Введение к работе
Степень изученности и актуальность темы исследования. Город – это своего рода перекресток, где сходятся традиционный и инновационный векторы в развитии технического прогресса, где взаимодействуют различные тенденции в социальной и культурной сферах, где сплавляются в сложное целое разнородные представления о мире, ценностно-нормативные установки, поведенческие нормы современного человека. Не случайно названный феномен вызывает неослабевающий интерес у представителей науки, литературы, искусства, и интерес этот постепенно возрастает пропорционально тому, как все большая часть населения планеты становится городской.
В настоящее время учеными разных специальностей – историками, социологами, культурологами, психологами – тема города активно обсуждается на научных конференциях, рассматривается в монографиях и сборниках статей. Историческим проблемам города посвящены фундаментальные исследования Б.Н. Миронова, В.П. Семенова-Тян-Шанского. Комплекс урбанистических теорий представлен в трудах В.Л. Глазычева, Г.М. Лаппо, Ю.Л. Пивоварова, С.А. Смирнова. Вопросы социологии города отражены в работах Л.А. Зеленова и С.В. Пирогова. В области социальной психологии следует отметить изыскания Г. Зиммеля, С. Милграма и М.Н. Эпштейна, где уделено внимание проблеме «человек и город». Труды В.В. Абашева, Ю.М. Лотмана, В.Н. Топорова и др., принадлежащие к культурологическому направлению, связаны с изучением символики городской художественной культуры, ее форм и отдельных текстов.
Однако анализ научной мысли о городе обнаруживает наличие множества не только не решенных, но даже не поставленных вопросов – своего рода «белых пятен», требующих заполнения. Во-первых, очевидно, что среди наук об искусстве, разрабатывающих урбанистическую тему, наименее репрезентативно музыкознание: изучение музыкальных образов города во всем их многообразии и, в то же время, в системном единстве до настоящего времени не предпринималось. Во-вторых, недостаточно разработана сфера региональной, в частности уральской музыкальной урбанистики. Между тем, во второй половине XX – начале XXI столетия создано немало ярких программных музыкальных произведений, посвященных уральскому городу, которые ждут своего осмысления.
Актуальность темы диссертации обусловлена ведущей ролью города в жизни современного общества, вызывающей потребность в разностороннем изучении данного объекта; неразработанностью городской проблематики в музыковедении; необходимостью ее рассмотрения на региональном – в данном случае уральском – музыкальном материале.
Уральский город впервые исследуется в диссертации с позиций музыкознания. Представляется, что задачам анализа столь неоднородного и, вместе с тем, целостного объекта оптимально отвечает категория «концепт», которая широко применяется сегодня в разных науках гуманитарного профиля (философия, семиотика, социология, когнитивная психология, лингвистика, культурология, фольклористика), а в последнее время начинает осваиваться и музыкознанием.
Концепт – это базовая содержательная единица памяти, ментального лексикона, всей картины мира человека. С одной стороны, он формируется в сфере коллективных представлений социума определенной эпохи, с другой – творится каждым отдельным индивидом. В структуре концепта взаимодействуют понятийная, образная и ценностная составляющие. Важна в нем и эмоциональная сторона, благодаря чему он может не только познаваться, но и переживаться. Как категория исторически развивающаяся, концепт обязательно включает в свое содержательное поле предыдущие трактовки. По словам Ю.С. Степанова, «концепт – это как бы сгусток культуры в сознании человека, то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека. И, с другой стороны, концепт – это то, посредством чего человек – рядовой, обычный человек, не “творец культурных ценностей” – сам входит в культуру, а в некоторых случаях и влияет на нее».
С приведенной трактовкой согласуется понимание концепта «уральский город» в настоящей диссертации. Применительно к программной музыке он мыслится как полиэлементное образование (ипостаси города, воплощенные в творчестве разных композиторов), основанное на взаимодействии вербальных и интонационно-музыкальных составляющих, и как некое единство, которому свойственны определенные содержательные и стилистические константы.
Цель исследования состоит в рассмотрении программной музыки современных авторов сквозь призму концепта «уральский город».
