Введение к работе
Актуальность проблемы исследования. Общие процессы глобализации и информатизации, наблюдаемые в мире за последние десятилетия, ведут к резкому увеличению межнациональных контактов на разных уровнях, увеличению числа мультикультуральных обществ. Мировая ситуация ставит перед каждым народом и этносом задачу осознания своей национальной и культурной специфики. При этом важным остается вопрос эффективного взаимодействия в общемировом формате на уровне государств, сообществ и отдельных личностей.
В настоящее время КНР представляет собой стремительно развивающийся регион, все больше интегрирующийся в систему международных отношений. Процессы экспансии охватывают также и сферу культуры – все большее количество людей во всем мире интересуется китайской философской традицией, поэзией, обрядами и ритуалами, историей этой страны.
Очевидно, что данные процессы порождают небывалые возможности для интеграции самобытной и богатой культуры Китая, культуры Азиатского региона и культуры западных стран. Вместе с тем, подобные позитивные интеграционные процессы не всегда могут быть реализованы в силу определенных социально-культурных, экономических и иных стереотипов, ограничивающих возможности социального и культурного взаимодействия людей различных культур и стран. Также взаимодействие предполагает позитивную трансляцию уникальных культурных и социальных элементов, носителем которых является каждый человек – субъект социально-культурного взаимодействия.
В музыкальном искусстве указанные важнейшие компоненты культуры предстают во всей своей полноте и, вместе с тем, в форме, максимально доступной для восприятия и понимания с позиций представителя иной культуры. Подлинные произведения искусства кросскультурны, они привлекают к себе, формируя позитивное отношение к породившей их культуре, которая начинает восприниматься как самобытная, иная, но близкая, понятная – то есть создается основа для межкультурного взаимодействия. Постижение музыкального искусства других культур позволяет сформировать адекватное понимание специфики данных культур и их носителей, что способствует эффективному субъектному межкультурному взаимодействию.
Важно отметить, что формирование подобного восприятия музыкального творчества других культур невозможно без комплексного освоения необходимой совокупности общественных знаний, обеспечивающих адекватность музыкального восприятия, воздействия на психологические процессы восприятия музыки – подключение эмоционального компонента, осмысления музыкального творчества через призму собственного опыта,
воображения, чувственного восприятия.
Очевидно, что обеспечение подобного восприятия может быть осуществлено лишь через обучение – тем самым, возникает необходимость подготовки самих музыкантов-педагогов.
В настоящее время, как показывает практика, деятельность педагогов-музыкантов (в частности в КНР) сводится к повышению уровня эрудированности, выработке у них конкретных умений игры на инструменте, вокальных навыков.
Подобный ограниченный педагогический подход порождает комплекс взаимосвязанных противоречий, составляющих проблему исследования:
между важностью для педагогического процесса в вузе ознакомления с высокими межкультурными образцами музыкального искусства и неготовностью к восприятию другой культуры в аспекте социально-культурного взаимодействия;
между значимостью современных педагогических технологий как средства усиления основ межкультурного взаимодействия и ограниченными возможностями по его использованию музыкантами-педагогами.
Формирование педагогических технологий освоения межкультурного взаимодействия является одной из центральных системообразующих задач современного музыканта-педагога, что связано с общим кризисом межкультурных отношений и гуманистических ценностей в мировом масштабе. Данное положение призвано на практике отразить новую парадигму гуманизации системы образования, ее ориентации на выработку у учащихся гуманистической ориентации, духовно-ценностного постижения мира, толерантности и готовности к межкультурному диалогу, взаимодействию.
Вышеизложенное позволяет обозначить тему настоящего исследования как актуальную, имеющую значимость для социально- и личностно-значимых процессов: межкультурного и субъектного социально-культурного взаимодействия, формирования в процессе обучения в школах КНР позитивно-ориентированной в области международных контактов личности.
Степень научной разработанности проблемы. Особое значение для настоящего исследования имеют работы педагогов-гуманистов Я.А. Ко-менского, И.Г. Песталоцци, труды П.П. Блонского и других. Формированию педагогических основ исследования способствовали философские и культурологические аспекты работ А.А. Аронова, Т.И. Баклановой, Л.С. Зориловой.
Особый интерес представили работы классиков психологии, педагогики Б.Г. Ананьева, П.П. Блонского, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, посвященные исследованию активной творческой личности.
При изучении личности как субъекта деятельности использовались работы психологов К.А. Абульхановой-Славской, А.Н. Леонтьева, А.В. Петровского и др.
Подойти к пониманию сущности инновационных педагогических технологий, их проектирования, внедрения и оценки эффективности в образовательном процессе автору помогли работы Е.И. Григорьевой, А.Г. Казаковой, Т.Н. Крыгиной и др.
