Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Творчество скульптора Арно Брекера в контексте европейского пластического искусства XX века Черёмушкин Пётр Германович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Черёмушкин Пётр Германович. Творчество скульптора Арно Брекера в контексте европейского пластического искусства XX века: автореферат дис. ... кандидата искусствоведения наук: 17.00.04 / Черёмушкин Пётр Германович;[Место защиты: Московской государственной художественно-промышленной академии им. С.Г. Строганова].- Москва, 2012.- 25 с.

Введение к работе

Диссертация посвящена исследованию искусства немецкого скульптора Арно Брекера (1900–1991), изучению его творческого пути и художественного наследия, рассмотренного в контексте европейского пластического искусства ХХ века.

Актуальность исследования определяется необходимостью изучения обширного и разнообразного художественного наследия ХХ века, которое отличается особым многообразием. Современное отечественное искусствоведение ориентировано на объективность подхода в изучении мирового изобразительного искусства, в том числе искусства, порожденного тоталитарными режимами разных государств, поскольку основным критерием значимости произведений является их художественная ценность. Именно этим объясняется широта и многообразие научных проблем, поднимаемых современным российским искусствознанием.

Изучение произведений, созданных под влиянием идей тоталитаризма и предназначенных для решения тех или иных политических целей, требует от исследователя, с одной стороны, взвешенного отношения к материалу, с другой – знаний в области искусствоведения, культуры, истории, политики, философии и психологии.

Ярким примером искусства тоталитаризма Германии является художественное наследие немецкого скульптора Арно Брекера – автора канонических портретов нацистских вождей, а так же Рихарда Вагнера, Герхарда Гауптмана, многочисленных скульптурных композиций, считавшихся эстетическими символами Третьего рейха.

Получившее известность искусство Арно Брекера, как и все его творчество, включающее, помимо художественного, литературное и искусствоведческое наследие, в России не исследовалось и не рассматривалось в контексте европейского искусства. Следует также отметить, что творчество Брекера не ограничивалось только тоталитарным искусством, а развивалось до и после периода тоталитаризма в Германии. В освоении всего комплекса перечисленных проблем и состоит актуальность настоящей диссертации. впервые вводится в научный оборот малоизученные вопросы европейского искусства ХХ века, а также в исследовании роли и места монументальной скульптуры в тоталитарном обществе, но и в изучении положения скульптора-монументалиста в различных исторических и культурных обстоятельствах такого сложнейшего явления, каким было искусство Европы ХХ века.

Степень разработанности проблемы. Исследованию жизни и творчества Арно Брекера посвящено немало трудов. Преобладающее их число было издано во Франции и Германии в 1940-е годы, и характеризовалось комплиментарными оценками ведущего скульптора-монументалиста Третьего рейха, а затем после Второй мировой войны в Германии и США (1960-2012). В нашей стране эти работы не переводились и мало анализировались. Рассматривались лишь как часть больших трудов по истории скульптуры Германии и, в основном, доктором искусствоведения Ю.П.Маркиным.

Первой послевоенной искусствоведческой работой о Брекере стала защищенная в ФРГ в 1978 году диссертация Фолькера Пробста «Скульптор Арно Брекер», где подробно рассматривались работы художника с 1920-х годов до середины 1970-х. Впоследствии эта диссертация была опубликована в виде книги в ФРГ. В Германии существует небольшой музей, расположенный в замке Нёрвених под Кёльном. Это собрание, именуемое Музеем европейского искусства, фактически является музеем Арно Брекера. Небольшой музей Брекера существует также под Дюссельдорфом в том месте, где скульптор жил в последние годы.

Начиная с 1970-х годов, биография Брекера и сборники его печатных работ публиковались на английском и немецком языках. Важным и основным источником изучения жизненного пути Арно Брекера стали его мемуары «В излучении событий», изданные в 1972 году. Особенно подробно творчество скульптора описано в изданной ограниченным тиражом трехязычном альбоме-монографии «Арно Брекер. Жизнь во имя красоты».

После состоявшейся в Шверине в 2006 году первой послевоенной выставки Брекера, поддержанной из муниципальных фондов, был издан двухтомных каталог-сборник, посвященный скульптору и выставке. В первом томе содержались статьи немецких искусствоведов, в которых рассматривались все этапы жизни и творчества А.Брекера и впервые были опубликованы документы, свидетельствующие о его помощи репрессированным при гитлеровском режиме, о влияниии французской скульптуры и в первую очередь Родена и Майоля на его творчество, о его послевоенной жизни. Второй том содержал отзывы зрителей и газетные статьи, рецензирующие выставку в Шверине.

