Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Фортепианное творчество Н.А. Римского-Корсакова : проблемы жанра, стиля, текстологии, исполнения Симатова Юлия Львовна

Фортепианное творчество Н.А. Римского-Корсакова : проблемы жанра, стиля, текстологии, исполнения
<
Фортепианное творчество Н.А. Римского-Корсакова : проблемы жанра, стиля, текстологии, исполнения Фортепианное творчество Н.А. Римского-Корсакова : проблемы жанра, стиля, текстологии, исполнения Фортепианное творчество Н.А. Римского-Корсакова : проблемы жанра, стиля, текстологии, исполнения Фортепианное творчество Н.А. Римского-Корсакова : проблемы жанра, стиля, текстологии, исполнения Фортепианное творчество Н.А. Римского-Корсакова : проблемы жанра, стиля, текстологии, исполнения
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - 240 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Симатова Юлия Львовна. Фортепианное творчество Н.А. Римского-Корсакова : проблемы жанра, стиля, текстологии, исполнения : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.02.- Санкт-Петербург, 2006.- 318 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-17/35

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Изучение богатейшего наследия русских композиторов в контексте мировой музыкальной культуры представляет одну из важных задач музыкознания. Казалось бы, русская классическая музыка, всесторонне исследована, однако всегда остаются отдельные ее участки, обойденные вниманием специалистов. К таким мало освещенным явлениям русской музыкальной культуры относятся сочинения Н. А. Римского-Корсакова для фортепиано.

Оперные, симфонические, камерно-вокальные произведения композитора ведут полноценное существование на театральных подмостках и концертной эстраде, на них воспитываются поколения музыкантов. У сочинений для фортепиано - иная судьба. Они не получили широкого распространения ни в концертной, ни в педагогической практике. Исследователи уделяли внимание преимущественно операм Римского-Корсакова, его симфоническим сочинениям, в несколько меньшей мере - камерно-вокальной лирике. Недавно появились работы, рассматривающие его кантатно-ораториальное творчество, но произведения для фортепиано остаются практически не изученными.

Между тем анализ фортепианных сочинений Н. А. Римского-Корсакова позволяет не только дополнить наши знания о творчестве композитора в целом, глубже понять его художественные принципы, особенности музыкального языка, используемых им средств выразительности, но и расширить наше представление о русской фортепианной музыке. Составляя неотъемлемую часть наследия Н. А. Римского-Корсакова, его фортепианные сочинения заслуживают безусловного внимания и исследователей творчества композитора, и музыкантов-исполнителей и педагогов; входят в фонд русской фортепианной музыки последней трети XIX - начала XX веков, и их изучение, надо надеяться, привлечет к ним внимание и поможет зазвучать в концертах, а также в классах музыкальных учебных заведений.

Степень изученности проблемы. О творчестве Н. А. Римского-Корсакова
существует множество разнообразной литературы. В многочисленных
исследованиях, посвященных изучению стиля композитора, были рассмотрены и
общеэстетические аспекты и особенности его отдельных средств

выразительности - мелодики, гармонии, лада и т. д. Но по большей части эти работы касались оперно-симфонического творчества Н. А. Римского-Корсакова.

Сочинениям же для фортепиано композитора посвящено лишь несколько страниц монографии А. Алексеева «Русская фортепианная музыка» и учебника «История русской музыки» под общей редакцией А. Кандинского. Миниатюры практически никем не освещались, анализу подвергался только Концерт для фортепиано с оркестром. Показательно, что в 10-ти томном издании «Истории русской музыки», фортепианное творчество фактически не представлено. Отдельных произведений кратко касаются в своих работах М. Смирнов, Э. Новикова. Фуги ор. 17 анализирует В. Беляев в своей ответной полемической статье Л. Сабанееву. В контексте развития русской полифонической музыки одну из фуг этого опуса (g-moll) подробно рассматривает М. Натишвили.

Объект исследования - фортепианное творчество выдающегося композитора второй половины XIX - начала XX века Н. А. Римского-Корсакова в полном его объеме: произведения для фортепиано соло (миниатюры, вариации и полифонические произведения), сочинения для четырехручных ансамблей и Концерт для фортепиано с оркестром.

Предметом исследования - являются особенности музыкального языка, фактуры и средств исполнительской выразительности фортепианных сочинений композитора.

Цель исследования - с возможной полнотой исследовать фортепианное творчество композитора, определить место фортепианного наследия Н. А. Римского-Корсакова в развитии отечественной фортепианной музыки XIX века.