Объектом диссертационного исследования являются программные музыкальные сочинения об уральском городе, созданные во второй половине ХХ – начале ХХI в. Произведения, анализируемые в работе, в основном, принадлежат композиторам, проживающим на Урале (А.Б. Бызов, О.В. Викторова, Б.Д. Гибалин, К.А. Кацман, М.А. Кесарева, В.А. Кобекин, А.Н. Нименский, С.И. Сиротин, М.И. Сорокин, А.Г. Фридлендер – Екатеринбург; И.Е. Машуков – Пермь; Е.Г. Гудков – Челябинск). Кроме того, привлечена музыка некоторых авторов, живущих ныне в Санкт-Петербурге (В.Д. Биберган), КНР (Ян Си Тин). Каждый из них в свое время был связан с Уралом, творил на этой земле и внес свой вклад в ее культурно-музыкальную историю.
Предмет исследования – представленные в программной музыке образно-содержательные грани концепта «уральский город» и универсальные для всех граней признаки, характеризующие изучаемый феномен как целое.
В соответствии с заявленной целью в диссертации ставятся следующие задачи:
1) обосновать возможность использования понятия «концепт» по отношению к программным музыкальным сочинениям;
2) охарактеризовать содержательные грани концепта «уральский город», отраженные в словесных программах рассматриваемых опусов;
3) разработать классификацию звукообразов уральского города;
4) выявить специфику городской образности в произведениях разных композиторов;
5) обозначить место музыки об уральском городе в контексте отечественной и мировой музыкальных культур;
6) наметить перспективы дальнейшей разработки данной темы.
Теоретико-методологические основания исследования. Ведущую роль в работе играют теоретические положения и аналитические методы музыкознания: интонационная теория и методология интонационного анализа, подходы к изучению современных средств музыкальной выразительности, звукового пейзажа, городского фольклора, музыкальной культуры Урала. Объемность в характеристике рассматриваемых материалов достигается благодаря совмещению в диссертации синхронического и диахронического аспектов исследования.
Избранная тема предполагает содержательное истолкование музыки об уральском городе. С этой целью привлекается интонационная теория Б.В. Асафьева, где интонация трактуется как выразительно-смысловой компонент музыкальной речи. Развивая асафьевское учение об интонации, многие отечественные исследователи-музыковеды: Л.П. Казанцева, А.Ю. Кудряшов, Л.А. Мазель, В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский, Е.А. Ручьевская, С.С. Скребков, А.Н. Сохор, Ю.Н. Тюлин, В.Н. Холопова, В.А. Цуккерман, Л.Н. Шаймухаметова и др. – расценивают интонационное содержание тематизма в качестве важнейшего фактора в формировании «звукосмыслов» музыкальной композиции.
В теоретических работах предлагаются классификации интонаций как репрезентантов определенных значений. Им предпосылаются термины: «жанровые начала» (А.Н. Сохор), «жанровые начала и прототипы» (Е.В. Назайкинский), «типы интонационной семантики» (В.Н. Холопова), «мигрирующие интонационные формулы» (Л.Н. Шаймухаметова) и т.п. Однако при наличии терминологических разночтений в систематизациях разных авторов есть общие моменты, очевидно, отражающие наиболее универсальные признаки интонационной системы. При опоре именно на эти универсальные признаки, почерпнутые из работ названных выше ученых, в диссертации обозначены типы интонаций, которые присутствуют в произведениях об уральском городе:
1) и з о б р а з и т е л ь н ы е (звуки транспорта, механизмов, природы);
2) м у з ы к а л ь н о - ж а н р о в ы е: к а н т и л е н н ы е (песня – фольклорная и авторская, инструментальный наигрыш) и м о т о р н ы е (скорая песня с движением, частушка, марш, панегирический кант, танцевальный наигрыш);
3) и н с т р у м е н т а л ь н о - с и г н а л ь н ы е (фанфары, колокольные звоны);
4) р е ч е в ы е (декламация, напевная речитация);
5) э м о ц и о н а л ь н ы е (интонации, которые выражают различные состояния, связанные с восприятием города).
Названные интонационные типы включают в себя разнообразные мигрирующие формулы: появляясь в разных сочинениях, они сохраняют свои инвариантные структурные и семантические свойства, чем обусловлены достаточно устойчивые образные ассоциации, возникающие при их звучании.
Представление о городском звуковом пейзаже дают изыскания С.Ю. Румянцева и Р.М. Шефера. Пониманию особенностей фольклора города способствует работа В.А. Лапина, традиционной и академической музыкальных культур Урала – труды Т.И. Калужниковой, Л.К. Шабалиной.
При разработке концепции диссертации учтены материалы по теории и истории концепта (В.Л. Абушенко, Н.Л. Кацук, Е.С. Кубрякова, Л.А. Микешина, С.С. Неретина, Л.М. Нюбина, Ю.С. Степанов и др.).
