Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Музыкальные инструменты арабов Палестины Ришмави, Одех Халиль

Музыкальные инструменты арабов Палестины
<
Музыкальные инструменты арабов Палестины Музыкальные инструменты арабов Палестины Музыкальные инструменты арабов Палестины Музыкальные инструменты арабов Палестины Музыкальные инструменты арабов Палестины
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ришмави, Одех Халиль. Музыкальные инструменты арабов Палестины : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.02 / Ришмави Одех Халиль; [Место защиты: Рос. ин-т истории искусств].- Санкт-Петербург, 2010.- 199 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-17/84

Введение к работе

Объектом исследования настоящей диссертации являются традиционные музыкальные инструменты (МИ) арабов Палестины. Являясь частью культурного наследия народа, МИ в своем существовании отразили уникальность местоположения Палестины на стыке древних цивилизаций и культур, сложность этноконфессионального ландшафта региона, драматизм историического пути страны. Арабская инструментальная музыка Палестины функционирует в системе контактной коммуникации (бесписьменной традиции), что существенно отражается и в самом инструментарии, его строении, мобильности его морфологии, и в формах исполнения и функционирования.

В центре внимания исследования - инструментарий и формы его функционирования в различных жанрах и инструментальной культуры палестинской этнической традиции.

Актуальность работы обусловлена:

  1. уникальностью палестинского этнокультурного региона, где сохранились многие реликты арабской этнической культуры, традиционное функционирование музыкального искусства в быту и обрядах;

  2. реальным функционированием в современной культуре целой серии многообразных МИ и способов исполнительства на них, отражающих сложные исторические процессы развития культуры, ее исторические субстраты, взаимосвязи, а также взаимовлияния культур на Ближнем Востоке, дающие богатейший материал для понимания многих явлений эволюции музыкального искусства;

  3. высокими художественными достоинствами и культурно-исторической самобытностью традиционного палестинского музыкального искусства, жанровым разнообразием его инструментализма, открывающим широкие перспективы как для науки - органологии, эргологии, музыковедения, этнографии, музыкальной фольклористики, сравнительного музыкознания, антропологии и истории искусства, истории культуры, так и для творческих поисков современных художников - исполнителей, композиторов;

  4. наличием в качестве субъектов функционирования традиции подлинных ее носителей - исполнителей и мастеров-изготовителей МИ, традиционных специалистов, в т.ч. музыкантов-профессионалов, для которых музицирование является одним из основных видов деятельности, обладающих специфической системой знаний, знакомство с которой позволяет сформировать научно обоснованное представление о целостном музыкально-этнографическом комплексе традиционного инструментария;

  5. введением в обиход мирового инструментоведения и музыкознания огромного слоя ранее неизвестных видов и разновидностей музыкальных инструментов, сопоставлением их с корпусом музыкальных инструментов арабского мира, Ближнего и Среднего Востока, а также введением их в контекст мировой инструментальной культуры;

  1. расширением круга представлений современной науки знаниями и сведениями из области традиционной эстетики, теории музыки, органографической и исполнительской терминологии этнической культуры арабов Палестины, специфических путей передачи из поколения в поколение эстетических и структурных норм музицирования, этнического звукоидеала и ценностных критериев традиционного искусства, артикуляционных и исполнительской техники, философии, эстетики и этики музицирования;

  2. выявлением локальной дифференциации инструментария и способов его функционирования в различных исторических и этнокультурных регионах Палестины;

  3. рассмотрением современных процессов функционирования музыкального инструментария в Палестине, соотношения в его корпусе традиционных и привнесенных в разные исторические периоды и в наше время конгломератов культуры, их сосуществования и взаимодействия;

  4. отсутствием до настоящего времени отдельных работ (на русском и европейских языках) по палестинским инструментам и, тем более, целостного исследования всего корпуса музыкального инструментария арабского народа Палестины (в т.ч. на арабском языке);

  5. необходимостью изучения опыта культур, ищущих собственные пути художественного выживания, сохранения и развития в период глобализации и урбанизации, тотальной технизации и унификации.

Сегодня вопросы государственной, культурной политики и социологии искусства становятся неотделимыми друг от друга. МИ арабов Палестины а их музыкальная культура в целом находятся как раз в ряду типологически родственных явлений на стыке цивилизаций. Изучение подобных культур приобретает сегодня особую актуальность и в связи с обострившимися процессами культурного, общественного, политического, военного противостояния разных цивилизаций в современном мире и связанных с ними проблем борьбы как с терроризмом, так и культурной и политической экспансией.

