Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Альтовое искусство России второй половины XX - начала XXI века Маршанский Станислав Анатольевич

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Маршанский Станислав Анатольевич. Альтовое искусство России второй половины XX - начала XXI века: автореферат дис. ... кандидата искусствоведения наук: 17.00.02 / Маршанский Станислав Анатольевич;[Место защиты: Ростовской государственной консерватории (академии) им. С.В. Рахманинова].- Ростов-на-Дону, 2012.- 24 с.

Введение к работе

Актуальность исследования. Во второй половине XX столетия отечественное альтовое искусство переживает необьгаайный подъем. Благодаря потребностям живой концертной практики, мощному развитию симфонических и камерных жанров, особенно, струнных трио и квартетов, возврата к старинным жанрам, например, к concerto grosso, возросла потребность в музыкальных кадрах. Впервые за всю длительную историю своего использования, альт уверенно завоевал статус сольного концертного инструмент «выйдя из звуковой тени» своих давних конкурентов - скрипки и виолончели, что сопровождалось изменением тембровой семантики альта, стремительным развитием его виртуозно-технических возможностей. Колоссальный взлет исполнительского мастерства, значительные достижения солистов связаны с формированием новых, более прогрессивных, методик преподавания по данной специальности, совершенствованием практики изготовления инструментов. Это обусловило значительное расширение репертуара, обогащение художественно-образного содержания музыки для данного инструмента, использование новейших музыкально-выразительных средств в контексте «революции» композиторских техник постмодерна 50 - 70-х годов XX века. Альт, как скрипка, становится «полем» для эксперимента не только исполнительских, но и композиторских новаций.

Стремительное развитие альтового искусства нуждается в особом осмыслении и обосновании. Насущная потребность в этом неоднократно отмечалась многими педагогами и исполнителями, в частности, основоположником альтовой школы Московской консерватории В. Борисовским, исследователем С. Понятовским. Однако в музыкознании пока не существует фундаментальных трудов, рассматривающих специфику современного альтового искусства на данном историческом этапе его развития, воссоздающих панораму направлений эволюции альтового творчества во всем ее многообразии, характеризующих творческую деятельность ведущих российских исполнителей. Весьма разобщены сведения о произведениях современных авторов для альта и основных художественных тенденциях их развития. Настоящая работа призвана, в посильной степени, восполнить эти пробелы.

Цель настоящей диссертации - проследить этапы развития отечественного альтового искусства в аспекте процессов эмансипации альта как сольного инструмента. С этим связана острейшая проблема формирования репертуара, его основных жанров, прежде всего, сонаты и концерта. Существенное место занимает анализ жанрового, стилевого своеобразия наиболее интересных и показательных в звуковом и содержательном отношении сочинений.

Материалом исследования являются сонаты для альта соло, камерные сонаты, концерты и ансамблевые произведения с участием альта, отражающие этапы формирования исполнительского репертуара во всем многообразии тембровых реалий инструмента. Среди них концерты Р. Леденева, Г. Фрида, В. Блока, А. Чайковского, Э. Денисова, А. Эшпая, С. Губайдули-

ной,

А. Шнитке, «Concerto dolce» (1997) Р. Щедрина, симфония-концерт для альта, камерного оркестра, сопрано и баритона «Три взгляда на жизнь поэта» Г. Дмитриева, Литургия и «Styx» Г. Канчели. А также сонатные циклы для альта и фортепиано А. Головина, Г. Фрида, Д. Шостаковича, Р. Щедрина, для альта соло А. Хачатуряна, М. Вайнберга, ансамблевые сочинения Д. Шостаковича, А. Шнитке. Рассмотрены также оркестровые партии симфонических полотен С. Прокофьева, Н. Мясковского, Р. Щедрина, Д. Шостаковича, Э. Денисова, А. Шнитке, С. Слонимского, Б. Тищенко, Г. Канчели и их записи. Исторический фон составляют сонаты, концерты, сюиты с участием альта П. Хиндемита, А. Онеггера, Д. Мийо, Б. Бартока, М. Регера, ряд оркестровых композиций этих и иных авторов. Особый раздел - дискография сочинений, а также материалы и документы государственных архивов, библиотек и музеев, архивов, принадлежащих семьям В. Борисовского, Ф. Дружинина, Ю. Крамарова.

