Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Орнаментальное искусство арабов периода средневековья Аль Сакер Хади Абдуль-Али

Орнаментальное искусство арабов периода средневековья
<
Орнаментальное искусство арабов периода средневековья Орнаментальное искусство арабов периода средневековья Орнаментальное искусство арабов периода средневековья Орнаментальное искусство арабов периода средневековья Орнаментальное искусство арабов периода средневековья Орнаментальное искусство арабов периода средневековья Орнаментальное искусство арабов периода средневековья Орнаментальное искусство арабов периода средневековья
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Аль Сакер Хади Абдуль-Али. Орнаментальное искусство арабов периода средневековья : ил РГБ ОД 61:85-17/101

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Исторические предпосылки развития арабского орнамента 8

1. Орнамент - важный вид искусства арабов 14

2. Возникновение арабского орнамента и развитие его основных элементов 21

3. Орнамент как вид декоративного искусства 32

4. Происхождение орнамента от изобразительных форм 44

5. Особое восприятие мусульманским художником объективного мира 46

Глава II. Высокое декоративное качество арабской письменности и ее большое значение в искусстве (возникновение арабской каллиграфии, ее виды).. 57

Глава III. Исследование средневекового арабского орнамента с художественной точки зрения 97

1. Закон ритма 100

2. Цветовая гамма НО

3. Законы построения композиции (гирих и др.) 117

4. Использование орнамента в средневековом искусстве арабов (некоторые области применения) 124

Заключение 134

Список литературы.

Приложение. (Отдельно прилагается альбом цветных и черно-белых фотографий и иллюстраций)

Введение к работе

На современном этапе развития искусства арабских стран остро встает вопрос о формах, путях и методах использования культурного наследия прошлого. В искусстве, как и в других областях духовной и материальной деятельности человека, существует неразрывная связь между прошлым и современностью. В этом отношении интересны заметки В.И.Ленина, сделанные на статью Плетнева, где В.И.Ленин иронически относился к ошибочным выводам Плетнева о необходимости создать новую пролетарскую культуру с одними силами пролетариата без помощи уже созданной культуры старого общества .

Наиболее плодотворными поисками художников являются те, где полнее выявлены черты национального своеобразия. Здесь очень важно понимать, что орнаментальное искусство, независимо от того, когда оно создавалось, в прошлом или настоящем, несет широкую культурную функцию, всегда выходящую за пределы чисто эстетического восприятия. Оно всегда познавательно, в особом качестве своего исторического содержания, национально-психологического и нравственного и поэтому не может быть ограниченным. Это искусство живет в истории; без знания её невозможно понять содержание его образов и язык его форм.

В каждой стране у каждого народа складывались свои традиции и особенности в решении проблемы орнаментального искусства, которые отвечали национальному складу, характеру и образу жизни народа.

Намечая и разрабатывая научные пути развития арабского декоративно-прикладного искусства, мы должны придерживаться жизненно важных для него положений. Во-первых, необходимо изучать то, что создали наши предшественники, анализировать их произведения на основе современных, исторических данных, использовать их опыт, который должен послужить развитию искусства и культуры.

Во-вторых, использование культурного наследия не должно быть слепым подражанием и механическим копированием, а всегда должно находиться в обстановке критического научного освоения, соответствзггощего требованиям времени и функциональному назначению.

Данная работа посвящена вопросам орнаментального искусства арабов эпохи средневековья. Актуальность темы заключается в том, что в настоящее время у арабских художников появляются тенденции и стремление все более плодотворно использовать богатое наследие орнаментального искусства, следовать его духу и методам решений. Это и требует тщательного изучения данной темы с тем, чтобы выявить стороны орнаментального искусства, являющиеся наиболее ценными с точки зрения современности.

Таким образом, целью данной диссертационной работы является выявление особенностей орнаментального искусства арабов в средневековый период.

В связи с этим выдвигаются основные задачи исследования:

- выявление национальных традиций орнаментального искусства арабских стран;

- определение основных направлений развития средневекового орнаментального искусства арабов;

- выявление особенностей формирования и принципов декоративного искусства и архитектуры с учетом национальных традиций.