Задачи исследования:

раскрыть особенности музыкального языка и формообразования фортепианных сочинений Н. А. Римского-Корсакова;

- установить взаимосвязь фортепианных произведений композитора с его
сочинениями других жанров, преимущественно романсами;

- дать текстологическое описание и анализ имеющихся архивных материалов
(автографов);

на основании изучения автографов проанализировать исполнительские указания Римского-Корсакова и особенности работы над фортепианной фактурой на основе Концерта для фортепиано с оркестром;

сравнить интерпретации самого масштабного и яркого произведения фортепианного творчества Н. А. Римского-Корсакова - Концерта для фортепиано с оркестром ор. 30 разными исполнителями: С. Рихтером, И. Жуковым, Дж. Кэмпбеллом; выявить их особенности.

Гипотеза. Фортепианные сочинения Н. А. Римского-Корсакова представляют важную составляющую часть творческого наследия композитора, также являются ценным экспонатом музыкальной сокровищницы российской культуры. Текстологическое исследование этих сочинений, изучение архивных материалов существенно дополняют наши знания о характере творческого процесса композитора.

Теоретико-методологическая основа. Исследование фортепианного
творчества Н. А. Римского-Корсакова основано на методе целостного
музыкального анализа, претворенного в трудах выдающихся отечественных
музыковедов Б. Асафьева, Ю. Кремлева. Л. Мазеля, Я. Милыптейна,
В. Цуккермана. Для данной работы актуальны также методологические подходы
Г. Когана, С. Фейнберга, И. Браудо, Г. Нейгауза, Н. Корыхаловой, Г. Цыпина

в отношении истории и теории фортепианного искусства. Ценными оказались исследования Н. Спектора и К. Зенкина об отдельных жанрах фортепианной миниатюры. В основу текстологической части положены работы М. Арановского, Т. Вайдман, В. Щепкина. Определяющей для настоящей диссертации стала автобиографическая монография Н. А. Римского-Корсакова «Летопись моей музыкальной жизни». Также использовались архивные

материалы (автографы произведений, первые издания с пометками автора, письма композитора) и запись исполнений. Методы исследования:

исторический метод;

метод сравнительного анализа;

аналитический метод;

метод текстологического анализа. Основные положения выносимые на защиту:

1. Все фортепианное творчество Н. А. Римского-Корсакова можно
классифицировать по трем группам: к первой относятся произведения
дидактического характера, преимущественно - полифонические пьесы; ко второй
- сочинения жанрово-бытового характера, предназначенные в большинстве своем
для домашнего музицирования; к третьей - произведения большой
художественной значимости, представленные в первую очередь Концертом для
фортепиано с оркестром, Вариациями на тему BACH, пьесами ор. 38 и др.

  1. Концерт для фортепиано с оркестром Н. А. Римского-Корсакова по характеру тематизма и формообразованию вписывается в историческую перспективу развития жанра русского фортепианного концерта и занимает достойное место среди произведений указанного жанра в XIX веке. Пианистичность Концерта делает возможной его широкую популяризацию на современной концертной эстраде. Фортепианная фактура Концерта и исполнительские указания к сочинениям, как показал текстологический анализ, тщательно разработаны композитором и продуманы. Все фактурные изменения направлены на достижение более гибкого и удобного исполнения.

  2. Сравнительный анализ интерпретаций Концерта пианистами XX века показывает множественность исполнительских решений, заложенных в авторском тексте.

  1. Полифонические опусы Н. А. Римского-Корсакова являются существенным вкладом в полифоническую музыку русских композиторов для фортепиано. В каждом сочинении обнаруживается немало интереснейших композиционных подробностей, касающихся раскрытия содержательного смысла темы - ее трансформации, принципов развития, а также характера противосложения, модуляционного плана и прочего. Фуги Н. А. Римского-Корсакова на оригинальные темы Э. Ф. Рихтера обладают основными чертами полифонического стиля Н. А. Римского-Корсакова, в тоже время в них выдержаны закономерности, свойственные полифонии И. С. Баха. Выявление всех этих моментов способно обогатить и расширить представление о полифонической музыке и технике полифонического письма.

  2. Произведения малой формы и вариационные циклы традиционны для своего времени, но несут ряд интересных особенностей, характерных для творчества Н. А. Римского-Корсакова в целом, и для романсового в частности.

