Введение к работе
Актуальность темы. Сонатный жанр в эпоху барокко занимал ведущее место в инструментальной музыке различных европейских народов. Велика его роль и в исполнительстве на инструментах скрипичного семейства, неразрывно связанном с творчеством Генделя, титаническая фигура которого, наряду о Бахом, возвышается среди многих ярчайших представителей эпохи. 1*5узыка его в наши дай не только не потеряла своего значения и притягательности, но и продолжает оказывать самое активное воздействие на формирование духовного мира современного человека посредством заключенных в ней величайших идей, воплощающих общечеловеческие интеллектуальные ценности.
Художественный гений Генделя проявился прежде всего в опере и оратории, что оказало значительное влияние на его инструментальное, в том числе - скрипичное творчество, которое нельзя рассматривать вне связи с названными жанрами» Отражая з монументальных жянрах демократический дух эпохи, Гендель переносил его в такие скромные по масштабам составы, как трио—сонаты и даже сочинения, написанные для солирующих инструментов. Это отличает генделевское скрипичное творчество от аналогичного творчества других мастеров эпохи барокко.
Другим, не менее существенным признаком инструментального письма композитора следует признать новаторство методов развития музыкального материала, розданное исключительными эмоционально-смысловыми свойствами генделевской кантилены и проявившееся в сочетании гомофонно-гармонического и полифонического стилей. Особенности скрипичного письма Генделя подни-
-'з -мают его сонаты на высшую ступень в развитии ягнра в пред-классический период, а многие разработанные в них черты несомненно предвосхищают сонатное allegro.
Творчеству Генделя во многих странах мира (в первую очередь, в Германии и Англии) посвящено большое число специальных исследований, биографических и научно-популярных работ. Существует несколько статей и о его скрипичных сонатах, среди них наиболее значительные принадлежат Р. Готтлибу, 3. Флешу, Т. Бесту, Р. Кубику. Б отечественной генделлане также немало значительных трудов, среди которых следует назвать работы Р. Грубера, В. Конен, Т. Ливановой, Вл. Протопопова, И. Федосеева и др. К сожалению, специальных исследований скрипичных сонат Генделя в СССР нет. Подобное положение труднообъяснимо, особенно если учесть, что сольные сонаты композитора являются "золотым" фондом педагогического репертуара: они включались- в Слрипичнне школы еще в XIX веке, а изучение их в-наше время стало неотъемлемой частью учебного процесса скрипачей на всех этапах совершенствования их профессиональной подготовки - от школы до вуза. Вот почему представляется необходимой постоянная исследовательская рабоїа, связанная с раскрытием и'выявлением новых граней триада гекделевских скрипичных собраний: Соло-сонат для скрипки и Basso continuo, Трио-сонат для двух скрипок и Basso continuo op. 2, Трио-сонат для двух скрипок и Basso continuo op. 5.
Цель исследования - анализ скрипичных сонат Генделя с точки зрения определения их роли в эволюции жанра, особенностей стиля, структуры, драматургии, прочтения нотного текста.
Научная новизна,. В диссертации впервые в отечественной генделиане предпринята попытка исследования скрипичных сонат
_ 4 -выдающегося немецкого композитора. При этом:
- определено ш: место в эволюции инструментальных скрипич
ных жанров, выявло;щ юс специфические признаки;
- на примерз структурного анализа сонат, принципов драма
тургии, особенностей генделевской полифонии показана их
роль в становлении классического сонатного allegro;
раскрыты к объяснены особенности генделевской выразительной скрипичной кантилены;
определены прщЕтипы йотирования генделевских орнаментов и внесены рекомендации по их применении в исполнении скрипичных сонат;
раскрыт и объясяэн акустический феномен трели и дана её расшифровка при исполнении мелодии в соответствии с эстетическими нормами стиля Марокко, самой музыки Генделя;
выведены обще формулы штриховых вариантов, как основы артикуляции генделевской скрипичной музыки;
описаны особенности штриха legato при движении смычка в разных направленное применительно к исполнению сочинений старых мастеров;
обоснованы составы ансамблей в зависимости от инструментария, применяемого в современном музыкальном исполнительстве.
Методологической с\зой диссертации явились основные принципы эстетики барокко, отечественного музыковедения, фундаментальные положения музыкальной истории, теории исполнительского иокусства, методики и педагогики. Исследование носит комплексный характер, что проявляется в единстве музыковедческого, исполнительского, эстетического и исторического подходов к поставленной проблеме.
Практическое значение диссертации. Содержание диссертации адресовано прежде всего скрипачам, изучающим сочинения великого мастера - сложившимся исполнителям, а также педагогам и учащимся специальных классов начальных, средних и высших учебных заведений. Её материалы могут найти применение в курсах теории и истории скрипичного исполнительства, методики обучения игре на струнных инструментах. Автор надеется, что его работа будет способствовать приобщении молодых исследователей к изучению первоисточников, а также воспитанию у скрипачей критического отношения к существующим многочисленным редакторским версиям генделевской музыки и умения на основе конкретных принципиальных и объективных положений строить личностную интерпретаторскую концепцию.
Объом и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и приложения. Объем основного текста - 150 страниц. В приложении даются: нотные примеры (146), копии автографов сонат для скрипки и Baaso continuo Г. Ф. Генделя, копии титулов изданий сонат (Роже, Уолша, Кри-зандера), указатель сонат Г. Ф. Генделя по номерам прижизненных и академических изданий и HWV1, библиография на русском (181 назв.) к иностранных (70 назв.) языках, нотография (25 назв.). Объем приложения - 101 страница.
Апробация работы. Диссертация обсуждалась на кафедре
скрипки и альта Ленинградской ордена Ленина государственной
консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова, кафедре скрипки и
альта ГШИ им. Гнесиных. Доклады и сообщения по данной теме
были неоднократно заслушаны и обсуждены на кафедре скрипки и
Verzeicbnis der Werke Georg Priedrich HandsIs (HWV),
составил Б. Базельт в 1979 году.
альта и ФИК ШМ им, Гнесиных, струнних отделах средних учебных заведений многих городов СССР, По материалам .диссертации опубликованы статьи. Автор диссертации использовал теоретические положения данного исследования в практической работе специальных классов МССШ им. Гнесиных и БЯЗИ им. Гнесиных.
Во Введении обосновывается выбор темы, её актуальность. Определяются цели и задачи исследования, его методологическая основа,- научная новизна и практическая ценность. Дан краткий анализ основных материалов и характеристика структуры работы.