Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Сонаты И. С. Баха для камерного ансамбля : (Проблемы текстологии в связи с историей создания и исполнительской практикой) Шабалина, Татьяна Васильевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шабалина, Татьяна Васильевна. Сонаты И. С. Баха для камерного ансамбля : (Проблемы текстологии в связи с историей создания и исполнительской практикой) : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.02 / Лен. гос. консерват. им. Н. А. Римского-Корсакова.- Ленинград, 1991.- 26 с.: ил. РГБ ОД, 9 91-7/810-8

Введение к работе

I. Тема исследования. Ее актуальность.

Сонаты и трио-сонаты И.С.Баха для различных инструментов и чембало - важнейший пласт наследия великого немецкого мастера. Хотя численность этих сочинений среди дошедших до нас творений композитора сравнительно невелика, значительна и существенна их роль и в творчестве И.С.Баха, и в истории мировой камерно-ансамблевой литературы в целом, и в современной исполнительской и учебно-педагогической практике. Сегодня, когда эти сонаты - неотъемлемая часть все расширяющихся международных фестивалей, конкурсов, концертов, когда они - в русле наиболее актуальных исследовательских изысканий и в поле тяготения широкой слушательской аудитории, необходимость обращения к проблемам их текстологии ощущается особенно сильно.

В современном баховедении, представляющем собой сегодня чрезвычайно обширную и разветвленную область музыкальной науки, камерно-ансамблевые сонаты остаются одной из наименее изученных сфер творчества И.С. Баха. Диссертация Г.Эпштейна {-^/jptfec/,/S. <%**%*

uw/P&cjafa 6/м6а&?. - Цорыбз, /96\ посвященная стилистическому исследованию сонат с облигатной партией чембало и ставшая первым в истории подобным трудом, хотя и послужила толчком для дальнейших изысканий в

в этом направлении, является тем не менее единственные монографическим исследованием этой области ба-ховского наследия. В крупнейших работах о Бахе (трудах Ф.Шпитты, К.Биттера, Ч.Терри, А.Швейцера, М.Друс-кина и др.) камерно-ансамблевым сочинениям уделяется сравнительно незначительное внимание, к тому же сведения о сонатах в разных работах даются самые разноречивые. И хотя б последние годы вопросы пересмотра хронологии и аутентичности отдельных сонат начали привлекать все более пристальное внимание исследователей (см.статьи Р.-Л.Маршалла, К.Вольфа, А.Дюрра, И.Кобаяси), обобщающих трудов, посвященных истории создания этих сочинений и вопросам их исполнительской практики, до сих пор не существует. Настоящая работа, исследуя эти проблемы в текстологическом разрезе, частично восполняет пробел, существующий в современном баховедении, и открывает перспективы дальнейших исследований в этом направлении.

2. Материал исследования. Основным материалом служат сохранившиеся на сегодняшний день автографы сонат великого композитора (непосредственным материалом наблюдений при этом оказываются характер и особенности письма, тип исправлений, закономерности выставления исполнительских указаний, внешние атрибуты рукописей, доступные для изучения их в факсимильных из-

даниях) , первая гравировка тех сочинений, которые были напечатаны при жизни Баха, и современные текстологические сведения обо всех дошедших до нас копиях сонат, принадлежащих сыновьям композитора и его различным переписчикам. Поскольку творческий процесс И.С.Баха, запечатленный в автографах, обладает определенными особенностями и единством, в исследовании автографов сонат привлечены и другие рукописи композитора. Сравнительный анализ разных видов баховских рукописей (чистовых, переработанных копий и композиционных партитур) при исследовании характера и особенностей исправлений в них помогает рельефнее выявить типы сохранившихся автографов сонат, а в связи с этим и время создания самих сочинений. При исследовании вопросов хронологии сонат, дошедших до нас только в копиях, объектом изучения становятся также отдельные биографические обстоятельства жизни Баха, личность того или иного копииста, время его совместной работы с композитором и т.д. Выбор музыкального материала в главе по проблемам аутентичности сонат, чье авторство в настоящее время дискуссионно, обусловлен спецификой современных исследований, относящих отдельные сонаты к сочинениям сыновей или учеников великого композитора. Поскольку камерно-ансамблевое творчество Ба-

Исследования сорта и качества бумаги, водяных знаков, состава чернил и т.д. уже проведены целым рядом ученых и не входят в задачи настоящей работы.

ха рассматривается в настоящей работе как достаточно длительный период , охватывающий около тридцати лет жизни и творчества композитора, объектом наблюдений становятся и стилистические особенности сонат, принадлежащих разным стилевым периодам (особое внимание при этом уделено стилистическим особенностям баховс-кого письма 1730-1740-х годов). Такой комплексный подход позволяет не только точнее проследить стилистическую эволюцию творчества Баха рассматриваемого периода (имеем в виду временной период, охватываемый сонатами 1720-х и конца 1740-х годов), но и выяснить вопросы авторства отдельных сочинений, сделать попытку реконструкции одной из сонат, сохранившейся в автографе лишь частично, и помогает выявить динамику появления исполнительских указаний в рукописях сонат, их возрастание подробный характер. Методологическим основанием работы послужили принципы, разработанные в советском и зарубежном баховедении в работах Р.-Л. Маршалла, А.Дюрра, Г.-И.Шульце, Ф.Ноймана, М.С.Друс-кина, И.А.Браудо и других исследователей.

