Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Произведение садово-паркового искусства: типология композиционно-образных структур Коляда Екатерина Михайловна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Коляда Екатерина Михайловна. Произведение садово-паркового искусства: типология композиционно-образных структур: автореферат дис. ... доктора искусствоведения наук: 17.00.04 / Коляда Екатерина Михайловна;[Место защиты: Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена].- Санкт-Петербург, 2012.- 46 с.

Введение к работе

Диссертационное исследование посвящено созданию типологии композиционно-образных структур в садово-парковом искусстве на основе построения и сопоставления обобщающих моделей исторических и современных парков.

Актуальность исследования. Начало третьего тысячелетия заставило обратиться к целому ряду вопросов, без ответа на которые невозможно решать насущные проблемы современности. В число этих вопросов входит проблема взаимоотношений человека и природы, особенно актуальная для развития мегаполисов. В наше время город со всей его сложной системой социально- экономических, психологических и культурных связей является основным типом расселения. Естественная природа все чаще вытесняется из городской среды, несмотря на то, что архитекторы последнего столетия не раз выдвигали разные предложения по созданию городского пространства с учетом организации зеленых зон: от «парков нетронутой природы» в центре мегаполиса до строительства городов-садов. Как оказалось, проблемы взаимодействия человека и природы намного сложнее, чем виделось ранее. Поэтому не удивительно, что в среде специалистов, представляющих разные области знаний, интерес к ландшафтному проектированию и садово-парковой проблематике неуклонно растет. Однако, в последние годы существование старых и организация новых парковых пространств сопряжено с рядом проблем юридического, экономического и этического характера.

В настоящее время возникла острая необходимость вывести на новый уровень вопросы сохранения и изучения исторических садов и парков и определения путей эволюции современного ландшафтного проектирования. Этому на наш взгляд может способствовать развитие той области искусствоведения, которая занимается исследованием садово-паркового искусства.

Введение в научный обиход композиционно-образных типов садов и парков и создание на их основе модели искусствоведческого анализа исторических и современных парков позволит: 1) исследовать вопросы организации паркового пространства в разные исторические периоды, в том числе в ХХ - начале ХХІ в.; 2) обосновать закономерности процесса становления садово-паркового искусства и науки о паркостроении; 3) при всем типологическом многообразии произведений садово-паркового искусства вывести универсальные теоретические модели исторического и современного паркостроения; 4) выявить внутренние динамические связи между теоретическими моделями исторических и современных парков; 5) представить систему эволюции художественно- образных построений садово-парковых композиций.

Состояние и степень научной разработанности проблемы. Садам и паркам посвящено довольно большое количество литературы, раскрывающей различные аспекты этого вида искусства. Еще в древности стали появляться труды, в которых содержались не только описания отдельных садов и парков, но и помещалась ботаническая и агротехническая информация. Сады Древнего мира были описаны древнегреческими историками Диодором и Страбоном, а первое научное описание растений сделал древнегреческий врач Диоскорид.

Многочисленные описания оставили древнеримские авторы Катон, Колумелла, Варрон , Вергилий, Плинии Старший и Младший Старший.

Представление о садах Средневековья можно составить благодаря трудам епископа Сидония Аполлинария, Лангедокского аббата Бенуа, Алкуина из Йорка и др.

В эпоху Возрождения появилось множество работ о садах и парках. Среди них описание виллы Медичи Вазари, проекты идеальных сельских вилл Л.- Б.Альберти и Д.Виньола. Помимо описаний знаменитых садов в эпоху Возрождения создавались каталоги растений, в том числе и экзотических. Постепенно круг интересов исследователей садово-паркового искусства начинает расширяться, появляются работы, в которых содержатся не только описания садов и рекомендации по их возделыванию, но и размышления философского плана, например, на тему, что главенствует в ансамбле - архитектура или природа.

В XVII в. приоритет как в практике, так и в теории паркостроения принадлежал Франции. Здесь издаются теоретические труды в области ботаники, рекомендации по возделыванию садов и варианты планировочных решений, размышления об участии архитектора и садовника в организации паркового пространства. Одним из наиболее интересных произведений того времени стал «Театр планов и садоводства» К.Моле, изданный в 1652 г. Характеристику многих видов экзотических растений дал в своих трудах Х.де Фрис, описания садов того времени оставил Э.Роттердамский.