Гуманистический характер социально-культурной деятельности и концепции профессиональной подготовки социальных педагогов в данной области изложены в трудах Т.И. Баклановой, Л.С. Жарковой, Л.С. Зорило-вой, С.А. Касаткиной, Е.Л. Кудриной, Н.П. Лапшина, Н.А. Паршикова, В.С. Садовской, В.И. Черниченко, В.М. Чижикова, Н.Н. Ярошенко и др.
Фундаментальные теоретические основы подготовки педагогов-музыкантов представлены в работах Э.Б.Абдуллина, Л.Г. Арчажниковой, Л.Т. Безбородовой, А.А. Рапацкой, Г.М. Цыпина, Го Шучен, Джон Сяо-дин, Чи Сяочжен, Лан Юйсию, Хуан Пэнь и др.
Профессиональная подготовка музыкантов-педагогов в современном образовательном пространстве вуза представлена в исследованиях О.В. Дедюхиной, Т.А. Замятиной, О.Н. Токаревой, Т.И. Шевченко, М.В. Шер-шаковой, Фан Кунь, Лин Хуа, Хэ Чжанхао, Юй Лина, Ши Лин и др.
Межкультурное взаимодействие и в прошлом, и в настоящем привлекало внимание исследователей и осуществлялось с междисциплинарных позиций: философских, культурологических, психологических, антропологических (М. Бахтин, В.С. Бибир, Ю.М. Лотман, Го Шучен, Джон Сяо-дин, Джэн Бохуа и др). В то же время специальных исследований теории и практики подготовки будущих педагогов-музыкантов в КНР к формированию педагогических технологий освоения межкультурного взаимодействия не проводилось.
Объект исследования: профессиональная подготовка педагога-музыканта в вузах КНР.
Предмет исследования: освоение будущими педагогами-музыкантами педагогических технологий межкультурного взаимодействия.
Цель исследования состоит в разработке педагогических технологий социально-культурного взаимодействия в профессиональной подготовке будущих педагогов-музыкантов в вузах КНР.
Задачи исследования:
-
Раскрыть содержание педагогических технологий социально-культурного взаимодействия, выделить критерии оценки данного понятия и его составляющие.
-
Определить основы процесса освоения и функционирования межкультурного взаимодействия в контексте профессионального развития будущих педагогов-музыкантов.
-
Разработать экспериментальную авторскую методику по подготовке будущих музыкантов-педагогов к формированию социально-культурного взаимодействия в вузах КНР.
-
Провести анализ эффективности педагогических технологий формирования социально-культурного взаимодействия в вузах КНР.
Гипотеза исследования состоит из следующих предположений: формирование у будущих педагогов-музыкантов педагогических технологии социально-культурного взаимодействия позволяет создавать благоприятные условия для освоения студентами богатства мировой музыкальной культуры; подготовка музыкантов-педагогов к педагогической деятельности, ориентированной на формирование социально-культурного взаимодействия, предполагает освоение педагогических технологий на уровне самих будущих педагогов, что является важным условием последующего развития обучаемых. Готовность будущего музыканта-педагога к формированию социально-культурного взаимодействия является формируемым системным профессионально-личностным качеством (социально-культурной коммуникативной компетентностью педагога), содержащим следующие составляющие: мотивационно-творческую, когнитивную. Существенным моментом для эффективной реализации данной компетентности является формирование готовности студента к развитию позитивных основ социально-культурного взаимодействия у обучаемых.
