическое наблюдение; анкетирование, интервьюирование; метод статистического анализа при обработке результатов эксперимента.
Научная новизна заключаются в теоретическом обосновании и разработке технологии формирования ценностных ориентации современных
школьников в массовой музыкальной культуре Особенностью технологии явилось использование помимо сравнения высоких образцов искусства и низких по качеству артефактов массовой культуры, прежде всего, формирования у подростков внутреннего механизма осознания себя, как носителя, потребителя и создателя этой неоднозначной культуры и соотношения этой самооценки с критическим восприятием ценностей современной культурной действительности. Новым является и подход к изучению явлений массовой музыкальной культуры с точки зрения природы искусства.
Практическая значимость исследования видится в реальной результативности предложенной нами технологии формирования ценностных ориентации в массовой музыкальной культуре в их художественно-эстетическом ракурсе, а также в возможности широкого внедрения курса "История эстрады, джаза и рок-музыки", как специального курса, так и в качестве факультативного занятия или логического продолжения предмета "Музыка" в общеобразовательной школе.
Этапы исследования. Первым этапом (1991-93 гг.) явился анализ философской, социологической, музыковедческой и педагогической литературы по проблемам массовой музыкальной культуры, методологическое обоснование эксперимента.
Второй этап (1993-2001гг) - разработка учебного курса "История джаза, рок- и поп-музыки" , его апробация на базе школы №6 г. Перми и на базе Пермского музыкального училища, создание учебно-методического комплекса (программа, аудио, видео-, нотная хрестоматии, методические рекомендации), ознакомление учителей музыки и педагогов-музыкантов Пермской области с содержанием авторского курса и педагогической технологией.
Третьим этапом (2001-2002гг.) стала корректировка курса в связи с гипотезой и задачами исследования и, как итог - подведение результатов и оформление текста диссертации.
Исследование в целом носило лонгэтюдный характер. Аргументированность и достоверность выводов и рекомендаций обеспечены методологической обоснованностью и логической непротиворечивостью понятийно-категориального аппарата, полидисциплинарным подходом к анализу теоретического и экспериментального материала, достаточным объемом экспериментальных данных и репрезентативностью выборки; многовариантностью критериев оценки; внедрением результатов исследования в практику.
Апробация результатов исследования была проведена в ходе завершающей стадии последнего этапа эксперимента, в распространении опыта работы по программе факультативного курса "История джаза, рок- и поп-музыки" в ряде общеобразовательных школ г. Перми и Пермской области. Методическое обеспечение педагогов-музыкантов и овладение ими педагогической технологией формирования ценностных ориентации подростков в массовой музыкальной культуре осуществлялось через систему курсовой подготовки в Пермском областном институте повышения квалификации работников образования. Некоторые теоретические положения были обсуждены в выступлениях на научно-практических конференциях: "Актуальные проблемы начального и среднего музыкального образования" (Пермь - 1996г.); "Содержание и технологии музыкального образования в школах с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла" (Пермь - 1997г); "Вариативность музыкального образования в школах с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла" (Пермь - 1998г.); "Учитель и ученик. Педагогика сотворчества" (Пермь - 1998); "Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы теории, истории и методологии музыкального образования" (Москва- 1998г).
Методологические и методические вопросы, связанные с ходом эксперимента и проблемами его апробации освещены в ряде публикаций:
1. Некоторые проблемы музыкального образования (на примере
курса "История джаза, рок- и поп-музыки").// Актуальные проблемы на
чального и среднего музыкального образования. Пермь.- 1996 - 2стр.
Комментарии к программе факультативного курса "История джаза, рок- и поп-музыки". //Содержание и технологии музыкального образования в школах с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. Пермь, ill'НУ, 1997г. - 2 стр.
О музыкальном просвещении старшеклассников.// Вариативность музыкального образования в школах с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. Пермь, ПГГГУ, 1998 - 3 стр.