В XVIII в. в Европе широкую известность получают труды графа Э.Шефтсбери, Д.Аддисона, А.Попа, У.Шенстона, Дж. Томпсона, развенчивающие «французские» сады за их искусственность. Эти работы имели большое значение для создания школы английского «пейзажного» искусства, популяризаторами которого явились С.Швитцер, Б.Лэнгли, У.Кент и Л.Браун. Значительная роль в развитии пейзажного паркостроения принадлежит Х. Рептону, автору книг, в которых были изложены основные идеи создания «пейзажных» садов. В них содержался анализ работ Л.Брауна и помещался набор видов возможного преображения ландшафтов.

В XVIII столетии появился и особый жанр описания садов, который определяется филологической наукой как жанр «садовника». Большое значение для развития садово-паркового искусства этого периода имели труды европейских философов и поэтов Ж.-Ж.Руссо, Ф.Шиллера, И.Гете и др.

Важную роль в развитии теории и практики паркостроения сыграла деятельность разных садоводческих организаций, среди которых видное место занимало английское садоводческое общество, активно занимавшееся популяризацией растениеводства. Одной из подобных организаций в России явилось «Вольное экономическое общество», активно пропагандировавшее садоводство, и просветительская деятельность А.Т.Болотова, в том числе связанная с изданием журналов «Экономический магазин» и «Сельский житель».

В первой половине XIX в. помимо книг и журналов по садово-парковому искусству стали появляться энциклопедические издания, в частности энциклопедия растений К.Лудона, явившегося также автором «Журнала садовода». В это время большое значение приобретают выставки, конкурсы, лекции, организуемые обществами садоводства разных стран и сопровождающиеся разного рода публикациями.

Вся издаваемая в XIX в. литература по садово-парковой проблематике в основном может быть разделена на две большие группы. Первую группу составляют труды по садоводству, с ботаническими и краткими архитектуровед- ческими сведениями. Ко второй, относятся работы, в которых сады рассматриваются как пространственно-предметное искусство. Авторы этих произведений опираются на различные документы, в том числе чертежи, иллюстрации и тексты о садах, что позволяло уже в тот период представить садово-парковую тему в более целостном виде. Среди трудов того времени наиболее значительными явились «Парижские прогулки» и «Искусство садов» (1886) французского теоретика и практика А.Альфана.

Рубеж XIX - XX вв. - время стремительного развития паркостроения и развернувшейся активной полемики в области садово-паркового искусства. Отражение этих споров нашло воплощение в произведениях «Дикий сад»(1870), «Альпийские цветы для садов» (1870), «Английский сад цветов» (1883) У.Робинсона, ратовавшего за выражения индивидуальности в каждом саду. Важную роль для развития новых идей в паркостроении того времени играли труды историков изобразительного искусства Д.Рескина и У.Морриса.

В этот же период среди теоретиков садово-паркового искусства разворачивается непримиримая борьба между сторонниками «французского» сада, и приверженцами «английского» парка. Помимо вопросов садоводства, архитектуры и ботаники труды многих авторов рубежа XIX - ХХ вв. касаются вопросов цветоведения в садово-парковом искусстве. Среди подобных трудов особого внимания заслуживает книга Г.Джекилл «Цвет в саду цветов» (1908).

В России на рубеже XIX-ХХ вв. кроме общеевропейских тенденций имели место явления, связанные исключительно со спецификой развития русской культуры. Например, возникла новая научная дисциплина - усадьбоведение и было организовано «Общество изучения русской усадьбы», деятельность которого освещалась в журналах «Старые годы», «Столица и усадьба» и «Русская усадьба». В конце ХХ в. деятельность Общества была возобновлена, а вместе с ним возобновилось издательство трудов, посвященных русской усадьбе.

Появление к началу ХХ столетия многочисленных работ в разных областях знаний, раскрывающих, в том числе, информацию связанную с искусством создания садов и парков, позволило исследователям садово-парковой проблематики взглянуть значительно шире на круг изучаемых вопросов. Именно тогда были изданы ставшие хрестоматийными труды А.И.Успенского и В.Я.Курбатова. В начале ХХ в. в России вопросы, связанные с историческими садами и парками были включены в область интересов дисциплины краеведение.