Методологическую основу исследования составляют философские, культурологические, психологические труды китайских и русских авторов; исследования генезиса и сущности музыкального искусства, особенности и пути формирования музыкального восприятия: Б.В. Асафьев, Л.М. Багирова, Л.П. Казанцева, Д.К. Кирнарская, М.П. Миронова, С.М. Петриков, А.Н. Сохор, Ли Чонгуан, Джао Сяошен, Лин Кэжен, Цай Сон-чи, Цай Синцень и др.;основные положения философии культуры, идеи о социальной сущности личности и ее становлении в культуре: М.М. Бахтин, В.С. Библер, М.С. Каган, Ю.М. Лотман, М.К. Мамардашвили, Ши Вэчжен, Сунь Юйдэнь, Джао Фон, Лю Дэхань, Чжэн Баохуа и др. Культурологический подход, рассматривающий образование как культурный процесс в культуросообразной образовательной среде, наполненной человеческими смыслами; ориентированный на развитие человека как субъекта культуры в процессе диалога: Е.В. Бондаревская, Б.М. Бим-Бад, В.И. Загвязинский, А.С. Запесоцкий, С.Ю. Курганов, Иан Чжен, Хуан Чжи, Щиан Щихэнь, Шен Джонгуо, Пиан Джушан, Хуа Ианджу и др. Личностно-деятельностный подход, в основе которого находится единство личностного и деятельностного компонентов в процессе практической деятельности в определенном социальном контексте, создающем положительный эмоционально-мотивационный фон: Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Чио Ли Нэ э и др. Компетентностный подход, рассматривающий проблемы го-
товности к профессиональной деятельности: А.А. Вербицкий, А.В. Козырев, А.П. Тряпицына, Н.В. Чекалева, Ма Чиохуа, Ян Мина, Жон Беншу и др. Теория и практика межкультурной коммуникации: Т.Г. Грушевицкая, В.В. Кочетков, Н.М. Лебедева, О.А. Леонтович, В.П. Фурманова, Пан Дэньсюн, Цзян Цинь, Ши Сянфэн и др. Системный подход, обосновывающий: влияние содержания каждого компонента музыкального образования на рядоположные элементы, взаимовлияние музыкального и культурологического образования, взаимовлияние восприятия элементов культуры, влияние культурной компетентности как элемента в системе личностных качеств на воспитание толерантности, навыков межкультурного восприятия и взаимодействия.
Теоретическими основами исследования выступили труды педагогов, музыкантов, раскрывающие роль музыкального искусства в процессах формирования личности. Операционализация самого термина «межкультурное взаимодействие» в настоящее время привлекает внимание исследователей и осуществляется с междисциплинарных – этнологических, социальных, психологических, педагогических позиций. При разработке теоретических и практических аспектов исследования мы основывались: на педагогической концепции трех уровней межкультурного взаимодействия (когнитивного, эмоционального и поведенческого), разработанной Е.В. Лигновской; классификационном подходе к анализу межкультурного взаимодействия, разработанном О.В. Бураевой с этнологических позиций; на понимании психологических основ межкультурного взаимодействия, разработанных В.Н. Дружининым, А.Н. Татарко и др. В вопросах теории культуры, восприятия культурных ценностей основой выступили взгляды Х.Г. Гадамера, М.М. Бахтина, М.К. Мамардашвили, связанные с концепцией понимания культурных текстов, необходимости организации специальной духовной деятельности, направленной на указанное понимание.
Методы исследования
В процессе проведения исследования использовался комплекс методов теоретического анализа: анализ понятийно-терминологической системы исследования, построение гипотез, моделирование, классификация, а также эмипирические методы исследования: наблюдение, беседа, тестирование, метод экспертных оценок, анкетирование, в частности использовались следующие тесты: диагностика принятия других по шкале Фейя, методика самооценки личности Будасси, тест различий между идеальным и реальным «Я», методика изучения мотивации достижения А. Мехрабиана.
Базой исследования явились Педагогическиий институт г. Хень Нан, Педагогический институт г. Чжэн Чжоу, факультет подготовки педагогов-музыкантов для детский садов.
Организация исследования
Научно-экспериментальная работа осуществлялась в течение пяти лет
(2004–2008 гг.) и включала три основные этапа.
Первый этап – теоретический (2004–2006 гг.), проводился анализ научных источников по проблеме исследования, который включал в себя разработку концепции исследования, изучение теоретической литературы по проблеме исследования, определение понятийного аппарата, гипотезы, объекта и предмета исследования, методик экспериментального исследования, написание теоретической части работы.
Второй этап – экспериментальный (2006–2007 гг.) – проведение педагогического эксперимента по внедрению в обучение будущих музыкантов-педагогов авторской методики формирования социально-культурного взаимодействия на основе коммуникативной компетентности педагогов и их готовности к развитию позитивных технологий социально-культурного взаимодействия. В эксперименте принимали участие 240 человек 6 групп студентов музыкальных факультетов вузов КНР (педагогических институтов г. Чжен Чжоу и г. Кэфоне), прошедших исследования по вышеуказанным методикам.
Третий этап исследования (2007–2008 гг.) – обработка и обобщение результатов, подведение итогов, оформление работы. В ходе данного этапа проводилась повторная проверка авторской методики, подводились итоги теоретического и экспериментального исследования, осуществлялся анализ эффективности методики, были подготовлены научные публикации по теме исследования.
