Введение к работе
Актуальность темы. Творческое наследие Сергея Васильевича Рахманинова — неотъемлемая часть мировой художественной культуры. Открытие и изучение неизвестных и непознанных страниц рахманиновской музыки в ходе осмысления истории русского искусства многими поколениями исследователей было и продолжает оставаться делом большой важности и актуальности. Это утверждение особенно справедливо в отношении такого интереснейшего замысла композитора, как незавершенная опера «Монна Ванна» по одноименной драме бельгийского драматурга-символиста М. Метерлинка, возрождение которой стало одним из крупнейших событий в судьбе творческого наследия Рахманинова, произошедших на рубеже XX-XXI веков.
«Монна Ванна» не была завершена Рахманиновым, однако сохранилось большое количество рукописных материалов, позволяющих составить о ней достаточно полное представление. К ним относятся материалы либретто, принадлежащие перу его автора — Михаила Акимовича Слонова, а также самого композитора и его жены Н. А. Рахманиновой (всего 303 страницы); чистовой автограф клавира I действия (100 страниц) и наброски музыки II действия (15 страниц). Сведения о «Монне Ванне» содержатся в письмах Рахманинова, Слонова, Метерлинка, К. С. Станиславского, С. А. Сатиной, воспоминаниях А. Б. Гольденвейзера и др.
Либретто всех трех действий и ноты «Монны Ванны» Рахманинов увез из России в 1917 году; с 1951 года они хранятся в Вашингтоне в Библиотеке Конгресса. По воле композитора до 1973 года доступ к этим материалам был закрыт. Часть материалов либретто хранится в Москве в Государственном центральном музее музыкальной культуры им. М. И. Глинки (далее — ГЦММК). В начале 1990-х годов Библиотека Конгресса передала в ГЦММК микрофильмы с материалами «Монны Ванны».
Уже после смерти композитора были созданы три оркестровые редакции I действия «Монны Ванны». Первая — редакция американского дирижера И. Букетова, сделанная им по просьбе С. А. Сатиной в 1970-х - начале 1980-х годов. Мировая премьера оперы состоялась 11 августа 1984 года в городе Саратога штата Нью-Йорк (концертное исполнение под управлением И. Букетова). Вторая — редакция ростовского композитора М. А. Фуксмана, исполненная в 1998 году в Ростове-на-Дону и Москве. В ее основу положена исполнительская редакция клавира I действия, выполненная музыковедом К. А. Жабинским для российской премьеры «Монны Ванны», состоявшейся 26 апреля 1993 года в Ростове-на-Дону. Третья — редакция петербургского композитора Г. Г. Белова, прозвучавшая в Москве в 2009 году. Г. Г. Беловым также сочинены II и III действия оперы «Монна Ванна», которые по его мысли должны исполняться вместе с рахманиновским I действием.
Актуальность всестороннего исследования оперы «Монна Ванна», несомненно, давно назрела: оно позволит заполнить многочисленные лакуны в изучении этого замысла Рахманинова, а также будет способствовать
расширению представлений о заключительном этапе его оперных исканий 1903-1907 годов, об оперном творчестве композитора в целом, о мировоззрении Рахманинова, о его обращении к искусству символистов, о сотрудничестве со Слоновым-либреттистом.
Степень изученности проблемы. Рахманиноведение имеет давние богатые традиции, связанные с научными трудами таких исследователей, как Б. В. Асафьев, Т. Н. Ливанова, В. В. Протопопов, Л. А. Мазель, 3. А. Апетян, С. Бертенсон и Дж. Лайда, В. Н. Брянцева, В. А. Цуккерман, Т. С. Бершадская, Г. М. Коган, Ю. В. Келдыш, А. И. Кандинский, Л. А. Скафтымова, Дж. Норрис, В. П. Бобровский, А. М. Цукер, Л. Е. Гаккель, К. В. Зенкин и др. Среди научной литературы, посвященной оперному творчеству Рахманинова, выделяются работы Т. Н. Ливановой, В. В. Яковлева, И. Ф. Бэлзы, Б. В. Доброхотова,
A. И. Кандинского, И. А. Гивенталь, А. М. Цукера. Операм Рахманинова
уделено внимание в монографиях Ю. В. Келдыша и В. Н. Брянцевой.