В ХХ столетии увеличился спектр научных публикаций, в той или иной степени касающихся различных проблем садово-паркового искусства. Вновь актуальным становится профессиональный вопрос, что связано с развитием новой сферы деятельности - ландшафтной архитектуры. Значительный вклад в осмысление этой профессии и в целом в культуру паркостроения внес Р.Пейдж, автор работы «Воспитание садовника» (1962). Популяризации садовой проблематики в России способствовала монография Д.С.Лихачева «Поэзия садов» (1982), открывшая пути исследования семиотических аспектов садово- паркового искусства.

Значительный блок изданий составляют труды по истории садово- паркового искусства и теории ландшафтного проектирования, среди которых работы известных русских и зарубежных ученых О.В.Боговой, А.П.Вергунова, В.А.Горохова, Т.Б.Дубяго, З.А.Николаевской, Ю.И.Курбатова, Л.Б.Лунц, Д.О.Саймондса и т.д. В ряде трудов русских и зарубежных авторов анализируются ландшафтные композиции отдельных дворцово-парковых комплексов, и дается характеристика стилистических явлений в садово-парковой архитектуре. К таким работам следует отнести труды А.А.Галиченко, Д.А.Кючарианц и

  1. Г.Раскина. Большое значение для современного ландшафтного проектирования имеют исследования Е.М.Микулиной и С.С.Ожегова, посвященные проблемам восстановления и использования исторических ландшафтов. Из работ иностранных авторов можно назвать книги Г.Зюилен, Д.Ханта, Д.Браун и т.д.

Большое значение для понимания многих процессов, происходивших в садово-парковом искусстве имеют издания по истории архитектуры, среди которых видное место занимают работы А.В.Иконникова, Е.И.Кириченко,

  1. Г.Лисовского и других русских ученых. Труды этих авторов затрагивают очень широкий круг вопросов: от монографического изучения творчества отдельных мастеров до проблемы стиля, в том числе в садово-парковом искусстве.

Среди недавно изданных книг обращают на себя внимание исследования следующих авторов: Лепкович И.П. (2004), А.В.Сычева (2004), О.Б.Сокольская (2004), Е.С.Ожегова (2009), В. Д. Черный (2010) и М.Е. Игнатьева (2011), посвященные не только историческим вопросам ландшафтной архитектуры, но и формированию современного паркового ландшафта как многоуровневого природно-антропогенного объекта архитектурного творчества.

Большое значение имеют исследования в области русской усадебной культуры Т.П.Каждан, Н.Ф.Гуляницкого, Н.В.Мурашовой, Л.П.Мыслиной, М.В. Нащокиной и др. В их трудах представлена двухсотлетняя история русской усадебной культуры с обстоятельным рассказом об архитекторах и владельцах, планировке отдельных садово-парковых композиций и исторических этапах формирования искусства паркостроения в России. В работах указанных авторов, как правило, представлены результаты полевых исследований, новые архивные данные, позволяющие создать более цельную картину развития русской усадьбы.

Круг тем, затрагивающих вопросы садово-паркового искусства колеблется от вопросов дендрологии и формирования объемно-пространственных композиций до особенностей воплощения темы парков и садов в изобразительном искусстве, литературе и др. Нужно указать, что довольно интенсивно вопросы, так или иначе соотносимые с темой садов и парков, изучаются литературоведческой наукой. Так, теме сада в истории русской литературы посвящены работы Ю.М.Лотмана, Е.А.Погосян, В.П.Ракова, К.И.Шарафадиной, А.В.Ананьевой,

В.Г.Щукина и др. Среди множества работ, посвященных русской усадьбе внимание заслуживает монография В.Щукина «Миф дворянского гнезда: Геокультурологическое исследование по русской классической литературе» (1997), в которой рассматривается период расцвета русской усадьбы и ее образ в художественной литературе. В этой работе автор стремится выработать новую методологию исследования, базирующуюся на объединении приемов и фактических данных истории литературы и геокультурологии, объединяя семиотику Ю.М.Лотмана, экскурсионный метод И.М.Гревса и М.П.Анциферова и психофеноменологический метод Г.Башляра. Изучению мифологии русской усадьбы также посвящены работы литературоведа Е.Е.Дмитриевой и театроведа О.Н.Купцовой. Их совместный труд, именуемый «Жизнь усадебного мифа: утраченный и обретенный рай» (2003) представляет мир русской усадьбы как «культурный текст», обладающий инвариантностью свойств и способностью порождать новые тексты разных типов: литературных, философских, изобразительных и др. Большой интерес к теме садов и парков со стороны филологии вполне обоснован, ведь многие парки знамениты своей литературной историей. Правда, для литературоведения интерес представляют прежде всего усадебные парки XVIII - XIX столетий. Современная гуманитарная наука рассматривает сад как знаковую систему, диктующую семиотику поведения в контексте той или иной культуры.