Научная новизна исследования:
уточнено понятие социально-культурного взаимодействия в контексте педагогического процесса и изучения педагогических технологий в вузе;
определено понятие «педагогические технологии освоения социально-культурного взаимодействия»; выделены негативно-ориентированные и позитивно-ориентированные технологии;
разработана методика формирования позитивно-ориентированных технологий (триединство «культурная идентичность» – «культурная самоидентичность» – «глобальные ценности») в процессе изучения музыкального творчества;
определены составляющие социально-культурной коммуникативной компетентности педагога – когнитивная и мотивационно-творческая, выделено понятие «готовности» педагога по реализации указанной компетенции в процессе развития у обучаемых педагогических технологий.
Теоретическая значимость исследования заключается: в раскрытии взаимосвязи между собственными технологиями социально-культурного взаимодействия педагогов и формируемыми педагогическими технологиями; в определении ключевых составляющих социально-культурной коммуникативной компетентности педагогов и методов коррекции, формирования данных составляющих в процессе вузовской подготовки; в вы-
делении следующих педагогических условий развития межкультурной компетентности будущих педагогов-музыкантов: построение образовательного процесса в вузе на основе культурологического и аксиологического подходов и с учетом социокультурного контекста и контекста будущей профессиональной деятельности; реализация идей личностно-деятельностного, конструктивистского подходов; учет индивидуальных особенностей, уровня развития межкультурной компетентности; актуализация субъектного опыта студентов; создание ситуаций успеха в образовательном процессе вуза (личностный аспект). Разработанная структура социально-культурной коммуникативной компетентности предопределяет содержание и форму подготовки будущих педагогов.
Практическая значимость. Разработан специальный синтезированный курс, составленный на основе комплекса знаний, входящих в когнитивный компонент готовности педагога к развитию межкультурного взаимодействия. Данный курс имеет две последовательно реализуемые цели: сформировать навыки межкультурного взаимодействия непосредственно у будущих педагогов (как профессионально значимое личностное качество); обеспечить готовность к развитию навыков межкультурного взаимодействия на всех рассмотренных выше уровнях. Материалы диссертации могут быть использованы в процессе профессиональной подготовки педагогов на музыкальных факультетах педагогических вузов и вузов культуры при составлении учебных планов и программ, разработке лекционных курсов.
Достоверность результатов исследования обеспечивалась применением комплекса взаимодополняющих методов исследования, адекватных объекту, предмету, цели и задачам исследования, разнообразием источников информации, сопоставлением результатов с имеющимися в педагогической практике, временной продолжительностью исследования, а также основанием исследования на диалектических методах познания, использовании методов аналитической статистики при обработке полученных результатов.
Положения, выносимые на защиту:
1. Подготовка к эффективному социально-культурному взаимодействию является неотъемлемой составляющей педагогической подготовки к будущей деятельности педагога-музыканта. Сформированные педагогические технологии освоения социально-культурного взаимодействия могут носить как позитивно, так и негативно-ориентированный характер, т.е. в процессе освоения новых культур может происходить как культурное обогащение, реализация культурной и социально-культурной самоидентичности, так и ограничение контактов, замыкание в национальных резервациях и социальных сообществах, в силу закостенелой приверженности национальным стереотипам и формам поведения.
2. Педагогические технологии освоения социокультурного взаимодей
ствия содержат три составляющие, развитие и реализация каждой из кото
рых влияет на итоговую направленность социально-культурного взаимо
действия:
социально-психологическая составляющая (поведение и субъектная позиция);
когнитивная составляющая (знание, понимание, изучение);
творческая составляющая (создание нового опыта).
-
Основная идея используемых педагогических технологий – триединство восприятия иностранной культуры: элементы, составляющие специфику национальной культуры, уникальные особенности чужой культуры и сходные для всего человечества элементы, транслируемые культурой любой страны – духовность, причастность, любовь и доброта, нравственность, т.е. объединяет человека со всеми, позволяет вычленить и обозначить общечеловеческие ценности.
-
Для того чтобы педагог эффективно формировал основы социально-культурной коммуникации, важно, чтобы у самого педагога были сформированы правильные (эффективные) подходы и подобной коммуникации. Готовность музыканта-педагога к формированию социально-культурного взаимодействия является формируемым системным профессионально-личностным качеством – социально-культурной коммуникативной компетентностью педагога, содержащим следующие составляющие: мотивационно-творческую, когнитивную. Важным для эффективной реализации данной компетентности является формирование готовности педагога к развитию позитивных технологии социально-культурного взаимодействия у обучаемых.
Апробация результатов исследования осуществлялась в научных докладах и сообщениях автора на межвузовских научных, научно-практических конференциях в 2002–2009 гг. в Московском государственном университете культуры и искусств, Московской академии государственного и муниципального управления, Высшей школе социально-управленческого консалтинга (Институт), Педагогическом институте г. Хень Нан, Педагогическом институте г. Чжэн Чжоу.
Структура диссертации состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений.