Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие станковой живописи Казахстана в середине XX века в контексте влияния русской художественной школы Личман Елена Юрьевна

Развитие станковой живописи Казахстана в середине XX века в контексте влияния русской художественной школы
<
Развитие станковой живописи Казахстана в середине XX века в контексте влияния русской художественной школы Развитие станковой живописи Казахстана в середине XX века в контексте влияния русской художественной школы Развитие станковой живописи Казахстана в середине XX века в контексте влияния русской художественной школы Развитие станковой живописи Казахстана в середине XX века в контексте влияния русской художественной школы Развитие станковой живописи Казахстана в середине XX века в контексте влияния русской художественной школы
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Личман Елена Юрьевна. Развитие станковой живописи Казахстана в середине XX века в контексте влияния русской художественной школы : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.04 / Личман Елена Юрьевна; [Место защиты: Алт. гос. ун-т].- Барнаул, 2010.- 234 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-17/157

Введение к работе

Актуальность исследования, посвященного влиянию русской художественной школы на развитие станковой живописи Казахстана первой половины и середины XX века, обусловлена, во-первых, обостренным вниманием современной науки к проблемам изучения, сохранения и возрождения национальных традиций; во-вторых, развитием современного информационного общества, побуждающего обстоятельно исследовать проблему взаимодействия художественных традиций, в частности влияния традиций русской художественной школы на развитие станковой живописи Казахстана; в-третьих, новым содержанием таких важных понятий как национальная художественная школа, национальная художественная традиция. Традиции и преемственность не исключают уникальности наследия регионов, но являются хранителями и источниками возрождения духовности, столь необходимой современному обществу. Развитие художественных традиций, их взаимовлияние способствует появлению новых художественных тенденций в различных видах искусства, в том числе в станковой живописи, что ведет к взаимообогащению культур. Полноценное существование народа, такого многонационального и многоконфессионалыюго как казахский, невозможно без всестороннего приобщения к мировому опыту в сфере культуры. Поэтому необходимо дорожить положительным эффектом взаимодействия уникальных культур русского и казахского народов.

Творчество первых казахстанских живописцев, получивших образование в России, достигло высокого художественного уровня и занимает особое место в казахской и мировой культуре XX века. Это позволяет делать обоснованные выводы о серьезных достижениях русской художественной школы. Опыт приобщения казахских художников к традициям русской художественной школы через образовательную систему высших учебных заведений России заслуживает пристального и обстоятельного анализа. Современное изобразительное искусство Казахстана развиваясь на основе богатого национального художественного наследия, продолжает сохранять преемственность традициям высокого реализма русской художественной школы. Изучение процесса развития станкового искусства Казахстана во взаимодействии национальных художественных традиций и традиций русской реалистической школы живописи особенно значимо в контексте такого мощного явления, как глобализация. Актуальность темы заключается в отсутствии специальных работ, посвященных обозначенной теме.

Степень разработанности проблемы. Для рассмотрения заявленной проблемы в исследовании представлены культурологические и искусствоведческие аспекты, которые легли в основу изучения особенностей национального мировосприятия казахского народа, художественных традиций народного искусства. Представлена характеристика состояния русской художественной школы в XX веке, а также историографическая ситуация становления и развития изобразительного искусства и художественного образования Казахстана в первой половине и середине XX столетия.

Исследованием особенностей историко-культурологического развития казахского этноса занимались ученые, среди которых особо следует выделить Ч. Валиханова, М. Ауэзова, А. Маргулана, К.А. Акишева, У. Джанибекова, А. Сейдимбекова. Философское осмысление духовного опыта кочевья представлено в трудах ученых Ж.К. Каракузовой, М.Ш. Хасанова, Б.Г. Нуржанова, М.С. Муканова, С. Каскабасова, Р. Мустафиной, Г. Шалабаевой, Г. Биляловой, Р. Касымовой. Фундаментальным сборником является собрание трудов ученых Казахстана «Кочевники. Эстетика: Познание мира традиционным казахским искусством» (1993).

Общая характеристика мифа как одного из центральных понятий философии, культурологии, истории, филологии достаточно широко представлено в трудах зарубежных, русских и отечественных ученых. Основополагающий вклад в понимание

мифа внесли Г.В.Ф. Гегель, 3. Фрейд, К.Г. Юнг, Дж.Дж. Фрэзер, Л. Леви-Брюль, К. Леви-Стросс. Проблемами мифа занимались выдающиеся русские философы А.Ф. Лосев, П. Флоренский, Е.М. Мелетинский.