В отечественном искусствоведении непосредственно проблему творчества и судьбы Арно Брекера нельзя считать глубоко разработанной, поскольку на протяжении длительного времени он оставался фигурой умолчания. В послевоенном СССР одно из первых упоминаний о Брекере было сделано в предисловии В.Прокофьева к альбому-монографии «Эмиль Антуан Бурдель». В 1982 году упоминание о Брекере приведено в переведенной на русский язык книге Анри Фрера «Беседы с Майолем», где речь идет о дружбе Майоля и Брекера. Коротко говорится также об эстетических предпочтениях Брекера.

Довоенное творчество А.Брекера так же кратко анализировалось как составная часть скульптуры Германии в 1930-е годы в докторской диссертации Ю.П.Маркина «Немецкая скульптура 1900-1950», защищенной в 1995 году.

В дальнейшем в своей статье для сборника о влияниии немецких и российских культур друг на друга Ю.П.Маркин («Скульптура Третьего рейха (1933-1945) типология видов, иконография, ведущие мастера») дал подробный анализ использования скульптуры и её роли и месту в общественной жизни Германии при нацизме в целом, выделяя при этом работу А.Брекера. О роли скульптуры Брекера в Третьем рейхе писал И.Н.Голомшток в своей книге «Тоталитарное искусство» (М., 1994). Следует также упомянуть труд доктора философских наук И.С.Кона «Мужское тело в истории культуры» (М., 2003), где работам Брекера отведен специальный раздел и его творчество впервые представлено в контексте общемировых тенденций в искусстве ХХ века.

В своих воспоминаниях о послевоенных встречах с работами Брекера писал московский скульптор, народный художник СССР Вл.Е.Цигаль («Скульпторы»), а также петербуржец, народный художник России Г.Д.Ястребенецкий («Интервью с самим собой»). В книге «По лабиринтам авангарда» (М., 1994) В.С.Турчин отмечал типичность Арно Брекера для культурного климата Германии. В октябре 2006 года газета «Известия» опубликовала пространную статью М.Кушнирова «По правую руку вождя» с размышлениями искусствоведа о выставке Брекера в Шверине. В 2012 году на канале «Культура» был показан документальный фильм «Неистовая Дина Верни» режиссера Г.Л.Илугдина, где говорилось о роли А.Брекера в спасении натурщицы и музы Аристида Майоля из фашистской тюрьмы, а также впервые были кратко представлены место и роль Брекера в жизни оккупированного Парижа и его послевоенное существовование, описанное А.Ваксбергом в книге «Ночь на ветру».

В 2011-м и в 2012 годах в России вышли две объемные монографии Ю.П.Маркина, посвященные немецкой скульптуре первой половине ХХ века и искусству Третьего рейха, в которых большое место уделяется исследованию творчества Брекера, как важной составной части художественной жизни Европы и Германии. Тексты, посвященные Брекеру, в обеих книгах в наибольшей степени касаются первой половины его жизни.

В 2011 году с искусствоведческим сравнением Брекера и его современников Торака и Кольбе выступил А. Котломанов, отмечая, что «на Брекере и Тораке до сих пор висит ярлык официальных художников Третьего рейха, что формально справедливо, хотя и затрудняет их серьезное изучение». Настоящая работа и должна заполнить имеющийся пробел.

Учитывая интерес к творчеству и к жизненному пути скульптора, существующему в искусствоведческих кругах, важность исследования художественного наследия Брекера представляется весьма существенной.

Объект исследования – творчество немецкого скульптора Арно Брекера.

Предмет исследования – эволюция стилистического и пластического развития в творчестве немецкого скульптора А. Брекера.

Границы исследования – конец 1910-х – начало 1990-х годов, т.е. период творческой деятельности А. Брекера.

Цель исследования – изучить весь творческий путь А. Брекера, проанализировать его художественное, литературное и искусствоведческое наследие и определить место скульптора в истории европейского искусства ХХ века.

Задачи исследования:

освоить историографическую и источниковую базу исследования;

охарактеризовать европейское изобразительное искусство ХХ века и немецкое искусство Третьего рейха и Германии;

реконструировать творческую биографию А. Брекера, включающую все аспекты его деятельности,

проанализировать формирование эстетических взглядов А. Брекера, лежащих в основе его художественного и литературного творчества;

выявить, систематизировать и проанализировать художественное наследие А. Брекера;

на примере жизни и творчества А. Брекера исследовать закономерности взаимоотношений художника и власти в тоталитарном обществе;

показать место художественного наследия А. Брекера в контексте европейского изобразительного искусства ХХ века.