Объектом исследования является отечественное альтовое искусство второй половины XX - начала XXI веков, его предметом - проблема идентификации исполнительских стилей этого периода и их отражение в репертуаре.

Основные задачи исследования:

- проследить процессы эмансипации альта как сольного инструмента в
отечественном исполнительском искусстве в оркестровой, сольной и ансамб
левой музыке второй половины XX века;

- обобщить творческие достижения отечественных альтистов второй
половины XX века, раскрыть своеобразие их исполнительской манеры в
сравнении с зарубежными образцами на основе изучения материалов и доку
ментов, аудио- и видиозаписей, нотных текстов, исследований по их творче
ству, акцентируя фигуры исполнителей, не нашедших должного отражения в
музыкознании;

охарактеризовать процессы формирования репертуара для альта в отечественной музыке второй половины XX века, выделить их основные этапы;

раскрыть вопросы эволюции художественной образности в связи с выразительно-звуковыми особенностями альтового тембра и возможностями альта в процессе анализа драматургии концертов и сонат отечественных авторов, указанных выше;

осветить процессы преемственности и причины радикальных преобразований содержательного уровня, жанровых трансформаций альтовых сочинений, степень музыкальных инноваций в связи с совершенствованием звуковых, технических и артистических задач современных исполнителей;

рассмотреть особенности творческого диалога исполнителя и композитора (Ю. Башмет - А. Шнитке, Г. Канчели; Ф. Дружинин - Р. Леденев, Д. Шостакович, М. Вайнберг).

Степень изученности проблемы. Серьезное внимание к вопросам изучения альтового искусства России в историческом, теоретическом и музыкально-практическом аспектах начало проявляться преимущественно во второй половине XX века. Большой массив информации о деятельности россий-

ских альтистов до сих пор содержится преимущественно в небольших по масштабу статьях из сборников, газет, журналов, на интернет-сайтах, в программах концертов или фестивалей, хранится в неизданных архивах музыкантов. Существенный круг литературы, касающейся истории и теории альтового исполнительства, составили труды М. Гринберга, Г. Безрукова и К. Ознобищева, С. Понятовского, возникшие как учебные пособия для студентов. В книге «История альтового искусства» С. Понятовского (1984) намечены три основных подхода рассмотрения проблемы: альт в оркестре, альт в камерной музыке и альт как сольный инструмент, нашедшие отражение в структуре данной работы. Большим подспорьем стала диссертация В. Горбунова об отечественном альтовом искусстве XVIII - начала XX века (2004), обобщившая вопросы функционирования альта в разные исторические периоды, проблемы совершенствования его конструкции и акустических качеств, приемы игры на нем в сравнении со скрипкой. Специфика техники игры, аппликатуры, звукоизвлечения, штрихов, проблемы интерпретации сочинений для альта, анализ педагогических и исполнительских принципов ведущих представителей советской альтовой школы обобщены в сборнике «Вопросы музыкальной педагогики» (авторы М. Берлянчик, Ю. Мазченко, Б. Палшков, В. Григорьев, Л. Сквирский, С. Понятовский, Р. Давидян, О. Шульпяков, Ю. Симонов). Особый «блок» составляют работы В. Юзефо-вича (1977), Е. Стоклицкой (1984) о многосторонней деятельности В. Борисовского, диссертация Н. Погадаевой о творчестве Ф. Дружинина, книга И. Черновой-Строй, посвященная Ю. Башмету, его мемуары «Вокзал мечты». В связи с конкретными анализами задействованы монографии Е. Чигаревой,