3. Цели диссертации: I) исследовать сохранившиеся первоисточники камерно-ансамблевых сонат И.С.Баха в связи с вопросами их хронологии и стилистической эволюции; 2) уточнить вопросы авторства И.С.Баха в отношении отдельных сонат, принадлежность которых Иоганну Себастьяну в настоящее время подвергается сомнению; 3) обосновать правомерность восстановления I

части сонаты -/- (&/ъ SWf 1032 и создать наиболее объективную реконструкцию, основанную целиком на сохранившемся в автографе материале; 4) изучить и систематизировать исполнительские указания в рукописях сонат, выявить их роль в решении современных проблем интерпретации Баха в целом.

4. Научная новизна работы состоит в том, что в ней впервые:

показано, что интерес Баха к камерно-ансамблевому жанру не ограничивается несколькими годами его пребывания в Кетене, а охватывает по крайней мере около тридцати лет жизни и творчества композитора;

доказано, что сохранившиеся автографы сонат представляют собой оригинальные записи этих сочинений, а не копии, сделанные самим Бахом в более поздние годы;

предложена новая хронология камерно-ансамблевых сонат великого композитора, принципиально отличающаяся от традиционно устоявшихся представлений;

камерно-ансамблевое творчество Баха рассматривается как достаточно обширная многоплановая сфера, охватывающая произведения разных стилевых периодов;

показано появление новых стилистических черт

в целом ряде сонат 1730-1740-х годов, свидетельствующее об эволюции творчества Баха в эти годы по направлению к ноеоР манере письма;

систематизированы современные текстологические сведения по вопросам аутентичности целого ряда сонат, авторство которых в настоящее время дискуссионно, и выдвинуты новые гипотезы;

показана неправомерность отнесения одних сонат ( B\YY ЮЗІ, 1033) к сонатам К.Ф.Эмануэля Баха и необходимость возвращения их в число произведений Иоганна Себастьяна, намечены перспективы исследований по идентификации других сонат;

- предложена новая гипотеза относительно причин искажения автографа сонаты WY 1032, опровергающая, существующие представления о невозможности реконструкции;

обоснована необходимость и правомерность восстановления утраченных тактов сонаты ^—cCuf- , а вместе с тем и правомерность существования этого сочинения в современной исполнительской практике;

предложена новая реконструкция сонаты WV 1032, основанная целиком на сохранившемся в автографе материале, в чем состоит существенное расхождение ее с предлагавшимися ранее реконструкциями;

исследованы исполнительские указания в рукописях сонат, их специфика и подробность;, при этом особое, внимание уделено характеру их выставления в самих автографах, выявлению закономерностей их написания;

выводы из анализа исполнительских указаний в сонатах экстраполируются на общие проблемы интерпре-

?

тации Баха, благодаря чему одни проблемы получают принципиальное разрешение, в другие вносятся существенные уточнения и добавления.

Камерно-ансамблевое творчество великого композитора впервые в советском музыкознании делается темой монографического исследования.

5. Практическое использование работы. Практическая ценность проведенного исследования состоит в эозможности использовать материал диссертации в различных аспектах: научном, редакционно-издательском, учебно-педагогическом, исполнительском.

В научном плане выводы работы могут послужить отправной точкой для дальнейших историко-стилисти-ческих и текстологических исследований в этом направлении, для уточнения биографической периодизации и стилистической эволюции творчества Баха.

Исследование автографа сонаты 1032 может служить материалом для изучения творческого процесса Баха в целом и его особенностей в инструментальном сочинении в частности. Выведенные в работе закономерности выставления Бахом исполнительских указаний в рукописях сонат и некоторые наблюдения над особенностями их записи могут быть применены при издании и редактировании баховсккх сочинений. Выводы исследования, касающиеся вопросов исполнитель-скок практики, способны не только служить методически целесообразными рекомендациями в учебно-педагоги-

ческой и исполнительской практике, но и внести новое в решение проблем интерпретации и понимания музыки Баха в более широком смысле.

Апробация работы. Работа выполнена по плану кафедры теории музыки Ленинградской ордена Ленина государственной консерватории имени Н.А.Римского-Корсакова как диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения; обсуждена и рекомендована к защите на кафедре теории музыки ЛОЛГК, По материалам диссертации прочитаны доклады на семинарах в ассистентуре-стажировке, сделаны сообщения на кафедрах камерного ансамбля и теории музыки ЛОЛШ. Результаты исследования опубликованы (список опубликованных работ в конце автореферата).