Несмотря на то, что количество работ, посвященных оперному творчеству Рахманинова велико, «Монна Ванна» к настоящему времени привлекла лишь незначительное внимание музыковедов и продолжает оставаться малоизученным произведением. Отечественные исследователи, писавшие о «Монне Ванне» в 1940-е и 1970-е годы (Т.Н.Ливанова1,
B. В. Яковлев2, Б. В. Доброхотов3, Ю. В. Келдыш4, В. Н. Брянцева5), не имели
доступа к основному кругу материалов оперы и могли опираться лишь на
письма и воспоминания.
Первым исследователем материалов «Монны Ванны» стал Б. Мартин (В. Martyn), опубликовавший в 1990 году монографию о Рахманинове, в которой незавершенной опере впервые был посвящен специальный раздел . Б. Мартин описал сохранившиеся литературные и нотные рукописные материалы, изложил содержание либретто, коснулся ряда вопросов: историко-культурные предпосылки возникновения замысла оперы; история работы над «Монной Ванной» и судьба ее материалов; характер музыкальных образов I действия; проблема незавершенности оперы.
Единственным отечественным музыковедом, работавшим с основным кругом материалов незавершенной оперы Рахманинова, является
Ливанова Т. Н. Три оперы Рахманинова // С. В. Рахманинов и русская опера: Сб. статей / Под ред. И. Ф. Бэлза. М.: Изд. Всероссийского театрального общества, 1947. С. 87-90.
Яковлев В. В. Рахманинов и оперный театр // С. В. Рахманинов и русская опера: Сб. статей / Под ред. И. Ф. Бэлза. М.: Изд. Всероссийского театрального общества, 1947. С. ПОПІ.
3 Доброхотов Б. В. Оперные замыслы С.В.Рахманинова // С.В.Рахманинов: Сб.
статей и материалов /Под ред. Т. Э. Цытович. М.; Л.: Музгиз, 1947. С. 102-105.
4 Келдыш Ю. В. Рахманинов и его время. М.: Музыка, 1973. С. 288.
5 Брянцева В. Н. С. В. Рахманинов. М.: Советский композитор, 1976. С. 380-381.
6 Martyn В. Monna Vanna // Martyn В. Rachmaninoff: Composer, Pianist, Conductor.
Hampshire: Scolar Press, 1990. P. 194-203.
К. А. Жабинский. Им написано семь статей о «Монне Ванне» , в которых изучается творческая предыстория возникновения замысла и выясняются причины, повлиявшие на решение Рахманинова писать оперу по Метерлинку, рассматривается история творческих взаимоотношений Рахманинова и Слонова, ведутся размышления о возможных путях реконструкции замысла композитора и затрагивается проблема инструментовки клавира I действия. Исследовательские позиции и аналитические наблюдения К. А. Жабинского, безусловно, интересны и ценны.
Работа по осмыслению оперы в настоящее время только начинается, ряд важнейших аспектов темы продолжает оставаться затронутым в незначительной степени или вообще неисследованным. Малая, фрагментарная изученность «Монны Ванны» также определяет актуальность темы диссертации.
Объектом исследования является завершающий этап периода активных оперных поисков Рахманинова 1903-1907 годов, основные тенденции которого наиболее полно воплотились в неоконченной опере «Монна Ванна».
Предмет исследования — незавершенная опера «Монна Ванна» Рахманинова, рассматриваемая как произведение, заключающее в себе все признаки сформировавшегося художественного замысла.
Материал исследования представлен архивно-рукописными источниками, принадлежащими четырем авторам: СВ. Рахманинову — нотные автографы (клавир I действия, два фрагмента и эскизы музыки II действия), черновые материалы либретто, письма к М. А. Слонову; М. А. Слонову — беловые и черновые материалы либретто, черновики писем к С. В. Рахманинову; Н. А. Рахманиновой — беловые материалы либретто; М. П. Свободину — письмо к Н. С. Морозову.