B. Холоповой и А. Ивашкина о А. Шнитке; В. Холоповой о Р. Щедрине;
Д. Шульгина, Б. Каца о Тищенко; Н. Зейфас, Г. Калошиной о Г. Канчели, мо
нографии Ю. Холопова, В. Ценовой об Э. Денисове, В. Холоповой о С. Гу-
байдулиной. Аналогично в работах Л. Левой, О. Леонтьевой, И. Нестьева,
Л. Раппопорт, И. Сысоевой, Г. Калошиной, С. Нестерова освещаются сочи
нения для альта и скрипки П. Хиндемита, Б. Бартока, А. Онеггера. Ряд источ
ников связан с творчеством Д. Шостаковича (монографии Л. Третьяковой,

C. Хентовой, статьи В. Бобровского, А. Демченко, М. Лобановой, В. Вальковой), с
проблемами его стиля (Г. Григорьевой, Е. Ручьевской, И. Степановой, В. Холопо
вой, Л. Гинзбурга, В. Сырова, А. Должанского, Л. Мазеля, В. Задерацкого, Т. Лейе,
А. Галеевой, Е. Дурандиной), мировоззрения (М. Арановского, Т. Левой, Д. Жито
мирского, В. Петрова).

Методологической основой работы являются принцип историзма, системный, комплексный и контекстный подходы, теоретико-аналитические методы исследования. Большой объем литературы привлекался при изучении эволюции концертных и сонатных жанров для различных инструментов с целью овладения технологией анализа музыкального материала. Имеются в виду теоретические работы В. Бобровского, М. Тараканова, Л. Раабена, И. Горюхиной, А. Уткина, Л. Дьячковой, И. Барсовой, И. Гребневой, С. Нестерова, посвященные этим жанрам. Вопросы классификации жанровых разновидностей концерта поднимаются в исследованиях М. Лобановой, Е. Са-

мойленко, Н. Кравец, О. Зароднюк, В. Давыдовой, Б. Гнилова, М. Зварич. Процессы взаимодействия жанров освоены по работам А. Сохора, М. Ара-новского, О. Соколова, Л. Березовчук, А. Цукера, Г. Калошиной. Использованы новейшие труды по проблемам музыкального содержания В. Холопо-вой, Л. Шаймухамедовой, по истории и теории исполнительства и по проблеме интерпретации концертных сочинений, поднятые в работах музыковедов Н. Метнера, А. Алексеева, Е. Гуренко, Л. Гинзбурга, В. Григорьева, Л. Гаккеля, исполнителей-педагогов Г. Нейгауза, С. Фейнберга, Г. Когана, Д. Ойстраха, М. Ростроповича, Б. Гутникова. Привлекались философские и эстетические труды И. Канта, И. Хейзинга, К. Юнга, Х.-Г. Гадамера, Е. Финка, П. Флоренского, К. Ясперса, Н. Бердяева, отражающие мировоззренческие и творческие проблемы.

Научная новизна диссертации. Данная работа - первое диссертационное исследование, в котором российское альтовое искусство предстает как целостный феномен, отражающий единство исполнительских традиции России второй половины XX - начала XXI века в сравнении с зарубежными достижениями. Очерчены основные этапы развития отечественного альтового искусства указанного периода в контексте стилевых тенденций эпохи, обозначены пути формирования сольного репертуара. Значительно расширены представления об особенностях концертов, сонат, ансамблей с участием альта в наследии П. Хиндемита, А. Онеггера, Б. Бартока, Д. Шостаковича, Р. Ле-денева, В. Блока, А. Шнитке, Г. Канчели, А. Чайковского, В. Блока, М. Вайн-берга, Р. Шедрина, Э. Денисова, С. Губайдулиной, В. Сильвестрова. А. Головина, М. Ермолаева-Коллонтая, Е. Рогалева. Многие из них проанализированы впервые:

- представлено комплексное рассмотрение исторических аспектов
эмансипации альтового тембра, соотношение художественной образности и
исполнительских приемов в ансамблевых произведениях с участием альта;

охарактеризован индивидуальный вклад альтистов в творческом облике квартетов, трио, квинтетов, оркестров солистов;

наряду с творческими портретами основоположников альтовой школы В. Борисовского, Ф. Дружинина, Ю. Крамарова представлена деятельность солистов-исполнителей «среднего поколения» - Р. Баршая, Ю. Башмета, М. Кугеля, М. Толпыго, Ю. Гандельсмана, Ю. Тканова, поколения 90-х -А. Бобровского, Е. Озол, А. Догадина, С. Степченко, Р. Балашова и др.;

