Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА ПЕРВАЯ. Истоки, возникновение и ранний этап развития виолончельной сонаты в Армении (1920-30-е годы) 8
ГЛАВА ВТОРАЯ. Становление жанра армянской виолончельной сонаты (1941-I955) 25
ГЛАВА ТРЕТЬЯ. Дальнейшее развитие виолончельной сонаты в Армении (1956-1970) 52
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. Армянская виолончельная соната на современном этапе (I97I-I976) 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 116
НОТНЫЕ ПРИМЕРЫ 131
СПИСОК ВИОЛОНЧЕЛЬНЫХ СОНАТ АРМЯНСКИХ КОМПОЗИТОРОВ 155
БИБЛИОГРАФИЯ 159
- Истоки, возникновение и ранний этап развития виолончельной сонаты в Армении (1920-30-е годы)
- Становление жанра армянской виолончельной сонаты (1941-I955)
- Дальнейшее развитие виолончельной сонаты в Армении (1956-1970)
Введение к работе
Наряду с другими жанрами виолончельной литературы, одно из ведущих мест принадлежит сонате. Виолончельная соната как ансамблевая, так и сольная, развивалась в общем русле европейской сонаты. Каждая эпоха, каждое направление, каждый талантливый автор по-своему обогатили жанр виолончельной сонаты. С годами сложились определенные традиции, ставшие в известной степени нормой для композиторов. К их числу относятся: традиции многочастного, трактовки его отдельных частей (в частности, наличие в одной из частей формы сонатного аллегро), традиции детализированного камерного письма, тонкой тематической разработки, умения слить в едином ансамбле инструментальные партии при одновременном широком выявлении исполнительских, тембровых, технических возможностей каждого инструмента в отдельности. Все это характерно и для сонат соло с той лишь разницей, что все задачи здесь призван разрешить один инструмент.
Важнейшие достижения мировой музыки в жанре сонаты, в частности, виолончельной, нашли свое интересное преломление на новой почве в творчестве советских армянских композиторов.
Виолончельная соната в Армении - один из значительных жанров камерно-инструментальной музыки. На путь своего развития она встала позднее других жанров армянской камерно-инструментальной музыки. Тем не менее можно утверждать, что сегодня она развивается на уровне лучших достижений камерной (а также симфонической) музыки Армении, и что наибольшие успехи среди армянских инструментальных сонат 1960-70-х годов были достигнуты именно в жанре виолончельной сонаты.
На разных этапах развития армянская виолончельная соната, в известной степени, отражала уровень армянской камерно-инструментальной музыки данного периода. Предлагаемая наш периодизация -истоки, возникновение и ранний этап развития виолончельной сонаты в Армении (1920-30-в годы); становление жанра армянской виолончельной сонаты (I94I-I955); дальнейшее развитие армянской виолончельной сонаты (1956-1970); армянская виолончельная соната на современном этапе (I97I-I976) - в основных чертах совпадает с периодизацией, принятой в истории армянской камерно-инструментальной музыке»
Истоки, возникновение и ранний этап развития виолончельной сонаты в Армении (1920-30-е годы)
Армянская камерно-инструментальная музыка зародилась и развивалась параллельно со становлением профессиональной композиторской школы в Армении. Этот процесс протекал во второй половине ХП века Однако истоки армянской профессиональной музыки уходят в глубины народного и народно-профессионального музыкального творчества. На протяжении тысячелетий у армянского народа сформировалась своя самобытная культура со множеством ответвлений, жанров, со своими устоявшимися традициями.
Народная крестьянская песня - основа основ армянской музыки. Являясь непосредственным эмоциональным откликом народа на все события окружающей действительности, она исключительно богата и многогранна не только по содержанию - широко отражает жизнь и труд, его ненависть к угнетателям и героико-освободительную борьбу, его мудрость и чувство прекрасного (песни трудовые, эпические, обрядовые, лирические, сатирические), но и с точки зрения ладо-ритмо-интонационного строя. Для нее характерны: высокий уровень системы ладов, богато развитая метрическая и ритмическая структура, плавное постепенное движение, развитая смысловая акцентуация, отточенность и оригинальность тематического развертывания, вариантная повторность и т.д.