Проблема педагогических технологий в музыкальном образовании (в рамках инновационных процессов). //Учитель и ученик. Педагогика сотворчества. Пермь, ПМУ, 1998 - 4 стр.
Музыкальное воспитание, образование и массовая музыкальная культура (проблемы теории, методики и практики).//Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы теории, истории и методологии музыкального образования. - М., РАМ им. Гнесиных, 2000 г. - 8 стр.
Многомерное культурное пространство современности как отражение уровней культурного развития личности. // Педагогика искусства и интеграция. М., ИХО РАО - 2001г. - 3 стр.
Видеообраз и молодежная субкультура.// Музыка в школе № 5, 2001 г.-3 стр.
История джаза, рок и поп-музыки. Программа факультативного курса // Искусство в школе №№ 2-4, 2001г. -11 стр.
Массовая музыкальная культура. /Учебная программа для специальности 051400 "Музыковедение" - Пермь - РИО ПГИИК -2001 г. - 8 стр.
Массовая музыкальная культура и ее роль в развитии личности (философско-эстетический, социологический аспекты)
Массовая музыкальная культура может быть рассмотрена глубоко и полно только тогда, если она выступает в исследовании как часть общей культуры человечества, отражающей в себе как зеркале (или как "увеличительном стекле") все позитивные и негативные стороны культурного развития человеческого общества. Потому начать наше исследование необходимо с самых общих философско-эстетических представлений о культуре как таковой.
Общественное устройство и культура являются онтологическими основаниями человеческой жизни. В философии эти формы жизнедеятельности людей рассматриваются как в нерасторжимом единстве (цивилизация в целом), так и в качестве самостоятельных, самодостаточных понятий. Доминирующей точкой зрения выступает понимание культуры как системы духовных ценностей и идеальных эталонов, что становится производным от системы общественных отношений. Человек изначально мыслится в целостном социокультурном контексте, так как культура есть способ вхождения в общество и само содержание общественной жизни.
Культурология сегодня — это фундаментальная наука, которая снабжена широким терминологическим аппаратом, оснащена аналитической базой, системной классификацией. В настоящее время культурологи насчитывают до 500 определений феномена "культура", и толкование этого понятия сегодня продолжает постоянно расширяться, углубляться, изменяться. Такое обилие определений говорит как о сложности и многозначности ее как объекта познания, так и о недостаточной методологической базе в ее изучении.
Обозревая методологически множество подходов к определению культуры, можно (правда, с достаточной степенью условности) разделить их на две основные группы с достаточно точно обозначенными "полюсами". На одном из них культура рассматривается как самостоятельный объект (т.е. нередко трактуется изолированно от самого человека, как бы вне связи с реальной общественной практикой). Доказательством этого, кстати, служит и установившаяся система взаимоотношений культуры и образования. На другом "полюсе" культура выступает как неотъемлемая часть человека — его сущность, как сам человек. В научном анализе оба типа определений могут существовать и сосуществовать, однако для нас представляет интерес более всего вторая позиция, поскольку ее методологическая база обязывает к рассмотрению культуры и всех составляющих культурного процесса, прежде всего массовой музыкальной культуры, как одну из ведущих форм существования самого человека.
Одно из самых содержательно емких, но в то же время кратких разъяснений термина принадлежит А.Молю: "Культура - интеллектуальный аспект искусственной среды, которую человек создает сам в ходе своей социальной жизни" (129; 109). Понимать это определение можно как "совмещение подходов", а по сути - как диалектическое единство. С одной стороны, человек с рождения живет в мире культуры, поведение человека с самого раннего возраста регулируется принятыми в культуре ценностями, нормами, традициями, правилами. А с другой стороны, эта "среда" -искусственная, созданная и постоянно создаваемая им самим. Таким образом, культура не существует вне человека, она есть действенная энергия всего общественного развития. Но и человек не может существовать без опредмечивания себя в культуре (в частности, создавая искусство).