В данном исследовании рассматриваются основные виды и элементы орнаментального искусства. Показывается формирование художественных традиций в процессе эволюции таких искусств, как архитектура, каллиграфия, металлические изделия, анализируются особенности традиционных композиционных принципов построения плоскостей и форм орнаментов и цветового решения. Выявляются приемы и принципы каллиграфии.

В работе большое внимание уделяется изучению и описанию элемента письменности прежде всего потому, что она является одной из основ арабского орнаментального искусства.

Большое внимание в работе уделяется идейно-эстетическому значению и роли орнаментальных традиции в формировании художественной культуры арабских стран.

Советские и зарубежные ученые, занимающиеся этим вопросом отмечают, что проблемы развития и характер средневекового искусства этих стран редко рассматривались в целом. Главная задача заключается в раскрытии традиций искусства прошлого, в плане их использования в современной художественной практике. В данной работе на основе диалектиконматериалистического искусствоведческого анализа закономерностей исторического развития орнаментального искусства арабских стран рассматриваются современные перспективные тенденции развития арабского орнаментального искусства, выявляются возможности использования достижений прошлого в духе современности.

В работе большое значение придается изучению национальных традиций орнаментального искусства, как вида народного творчества, широко исследуются вопросы эстетической основы предметно-пространственной среды на основе национальных традиций.

В арабской искусствоведческой литературе редко встречаются научно обоснованные теоретические работы в области орнаментального искусства. Многие арабские исследования по арабскому художественному орнаменту ограничиваются одной его культовой стороной, сводя все связи к одному мусульманскому вероисповеданию и проходя мимо всего остального.

В этой связи в данной работе предпринята попытка ликвидировать существующий недостаток, комплексно исследуя арабское орнаментальное искусство на основе марксистско-ленинской методологии.

Автор в своей работе использовал научный опыт в этой области, накопленный в СССР.

Вопросы теории развития средневекового орнаментального искусства широко освещены в трудах советских специалистов, которые решительно выступают за многообразие творческих поисков в рамках широкого стилевого единства.

Общим вопросам развития арабского искусства посвящены работы Б.Веймарна "Искусство арабских стран и Ирана ЛЇ-ХУЇЇ веков" и Б.Веймарн, Т.Каптерева, А.Подольский "Искусство арабских народов (средневековый период)".

Имеются исследования, посвященные использованию национальных традиций в декоративном искусстве и архитектуре на примере Средней Азии: Б.П.Денике "Архитектурный орнамент Средней Азии" и І.И.Ретлпель "Архитектурный орнамент Узбекистана. История развития и теория построения".

Представляют интерес сборник статей советских ученых-востоковедов "Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. -М., 1973" и др.

Кроме этого в данной работе исследовались теоретические труды искусствоведов арабских стран.

Вопросам орнаментального искусства посвящены работы Марзук Мохамед Абдулазиз" Ирак - колыбель мусульманского искусства". "Мусульманское искусство: его история и характерные черты". "Искусство исламского орнамента в странах Магриба и Андалузии". История развития искусств и орншлента в арабских странах затрагивается в трудах Бахнаси Афифа "Эстетика арабского искусства".

Ряд авторов подчеркивают роль национальных традиций в современном творчестве. Особенно это может прослеживаться в работах Хасан Аль-Масуд "Арабская каллиграфия" и Ш.Фариса "Декоративное искусство Современного Ирака и его национальные особенности".  

Орнамент - важный вид искусства арабов

При рассмотрении такого предмета исследования, как искусство орнамента, представляется необходимым поразмыслить об его простоте и спокойствии, об его художественном значении, не прибегая к обобщениям, не вступая в полемику, ибо на данную тему существует великое множество теорий и толкований, целый мир оценок и критериев, которые стараются разработать и преподать как специалисты, так и дилетанты - не специалисты.

Мы не хотим ограничиваться лишь формальной стороной толкования искусства орнамента. Мы стремимся показать его во взаимодействии с обществом; связь орнамента в эстетическом отношении с окружающей общественной средой, а также исторические корни этого искусства. Основная задача заключается в необходимости освещения прогрессивных закономерностей искусства пропитого с тем, чтобы сделать возможным их практическое применение в искусстве сегодняшнем.

"Народы арабских стран внесли большой вклад в сокровищницу мировой художественной культуры, создали произведения искусства, одухотворенные своеобразным и тонким пониманием прекрасного".

Мастер арабского искусства мог осуществлять свою задачу в эстетическом плане своим собственным языком искусства, возможности которого не коренятся лишь в прошлом. Однако, в наши дни можно прибегнуть и к использованию художественного наследия. Но надо добиться верного понимания старых принципов арабского мастера и тогда мы сможем извлечь пользу из эстетических ценностей, заложенных в его творчестве.

Работы старых мастеров арабского искусства сыграли определенную роль в его дальнейшем развитии, они придавали черты реальности своим произведениям, заключенным в них смыслом. Старые произведения запечатлялись в сознании людей, определенным образом повлияли на них, они несли в себе ростки будущих принципов и методов, влияние которых сказывалось в последующих столетиях.

Таким образом, искусство одних народов служит неиссякаемым источником выразительности и творчества для тех, кто ему следует. Среди прочих видов искусства орнамент остается одним из факторов, повлиявших на культуру современной эпохи. В разнообразных орнаментальных произведениях нас привлекают эстетические ценности, в них содержащиеся. Мы можем не знать автора этих работ, мы можем не соглататься и не следовать принципам, заложенным в них, мы можем далеко отстать от тех задач, которые преследовал мастер, создавший эти произведения, в особенности когда речь идет об орнаментах, украшающих места, связанные с религией. Однако, мы не в состоянии сдержать своего восхищения перед выразительными средствами, применяемыми мастерами арабского искусства в орнаментах, способными дать четкие смысловые решения, мы восхищаемся творческим характером и методами мастера арабского искусства, несмотря на далекое историческое расстояние, нас от него отделяющее.

Мы привыкли к применяемой мусульманским художником эстетической терминологии, к его выразительным средствам, будь то область миниатюрной живописи, орнамента, прикладного искусства или архитектуры.

В миниатюрном искусстве мы обнаруживаем, что задача художника не состоит в показе лишь человека как части бытия, а кроется в передаче понимания его сущности в разных ее выражениях. Мы находим, что художник опирается на народные рисунки, он прибегает к использованию многочисленных народных элементов искусства, будь то элементы письменности или орнамента,, соединяет их воедино, наполняя экспрессивным содержанием, орнаментальноетью. Эти формы обрастают преданиями, вживаются в народную действительность или, наоборот, иногда встают неким барьером между простым человеком и миром, в котором он живет. Наряду с этим мастера арабского искусства готовы вдохнуть жизнь в многочисленные народные легенды и предания.

Однако, главенствующим остается все же изобразительный элемент, бросающийся в глаза в практике мастера арабского искусства он раскрывается в его стремлении заполнить орнаментами все пространства и конструкции, он украшает орнаментами одежду, применяет их на зданиях, инструментах. Он орнаментирует даже фигуры птиц, чтобы придать им в конце концов полностью декоративный характер. Критерии мастера арабского искусства кроются в его эстетической чуткости, он поднял собственный опыт на еще большую высоту, он управляет своим талантом, сделал его способным воспроизвести все оттенки духовных переживаний. Это наблюдается в росписях внутри мечетей и на их фронтальных частях. Он способен мастерски раскрыть смысл, использовать световое решение, цвет. Его изображения динамичны, гармоничны, кажутся объемными, как воплощение мечты.

Процесс создания у мастера арабского искусства не ограничивается использованием какой-либо одной определенной формы. Без всяких заимствований каждое искусство имеет тернистый путь создания, ибо создание эстетических ценностей не есть лишь формальный поиск, а по пути, соединение формальных элементов с глубинами содержания, с целью отображения новых изменяющихся условий.

Мастер арабского искусства применяет свое искусство ко всем предметам, с которыми сталкивается, он их преображает в своих созидательных творческих планах. Он освещает момент созидания, воодушевление, вкладываемое им в свои работы, будь то орнамент или предмет прикладного искусства. Это прежде всего порождение искреннего ощущения художника, воплощенного в его искусстве.

Он создает разнообразные формы орнаментов, придает им новое звучание, сильно разнящееся в каждой работе, в каждом сочетании. Творческий метод мастера арабского искусства не ограничивается определенными, постоянно повторяемыми границами - в этом-то и состоит одна из основных особенностей арабского орнаментального искусства.

Возникновение арабского орнамента и развитие его основных элементов

Историю искусства при условии ее освещения под соответствующим углом зрения можно представить как универсальную историю, и, если рассматривать ее именно так, то история искусства, как впрочем и история в целом, полна противоречий.

К сожалению, для нас не представляется возможным показать все, что связано с искусством орнамента как таковым. Перед нами встречаются многочисленные трудности. Вот, к примеру, одно из мнений искусствоведов по этому поводу. Советский орнаментолог С.В.Иванов констатирует: "Приходится признать, что пока мы не столько знаем, сколько стараемся представить себе, каким именно путем возник орнамент на заре человеческой культуры". Восточные орнаменты представляют собой первую попытку передачи человеческой мысли при помощи изображения символами.

Древнеиракское искусство архитектуры оказало влияние на мусульманскую архитектуру, в особенности, в период Аббасидов. Отверстия в верхних частях зданий - немногочисленные и узкие - напоминали древнеегипетские постройки. Поверхности дворцов были грандиозны по масштабам. Мощными были стены сооружений: их толщина достигала 3-5 метров. А крепостные стены были еще более толстыми и мощными.

Стены на валу были украшены, фасады орнаментированы количественно повторяющимися вертикальными проемами, часто стены были покрыты глиняными изразцами или кирпичей с глазурью, украшенной орнаментированной чеканкой, с узором в виде животных и зверей.

Такой тип архитектурных сооружений и стиль архитектуры напоминает нам мусульманские дворцы в эпоху Омейядов (УП век) и Аббасидов (IX век)...

Что касается орнаментов, то они значительно эволюционировали, хотя и использовали простые геометрические элементы и узоры из ассирийского искусства: круг, треугольник, линию, ромб в их последовательной сочетаемости и дискообразном расположении.

Орнаменты, объединенные растительными элементами, были вдохновлены искусством древнего Египта, Месопотамии и финикийского искусства. Излюбленным был цветок кувшинки, силуэты пальмовых листьев и лотос.

Процветало производство глиняной посуды, напоминавшей аналогичные изделия, производимые в сельских местностях арабских стран. Существует сходство в пластическом искусстве, например в искусстве Ирака и Египта. Мы замечаем одни и те же формы и методы, одинаковую повторяемость, равную важность вертикальных и горизонтальных осей, главенствующих в пространстве, единицей которого является квадрат и, в результате, применяются одни и те же законы художественного творчества.

Для араба, в течении веков, окружающей средой была пустыня Аравийского полуострова, вторгающаяся частично на древнесирийскую землю, пустыни Египта и в целом Северной Африки. Перед мастером арабского искусства и простым арабом лежало ровное, открытое, безбрежное пространство, однако, пути, проложенные по нему были непрямы и извилисты - они шли изгибами высохших русел рек, огибали песчаные холмы. Они практически не знали прямой линии. Поэтому линия у кочевых народов была извилистой.

Мастер арабского искусства обогатился знанием всех элементов и узоров орнамента - растительного и геометрического или с изображением зверей и животных для осуществления собственных орнаментов. Он приспосабливал данные элементы, адаптировал их и видоизменял до такой степени, что порой они делались неузнаваемыми и трудно было определить их первоначальный вид. Он не ограничивался вышеупомянутыми заимствованиями: была использована также арабская письменность и т.д. Все элементы были собраны воедино, соединены во многих темах.

Взгляд на древние арабские орнаменты открывает нам культуру мастера искусства, отразившуюся в этих орнаментах.

Орнаменты состоят из пересекающихся линий, наложенных на узоры до такой степени различные, что они отличаются друг от друга практически в каждом соединении.

Совершенство мастера арабского искусства не остановилось на этой черте.

Если взять орнаментальные узоры на мечети в целом, то следует выделить орнаменты и в их пространственном виде - двухмерной геометрической форме. Также с восхищением рассматриваем мы разнообразные орнаменты на сводах коридоров галерей и на окнах.

Сколь различны формы окон, столь разностильны и отделывающие их орнаментальные узоры. Сильно разнятся они и на остальных частях мечети (фронтон и т.п.).

Высокое декоративное качество арабской письменности и ее большое значение в искусстве (возникновение арабской каллиграфии, ее виды)..

Изобретение алфавита стало, по существу, одним из самых замечательных изобретений, которые знало человечество на всем протяжении своей истории. "Письменность - явление воистину человеческое - она появилась на вооружение людей еще на заре цивилизации, в дальнейшем она развивалась и совершенствовалась".

Арабская письменность возникла на северо-западе Аравийского полуострова. В районе, расположенном между Синайским полуостровом и Палестиной, жили набатеи, правление которых продолжалось с 169 года до нашей эры до 105 года н.э. Это были арабские племена, ранее бедуинские, которые перешли на оседлый образ жизни. Все историки называют их арабами. Некоторые из них считают, что они вышли из Аравийского полуострова, другие же, - что они пришли из Ирака,исходя из того,что словом "набат" назывались жители Междуречья.Главное же состоит в том,что исследования учеными истории на-батеев свидетельствуют о том,что они говорили на арабском языке. Как представляется,государство набатеев расширило свои границы до реки Ефрат на востоке и включало в себя большую часть севера Аравийского полуострова.Они соединились с арамейцами и испытывали на себе влияние их культуры,которая была распространена в этом районе. Набатеи научились арамейскому письму и использовали его для своего арабского языка. Таким образом, арабы заимствовали свою письменность у родственных народов из Набатеи, которые в доисламские времена соседствовали с арабами из Хиджаза. Это становится ясным, если сравнивать работы с древними надписями на камне, дошедшие до нас из древней Набат ей с самыми древними арабскими надписями, найденными при раскопках в этом регионе. Письменность распространялась на территории Ирака, через эти земли доходила до Хиджаза, так как между народностями, населявшими в то время южный Ирак, и хиджазскими племенами существовали активные торговые связи, особенно с городами Мекка и Медина.

Арабы-мусульмане придавали письменности в целом и каллиграфии в частности большое значение, так, к примеру, в Коране говорится о том, что пророк Мухаммед всячески поощрял письменность и чтение книг, содействовал их распространению среди мусульман. (После битвы при Бадре те, кто умел писать из племени курейш были выкуплены, а те, кто не мог выкупить себя деньгами, учились писать, чтобы быть полезными мусульманам Медины).

Мусульманские халифы и прочие властители с вниманием относились к арабской письменности, каллиграфии и письменной культуре в продолжении всех длительных исторических периодов развития мусульманского общества. Причиной этого внимания, конечно же, служил тот факт, что арабская письменность была прежде всего письменностью священной религиозной книги - Корана.

По прошествии века "джахилия" (доел, "невежество") и его отголосков появились стремления к духовному и культурному единству и тогда исламская религия стала духовным кредо, которого придерживалось большинство народов, населявших Аравийский полуостров.

Таким образом, арабский язык - язык Корана - стал преобладающим, занял место многочисленных,ранее существовавших арабских разговорных диалектов. Этот фактор стал немаловажным в деле объе динения арабов в едином арабском исламском государстве, где правили сначала пророк Мухаммед, а затем и его "правоверные" халифы, сподвижники. Как пишет советский востоковед И.М.Фильштинский, "арабский язык был инструментом культурного творчества не только в пределах мусульманской общины - им пользовались жители Халифата для общения друг с другом, на нем писали все образованные люди, вне зависимости от религиозной и этнической принадлежности".