В основу методики исследования положен принцип комплексного подхода – единства исторических и эмпирических методов исследования, сравнительного изучения художественных произведений, исторической, искусствоведческой и культурологической литературы.

Источники исследования: литературные, исторические и искусствоведческие труды А. Брекера и монографии о его творчестве; труды по истории и теории мирового искусства; художественные альбомы; каталоги выставок; материалы периодической печати; биографические, справочные и энциклопедические издания; мемуары и письма деятелей искусства; труды по философии, эстетике, истории и политике европейских стран.

В ходе работы над диссертацией проведена авторская съемка сохранившихся скульптур Брекера на Олимпийском стадионе в Берлине и в музее в Нёрвенихе. Изучены материалы о Брекере, хранящиеся в Библиотеке Конгресса США, его мемуары на немецком языке, а также работы немецких художников 1930-40-х годов, собранные в хранилище архива Сухопутных войск США в Вашингтоне.

Научная новизна исследования:

диссертация является первым отечественным квалификационным исследованием на заявленную тему;

впервые исследован весь творческий путь А. Брекера, рассмотрены и проанализированы все виды его деятельности: художественная, литературная, искусствоведческая, просветительская, организационно-выставочная работа;

впервые переведены на русский язык (и тем самым введены в научный оборот российского искусствоведения) статья А. Брекера об итальянском скульпторе Д. Бернини и его очерк «Пикассо»;

впервые художественное наследие А. Брекера рассмотрено в контексте европейского искусства ХХ века.

Положения, выносимые на защиту:

Творчество А. Брекера можно условно разделить три периода: 1918–1932, 1932 – 1945 и 1945 – 1990 годов, соответствующих периодизации истории культуры Германии. Художественное наследие А. Брекера принадлежит немецкой и европейской культуре.

Творческая деятельность А. Брекера включает занятия скульптурой, искусствоведческую, литературную и просветительскую работу. В каждой из перечисленных областей Брекеру принадлежит заметная роль.

Значение художественного наследия А. Брекера определяется не его связями с тоталитарным режимом, а эстетической и художественной ценностью его произведений.

Теоретическая значимость диссертации заключается в следующем:

диссертация дополняет и расширяет существующее представление о процессах становления скульптуры ХХ века;

в важности освоения творческого наследия скульптора Арно Брекера, как части мировой культуры ХХ века;

исследование творческой деятельности и художественного наследия А. Брекера актуализирует проблему тоталитаризма в искусстве;

выводы и обобщения, сформулированные в результате исследования, могут явиться основой для изучения творческой деятельности других мастеров тоталитарного искусства и их творческого наследия.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что материалы и выводы исследования могут быть использованы

в образовательном процессе: при составлении курсов лекций по истории и теории европейского и немецкого изобразительного искусства ХХ века, тоталитарного искусства и мировой художественной культуры; при подготовке учебных курсов и семинаров по истории искусства;

при изучении скульптуры и немецкого искусства в целом в ХХ веке;

при переиздании литературных и искусствоведческих трудов А. Брекера;

при подготовке выставки произведений А. Брекера и сопровождающего выставку каталога, при издании альбома произведений А. Брекера;

Апробация исследования. Результаты исследования изложены в статьях диссертанта 2003 – 2012 гг. объемом 3 печатных листа и в следующих докладах: Противоречия творческой судьбы немецкого скульптора Арно Брекера. Доклад на конференции «Скульптура: город и музей», организованной Домом Бурганова. Москва. 2007 год; «Экспозиция пропаганды Третьего рейха как метод антифашистского воспитания на примере музея Холокоста в Вашингтоне» //Доклад на Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы исследования и преподавания истории российско-германских отношений в высшей школе». Кострома. 2010 год; «Война памятников» на пост-советском пространстве как отражение конфликтов памяти и культуры. Доклад в Центре Кеннана при институте Вудро Вильсона в Вашингтоне (США). 23 января 2012 года.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, сопровождаемых постраничными примечаниями, заключения, библиографии, включающей 210 наименований. Диссертация имеет три приложения: 1. «Летопись жизни и творчества А. Брекера»; 2. Перевод на русский язык статьи А. Брекера об итальянском скульпторе Джанлоренцо Бернини (в переводе с англ. яз.); 3. Перевод с английского на русский язык очерка А. Брекера «Пикассо». 4. Перевод на русский язык с немецкого фрагментов воспоминаний А.Брекера «В излучении событий».

Похожие диссертации на Творчество скульптора Арно Брекера в контексте европейского пластического искусства XX века