Введение к работе
Актуальность исследования. Неудовлетворительное знание докторш своего народа и народов, аивущях. в соседстве, слабая культурная осведомленность препятствуют взашоузааяте^ьноыу отнесению и способны привести к непредсказуемым, а, нередко, к неуправляемым сатуапдяа. Поэтому актуальный следет считать объективное освещение связей, в тон числе а фольклорных.
На протяжении всей этнической ясторян каздога народа фольк-лор зспнтывад глубокие, а подчас н кардинальные воздействия со стороны иных традиций а благодаря своем свойствам сохранил лх следы. Речь лаге не .-идет о заимствсданиях отдельных произведе^-ний, а о более масштабных явлениях генетического ж контактного происхождения., Молдавско-украинские связа ~ это никогда еэ аре^ рнвавпийся "процесс, начало которого датируется второй полоежиой УІ века н.э=
Цель исследования - показать глубину цоддадсяо^уяразшсках. фольклорных, относзвзй. Исходя из этого s работе расснатрнвзатся
ОбЩНОСТЬ, Вре.«ЗЯ Возникновения КОТОРОЙ -' ІХ-Ш БВ<,„ а .мтовяя
прянадлеаность -» новогодние песня (песня о Малайке-. ^1 апсида), бытугацие в фольклора обоях; народов в пределах весьиа обширного ареала, а многообразия вариантов. Объектом сравяительно-ясторз-ческого изучения такзе бнлн избраны колдавскяе и украинские баллада, поющие с." на варианты одной мелодия» возникшая вследствие проявления высззя формы ассимиляция - сотворчества.
Методология исследования. В работе отдается предпочтение комплексному иетоду (как следствав тенденция к системному анализу), целостному описанию объектов, т.е», признается необходимость применения методологических'принципов, раскрывающих, только фольклору свойственную взаимосвяэаняость элементов.Воссоединение принципов историзма и сравнительно! тнпологяя подтверздает пэр* спективность работ В.М.Жирмуиского, В.Я.Проппа, В.Ы.Гацака, Б.Н. Путилова, вііполнешшх з области сравнительно-исторической фольк* лорнетики, а также трудов Ф.Ы.Колессы,. ЇСВ.Квятки, Е.В.Гишшуса, А В.Рудневой, В.Л.Гоеовского, С.И.Грицн, Э.Е.Адексавва, И.И.Зеи*> цовского, посвященных сравнительно-исторической проблеаатжке эт-номузыкознаная. Для данного исследования особый интерес представляет вклад Б.З.Асафьева, В.Д.Пукквраана, Д.А.Ыазеля, Е.З.Ба~
гайшнского, В.Н.Тишна в разработку вопросов семантических единиц нузыкального языка.
Новизна исследования.Несмотря на общераспространенное убеждение в том, что фольклор - легочник, критерий, ориентир национального в профессиональном музыкальном искусстве, ЦІОйлШй ^^ цификв фольклора все-таки суцествует. В работе выдвигается полевение о том, что фольклор сегодня - многообразное явление, включающее в себя как национальные, так н этнические признаки.В разграничении тех к других определенную псяоііь ііогет оказать даффе-ренцнация признаков традиции на диалектные и стилевые. Подобная характеристика фольклорных традиций необходима для их сравни-тельно-асторачесхото изучения. Представляет интерес сравнение традиций как контактных (например, ыолдяхекая ж украинская в ее западных областях), так и развивавшихся внеконтактно друг с другой (молдавская ж татарская, молдавская и банкирская). Потребно оть в типологической сопоставлении последних трех традиций заключается в том, чтобы яснее осознать специфику молдавской традиции, сольной по преиыу«ествУ, ее отличия от украинской, что даст воамогноегь аргументированно говорить о сущности ассимиляционных, преобразовании. Поскольку все, что происходит в фольклоре, происходит в райках традиции (локальной - село, региональной - район, этнической - область расселения етноса), то и проблемы взаимодействия рассматривается в диалектно-стилевой системе традиции. Познание преобразований в вариантах песен, оказавшихся вовлеченными в процесс ннтератнического взаимодействия,целесообразно осуществлять через категорию песенного типа как целостного обобщения всей структуры строфы, а не только ее ритмического компонента. Предпринята попытка обосновать принадлежность новогодних песен к самостоятельному канру календаря (иначе говоря, ке отоадествлять ех с колядками, цедровками и колинде), употребив с атой целью структурный, ареальний и другие критерии песенного типа. Обнаружены погребальные песни, приуроченные к погребению некенатого парня к незамужней девушки, обозначен их ареал. Распространенные у румын, уйгуров, мари, песни атой функции впервые найдены в славянском мире (украинцы Буковины). Выявлены фориы ассшшшпда. не получившие еще освещения в литературе.
іьирц исследования - результаты полевой работы соиска- Тедя ''"внподнявшесяТї^-І992 гг. на территории - республики
Гялдова, а такзе республик Украины а России. Шло собрано около 7.000 произведений и-высказываний о них со стороны крестьян. В качестве дополнения к ним привлечены собрания румынских, украинских, русских, белорусских, татарских и башкирских need.
Практическое значение. Результаты и выводы работы бключєиі в
курсы "ііолдавскоє народное музыкальное творчество" (Институт ис
кусств, Кишинев) б "Украинское народное музыкальное творчество"
(Национриьная музыкальная академия, Киев). Материалы диссертации
могут быть включенными в учебные пособия, в разделы, посвященные
специфике фольклорной традиции, календарным яанрак, семейнг -
обрядовой поэзии и лдро-эпяческиы произведениям.
Апробация работы.Диссертация выполнена, по плану научной работы Института искусств республики ІйзлдоЕа на- кафедре теораи ж истории кузыки. Текст обсувдвлся на заседании кафедры Института а бал рекомендован к защите. Диссертация такте была обсуждена на заседании кафедры история русской иузнки Московской государственной консерватории, где была рекомендована к защите. Основное со-дергание работы отражено в монографии, изданной в обьеыэ 9,8 печатного листа.Теоретические полоеєнея работы были предметом обсуждения на конференциях, сешнарах и отчетных экспедиционных сессиях в период с 1374 по 1989 гг., организованных Всесоюзной комиссией по народному музыкальному творчеству.
Структура ррботы: Введение, пять глав, Заключение, Сведении о записи песен, Географический указатель, Карты распространения песенных типов, Литература.