7 Жабинский К. А. Загадка «Монны Ванны» (Маргиналии к незавершенной опере С. Рахманинова) // Рахманинов в художественной культуре его времени: Тезисы докладов научной конференции / Ред.-сост. А. М. Цукер. Ростов н/Д.: Изд. РГПУ, 1994. С. 33-37. Жабинский К. А. Заметки о «Монне Ванне»: опыт реконструкции творческой предыстории оперы // Сергей Рахманинов: от века минувшего к веку нынешнему / Ред.-сост. А. М. Цукер. Ростов н/Д.: Изд. РГПУ, 1994. С. 48-63. Жабинский К. А. «Монна Ванна» и современность: проблемы реконструкции незавершенной оперы СВ. Рахманинова // Эпоха Сергея Рахманинова: Тезисы Международной научной конференции. Тамбов — Ивановка, 1998. С. 45-48. Жабинский К. А. «Монна Ванна» и современность: об оркестровых версиях незавершенной оперы С. В. Рахманинова // Творчество С. В. Рахманинова в контексте мировой музыкальной культуры. Опыт и новые направления исследований на рубеже XX-XXI веков: Материалы III международной научно-практической конференции, посвященной 130-летию С.В.Рахманинова. Тамбов, 2003. Жабинский К. А. О «Монне Ванне» С. Рахманинова — М. Слонова: хроника незавершенного сотрудничества // Жабинский К. А., Зенкин К. В. Музыка в пространстве культуры: Избр. ст. Ростов н/Д., 2003. Вып. 2. С. 154— 170. Жабинский К. А. Заметки о «Монне Ванне» С. Рахманинова: к проблеме реконструкции творческой предыстории незавершенной оперы // Жабинский К. А., Зенкин К. В. Музыка в пространстве культуры: Избр. ст. Ростов н/Д., 2005. Вып. 3. С. 215-234. Жабинский К. А. «Монна Ванна» как феномен современной музыкальной культуры: об оркестровых версиях незавершенной оперы С.В.Рахманинова // Жабинский К. А., Зенкин К. В. Музыка в пространстве культуры: Избр. ст. Ростов н/Д., 2010. Вып. 4. С. 199-208.
Целью исследования является изучение историко-биографических и текстологических вопросов, связанных с «Монной Ванной» Рахманинова, исследование и интерпретация художественного замысла оперы.
Задачи исследования:
определение места оперного жанра в творчестве Рахманинова и «Монны Ванны» в контексте оперных исканий композитора;
рассмотрение драмы Метерлинка, ставшей литературным первоисточником оперы;
описание и анализ всех рукописных материалов либретто «Монны Ванны»;
освещение творческого содружества Рахманинова и Слонова, изучение их работы над либретто «Монны Ванны»;
выявление особенностей музыкально-драматургического облика «Монны Ванны».
Источниками исследования явились рукописные документы из фондов Библиотеки Конгресса и ГЦММК, опубликованные эпистолярные и мемуарные материалы, музыковедческие и литературоведческие научные работы отечественных и зарубежных авторов.
Теоретические и методологические основы исследования. Изучение
архивно-рукописных материалов базируется на текстологическом методе,
музыки оперы — на методах тематического и комплексного (целостного)
анализа. В анализе либретто и музыкальной драматургии оперы автор
диссертации опирается на методы, сложившиеся в музыковедческой литературе
(М. С. Друскин, Г. Г. Кулешова, Е. А. Ручьевская, А. М. Цукер,
Б. М. Ярустовский и др.).
Основные положения, выносимые на защиту:
Опера для Рахманинова-композитора была одним из наиболее важных жанров; в творческой биографии Рахманинова можно выделить «оперный период» (лето 1903 - весна 1907 годов).
Круг образов и идей «Монны Ванны» Рахманинова обнаруживает ее глубокую органичность в контексте всего оперного творчества композитора. Однако при выборе Рахманиновым драмы Метерлинка в качестве литературного первоисточника решающую роль сыграло то, что она позволила ему затронуть новые этико-философские проблемы.
Сотрудничество композитора с либреттистом оказалось успешным. Согласно пожеланиям Рахманинова Слонов написал либретто, представляющее собой своего рода «конспект» драмы, в котором прозаический текст первоисточника переложен в нерифмованные стихи. Сделанные Слоновым в ряде случаев принципиальные изменения текста драмы Метерлинка предвосхитили отдельные особенности рахманиновской концепции «Монны Ванны», а потому были безоговорочно приняты композитором.
Многие черты музыкально-драматургического облика «Монны Ванны» свидетельствуют о ее преемственности по отношению к предшествующим зрелым операм Рахманинова. Вместе с тем в «Монне
Ванне» очевидно проявление новых качеств: 1) «Монна Ванна» — «опера-диалог»; 2) развитие действия отличается большей конфликтностью и стремительностью; 3) в выстраивании музыкальной драматургии значительно возросла роль вокального начала.
Музыкально-драматургическое строение «Монны Ванны» имеет особенности, связанные с явлениями драматургической полифункциональности и «двухэтапности» отдельных композиционных планов.
В «Монне Ванне» выделяются два вида речитатива, для обозначения которых предлагаются специальные определения: «речитатив-ход» и «речитативный эпизод».
Обозначившиеся в I действии оперы Рахманинова значительные концептуальные расхождения с драмой Метерлинка могли стать одной из главных причин того, что «Монна Ванна» не была завершена.