процессы эволюции крупных жанров концерта для альта с оркестром и альтовой сонаты, их новое художественное содержание соотнесены с расширением семантики альтового тембра, выявлены концепции сочинений Хиндемита, Бартока, Онеггера, Шостаковича, Эшпая, Ермолаева-Коллонтая, Канчели, Шнитке, Блока, Чайковского;

предпринята попытка осмыслить художественный опыт одного из лидеров мирового альтового искусства Ю. Башмета сквозь призму его творческого диалога с выдающимися композиторами А. Шнитке и Г. Канчели, осуществлен анализ его открытий в сфере тембровой семантики инструмента.

На защиту выносятся следующие положения:

выдвижение альта в качестве солирующего инструмента в симфонической и ансамблевой музыке определяют выдающиеся достижения альтового искусства России второй половины XX - начала XXI века, стимулирующие активное развитие альтового репертуара, формирование большой группы талантливых отечественных исполнителей;

преодолев в начале XX столетия отставание от зарубежных мастеров, альтовое искусство России на рубеже веков заняло ведущее место в мировой музыкальной культуре, оказывая серьезное влияние на искусство Запада;

особенности звуковой трактовки альтового тембра в отечественной музыке связаны с романтической «гаролъдической», шостакоеической и авангар-дисткой стилевыми линиями. Они определяются взаимодействием стилистических и технологических исканий композиторов второй половины XX века с экспериментами в области исполнительской виртуозности нового типа, с поисками разнообразной тембровой палитры, неповторимо индивидуальных приемов зву-коизвлечения, перенесением на альт исполнительских приемов смежных областей (скрипки, виолончели), мощи оркестровых звучностей;

альтовые концерты и сонаты отечественных композиторов отражают основные тенденции жанрового синтеза с иными музыкальными и внемузы-кальными жанрами, эволюцию технических ресурсов альтового искусства;

их отличает полисемантичность тематизма, оригинальность трактовки композиции цикла, наличие явной и скрытой содержательных линий, многогранность роли сольного начала, тенденция к персонификации альтового тембра;

художественные концепции раскрывают масштабные общечеловеческие конфликты Добра и Зла, Жизни и смерти, художника и социума, образы национальной мифологии (Головин, Канчели, Хачатурян);

альтовые сочинения несут на себе яркий отпечаток художественной личности исполнителя, которым они посвящены (Ф. Дружинин, Р. Баршай, М. Мунтян, Ю. Башмет), содержат концепцию «портрета».

Апробация работы. Материалы настоящего исследования апробированы на заседаниях кафедры истории музыки РГК им. СВ. Рахманинова, на различных Международных и Всероссийских научно-практических конференциях, представлены в пяти публикациях общим объемом 2,1 п.л., в том числе, 3 публикации в изданиях перечня ВАК. Отдельные положения материалов работы отражены в мастер-классах, в концертной практике исполнения альтовых сочинений, осуществленных автором работы.

Практическая ценность работы определяется возможностью использования материалов исследования в вузовских курсах по истории отечественной музыки XX века, истории исполнительства на струнно-смычковых инструментах, в композиторской деятельности, в педагогической практике обучения игре на альте в средних и высших музыкально-образовательных учреждениях.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты позволили углубить представления об отечественном альтовом искусстве второй половины XX - начала XXI века, органично включить его в еди-

ную парадигму исторического развития исполнительства в России и мире. Работа расширяет сферу научного подхода к изучению современных явлений в области игры на струнных инструментах, в раскрытии тембровых особенностей звучания альта в художественных интерпретациях и может стать основой дальнейших музыковедческих разработок в теории и истории альтового исполнительства, в вопросах исполнительских интерпретаций.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав и заключения, списка литературы из 491 наименования (в том числе, 17 на иностранных языках), трех приложений (нотные примеры, биографии и портреты российских альтистов).

Похожие диссертации на Альтовое искусство России второй половины XX - начала XXI века