Важнейшим видом народного искусства, наряду с песней, является танец (сольный и групповой). Темпераментные зажигательные танцы мужчин и грациозные, очень пластичные женекие танцы отличаются богатством форі, своеобразием ритмики, изобилуют акцентами, синкопами, смешанными размерами, периодической переменностью разнообразных метров.
С песней и танцем тесно связано искусство армянских инструменталистов (среди них немало прославленных мастеров). Можно указать на устойчивые традиций исполнительства на народных инструментах, на богатый инструментарий: лютневидно-плекторные (саз); духовые (зурна, дудук, блул, паркапзук, пох); струнные (тавих, кнар, канон); ударные (доол, дап). Особенно важно отметить смычковые инструменты (кяманча и кямани). Наряду с практикой сольного исполнительства в народном быту получили распространение различные виды инструментальных ансамблей, выработавшие элементы многоголосия (первый - ведущий мелодический голос; второй - организующий; третий же голос образуется ритмической линией ударных).
Самобытной ветвью народного творчества стало искусство армянских випасанов, гусанов и ашугов-представителей народно-профессионального искусства. Различное по своим идейным мотивам, содержанию, формам, жанрам, оно создало свои традиции в области музыкально-исполнительской культуры» Укажем на открытую эмоциональность, приподнятость, ораторский пафос, преобладание произведений речитатйвно-ймпровизационного склада, на большое место отводимом инструментально-виртуозным отыгрышам, интермеццо.
В Армении большое развитие получили мугамы - крупная вокально-инструментальная форма народно-профессиональной музыки (бытующая на Востоке и в Закавказье). Обычно в основе всей композиции мугама (мугамы цикличны) лежит один лад, по названию которого и называется сам мугам (например, чаргя, шахназ и т.п.). Положенные в основу мугама одна или несколько тем, получают вариантно-импро-визационное развитие в каждой из его частей. Между основными частями мугама вводятся интермедийные номера (гяфы, таснифы). У армянского народа распространены также мугамы инструментальные (без пения) для самых разнообразных составов духовых и струнных инструментов; особым успехом пользовались мугамы в исполнении виртуозатариста. На протяжении всей истории развития армянского мугама формировалась стройная система, типичных для этого жанра соотношений эмоционального содержания, музыкально-выразительных и конструктивных закономерностей. Выдающийся знаток мугамов Х.Кушнарев писал, что "общая концепция мугамов Баяти-Шираза и Баяти-Курда указывают на драматизм этих пьес и на отвечающую ему форму сонаты, тот же драматизм особенно отчетливо выявлен в Чаргя"(2.14.44).
Становление жанра армянской виолончельной сонаты (1941-I955)
Дальнейшее развитие армянской виолончельной сонаты связано с периодом Великой Отечественной войны. В это тяжелое для Советского государства время все силы народа были направлены к одной цели - победе над врагом. Глубокие изменения, происшедшие в жизни страны, наложили отпечаток на характер Советского искусства. Ведущими темами художественного творчества становятся: защита Родины, воспевание ее героического прошлого, высокого патриотизма, дружбы народов и т.д. Этим высоким целям служило все многонациональное Советское искусство, в том числе, и искусство Советской Армении.
Несмотря на трудности военного времени, пульс музыкальной жизни республики бился интенсивно и напряженно. Широко развернулась военно-шефская работа композиторов, исполнителей, многочисленных ансамблей и концертных бригад. Плодотворную работу проводили Государственный симфонический оркестр Армении, Комитет радиофикации, Ереванский театр оперы и балета им. Спендиарова и другие коллективы. Укрепились творческие связи мастеров музыкального искусства Армении с другими народами Советского Союза.