Из периодических изданий особого внимания заслуживают «Дворянские гнезда России» - сборник Общества изучения русской усадьбы, посвященный вопросам истории усадебной культуры России, анализу архитектуры и растительных форм и другим аспектам изучения садов и парков. Периодические издания конца ХХ - начала ХХ! в. демонстрируют важное для садово-паркового искусства стремление синтезировать разные научные подходы и междисциплинарные связи. Среди научных сборников необходимо отметить периодические издания Тверского государственного университета «Гений вкуса», посвященные Н.А.Львову, сборник «Тема руин в культуре и искусстве», издаваемый под редакцией Б.М.Соколова, сборник «История садов», выпускаемый под редакцией Д.О.Швидковского, а среди иностранных - сборник Центра по изучению садово-паркового искусства в Вашингтоне. Эти издания демонстрируют как традиционные подходы к исследованиям садово-парковой проблематики, так и поиск новых путей изучения садово-паркового искусства. Большое значение для популяризации садово-паркового искусства имеют интернет проекты, среди которых самым значительным на наш взгляд является проект «Сады и время», который раскрывает различные аспекты истории ландшафтного искусства от литературных программ отдельных парков до истории стилей.

Интерес к различным вопросам, связанным с формированием садов и парков возрос в последние десятилетия не только в связи с необходимостью сохранения старинных парков и созданием новых городских садов, но и в связи с интенсивным строительством частных загородных объектов, важной частью композиций которых стали не только парки, но и целые лесные и луговые массивы, речные долины и другие природные элементы. Частным заказчикам предоставляется обширный список разного рода изданий, однако, авторы этих журналов и брошюр зачастую очень поверхностно касаются вопросов исторических садов и их художественного анализа. К более серьезным работам о современных частных садах можно отнести книгу М.Д.Харита «Новый век Российской усадьбы» (2001), которая содержит информацию о строительстве современных загородных домов, их стилистике, организации интерьера. К сожалению, в книге отсутствует информация о парковом пространстве современных усадеб. Подобный подход к изложению материала о современном усадебном строительстве - характерная тенденция, нередко обусловленная интересом автора и большой степенью закрытости жизни владельцев современных приватных садов и парков.

Если история паркостроения на примере усадеб, дворцово-парковых ансамблей и ботанических садов в принципе неплохо изучена, то мало исследованными вплоть до недавнего времени остаются вопросы, связанные с формированием мемориальных садов и парков и их значением в просветительской работе, хотя отдельные упоминания об этом включались в труды по истории архитектуры. Сведения о мемориальных комплексах вошли в различные источники краеведческого плана и, скорее содержат информацию об исторических событиях и их воплощении в архитектурных и скульптурных образах, чем анализ садово-парковых форм.

Говоря о развитии исследований в области садово-паркового искусства нельзя не обратить внимание на то, что результаты историко-архитектурных изысканий зачастую оказываются далеки от современной им практики. Это объясняется тем, что в современных проектах преобладает утилитарно- рационалистический подход к решению проектно-строительных задач.

Немногие авторы касаются психолого-педагогических аспектов садово- паркового искусства. Слабые попытки включения в область исследований садов и парков психолого-педагогической составляющей предпринимаются лишь в некоторых изданиях учебного характера по краеведению и изобразительному искусству. Искусствоведы рассматривают, главным образом, вопросы, связанные с историей развития садов и парков, теоретики архитектуры основной упор делают на задачи архитектурного проектирования, культурологи, описывают культурно-исторические предпосылки развития паркостроения. Из вышесказанного следует, что основная масса источников, накопленная за всю историю развития садово-паркового искусства, состоит из работ, посвященных истории и теории садов и парков, теме парков в литературе и литературы в парках. При этом, как можно видеть из ряда публикаций, нет единства в среде архитекторов, искусствоведов, филологов. Остаются не до конца раскрытыми вопросы психологии, физиологии, педагогики, которые связаны с проектированием садов и парков, в частности, посвященные различным аспектам взаимодействия человека и окружающей среды.