Вопросы теории и истории фольклора как народного искусства, разновидности жанров фольклора рассматривали в своих трудах известные ученые России Е.М. Мелетинский, В.Я. Пропп, П.Г. Богатырев, М.К. Азадовский. Важные научные положения и выводы по проблеме специфики сложения фольклорных жанров русского народа изложены в исследованиях В.Я. Проппа «Русский героический эпос» (1958), «Исторические корни волшебной сказки» (1946), и других. Художественную специфику древнерусского творчества многосторонне выявил Д.С. Лихачев. В советской науке с принципиально разных позиций исследованием фольклора занимались В. Жирмунский, Е. Катаров, О. Фрейденберг, акцентируя внимание на реликтовых элементах народной культуры в целом. М. Азадовский, Н. Андреев, Ю. Соколов, Н. Кравцов воспринимали фольклор как устное словесное творчество, способное к инновациям. Заслуга К. Чистова заключается в исследовании истории развития фольклористики как науки. Фольклоризм как фактор становления национальных культур изучался в трудах В.Е. Гусева.

Серьезные исследования по изучению казахского фольклора проведены учеными Е.Турсуновым, Н. Турекуловой, Ш. Елеукеновой, Г. Шалабаевой, М. Ауэзовым. Значимыми для казахской культуры являются монографии С.А. Каскабасова: «Казахская волшебная сказка» (1972), «Казахская несказочная проза» (1990), «Золотая жила» (1990), «Колыбель искусства» (1992). Е. Турсунов в своих работах исследовал истоки зарождения тюркского фольклора. Особенности и основные функции бытования казахского музыкального фольклора рассмотрены в миншрафии Е.О. Балабекова. Распространение и взаимовлияние орнаментальных систем разных народов рассматривалось в трудах казахстанских ученых - историков, этнографов: А.Х. Маргулана, М.С. Муканова, У. Джанибекова, Н.А. Уразбаевой, Р. Хаджаевой и др. Специфику орнаментального языка, семантику, использование в искусстве изучали русские и советские ученые - в том числе В.В. Стасов, СМ. Дудин, В.Н. Чепелев, Б.П. Деннике, Т.А. Жданко, Л.И. Ремпель и другие.

Особенности историко-культурной ситуации советского государства исследовались в работах российских ученых: В.Л. Куманева, С.А. Галина, Ю.С. Борисова, В.Т. Ермакова, B.C. Лельчука, С.А. Федюкина, Л.М. Зака, М.П. Кима, Т.С. Чанышевой, Л.В. Иванова, А.И. Фомина, А.В. Хлевнюка. Углубленным изучением проблем культурного развития Казахстана в годы Советской власти занимались Омарбеков Т., Сатершинов Б., С.З. Баймагамбетов, М.Х. Балтабаева. Широкое освещение вопросов становления и развития социалистической культуры в Казахстане проведено в работах казахстанских ученых: Ш.М. Мухтарова, Р.Б. Сулейменова, Х.И. Бисенова., К. Нурпеисова, Т. Елеуова, Е. Ривлина, У.Т. Уралиева. Проблемы культурного развития республики и становления казахской интеллигенции нашли отражение в работах известных культурологов Х.М. Абжанова, Л.Я. Гуревича. Учеными К.К. Кунантаевой, А.К. Абпазовым, М.Т. Утеубаевым, исследовались вопросы специфики становления и развития народного образования в советский период, а также формирования национальной интеллигенции Казахстана в высшей школе России.

Широк круг публикаций по истории изобразительного искусства Казахстана. В годы развития Казахстана как советской социалистической республики были выпущены многочисленные искусствоведческие труды: Я.П. Затенацкий «Очерки изобразительного искусства Казахстана» (1943); «Изобразительное искусство Казахстана» (1963) Б.Г. Ерзаковича; «Мастера изобразительного искусства Казахстана» (1972), (1984); «Очерки истории изобразительного искусства Казахстана» (1977); «Искусство Казахстана» (1985) составители А.К. Канапин и Л.И. Варшавский. Большую культурно-историческую и

художественную ценность имеют монографические альбомы, посвященные жизненному пути и живописному наследию художников: А. Степанова и С. Калмыкова - автор В. Бучинская, К. Тельжанова - Л.Ф. Марченко, А. Исмаилова - А. Синенький, Л. Леонтьева -Е.Б. Вандровская, С. Романова - Р. Копбосинова, А. Кастеева - Л.Г. Плахотная, М. Кенбаева - Н.А. Полонская, У. Ажиева - Б.К. Барманкулова, П. Зальцмана - B.C. Бучинская, А. Кастеев - Б. Барманкулова и многие другие.

