Введение к работе
Актуальность исследования генделевской оперы /жанра долгое время занимавшего ведущее положение в творчестве великого композитора/ многократно возрастает в переломные исторические периоды. Героика и оптимистический гуманизм генделевско-го искусства, обретаемая в пределах оперной драмы идейно-философская и композиционная гармония являют собой положительный духовный опыт поистине бесценный в настоящее время. Начавшийся в 1920-е годы в Германии "Генделевский ренессанс" актуален и сегодня.
Рассмотрение музыкальной драматургии актуально 'потому, что позволяет глубже постичь феномен генделевской оперы, определить ев'место в европейском музыкальном театре ХУШ века, увидеть заложенные в ней перспективные тенденции в развитии- оперного жанра и, в конце концов, переосмыслить фундаментальные основы музыкальной драїш как таковой - прежде всего построить концепцию действия, понимаемого как сложное - многоплановое, многофакторное и многоуровневое явление.
Целью работы является историческое и теоретическое изуче-
' ние и истолкование музыкальной драматургии в операх Генделя,
выяснение ее строения и функций в генделевской модели музыкаль
ной драмы, что позволяет полнее представить своеобразие и ис
торическое значение последней и в результате приблизиться к
целостному представлению об истории европейского музыкального
театра. .
Научная новизна исследования заключается в отсутствии на' русском языке монографии, посвященной оперному творчеству Генделя, насчитывающему свыше 40 произведений. Шесте с тем и в зарубежной оперной генделиане /работы Ф.Кризандера, Г. фон Ляйхтен-; тритта, И.Айзеншмидта, Э.Дента, В.Серауки, В.Зигмунда-Щульце,
- г -
Б.Базельта, Р.Штрома, М.Кнэппа, П.Янга, У.Дина, Г.Бимберга/, в которой, казалось бы,в различных аспектах представлены все стороны генделевской оперы - от философии до текстологии и современной сценической интерпретации, - малоизученной осталась именно проблема музыкальной драматургии и ее роли в воплощении генделевской музыкальной драмы.
В диссертации впервые предпринята попытка построить концепцию действия в музыкальной драме, представив его в виде слож-ноорганизованного потока художественной информации и порождаемого им многомерного процесса прямых и обратных коммуникативных связей. Новой представляется и идея синтеза искусств как атрибута любой музыкальной драмы,, Тип синтеза рассматривается в данном контексте как важнейший индикатор принадлежности конкретного произведения к той или иной исторической эпохе.
Впервые указывается на вариантность как на существенный момент в организации оперной драматургии первой по-"лоійїш ХУШ века /отсюда следует бесперспективность поиска "истинной" редакции генделевской оперы и необходимость переключения источниковедческого интереса на обретение возможно более полного количества исторически достоверных вариантов; кроме того косвенно подтверждается драматическая полноценность жанра пастиччо, незаслуженно третируемого позднейшей историографией* что подтверждается блестящей постановкой генделевского."Ореста" в Халле в 1988 году/.
Принципиально новым является рассмотрение эволюции" оперного творчества Генделя как многопланового и многоуровневого процесса, несводимого к простой схеме или графику, но опреде-тгаеыого-непрерывный рааиитием идейно-концептуальной к музыкально-драматургической сторон спектакля. Впервые определяется имманентно героический характер генделевской оперы, образуемый
напряженной гармонией процессуального и архитектонического начал, сочетанием генделевского музыкально-драматургического ритма и регулярного метра "ордернойпкомпозиции' оперы-сериа.
Практическая ценность работы. Материалы диссертации используются в специальном курсе истории зарубежной музыки Московской консерватории, курсе анализа музыкальной формы в Училище при Московской консерватории. Кроме того они могут использоваться в театрально-постановочной деятельности, а также в учебных курсах истории музыкального театра и оперной драматургии театральных институтов.
Апробация работы. Диссертация обсуждалась на кафедре зарубежной музыки Московской консерватории и была рекомендована к защите. Основные положения диссертации отражены в трех публикациях и неокольких статьях в Музыкальном энциклопедическом словаре /Мі,1990/.
Объем- и структура диссертации. Текст диссертации содержит 169 машинописных страниц и состоит из Введения, трех глав ~й Заключения. Список использованной литературы включает 124 наименования, в том числе 79 монографий и статей на иностранных языках. Нотные приложения содержат 21 нотный пример.