Существенными являются также различия в исследовательских подходах, имеющиеся в разных науках, изучающих сады и парки. Преодолению этих противоречий и проблем на наш взгляд должна способствовать типология композиционно-образных структур, сформулированная, апробированная в настоящей диссертации. Ее применение позволит максимально объективно осуществить искусствоведческий анализ памятников современного паркостроения и сопоставить их с историческими образцами садово-паркового искусства.

Объект исследования - садово-парковое искусство.

Предметом исследования являются композиционно-образные структуры произведений садово-паркового искусства.

Цель диссертационной работы заключается в выявлении основных композиционно-образных типов исторических и современных парков и проведения на их основе историко-искусствоведческого анализа произведений садово- паркового искусства.

Для достижения поставленной цели необходимо решение задач:

-сформулировать понятие «композиционно-образная структура произведения садово-паркового искусства», определив факторы формирования художественного образа садов и парков;

-обосновать необходимость применения типологии композиционно- образных структур в искусствоведческой науке, выявив причины стилистических, типологических и терминологических противоречий, которые существуют в современном садово-парковом искусстве;

-осуществить композиционно-образный анализ исторических садов и парков, находившихся в частном владении с целью определения основных композиционно-образных типов в паркостроении прошлого;

-выявить композиционно-образные типы исторических публичных садов и парков, изучив вопросы формирования исторических садов и парков общественного назначения;

-рассмотреть типологические особенности паркостроения в ХХ - начале ХХІ в.;

-выявить основные композиционно-образные структуры общественных садов и парков ХХ - начала ХХІ столетия;

  1. проанализировать тенденции развития приватного паркостроения с последующим выявлением композиционно-образных структур приватных садов и парков ХХ - начала ХХІ в;

-сопоставить композиционно-образные структуры исторических парковых ансамблей и садов и парков, созданных в ХХ - начале ХХІ в.;

  1. сформулировать принципы историко-искусствоведческого анализа произведений садово-паркового искусства на основе представленных композиционно-образных типов исторических и современных форм садово-паркового искусства.

Методология исследования, примененная в данной работе, является комплексной. Она предполагает использование не только литературных источников, но и архивных и музейных материалов, а также результатов натурного изучения паркового пространства. Литературные источники, проектная документация, архивные материалы исследовались с помощью ретроспективного метода.

Для решения поставленных в диссертации задач были использованы системно-исторический, структурно-функциональный и семиотический методы исследования памятников садово-паркового искусства. Осуществлен проблемный анализ библиографических источников по теме диссертации. Для изучения произведений садово-паркового искусства разных эпох использован историко- генетический и историко-типологический методы. На основе проведенного анализа были составлены схемы, раскрывающие различные аспекты садово- паркового искусства. Поскольку ландшафтная среда рассматривается как целостная структура в ее исторической динамике, сравнении и сопоставлении разных этапов развития основывается на принципах системности и историзма.

В исследовании произведений садово-паркового искусства был применен композиционно-образный анализ, в основу разработки которого лежат иконоло- гический, синергетический и диахронический методы. В диссертации используется типологический метод исследования, позволяющий отобранное множество произведений садово-паркового искусства разделить на типы по целому ряду признаков, в соответствии с их назначением и объединить полученные типы в систему. В процессе изучения садово-паркового искусства был использован экстраспективный метод, основанный на наблюдении восприятия садово- парковых композиций различными группами посетителей и одиночными зрителями. Эвристический метод реконструкции процесса создания отдельных садово-парковых композиций позволил сделать выводы о тенденциях развития композиционно-образных структур в садово-парковом искусстве. Кроме того, использовались семиотический, морфологический, психоаналитический, структуралистический методы исследования произведений. Выбор методологии обусловливается спецификой материала.