Началась эпоха арабских мусульманских завоеваний, покорения соседних стран. Арабы сумели подчинить себе Сасанидскую империю, часть византийского государства. Арабский халифат представлял собой огромное государственное образование, протянувшееся от Индии и Средней Азии на востоке до Андалузии и Марокко на крайнем Западе. Арабская цивилизация и культура достигли апогея развития в ХП-ХІ7 вв. н.э., т.е. до того, как политическим, социальным, всеобщим бедствием и катастрофой стало завоевание монголами Багдада в 1258 году н.э. (Последовавшие за этим другие нашестия, опустошительные войны, разрушения, усугубили кризис и привели в результате к застою и упадку науки, литературы и искусства, продолжавшемуся вплоть до начала нашего века).

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что арабский язык стал плотью тесной связи, узами которой были нерасторжимо оплетены все части и районы мусульманского мира.

Мы уже упоминали выше, что султаны и другие властители сыграли большую роль по поддержке развития арабской письменности и каллиграфии, но вопросы арабского письма были близки также и самым простым людям. Таким образом ясно, почему у арабского писца - мастера каллиграфии было совершенно особое место в обществе, ему была уготована особая роль, тут он даже соперничал с некоторыми представителями мусульманской власти. В особенности это касалось тех, кто писал "насхом" (особый метод и стиль, на котором был написан Коран). Этот вид ремесла - искусства быстро стал общераспространенным и приобрел "известный демократический" характер для тех, кто участвовал в написании Корана.

Правильным представляется мнение арабского исследователя эль-Хабиба о том, что "каллиграфия быстро приобрела "демократический" характер, так как она была видом искусства, которым могли заниматься все грамотные арабы, независимо от общественного и материального положения и который считался также наиболее благородным занятием, поскольку только благодаря письменности божественное откровение Корана приобретало осязаемую форму".

Закон ритма

"Ритм - это явление, привычное человеческой природе. Касания пера, его вздохи ритмичны, сон и бодрствование взаимно упорядочены. Этот спонтанный ритм, естественно, побуждает нас к тому, чтобы ожидать его же в чувственно воспринимаемой среде, с удовлетворением встречать его обнаружение и тревожиться при его отсутствии. Отсюда -размер стиха, симметрия в архитектуре, ритмическое равновесие в живописи и музыке". Ритм - это порядок, взаимоупорядоченность элементов художественного произведения. Потеря ритма - это сбой, нарушение, анархия. Когда есть ритм - есть и порядок. Точно также и наоборот.

Та хорошая зависть, которую мы постоянно испытываем рядом с произведениями мусульманского декоративного искусства - радость в сочетании с удивлением перед красотой, навевающей духовное умиротворение, перед постоянным и непрестанным обновшением, ощущаемым наші через динамику геометрических и растительных орнаментов, перед их упорядоченным расчленением на стенах или утвари.

Наличие ритма способствует постижению стоящего за произведением художественного замысла. Когда мы начинаем смотреть, как выразительно искусный мастер объединил способы внутреннего и внешнего построения, отделав фаянсовую или медную посуду, мы не должны проходить мимо сопутствовавшего труду мастера тонкого чуъства, схватившего специфику кирпича, меди, дерева и т.д., на которую тот смог опереться в декоративной резьбе, выразив эстетические ценности через разнообразие геометрического рисунка.

Примеров этому много. Роспись стен дворца Аббасидов в Багдаде. Деревянный минмбар (амвон) Кайруанской мечети (Тунис), состоящий из тщательно подобранных прямоугольных участков различного вида и с особой планировкой, демонстрирующих высшие образцы художественного творчества человека. Четко проступают искусство мастера и знание ценности материала, с которым он работает. То же самое -о металлических предметах из Мосула. Можно утверждать, что ритм создает меру отсчета времени.

Наше восприятие всегда принимает художественное произведение, если оно несет ритм и равновесие. Основное место среди способов выражения отводится ритму и контрасту.