Инструментальная традиция арабов Палестины показательна ещё и потому, что инструментализм достиг здесь высочайшего уровня, охватив весь жанрово-структурный спектр арабской музыки и обладает рядом как этноисто-рических, так и типологических параллелей во многих культурах Азии, Африки и Европы.

Историко-теоретическую базу исследования составляют:

  1. исторический опыт изучения арабского инструментария, начало которого выпадают на эпоху раннего Средневековаья (Бедайат Аль-Курон Аль-Уиста);

  2. значительные достижения современного этноинструментоведения в области исследования функционирующих традиций Европы и Азии, во многом типологически родственных арабской.

Сюда относятся классические трактаты Братьев Чистоты, Абу Наср аль-Фараби, Абуали ибн-Сина, аль-Кинди, Урмави, Мухаммеда Али, Аодурахмана

Джами, современных египетских инструментоведов Мухаммеда аль-Хефни, Гаттаса Хашаба и исследователя модальных основ арабской музыки Омара Фарука Хасана, крупнейшего специалиста в области традиционной музыки Ближнего Востока Амнона Шилоаха (Израиль), исследования иракских ученых - в области истории уда инструментоведа Салеха Рашида, автора Современного словаря арабской музыки Х.Махфуза, иорданского этномузыковеда, исследователя свадебно-обрядовой музыки арабов Иордании Али Аль-Шурмана, исследователя музыкально-поэтической системы арабо-палестинского фольклора Мота-сема Адиляха, этномузыковедов и историков арабской музыки Абд Альлатиф Альбаргуси, Нимер Сархан, Таха Хамдан, Ахмед Муса. В этом кругу и труды исследователей музыкального инструментария и этнической музыки народов Среднего Востока из стран бывшего СССР С.Абдуллаевой, Б.Сарыбаева, Т.Джани-заде, В.Юнусовой, С.Кибировой, Ж.Расултаева, Г.Щамилли, СДаукеевой, Э.Лэйна. Существенно сказалась на работе и активизация с 70-х гг. экспедиционной работы ВУЗов, НИИ и музеев Каира, Багдада, Иерусалима, позже - Аммана и Дамаска.

Важными для нас в плане выработки методологии и методики органологи-ческого исследования, изучения структурной типологии и исторических связей культур явились теоретические труды Э.Штокманна, Э.Эмсгаймера, К.Квитки, И.Мациевского, а также: исследования Л.Ленга, О.Элынека, Б.Шароши, З.Кумер, Ю.Страйнара, Т.Вызго, К.Верткова, Х.Тампере, И.Назиной, Т.Лейсё, С.Субаналиева (1960-90 гг.), П.Даалига, Н.Бояркина, О.Герасимова, И.Мациевского, И.Тынуриста, В.Чернова, И.Мезенцевой, Н.Мамчевой (1990-2010 гг.), посвященные изучению корпуса музыкального инструментария отдельных народов и этнографических групп Европы и Азии; труды З.Кодая, Б.Бартока, Г.Хоткевича (1-я пол. XX в.), затрагивающие проблемы обрядового функционирования музыкантов-инструменталистов; работы о народной инструментальной музыке И.Ямпольского, Б.Струве, М.Береговского, И.Благовещенского, О.Бочкаревой (1950-60 гг.), Р.Зелинского, А.Вижинтаса, Ю.Бойко, А.Скоробогатченко, БЛремко, Б.Водяного, Ю.Шейкина, А.Соколовой (1970-2008 гг.); монографии С.Захариевой, П.Даалига и А.Беньковского (конец XX - начало XXI вв.), раскрывающие разнообразные аспекты функционирования, быта, социального статуса, эстетики и творческих воззрений обрядовых музыкантов; новаторские разработки Г.Сулицяну, И.Виндгольца, А.Мозиаса, В.Мациевской, А.Ромодина - в аспекте психологических предпосылок звуко-творчества в этнической культуре.

Исследования Ю.Кона, БАманова, П.Шегебаева, С.Утегалиевой, Д.Абдулнасыровой/Булатовой, Б.Муктупаева, Т.Ямбердовой интересуют нас в связи с типологическими параллелями, значимостью аппликатурно-интонационных и гармонических блоков в исполнительской стилистике музыкантов-инструменталистов, эстетико-психологичесих установок традиционных музыкантов; Л.Раабена, С. Шульпякова, В.Свободова, В.Бычкова, Т.Берфорд-в

аспектах текстологии, строя, психофизиологических, историко-эстетических факторов развития инструментального исполнительства; исследования В.Мешкерис, А.Абловой, Н.Александровой, В.Мараева исторической морфологии и эргологии музыкального инструментария, основанные на современных достижениях музыкальной археологии; работы А.Тимошенко, А.Папениной, М.Карпеца, А.Мухамбетовой, Г.Омаровой о проблемах мутации традиционного инстрз^ментария и его альтернативных формах в современной культуре Европы и Азии.