Если теперь рассматривать искусство как "общественную технику чувства" и "социальное в нас" (Л.С.Выготский), а его содержание как отражение "психики общественного человека" (Г.В.Плеханов), то весь про цесс социализации личности представляется как непрерывный процесс овладения культурой, где индивидуализация личности - это момент самоопределения себя в культуре. Поэтому так важен "адрес" избранной нами логики философского осмысления культуры и общества, который обозначают авторы учебного пособия по психологической антропологии В.Слободчиков и Е.Исаев, говоря, что культура - есть мера человеческого в человеке, а значит это еще и "необходимая предпосылка разумной деятельности в сфере образования" (курсив наш, ПО; 119). Этот тезис становится исходной точкой, "предпосылкой и целью" теоретического и практического исследования выбранной нами проблемы.
Чтобы быть приобщенным к культуре, человек должен понимать ее на философском уровне, когда культура предстает как форма существования личности вообще, личности как "Я-концепции". Приходится (вслед за социологической наукой) признать и то, что современный человек, во многом принизивший ценность труда как физического, так и интеллектуального, не желает, не испытывает потребности в приложении сил для осознания традиционных культурных ценностей. Если сказать по-другому: реальная историческая действительность (не только в наше время) всегда в своем содержании имела противоречие между тем, что человечество зафиксировало (опредметило) в качестве ценностей культуры, и тем, как эти ценности ассимилирует, присваивает обыденное сознание. Это главное противоречие так или иначе, в той или иной мере, но обязательно находит свое отражение во всех философских, культурологических, эстетико-философских исследованиях. В этих работах можно выделить несколько направлений (тенденций, точек зрения) в интерпретации сопряжения понятий культура и человек.
Процесс становления самосознания современного школьника с психологических позиций
Исследуемый возрастной период видится самым проблематичным не только с житейской, обыденной точки зрения, но является таковым и в научных разработках психологов и педагогов. Основные противоречия этого сложного, переломного возраста обусловлены несовпадением основных показателей созревания: органического (физического), полового и социального. В настоящее время в развитых странах этот период имеет тенденцию к постепенному увеличению. По современным психологическим данным (их приводит В.С.Мухина, 83) границы подросткового возраста охватывают почти десятилетие - от 11 до 20 лет. Субъективная средняя продолжительность отрочества колеблется от 4 до 7 лет. Л.С.Выготский, обобщая исследования подросткового периода, пришел к выводу о том, что в этом возрасте структура потребностей и интересов определяется в основном социально-классовой (сегодня можно сказать - социокультурной) принадлежностью подростка. Ученый писал: "Никогда влияние среды на развитие мышления не приобретает такого большого значения, как именно в переходном возрасте" (подчеркнуто нами).
Главное новообразование этого возраста - открытие "Я", возникновение рефлексии, осознание своей индивидуальности. Систематическое исследование самосознания, ценностных ориентации, мировоззрения под ростков связаны с решением главной задачи психологии - познание внутреннего мира личности, тесно связанного с культурой и историей.
Для формирования личности в этом возрасте решающую роль, по мнению В.Штерна, играет то, какая ценность переживается подростком как наивысшая, определяющая жизнь. Переживаемые ценности, таким образом, обуславливают тип человеческой личности. Штерн выделил шесть типов: теоретический, эстетический, экономический, социальный, политический, религиозный. По мнению ученого, подростковый возраст характеризует не только особая направленность мыслей и чувств, стремлений и идеалов, но и особый образ действий. Этот вид активности, промежуточный между детской игрой и ответственной деятельностью взрослого, Штерн называет "серьезная игра". Подросток как бы пробует свои силы во "взрослой" жизни, играет во "взрослого". Именно проявления этой "серьезной игры" мы можем увидеть и в субкультурных молодежных сообществах, где все участники объединения, организации "играют, по ролям", то есть ведут себя в соответствии с определенными правилами - имиджами.