Систематизированным трудом является учебник «История искусств Казахстана» (2006). В альбоме «Изобразительное искусство Казахстана. XX век» (2001) искусствовед К.Ли определяет роль и значение нескольких поколений живописцев, стоявших у истоков становления и развития национальной школы живописи Казахстана. Значительным является труд профессора В.З. Галлиева «Казахстан в творчестве художников 19 века» (2005). Фундаментальные исследования, посвященные проблемам специфики развития изобразительного искусства Казахстана в контексте традиционного мировоззрения, проведены доктором искусствоведения, профессором Р. Ергалиевой в трудах «От поэзии сказаний к поэтике красок» (2000), «Этнокультурные традиции в современном искусстве Казахстана» (2002), «Феномен степи в живописи» (2008).

Ценность представляют труды Н.М. Молевой и Э. Белютина, В.Г. Лисовского. B.C. Кеменова, Э.В. Кузнецовой, А. Федорова-Давыдова, Д. Сарабьянова, В. Ванслова. О. Сопоцинского, Г.Ю. Стернина, П. Муратова об особенностях становления русской художественной школы, развитии художественной жизни России, о творчестве выдающихся русских и советских художников.

Анализ литературы позволяет сделать заключение, что в трудах искусствоведов пока не исследована проблема особенностей развития станковой живописи Казахстана в контексте влияния традиций русской художественной школы; не выявлена роль ведущих художественных вузов России б подготовке профессиональных живописцев Казахстана; не определена значимость первых художников-педагогов в становлении художественного образования Казахстана. В связи с сохранением и развитием традиций русской школы живописи в современном изобразительном искусстве и системе художественного образования Казахстана исследуемая тема является актуальной.

Объект исследования. Станковая живопись Казахстана середины XX столетия.

Предмет исследования. Проблема влияния традиций русской художественной школы на развитие станковой живописи Казахстана середины XX столетия.

Цель исследования. На основе комплексного изучения казахского культурного наследия и русского изобразительного искусства выявить степень влияния традиций русской художественной школы на развитие станковой живописи Казахстана середины XX века.

Задачи:

— проанализировать особенности воплощения национального мировосприятия

казахского народа в казахской мифологии, образах декоративно-прикладного и изобразительного искусства;

рассмотреть изменения в культурной и художественной жизни Казахстана в связи с образованием СССР;

дать общую характеристику художественного образования Казахстана первой половины XX столетия в контексте историко-культурной ситуации;

выявить влияние мастеров живописи русской художественной школы на развитие казахского станкового искусства советского периода;

показать характер преломления традиций русской школы живописи в произведениях казахских живописцев.

Хронологические рамки. Середина XX столетия. Территориальные рамки исследования: Казахстан, Россия.

Методология и методы исследования. Методологическую основу исследования составили: культурологическая концепция ученых М.О.Ауэзова, Ж.И.Каракузовой, М.Ш.Хасанова об историко-культурной эволюции искусства казахской степи с учетом материальной и духовной традиции. Концепция профессора Б.Д. Кокумбаевой, построенной на сопоставлении оседлой культуры как исторического феномена человеческого бытия в западном мире с кочевой культурой как социальным образованием. Концепция, сформулированная русским философом Н.А. Бердяевым, о ренессансе (возрождении) российской культуры в начале XX века также положена в основу исследования.

Методологической основой послужили труды ведущих исследователей в области культурологии, этнографии, изобразительного искусства: Л.Н.Гумилева, А.Лосева, Е.М.Мелетинского, С.Каскабасова, Е.Турсунова Г.Шалабаевой, А.Сейдимбекова, С.Молевой, Р.А.Ергалиевой, Т.М.Степанской. Эти ученые придерживаются концепции взаимовлияния и интеграции культур, при сохранении национальной доминанты.

Работа выстраивалась не только в русле искусствоведческой науки, но также в контексте исторического и культурологического подходов на основе принципа междисциплинарное. Такой принцип обусловил комплексный характер исследования, предполагающий совокупность методов: общенаучных - культурологический подход, метод историзма, сравнения и аналогии, сопоставления. Использовалась специальная методика искусствоведческого анализа: метод атрибуции, анализа и синтеза, иконологический и иконографический методы.

Источниковая база исследования. Специфика исследования потребовала использования достаточно широкого крута источников, систематизированных с учетом характера проблематики. Прямыми источниками исследования стали произведения живописи казахских художников, хранящиеся в фондах: Павлодарского областного художественного музея; Государственного музея искусств имени А.Кастеева; Музея современного искусства г. Астаны; президентского центра культуры г. Астаны.