Цель настоящей работы - дать обобщающую характеристику музыкального инструментария как феномена этнической традиции арабов Палестины. Для её достижения поставлены следующие задачи:

  1. выявить исторически предпосылки становления традиционной инструментальной музыкальной культуры арабов Палестины как своеобразного этно-исторического феномена в культуре народов Ближнего и Среднего Востока, дать общую характеристику процессов становления инструментализма, его развития и современной ситуации;

  2. выявить типологию и стилевую дифференциацию традиционного арабского инструментализма Палестины на региональном, социальном, демографическом и психологическом уровнях в связи с идеологией и практикой функционирования основных локальных традиций и отдельных ведущих мастеров -музыкантов и изготовителей МИ;

  3. дать характеристику отдельных видов и классов МИ, а также всего корпуса инструментария Палестины как целостной системы с внутренней иерархией её составляющих и местом в арабской этнической культуре;

  4. исследовать специфику происхождения, распространения и современного бытования МИ арабов Палестины на основе существующих литературных источников, описаний, рассказов информантов и через собственные наблюдения и анализ реальной практики функционирования народных музыкантов-инстрз'менталистов в обрядах, ритуалах и неприуроченных формах традиционного музицирования;

  5. зафиксировать формы функционирования инструментальной музыки, ее репертуар, эргоморфологическое своеобразие инструмента, исполнительскую технику, приёмы игры, орнаментику, ладо-модальные, мелодические и ритмо-структурные признаки локальной этнической традиции;

  6. изучить опыт освоения игры на инструментах в палестинской музыкальной традиции, этнокультурные и психологические факторы ее становления, эволюции, сохранения и передачи из поколение в поколение в системе культур контактной коммуникации, важнейшие творческие каноны и нормативы;

  7. обозначить круг исторических, эстетических, музыкально-теоретических, методико-дидактических параллелей палестинского инструментария в музыкальной культуре арабского мира, профессиональных воззрений и принципов носителей традиционной инструментальной культуры; а также их

реализацию в музыкально-исполнительской практике, педагогике, системах музыкального воспитания и обучения.

Их осуществление обеспечено системной методологией научного описания (моделирования), реализуемой в следующих исследовательских подходах:

  1. системно-этнофоническом, предполагающем синхронное и координированное изучение инструментария, исполнительства (во всём комплексе его составляющих: личность исполнителя-творца, исполнительская техника, артистическая и творческая практика) и исполняемой музыки (её образности и структуры) в целостной системе их функционирования, становления, эволюции и современного состояния;

  2. компаративном, при котором научный объект (инструмент, жанр, игровая техника, отдельный мастер или локальная традиция) рассматривается не изолированно, а в сравнении с иными локальными, соседними, родственными и типологически разными культурными проявлениями;

  3. комплексно-апробационном, заключающемся в том, что для исследования МИ и игры на них наряду с наблюдением, анализом материала и беседами с носителями традиции - музыкантами и мастерами-изготовителями традиции автор в мастерской при изготовлении, или на инструменте в игре непосредственно сам апробирует исследуемый материал, уровень своих нотаций и анализов, характер освоения приёмов изготовления, игры, орнаментики, импровизации и формообразования; в прямом творческом контакте с традиционными мастерами и на основании их экспертизы выявляет принципы исполнительского освоения отдельного произведения, репертуара, импровизации, жанрово-структурной и артикуляционной системы;

когнитивном - в качестве дополнительного фактора в изучении специфики инструментария и исполнительства на нем автор включил знания и представления самих носителей традиции о своём искусстве (народную эстетику, теорию, терминологию музыки), внеся свой вклад в формирующееся сегодня когнитивное музыкознание.

Базовый материал настоящего исследования составляют записи и наблюдения автора в экспедициях 1998-2010 гг. в вифлеемский, хевронский, иерусалимский, иерихонский регионы Палестины, а также (в 1990 гг.) в сектор Газа; стационарные исследования традиций функционирования инструментального исполнительства, изготовления инструментов, традиционного поведения музыканта в быту и обряде в период обучения у Самих Мурада, Насри Юсефа, Али Ар-Рашайда, Нимера Абу Акера и др., а также выполненные в нормативах петербургской этноинструментоведческой школы авторские нотации целостных сольных и ансамблевых произведений малых и крупных форм.

Работа включает:

  1. замеры инструментов и составление типологических таблиц их видов;

  2. расшифровки звукозаписей;

3) научно-реконструктивные транскрипции инструментальных композиций на различных видах инструментов, предварительно освоенных диссертантом в условиях контактной коммуникации путём непосредственного обучения у народных исполнителей.