Э.Эриксон (148), считавший подростковый возраст самым важным и трудным периодом человеческой жизни, подчеркивал, что психологическая напряженность, которая сопутствует формированию целостности личности, зависит во многом от духовной атмосферы общества, в котором человек живет, от внутренней противоречивости общественной идеологии. То есть противоречия личности как бы дублируют противоречия социума.
Концепция Ж.Пиаже (99) говорит о фундаментальной децентрации личности, то есть подросток смотрит на мир с точки зрения возможности его изменения. Впервые в жизни взрослеющий ребенок выходит за рамки своего "Я", смотрит на себя, свои поступки, свои мысли как бы "со стороны". Подросток стремится не только выражать свои желания, потребности, интересы (причем нередко это проявляется в социально неодобряемых формах поведения), но при этом старается соизмерять свои поступки с общественно выработанными нормами этики и морали. Вся эта бурная внутренняя жизнь, протекающая как процесс "поиска себя", осуществляется, по отношению к детству, уже на более сознательном уровне. При этом возникают многочисленные противоречия между "Я" и "МЫ", между фантазией и реальностью, между должным и желаемым и пр. Противоречия рождают аффект неадекватности, в свою очередь возникает эмоциональная импульсивность, которая мешает контролировать подростку свое поведение. Однако, повторяем, подросток уже в достаточной мере осознает позитивный или негативный характер собственных действий - и это, пусть еще неполное и подчас не содержательное осознание и есть союзник педагога-музыканта.
В этом возрасте, когда формирование личности и строительство программы жизни начинает переходить на рельсы осознания себя в социуме, во весь голос заявляет о себе проблема формирования интересов. Ее подробно рассматривает Л.С.Выготский в своей культурноисторической концепции, называя "ключом ко всей проблеме психологического развития подростка". Интересы, или "доминанты", влияют на формирование личностных качеств, характера, выбор определенной модели поведения и программы жизни.
Два важных новообразования возраста, как отмечал Л.С.Выготский -это развитие рефлексии, и на ее основе самосознания. Причем развитие рефлексии не ограничивается только внутренними изменениями самой личности. В связи с возникновением самосознания для подростка становится возможным и неизмеримо более глубокое и полное понимание других людей. По мнению ученого, самосознание, как никакая другая сторона душевной жизни зависит от культурного содержания среды (подчеркнуто нами). То есть, расшифруем: качество социокультурного пространства напрямую влияет, и более того, непосредственно формирует личность и ее самосознание.
"Поведение человека следует рассматривать как внешнее проявление его внутреннего мира" пишет Э.Бернс (10; 10). То есть негативное поведение - признак неустроенного, несформировавшегося "Я" подростка. И другая мысль ученого: "...самооценка не является постоянной, она изменяется в зависимости от обстоятельств. Источником оценочных значений различных представлений индивида о себе является его социокультурное окружение, в котором они нормативно фиксируются в языковых значениях... Источником оценочных представлений индивида могут быть также социальные реакции на какие-то его проявления и самонаблюдения". (10; 35). Таким образом, самооценка, как часть самосознания - это динамичный процесс, постоянно изменяющийся и постепенно формирующийся. На самооценку, на понимание "какой Я?" влияют все микро- и макрофакторы окружающей среды, самого социума.
Принципы построения и содержание курса "История эстрады, джаза и рок- музыки"
Сопоставление современной эстрадной музыки с формами развлекательного, оформительского и прочего "прикладного" музицирования показывает, что многие современные массовые жанры являются константами культурной истории. Это позволяет рассматривать современную массовую музыкальную культуру как частный случай общеисторических закономерностей функционирования определенных разновидностей художественного творчества. Из этого положения мы выводим историзм, как важный аспект изучения процессов развития массовой музыкальной культуры, и в этом отношении историко-логический метод исследования (раскрытия подросткам) ее содержания здесь имеет место как традиционная логика, адекватная самой истории культуры. В этом смысле отметим, что невозможно выработать и адекватный инструментарий для анализа современной массовой музыкальной культуры и ее форм и жанров и любых конкретных образцов, не поставив их в контекст всего развития мировой культуры.
В рамках учебного курса мы считаем необходимым дать учащимся представление о многомерном пространстве современной массовой музыкальной культуры. В специальной литературе и диссертационных исследованиях уже сделаны попытки систематизации явлений масскульта. Например, интересную, хотя и несколько неожиданную "рубрикацию" жанров или видов музыкально-развлекательных жанров предложила в своей научной работе Н.Протасова (100):
1)Широко популярные жанры (популярная музыка, поп-музыка, легкая музыка).
2) Жанры, популярные в узкой аудитории (единство предпочтений: рок, джаз, рэп, серьезная и народная музыка).
3) Малопопулярные жанры (хэви-металл, фолк и народная музыка).
4) «Устойчивые"жанры (легкая музыка, популярная музыка, рок, серьезная музыка, народная музыка, рэп).
Как видим, подобное ранжирование имеет скорее социологическую основу, нежели специфически музыкальную, базируется именно на доминирующих предпочтениях аудитории. В такой "рубрикации" есть несомненная ценность. Это, прежде всего, принципиальное единство жанров масскульта, как жанров музыкальных. На одной ступени, рядом оказываются фольклор и хэви-металл, в сознании большинства профессионалов и специалистов - несопоставимые явления музыкальной культуры. Однако их рядоположенность в данной "рубрикации" позволяет подойти к рассмотрению этих, казалось бы, взаимоисключающих явлений с единых позиций анализа произведения искусства.
Еще одна оригинальная классификация жанров массовой музыкальной культуры предложена Р.А.Тельчаровой (124). Исследователь предлагает разделять течения и направления в рок музыке по таким признакам:
-по принадлежности к социально-культурным движениям и группам (альтернативный рок, панк-рок, революционный рок);
-по возрастным ориентирам (детский, подростковый, взрослый);
-по технической оснащенности (электронные, компьютерные жанры);
-по интенсивности выражения (тяжелый, мягкий, психоделический);
-по взаимодействию с музыкальными традициями (афро-рок, барокко-рок, джаз-рок, блюз-рок)
-по месту в системе художественной культуры (поп-рок, рок авангард, прогрессивный рок).
Этот принцип классификация и систематизации можно применить не толь ко к рок- музыке, но и к массовой культуре в целом.
В существующих программах, предлагающих к изучению те или иные аспекты массовой музыкальной культуры, как правило, принцип историзма присутствует, хотя и нередко в прикладном - хронологическом прочтении, либо в ретроспективном взгляде на то или иное явление искусства.
В программе Т.Л..Айзикович "История джаза и популярной музыки" (3), предназначенной для учащихся эстрадной специализации детской музыкальной школы, учебный курс разделен на две части. В первой подробно рассматривается джаз как явление музыкального искусства, его выразительные средства, афроамериканские истоки джаза, историческое развитие джазовых стилей. Вторая часть курса посвящена общей характеристике современной популярной музыки, которая, по мнению автора, представлена социально-политическими песнями, традициями шансон, шлягером, кантри, бит- и рок-музыкой, а также диско и советской эстрадной песней.
Если к предложенной логике изучения джаза вопросов практически не возникает, то во втором разделе курса мы видим явное смешение жанров, стилей, содержательных и социальных аспектов массовой музыкальной культуры. Даже вводная тема всего учебного курса внутренне противоречива. В общем представлении о современной массовой музыкальной культуре сочетаются как разнообразные социальные функции, высокие эстетические принципы (?) - приведем дословно: "гуманизм, демократизм, народность, прогрессивность, художественность", так и психологическая и коммерческая сущности имиджа, понятие музыкального китча. Надо сказать, что противоречивость явлений массовой культуры подмечена верно. Однако суть этого противоречия не раскрывается, а с утверждением о "высоких эстетических принципах", после приведенного выше анализа, трудно согласиться.