Научная новизна работы обусловлена в первую очередь тем, что она представляет собой первое целостное многоплановое исследование незавершенной оперы Рахманинова. В диссертации впервые представлен анализ музыкальной драматургии «Монны Ванны». Выявление особенностей организации художественного текста оперы позволяет выдвинуть новую гипотезу о причинах ее незавершенности.
Обращаясь к ряду вопросов, затронутых в рахманиноведении ранее, диссертант предлагает их собственную трактовку, дополняющую, а в отдельных случаях и корректирующую результаты предыдущих исследований. В числе таких вопросов:
место оперного жанра в творчестве Рахманинова;
особенности драмы Метерлинка, привлекшие внимание Рахманинова и обусловившие выбор ее в качестве литературного первоисточника оперы;
творческий портрет Слонова-либреттиста и особенности сотрудничества Рахманинова и Слонова;
процесс работы Слонова и Рахманинова над либретто (воплощение оригинального художественного замысла путем преобразования текста драмы Метерлинка);
проблема атрибуции двух недатированных рукописей Слонова.
В процессе работы над исследованием впервые была осуществлена расшифровка двух фрагментов и эскизов музыки II действия. Эти материалы, а также их описание и краткий анализ представлены в нотном приложении к диссертации.
В работе впервые вводится в научный обиход ряд архивно-рукописных источников, хранящихся в ГЦММК им. М. И. Глинки: письма к Рахманинову и фрагменты из черновиков либретто «Монны Ванны» Слонова, письмо М. П. Свободина к Н. С. Морозову.
Теоретическая значимость исследования определяется следующими положениями:
— диссертация представляет собой первое комплексное исследование
«Монны Ванны» Рахманинова, включающее рассмотрение историко-
биографического и текстологического аспектов темы, анализ широкого круга вопросов, связанных с либретто и музыкой оперы;
— полученные результаты способствуют формированию знаний об
основных стилевых чертах зрелого оперного творчества Рахманинова на
последней стадии его развития в 1906-1907 годах;
— изучение истории оперных исканий Рахманинова позволяет внести
коррективы в сложившуюся в музыкознании картину протекания творческой
биографии композитора: отмечен «оперный период» 1903-1907 годов;
— изложенные наблюдения над различными этапами работы
Рахманинова над «Монной Ванной» расширяют представления о его
творческом процессе;
введено новое понятие, относящееся к области теории оперной драматургии — «контрэкспозиция»; оно используется для обозначения второго этапа экспонирования образов героев в качестве, противоположном тому, в котором они предстали вначале;
предложена классификация встречающихся в «Монне Ванне» речитативов на два вида: «речитатив-ход» и «речитативный эпизод»; принадлежность речитатива к одному или другому виду обуславливается тем, каковы выполняемые им драматургические функции и обладает или не обладает речитатив образно-смысловой и музыкально-интонационной целостностью.
Практическая значимость исследования. Материалы диссертации могут быть использованы в обобщающих научных трудах, посвященных творческой биографии Рахманинова или его оперному наследию, а также в работах, раскрывающих творческую деятельность М. А. Слонова. Они представляют интерес для исследователей оперного искусства начала XX века и для ученых, разрабатывающих вопросы оперной драматургии и либреттологии. Представленные в диссертации расшифрованные фрагменты музыки II действия оперы могут быть учтены при подготовке к изданию всех музыкальных материалов «Монны Ванны».
Рекомендации по использованию результатов диссертационного исследования. Возможно применение материалов исследования в лекционных курсах музыкальных вузов по «Истории русской музыки», «Истории музыкального театра», «Оперной драматургии». Они также представляют интерес для оперных режиссеров и музыкантов-исполнителей.
Апробация исследования. Положения диссертации стали основой доклада, прочитанного на Дмитриевском семинаре (Санкт-Петербург, 2003). По теме диссертации опубликовано 4 статьи, одна из которых была отмечена Дипломом I Всероссийского конкурса научных работ молодых ученых в области музыкального искусства (Казань, 2004). Результаты исследования используются в курсах «История русской музыки» и «История русской оперы», читаемых автором в Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры теории музыки Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова 19 мая 2011 года (протокол №6) и была
рекомендована к защите.
Структура исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, нотных примеров, пяти приложений, списков использованной литературы (98 наименований) и архивно-рукописных источников (8 наименований). Общий объем диссертационного исследования составляет 331 страницу, основной текст— 187 страниц.