Наряду с этим учитываются архивные материалы и публикации собирателей и исследователей бедуинской, сельских и городских арабских и других инструментальных традиций Палестины.

Предметное ограничение темы - органография и функционирование традиционного инструментария в основных жанрах сольной и ансамблевой инструментальной музыки арабов Палестины.

Территориальное ограничение - основные историко-этнографические зоны Вифлеемского региона Палестины - регионы как с общим, так и исторически различным культурным наследием, политической, экономической, конфессиональной судьбой и современным обликом.

Научная новизна диссертации обусловлена как ее материалом, так и рассматриваемыми в ней проблемами и применяемой методологией и методикой исследования. Впервые представлен и исследован весь корпус традиционного инструментария арабов Палестины. Впервые он исследован как целостное структурно-функциональное явление в системе региональной этнической культуры. Впервые в научный обиход органологии, музыкознания и этнологии введев:ы нотные и аналитические материалы, репрезентирующие инструментальную исполнительскую традицию Вифлеемского региона, где значительное место принадлежит культуре арабов-христиан; впервые в сферу европейской этномузыкологии и инструментоведения введены данные об изготовлении и игре на различных видах традиционных МИ, полученные при непосредственном вхождении в этническую традицию автора-исследователя в роли исполнителя, ученика, профессионального коллеги-собеседника традиционного музыканта. Впервые на арабском этническом материале осуществлена попытка выявить основы исполнительства в системе контактной коммуникации, принципы хранения и передачи традиции посредством координации результатов музыковедческого анализа с данными традиционной музыкальной эстетики, психологии, теории и терминологии. Впервые на базе палестинской культуры выявлены основные виды ансамблевого исполнительства в арабской музыкальной традиции.

Практическая значимость диссертации, во-первых, заключена во введении в научный обиход новых материалов по инструментальной культуре народов Ближнего Востока, научных описаний и замеров инструментов, аналитических нотаций инструментальных наигрышей, которые найдут применение как в этномз'зыкологии, теоретическом музыкознании, инструментоведении, этнографии, этнопедагогике, так и в творческой практике современных исполнителей и композиторов. Во-вторых, полученные теоретические выводы и обобщения о специфике арабо-палестинского музыкального инструментария, взаимо-

связи инструментария, жанра, артикуляции и исполнительской техники, которые могут быть сопоставлены с аналогичными явлениями как на арабском, так и на ином этническом материале и прослежены другими исследователями на пути становления феноменологии и типологии традиционной инструментальной музыки. В-третьих, для современного этноинструментоведения могут окіїзаться перспективными разрабатываемые в диссертации исследовательские методы, предлагаемые автором методики экспедиционной фиксации материала и апробированные им пути работы с аутентичными носителями традиции. В-четвёртых, данные диссертации могут быть использованы в учебных курсах народного музыкального творчества, этноинструментоведения, музыкально-этнографической документации, истории и теории исполнительства на народных инструментах, истории арабской музыки, зтносольфеджио, сравнительного музыкознания (музыки народов мира) в высших и средних специальных учебных заведениях культуры и искусства.

Апробация данной работы осуществлялась в нескольких формах. Диссертация обсуждалась на заседаниях сектора инструментоведения Российского Института истории искусств и Отделения музыки Восточного Иерусалимского университета. По теме диссертации автор неоднократно выступал на международных конференциях в Санкт-Петербурге, Москве, Вифлееме (Палестина), Маракеше (Марокко), Люблине и Катовице (Польша), Берлине (Германия). Зафиксированные и исполнительски освоенные им произведения арабо-палестинской инструментальной музыки автор неоднократно апробировал как в традиционной палестинской среде, так и во время своих концертных выступлений в Палестине, Египте, Иордании, Марокко, России, Польше, Германии. Основные положения диссертации нашли своё отражение в 10 публикациях в научных изданиях России, а также в монографии об арабской музыке, изданной на арабском языке в Вифлееме.

Цель, задачи и особешюсти диссертации обусловили её структуру. Работа состоит из Введения, трёх глав и Заключения. Первая глава посвящена этнокультурному и историческому контексту традиционной инструментальной культуры арабов Палестины. Вторая - содержит описание строения, изготовления, строя и исполнительских особенностей арабо-палестинского инструментария. Третья - обращена к проблемам функционирования традиционных инструментов в основных жанрах этнической музыки Палестины. Диссертация снабжена Библиографией и Приложением, включающим выполненные автором чертежи, рисунки, фотографии, таблицы обмеров МИ, транскрипции инструментальных и вокально-инструментальных произведений, а также иллюстративный материал.