Многоаспектностью изучаемого феномена обусловлено привлечение источников, посвященных специфике региональной культуры и истории уральских культурных традиций. Важное методологическое значение имеет монография И.Я. Мурзиной, где рассмотрен феномен региональной культуры и обоснована необходимость его исследования для формирования целостного взгляда на отечественную культурную историю. Ценные сведения об уральской горнозаводской цивилизации содержатся в работах Д.В. Гаврилова, А.В. Иванова, В.Ю. Крупянской и Н.С. Полищук. Процессы градообразования на Урале описаны В.А. Обориным, А.С. Черкасовой.
Научная новизна исследования. Диссертация содержит следующие моменты новизны:
а) введение в исследовательскую практику новых произведений, большинство из которых рассматривается впервые;
б) изучение музыкальных сочинений о городе с точки зрения проблематики региональной уральской культуры;
в) использование понятия «концепт» в качестве инструмента исследования программных музыкальных опусов;
г) выделение основных содержательных граней концепта «уральский город» на основе анализа литературных программ рассматриваемых сочинений;
д) разработка типологии звукообразов уральских городов;
е) выявление в программных произведениях элементов, свойственных разным граням изучаемого феномена, что позволяет трактовать концепт «уральский город» как смысловую и стилистическую целостность.
Теоретическая значимость исследования. Обращение к категории «концепт» для исследования программных музыкальных опусов обогащает арсенал аналитических средств музыковедения. Намеченные в диссертации подходы и полученные результаты могут стать исходными моментами в дальнейшем углубленном историко-теоретическом изучении концепта «город» на материале русской и зарубежной музыки. Привлеченные автором материалы и предложенный ракурс их рассмотрения расширят базу источников и послужат теоретической основой для изысканий, посвященных проблемам региональной уральской культуры.
Практическая значимость исследования. Данную работу в целом и ее отельные положения возможно использовать в педагогической практике различных художественных вузов и средних учебных заведений искусств в курсах музыкальной культуры Урала, истории и теории музыки, культурологии. Представленный в диссертации широкий круг малоизвестных произведений будет способствовать повышению интереса к творчеству уральских композиторов у музыкантов-исполнителей и его популяризации среди слушателей.
Апробация работы. Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на расширенном заседании кафедр истории и теории музыки Уральской государственной консерватории имени М.П. Мусоргского. Концепция и основные положения исследования прошли апробацию в многочисленных выступлениях на региональных, всероссийской и международной научных конференциях, а также отражены в ряде статей автора диссертации, опубликованных в журналах и сборниках научных трудов (Москва, Екатеринбург, Пермь, Смоленск, Тюмень), в том числе рекомендованных ВАК.
Положения, выносимые на защиту:
1. Концепт «уральский город» в программной музыке – это словесно-музыкальный образно-содержательный феномен.
2. В вербальных текстах, предпосылаемых программным музыкальным сочинениям о городе и апеллирующих к экстрамузыкальной сфере значений (мифологические представления, факты истории, художественной культуры, эмоциональный мир человека и др.), можно выделить пять сфер, представляющих основные грани исследуемого концепта:
а) уральское горнозаводское поселение как мифологический локус;
б) уральский город как пространство общественно-исторического бытия;
в) уральский город как объект лирического переживания автора;
г) уральский город в зеркале комического;
д) уральский город как техногенная среда.
3. Обозначенным сферам в музыке соответствуют пять типов звукообразов, каждый из которых создается в опоре на определенный круг музыкально-выразительных средств, в тех или иных формах претворяемый разными авторами. Существенно, что в одном музыкальном произведении могут быть представлены различные звукообразы.
4. Концепту «уральский город» присуща целостность, проявляющаяся на образно-содержательном и стилистическом уровнях, и многообразие воплощений в композиторском творчестве.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, шести глав, заключения, списка литературы, списка нотных источников (всего 210 наименований) и музыкальных примеров. Общий объем работы – 187 с.
Намеченные во Введении теоретико-методологические установки последовательно реализуются в Главе 1, где определяется региональная специфика уральского города, и Главах 2–6, посвященных рассмотрению различных граней концепта «уральский город» в музыке современных авторов. В Заключении представлены результаты исследования, обозначено место уральской музыки о городе в контексте отечественной и мировой музыкальных культур и намечены перспективы дальнейшего изучения избранной проблемы.