Большое значение имели натурные исследования садов и парков, фотофиксация объектов. Все использованные методы исследования взаимосвязаны с принципами композиционно-образного анализа произведений ландшафтной архитектуры. Применение указанных методов позволяет создать четкую и объективную картину современного состояния садово-паркового искусства и наметить новые перспективы искусствоведческого исследования.

Эмпирическую основу исследования составили чертежи, графические и живописные изображения памятников ландшафтного искусства и отдельных элементов объемно-пространственных композиций садов и парков из собраний Государственного Русского музея, Государственного Эрмитажа, Научно- исследовательского музея Российской Академии художеств, Российского государственного исторического архива, Государственного архива Республики Крым, Научной библиотеки «Таврика» им. А.Х.Стевена Крымского республиканского краеведческого музея и других собраний в количестве около 1000 единиц. Эти источники послужили материалом для анализа развития элементов объемно-пространственной композиции отдельных произведений садово- паркового искусства.

Также источниками исследования явились работы русских и иностранных специалистов, представленные фундаментальными исследованиями в области архитектуры, изобразительного и садово-паркового искусства, работами, по дендрологии и ландшафтоведению, а также трудами, посвященными отдельным произведениям садово-паркового искусства.

Большой интерес для исследования представляли статьи, опубликованные в периодических изданиях, воспоминания и письма, творческие биографии мастеров искусства, официальные отчеты о деятельности учреждений и обществ, занимающихся в той или иной степени вопросами садово-паркового проектирования. Сюда же можно отнести каталоги, альбомы проектов, справочники, сборники документов и др. Из этих материалов особую ценность представляют известные научные сборники, в которых опубликовано большое количество документов по истории садово-паркового искусства в нашей стране и за рубежом. Ценность этих материалов состоит в том, что с их помощью можно восстановить первоначальный замысел и его последующие изменения в масштабе одного произведения садово-паркового искусства, проследить пути развития как истории проектирования садов и парков, так и специфику восприятия памятников садово-паркового искусства в разные исторические периоды. Указанные источники дают нам важный фактический материал, хотя содержащиеся в них выводы и заключения, далеко не всегда могут быть признаны справедливыми в наши дни.

Кроме того, важными источниками исследования явились натурные фотографии и зарисовки, сделанные автором диссертации. Эти материалы были привлечены с целью изучения вопросов формирования парковых композиций и анализа особенностей восприятия произведений садово-паркового искусства.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. современное искусствоведение требует необходимости создания научных теорий, охватывающих помимо исторических, современные произведения садово-паркового искусства;

  2. создание типологии композиционно-образных структур обусловлено имеющимися в искусствоведческой науке противоречиях в области типологии и стилистики садов и парков;

  3. полная классификация садов и парков может быть представлена только после осуществления последовательного анализа совокупности геоморфологических, климатических, культурно-исторических и художественно- стилистических факторов, влияющих на формирование парковой типологии и определяющих художественную программу произведения садово-паркового искусства;

  4. классификация и типология произведений садово-паркового искусства разных исторических периодов на основе композиционно-образного анализа представлена согласно особенностям развития паркостроения в форме схем и таблиц;

  5. сравнительно-историческое исследование памятников ландшафтной архитектуры позволяет представить алгоритм композиционно-образного анализа и применить его как инструмент изучения произведения изобразительного искусства в искусствоведческой науке;

  6. в результате проведенного композиционно-образного анализа были выявлены следующие типы композиционно-образных структур: «малый регулярный сад», «малый пейзажный сад», «малый регулярный нерегулярный сад», «регулярный парк», «пейзажный парк», «регулярный нерегулярный парк»;

  7. сопоставление композиционно-образных структур исторических и современных садов и парков позволяет утверждать, что несмотря на эволюционные процессы, происходящие в ландшафтной архитектуре произведения садово-паркового искусства сохраняют свою структурную типологическую целостность, что позволяет осуществлять сравнительный анализ исторических и современных парков, применяя идентичную схему искусствоведческого анализа;

  8. целостность композиционно-образных структур произведений садово- паркового искусства зависит от степени приверженности традиционализму как системообразующему фактору и применению новаторских подходов к проектированию как системореализующих факторов, в результате чего обеспечивается стабильность парковых структур, вариативность приемов их проектирования и профессиональная ценностность ландшафтных объектов;

  9. сады и парки ХХ - ХХІ столетия в лучших образцах обладают художественной ценностью и являются результатом эволюционных процессов в современном паркостроении, следовательно, являются неотъемлемой частью процесса изучения истории архитектуры и изобразительного искусства;

-типология городского паркостроения, сформировавшаяся под влиянием градостроительных концепций и архитектурных воззрений той или иной исторической эпохи имеет динамические тенденции и обладает возможностью трансформации;

  1. результатом проведенного на основе типологии композиционно- образных структур искусствоведческого анализа явилась эволюция приемов проектирования и методов организации объемно-пространственных композиций.