Привлекались материалы музейных экспозиций, каталоги художественных выставок. В процессе исследования обозначенной проблемы были изучены: фонды Павлодарского областного историко-краеведческого музея им. Г.Н.Потанина; Областного музея литературы и искусства им. Бухар Жырау г. Павлодар; Центрального Государственного музея Республики Казахстан.

Искусствоведческой основой послужили опубликованные труды, в той или иной степени имеющие отношение к рассматриваемой теме: устно-поэтическое творчество казахского народа: мифы, сказки, легенды. Альбомы по декоративно-прикладному искусству и казахскому костюму.

В основу работы легли материалы Алтайской краевой универсальной научной библиотеки имени В.Я.Шишкова: альбомы, каталоги, опубликованные документы. Широко использовались материалы фонда Национальной государственной библиотеки им. А.Пушкина, библиотеки президентского центра культуры г.Астана, научной библиотеки Алтайского государственного университета, областной библиотеки им. С.Торайгырова, городской библиотеки г. Павлодара.

Документальную основу исследования составили правительственные документы фондов Центрального государственного архива Республики Казахстан: постановления высших государственных органов по вопросам искусства, принятые в исследуемый нами период; нормативные документы партийного аппарата (сообщения, записки), характеризующие текущие процессы в сфере культуры - союзные, республиканские, краевые. Также использовались переписка художников, материалы центральной и местной периодической печати: журналы «Простор», «Искусство», «Творчество», «Тамыр», «Вестник КазНУ»; газеты «Казахстанская правда», «Звезда Прииртышья».

Таким образом, источниковая база достаточно разнообразна и позволила развернуть исследование.

Научная новизна исследования.

  1. определена роль русских художников в сохранении и развитии традиций русской художественной школы в системе художественного образования Казахстана в первой половине XX столетия;

  2. рассмотрено влияние мастеров русской художественной школы на развитие станковой живописи Казахстана в середине XX века;

  3. выявлены особенности преломления традиций русской художественной школы в творчестве казахских живописцев середины XX века.

Положения, выносимые на защиту:

  1. особенности мировосприятия казахского народа определили национальный стиль и содержание традиционного искусства и станковой живописи;

  2. п связи с образованием СССР произошли изменения в культурной и художественной жизни Казахстана, способствующие становлению художественного образования и появлению новых тенденций в изобразительном искусстве;

  3. большой вклад в становление изобразительного искусства Казахстана внесли мастера русской школы живописи: Н.Г. Хлудов, Н.И. Крутильников, Л.П. Леонтьев, А.И. Бортников, A.M. Черкасский, П.Я. Зальцман;

  4. художественное образование казахских живописцев осуществлялось на основе многообразных традиций реалистического искусства русской художественной школы;

  5. на развитие творчества казахских живописцев существенное влияние оказали художники-педагоги Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина, Художественного института имени В.И. Сурикова, Всероссийского государственного института кинематографии: МИ. Авилов, И.А. Серебряный, Ю.М. Непринцев, P.P. Френц, A.M. Герасимов, Ф.П. Решетников, Ю.И. Пименов, Ф.С. Богородский;

  6. развивая национальные традиции, и творчески осваивая реалистическое искусство русской школы живописи, казахские художники, создавали качественно новые художественные ценности.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в возможности использования положений и выводов при создании обобщающих научных трудов по истории культуры и искусства Казахстана. Исследование может составить основу при подготовке статей и монографий, чтении специальных учебных курсов, а также для дальнейшего исследования изобразительного искусства Казахстана.

Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры отечественного и зарубежного искусства Алтайского государственного университета. Отдельные положения и выводы нашли отражение в выступлениях автора на международных и республиканских научно-практических конференциях: «Проблемы сохранения и изучения культурного и природного наследия Прииртышья» Павлодар, 2008; «Тюркские языки и XXI век» Павлодар, 2008; Валихановские чтения -14, Кокшетау, 2009; «Казахи России: история и современность», Омск 2009. На международном научно-практическом семинаре: «Картина мира в художественной жизни народов Алтая, Казахстана, Монголии», Барнаул, 2008.

Структура диссертации определяется целью и задачами исследования. Работа
состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и
источников, списка иллюстраций, иллюстративного материала, приложений, списка
сокращений. Основной текст диссертации , общий объем страниц.

Похожие диссертации на Развитие станковой живописи Казахстана в середине XX века в контексте влияния русской художественной школы