Структура диссертации обусловлена спецификой ее проблематики и включает в себя Введение, четыре главы (I.Проблемы хронологии, П. Проблемы аутентичности, Ш. К реконструкции авторского замысла сонаты d-cUti ІЇИҐІҐ 1032, ІУ. Исполнительские указания в рукописях сонат и их значение в решении общих проблем интерпретации Баха), Заключение, Список использованной литературы (состоит из 220 названий на русском и иностранных языках). Работу иллюстрируют нотные примеры, таблицы, факсимильные воспроизведения автографов Баха.

П. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ г Во Введении обосновывается тема и методология исследования, определяются цели и задачи диссертации, ее научная новизна и практическая ценность. Дается обзор литературы и состояние научной разработки данноГ- темы на се-

годняшний день. Помимо актуальности обращения к творчеству великого немецкого мастера в целом отмечается практическая необходимость обращения к изучению дошедших до нас первоисточников камерно-ансамблевых сонат, обусловленная тем, что состояние научно-исследовательской разработки проблем текстологии этих сочинений существенно расходится с их значением в современно!» исполнительской практике.

Текстологические изыскания в области вокально-инструментальных сочинений Баха в 50-е годы нашего столетия, благодаря исследованиям А.Дюрра, Г.фон Дадельзена и ряда других ученых, привели к важнейшим открытиям, перевернувшим все прежние представления об истории и времени создания этих сочинений, существовавшие еще со времен романтической историографии. Потребность в пересмотре дошедших до нас первоисточников камерно-ансамблевых сонат, вызванная накопившимся довольно значительным количеством спорных и не решенных проблем их хронологии, аутентичности и исполнительской практики, давно назрела, и тем не менее область эта и по сей день остается недостаточно исследованной как в отечественном, так и в мировом баховедении. Историческое значение монографии Г.ЭпштеРна, безусловно, велико. Вместе с тем в названной диссертации, в соответствии с ее темой, охвачены не все сонаты великого композитора (круг рассмотренных в работе сочинений ограничивается скрипичными SlYY I0I4-I0I9, гамбовыми ВІУІҐ 1027-1029 и флейтовыми 1Р/ 1030-1032 с облигатным чембало) и последовательно отстаиваются утвердившиеся со времен И.Н.Фор-келя представления о создании Бахом сонат исключительно в го-

ды кетенского периода. Хотя крупнейшие баховеды современности в той или иной мере обращались к исследованию сонат в 70-80-е годы ( /Wat-bAaM .-*{. ^'Л.^агЛ"* &>/*-

XXX//. - S. 4f3-4SSj UbOYSX. Jc**/U afcjost*? &іо/«-

<&т /??^/V/^^ /77wii'cf/?/<&f /&2S:-s. /fS-~/7S;

&му>е4//й>н4 urn/'^u/Yc^T^/^i^p/zs^ec'/... Jr'SJ, /~s. -/3.)

до сих пор существуют лишь отдельные статьи по этим проблемам, и многие вопросы истории создания этих сочинений и даже аутентичности отдельных сонат продолжают ос-таватьвя открытыми или не исследованными вообще. В отечественном баховедении, богатом крупневшими достижениями (в трудах Б.Л.Яворского, М.С.Друскина, В.В.Протопопова, Т.Н.Ливановой, К.И.Южак и многих других) сфера камерно-ансамблевого творчества великого композитора еще не получила должного внимания. И если в советском музыкознании можно назвать значительные исследования по проблемам истории и интерпретации клавирных произведений И.С.Баха (работы И.А.Браудо, Я.И.Милыптейна, Б.Л.. Яворского), сонат и партит для скрипки соло (монографии В.Рабея, И.Ямпольского), виолончельных сюит(дис-сертация . . . канд. иск. Е. М. ЩелкановцевоР),

то совершенно отсутствуют специальные работы, посвященные изучению сонат и трио-сонат Баха для различных инструментов с клавиром. Эта разноречивость исторических и текстологических сведений о сонатах в работах зарубежных ученых и отсутствие подобных исследований в отечественном баховеде-нии и обусловили обращение автора к данной теме.

Кроме того, в рукописях этих произведений содержатся уникальные исполнительские указания, представляющие собой незаменимый материал для исследования важнейших проблем интерпретации музыки Баха. Несмотря на отдельные высказывания А.Швейцера, Г.Келлера и других исследователей о необходимости изучения этих указаний, специальный научно-исследовательский анализ их никогда не предпринимался. В современной же исполнительской практике, основанной на изучении трактатов ХУЛ-ХУШ в.в. и восстановлении инструментария того времени, многие вопросы интерпретации музыки той эпохи поставлены сейчас в новом ракурсе. Камерные сонаты Баха с их детализацией исполнительских указаний относятся к "наиболее обозначенным"произведениям не только Баха, но и той эпохи, и потому научно-исследовательский и исполнительский анализ их, опирающийся на необходимость художественной оправданности того или иного приема, представляется сегодня особенно актуальным.

Похожие диссертации на Сонаты И. С. Баха для камерного ансамбля : (Проблемы текстологии в связи с историей создания и исполнительской практикой)