Научная новизна исследования. Соискателем впервые:

-для осуществления композиционно-образного анализа произведений садово-паркового искусства обоснована, разработана и представлена авторская типология садов и парков XIX - начала XXI в.;

  1. для разработки модели историко-искусствоведческого анализа произведений садово-паркового искусства исследованы композиционно-образные особенности основных типов приватных и общественных садов и парков;

-разработаны методологические принципы композиционно-образного анализа памятников садово-паркового искусства, которые используются как инструмент искусствоведческого анализа различных произведений паркострои- тельного искусства;

-с целью выявления сходства композиционно-образных структур и определения различий художественных программ в паркостроении прошлого и настоящего соотнесены композиционно-образные типы исторических и современных произведений садово-паркового искусства;

-проведен комплексный анализ мемориального паркостроения с целью определения типологии всех его исторических практик;

-результатом выявления композиционно-образных структур в садово- парковом искусстве и создания модели историко-искусствоведческого анализа произведения садово-паркового искусства стало определение новой области искусствоведческих исследований.

Теоретическая значимость диссертационной работы заключается в актуализации историко-искусствоведческого исследования в области садово- паркового искусства, в сравнении и сопоставлении признаков, функций и уровней организации объектов ландшафтной архитектуры, в доказательстве возможности поиска новых путей изучения истории и теории изобразительного искусства и архитектуры.

В результате выполнения исследования в научный обиход были введены многочисленные сведения, которые позволяют по-новому взглянуть на суть различных явлений, определяющих специфику развития современного садово- паркового искусства. Научные положения в области архитектуры и садово- паркового искусства, представленные в диссертации могут найти развитие в последующих искусствоведческих разработках.

Выявленные в ходе научного исследования композиционно-образные структуры призваны способствовать раскрытию сущностных проявлений теоретического знания в области садово-паркового искусства.

Определенные в диссертации научные проблемы, подлежащие изучению в будущем, свидетельствуют о перспективности искусствоведческих изысканий, связанных с вопросами исторического и современного паркостроения.

Практическая значимость диссертации заключается в использовании ее материалов при создании программ художественно-исторических дисциплин для гуманитарных вузов. Внедрение результатов диссертационного исследования осуществлялось в процессе выполнения работ по госбюджетным темам научного направления № 26 «Теория, история и методика преподавания изобразительного искусства и архитектуры» в РГПУ им. А.И.Герцена: «Искусствоведческое исследование вопросов краеведения. Фундаментальное исследование» (2005-2008 гг.) № 18.07.26; «Искусствоведческие дисциплины в системе многоуровневой подготовки «бакалавриат - магистратура - аспирантура». Прикладное исследование» (2008-2010 гг.) № 18.07.26; продолжает осуществляться в проекте «Создание электронного информационно-методического центра по историко-художественному и художественно-педагогическому направлению на основе современных информационно-коммуникационных технологий. Экспериментальная разработка» (2008-2013 гг.) № 18.07.36.

Материалы диссертации нашли отражение в опубликованных автором монографических трудах, учебно-методических пособиях. Результаты, полученные в ходе выполнения настоящей работы были использованы при подготовке выпускных квалификационных работ и магистерских диссертаций, в преподаваемых автором циклах лекций в ВУЗах. Результаты исследования имеют большое значение для воссоздания, реставрации и совершенствования жизнедеятельности памятников садово-паркового искусства, а также для решения актуальных проблем современной ландшафтной архитектуры.

Кроме того, выявленные и исследованные в процессе выполнения работы материалы, могут оказать существенную помощь в области пропаганды достижений садово-паркового искусства и архитектурного наследия, что представляется особенно важным в наше время. Результаты исследования могут быть использованы для развития музейного дела и организации различных выставок на территории памятников садово-паркового искусства.