Научная новизна работы. В диссертации впервые осуществляется исследование всех фортепианных сочинений Н. А. Римского-Корсакова; ставится вопрос о том, какое место в жизни и творчестве композитора занимало фортепиано; предлагается объяснение тому, почему сочинениям для этого

инструмента отводится в общем объеме его наследия сравнительно скромное место; подвергается критике мнение, согласно которому фортепианные сочинения композитора не представляют большого интереса.

В работе впервые дается текстологическое описание автографов произведений, на основании которого анализируются наиболее интересные полифонические сочинения и Концерт. В работе впервые приводятся отдельные фрагменты автографов композитора.

Впервые по рукописям исследуется неизданная тетрадь «Контрапунктических упражнений», представляющая собой сборник решений задач различной сложности по многоголосному контрапункту, упражнений по заданному басу, имитаций, канонов, хоралов, фуг и фугетт.

В диссертации также впервые рассматриваются и анализируются ранее нигде не опубликованные фуги Н. А. Римского-Корсакова, написанные на оригинальные темы Э. Ф. Рихтера.

Рассмотрение фортепианных сочинений Н. А. Римского-Корсакова в
комплексе позволяет адекватно оценить их как существенную часть его наследия.
Эти произведения впервые получают в работе всестороннее освещение: дается их
жанровая и стилевая характеристика, подробно изучаются принципы их
формообразования, мелодические, ладогармонические особенности,

метроритмическая организация, фактура. На основании анализа устанавливаются закономерности применения Н. А. Римским-Корсаковым в его фортепианной музыке таких средств выразительности, как темпо-ритм, характер звуковедения, артикуляции, педализации. Впервые проводится сравнение трех интерпретаций наиболее репертуарного произведения из фортепианного наследия композитора -Концерта для фортепиано с оркестром. Также впервые на основе текстологического анализа его автографов прослеживается процесс работы над фортепианной фактурой, ее образностью и пианистичностью исполнения.

Теоретическая значимость результатов диссертационного исследования.

В диссертации формируется принципиально новый подход к составлению творческого облика композитора, опирающийся не только на его выдающиеся достижения, но и на рядовые явления творческого процесса. Классификация фортепианных произведений Римского-Корсакова позволяет установить закономерности использования композитором тех или иных средств выразительности, уровень виртуозного мастерства и др. Выявленные на основе текстологического анализа особенности работы композитора над сочинением, касающиеся направленности преобразований характера и способов логической аргументации, художественного смысла и удобства исполнения, способствуют углубленному пониманию авторского замысла.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его материалов, основных положений и выводов в курсах истории и теории фортепианного искусства, истории русской музыки, полифонии, в классе фортепиано при изучении сочинений композитора. Работа может способствовать более широкому распространению фортепианных сочинений Н. А. Римского-Корсакова в концертной и педагогической практике музыкантов. В частности, сравнительный анализ интерпретаций Концерта может оказаться

полезным для исполнителей, способствуя лучшему пониманию этого сочинения и выработке собственной трактовки. Материалы текстологического описания и анализа автографов произведений и их сопоставление со всеми позже вышедшими изданиями имеет большое значение для текстологов, занимающихся изданием Полного собрания сочинений Н. А. Римского-Корсакова.

Рекомендации по использованию результатов диссертационного исследования. Материалы диссертационной работы могут быть включены в содержание учебных курсов по «Истории отечественной музыки» и «Истории фортепианного исполнительства». Данные, полученные в результате исследования, также возможно использовать при составлении программ, пособий для студентов музыкально-образовательных учреждений, связанных с изучением фортепианных произведений Н. А. Римского-Корсакова.

Апробация результатов исследования проводилась на заседаниях кафедры музыкального воспитания и образования факультета музыки РГПУ имени А. И. Герцена, на занятиях со студентами консерватории Краснодарского государственного университета культуры и искусств. Основные положения диссертационной работы были изложены в шести научных статьях, прозвучали в докладах на конференциях: «Развитие социально-культурной сферы Северокавказского региона» (г. Краснодар, 2002 г.), «Многоуровневая система профессионального художественного образования: проблемы интеграции и дифференциации» (г. Краснодар, 2002 г.) и опубликованы в материалах этих конференций.

Структура и объем диссертации. Работа (318 с.) состоит из Введения, четырех глав и Заключения. Имеются 2 приложения: в первом дается текстологическое описание автографов Концерта - клавира и партитуры, во втором публикуются фортепианные фуги Н. А. Римского-Корсакова на оригинальные темы Э. Ф. Рихтера. В списке использованной литературы - 202 названия.

Похожие диссертации на Фортепианное творчество Н.А. Римского-Корсакова : проблемы жанра, стиля, текстологии, исполнения