Можно сказать, что арабская орнаментика заняла свое место в творчестве прежде всего благодаря ритму. "Каждый элемент художественного творчества - линия, цвет, тень, грани, пространство -обязан выступать в определенном ритме по отношению к другим, образующим гармонию художественных элементов. Взаимоотношения этих элементов, содержащийся в них ритм и обеспечивают художественному произведению его красоту. Данных элементов не лишена и сама природа". Охватив многообразие проявлений ритма в природе, мы увидим их влияние на условия бытия самого человека. Так ритм стал биологической необходимостью в жизни человека; каждая исполняемая им работа стала обязательно подчиняться некоему ритму, Трудясь, он режет, стучит, формует - и все в ритмической цепи.

Лучшее, где представлен ритм - это миниатюра мастера Васы-ти к 7-й макаме Харири. Изображено отправление мусульманского поста в рамазан (говеющие мусульмане воздерживаются от еды и питья с восхода до захода солнца, а дозволяются еда и питье лишь ночью). В этой миниатюре (рукопись "Макам" Харири, 1237 г. н.э., Багдад, хранится в собрании Национальной библиотеки, Париж) ритм создается геометрической композицией из пересекающихся в кругу квадрата и прямоугольника. Это пересечение, создающее центр композиции, образуется головами всадников и музыкантов, приготовившихся встретить наступление рамазана. Между твердо стоящими на земле ногами тесно сбившихся коней мы видим ноги коней в других положениях, что меняет ритм. Пожалуй, самое красивое в этом высокохудожественном произведении - это взаимное тяготение деталей, распределение цветов, линии роговых труб во рту у некоторых всадников, знамена на древках, повторяющие ритм направления лошадиных ног строго вертикально, а также верхняя плоскость, образующая фон рисунка и заполненное письменами.

Мелкие детали объединяются в три группы. Это две группы лошадиных голов и третья человеческих. Художник снабдил эти детали светлыми пятнами для разнообразия и полной игры ритмического повтора.

В композиции этого произведения Васыти применял часть круга, квадрат и прямоугольник. Круг - это фигура, сводящая воедино центр и все располагающиеся у него части рисунка; это фигура, законченная в своем исполнении и ритмической закономерности, фигура творчески богатая, заключающая внутри себя бесчисленное количество подобных и отличных фигур - в круге олицетворено движение, движение жизни, мироздания, природы. Квадрат возбуждает иные ассоциации - организованность, порядок, четкость. Поэтому объединение квадрата - первообраза мира фигур с кругом - конечным образом и олицетворяет данный ритм. Это единство подчеркивается арабским средневековым художником в его декоративных произведениях, в живописи и орнаментальном искусстве. Эти декоративные ритмы способны к выражению не только личности, внешнего состояния человеческих существ, но доносят до нас их внутренний мир и духовное содержание. Орнаменты показывают нам, насколько совершенен и красив человек тех веков. Вот почему через орнамент возможно не только постижение внешней стороны - декоративного оформления, но и проникновение в глубину многих сторон искусства.

Арабский художник использовал в орнаментике множество символов - геометрических фигур - ромбы, треугольники, восьмиконечные звезды и т.д., растительные элементы - цветок и побеги лотоса, ви ноград и его листья. Само растение в орнаментальном искусстве несло определенные понятия. Например, роза выражала чувство любви, гвоздика символизировала жизнь и т.д. Символами выступали птицы, рыбы и другие животные. Ритмический повтор при композиции этих символов в арабо-мусульманском искусстве приумножил орнаментальную тематику.

Искусники-мастера изощрялись в проработке и поисках, создавая из сочетания и умножения фигур все новые дивные художественные формы. Пример тому - формы куполов и минаретов, выдержанные архитектором в геометрически изящных пропорциях, также создающие изящный ритм.

От арабов средневековья до нас дошло большое художественно-орнаментальное искусство. Такие города, как Багдад, Дамаск, Каир, Фес, Кайруан (Тунис) и другие, являющиеся важными культурно-политическими центрами в процессе развития арабо-мусульманской цивилизации той поры, донесли до нас особенно много художественных памятников. В этих городах строились мечети, школы и дворцы. Такое созидание происходило в условиях соперничества халифов и эмиров и у художников было много работы. В дополнение к этому сохранилось множество памятников искусства в виде разного рода мелких предметов, художественных изделий прикладного искусства.

Похожие диссертации на Орнаментальное искусство арабов периода средневековья