Рекомендации по использованию результатов исследования.

Результаты диссертационного исследования могут быть использованы: -при разработке учебных планов и программ дисциплин и спецкурсов: «История искусства», «Анализ и интерпретация произведений изобразительного искусства и архитектуры», «Художественное краеведение» и т.д.;

-в подготовке курсовых и дипломных работ в учебных заведениях художественного и художественно-педагогического профиля;

-в разработке циклов лекций по истории изобразительного искусства, истории и теории архитектуры, ландшафтному проектированию, культурологии и других дисциплин в учебных заведениях педагогического и художественного профиля;

-при издании методических указаний и пособий по истории изобразительного искусства и архитектуры, при издании монографий и учебников;

-в реставрации произведений садово-паркового искусства и разработке проектов новых садов и парков, а так же проведении природоохранных мероприятий;

-в музейной научной и выставочно-экспозиционной работе, в деятельности экскурсионных организаций.

Достоверность научных результатов и основных выводов исследования обеспечивается:

-полнотой собранного библиографического материала по теме диссертации, его тщательным анализом, а также натурными изысканиями, позволившими проследить этапы эволюции отдельных памятников садово-паркового искусства и сформулировать необходимость применения типологии композиционно-образных структур в искусствоведческом исследовании;

-обоснованностью теоретических позиций автора, основанных на разветвленной методологии исследования, адекватной материалу и соответствующей задачам диссертации;

-использованием данных, содержащихся в искусствоведческих, историко- художественных трудах, а также материалов проектных организаций, связанных с проблематикой диссертации;

-широким привлечением архивных источников.

Апробация исследования. Основные положения диссертации нашли отражение в докладах на всероссийских (РГПУ им. А.И.Герцена, 2006, 2007; Невский институт управления и дизайна, 2008, 2011; Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусства, 2009; Севастопольский национальный технический университет, 1997, 1998, 1999) и международных научно- методических и научно-практических конференциях (Винницкий государственный технический университет, 2002; Крымская академия природоохранного и курортного строительства, 2002; РГПУ им.А.И.Герцена, 2006, 2007, 2008, 2011; Севастопольский национальный технический университет, 1997, 1998, 1999, 2000, 2001; Уральский государственный университет, 2010. Харьковская государственная академия дизайна и искусств, 2001, 2003, 2004, 2005, 2006; Челябинский государственный педагогический университет, 2010, 2011).

Результаты проведенного исследования были опубликованы в ряде статей в научных сборниках и журналах, в том числе в рекомендованных ВАК изданиях.

Материалы исследования легли в основу написания двух монографий диссертанта: «Сады и парки Крыма XIX - начала XX века. История создания и стилистический анализ» (2009) и «Сады и парки в истории культуры и искусства» (2011), а также методических указаний «Особенности восприятия произведений садово-паркового искусства» (2002) и учебно-методического пособия «История садово-парковой архитектуры» (2003). Общий объем публикаций по теме диссертации 39,7 п.л.

Историко-искусствоведческие и методико-теоретические, а также иллюстративные материалы диссертации на протяжении многих лет использовались при проведении лекционных и лабораторных занятий по дисциплинам «История искусства», «Анализ и интерпретация произведений изобразительного искусства и архитектуры», «Художественное краеведение» на факультете изобразительного искусства РГПУ им. А.И.Герцена. Результаты исследования были использованы студентами при написании курсовых и выпускных квалификационных работ, апробированных на семинарских занятиях на территории музеев Санкт-Петербурга и его пригородов.

Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры художественного образования и музейной педагогики РГПУ им. А.И.Герцена, а также на заседаниях Совета по основному научному направлению № 26 «Теория, история и методика преподавания изобразительного искусства и архитектуры» в названном университете.

Соответственно поставленным задачам определена структура работы и ее объем. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, приложения, включающего иллюстративный материал, содержащий фотографии и схемы, списка использованных библиографических источников (в количестве 594 источников). Число фотографий с натуры в диссертации ограничено во избежание перегрузки иллюстративным материалом.

Объем основного текста - 313 страниц. Общий объем диссертации - 405 страниц.

Похожие диссертации на Произведение садово-паркового искусства: типология композиционно-образных структур