Показ армянской музыки в Москве (январь-февраль 1944 г.) и декада музыкального искусства республик Закавказья в Тбилиси (декабрь 1944 г.) имели большое политическое и художественное значение .
Большим подъемом ознаменовано в эти годы творчество армянских композиторов. Наряду с композиторами старшего поколения (А. Хачатурян, А.Степанян, Г.Егиазарян, А.Тер-Гевондян, Л.Ходжа-Эйна-тов, С.Баласанян), на арену выходит талантливая молодежь (А.Ару-тюнян, А.Бабаджанян, Э.Мирзоян, К.Хачатурян, Л.Сарьян, А.Худоян и др.),
В годы войны в музыку вошли новые значительные идеи, темы и образы. Зарождались и получали дальнейшее развитие новые жанры, обогащался музыкальный язык, расширился круг форм, глубже и действеннее стала музыкальная драматургия.
Особенно много в этот период создается массовых песен и маршей. Интенсивное и широкое развитие получает армянская симфоническая музыка (симфонии, поэмы, увертюры, сюиты, концерты), опера и балет.
Много новых произведений было создано и в области камерно-инструментальной музыки; фортепианные произведения С.Бархударя-на, А.Арутюняна, А.Бабаджаняна, пьесы для виолончели Г.Адамяна и А.Арутюняна, пьесы для скрипки и духовых инструментов.
В военные годы армянские композиторы сравнительно часто обращаются к крупным камерно-инструментальным циклам. Создаются квартета А.Сатяна, А.Бабаджаняна, К.Хачатуряна; фортепианные трио В.Тальяна, Г.Чеботарян; фортепианные сонаты А.Долуханяна, Г.Че-ботарян, А.Бабаджаняна; скрипичные сонаты А.Степаняна (Первая), В.Тальяна; виолончельные сонаты А.Степаняна (Первая), К.Закаряна, А.Худояна (ноты последней не сохранились).
Одно только перечисление произведений подтверждает возросший интерес армянских композиторов к камерному жанру, говорит о стремлении воплотить волнующие их мысли и чувства в многочастных циклических формах, дающих возможность широкого и разностороннего отражения жизненных явлений.
Лучшие достижения армянской камерной музыки этого периода связаны с именем А.Степаняна (1897-1966) - одного из наиболее талантливых и самобытных композиторов, творческая личность которого сформировалась и достигла зрелости в условиях советской действительности. Он написал большое количество произведений в разных жанрах - 5 опер, 3 симфонии, множество песен и романсов, камерно-инструментальных опусов и т.д. На протяжении своего творческого пути А.Степанян постоянно стремился к углублению их идейного содержания, к обогащению формы, жанра, ладо-интонационного языка. Это подлинно-национальный художник, один из первых армянских композиторов, воплотивший в своих произведениях образы нашей эпохи.
К камерно-инструментальному жанру А.Степанян обращался в разные года. Им написано 4 струнных квартета, 2 сонаты для виолончели и фортепиано, 2 сонаты для скрипки и фортепиано, сюита для виолончели и фортепиано и др.
Дальнейшее развитие виолончельной сонаты в Армении (1956-1970)
Этот период вошел в историю народов Советского Союза как период интенсивного подъема общественно-политической жизни страны, ее материального и культурного уровня.
Знаменательными историческими событиями отмечены особенно 60-е годы. В 1961 году на ХШ съезде была принята новая программа нашей партии, в 1966 - ХШ съезд поставил перед советским народом новые задачи. В 1967 году вся наша страна, а вместе с нею все передовое человечество праздновали 50-летие Великой Октябрьской Социалистической революции. В 1969 году в Москве состоялось международное совещание Коммунистических партий. 1970-й вошел в историю как год знаменательной даты для всего прогрессивного человечества - 100-летия со дня рождения великого вождя революции В.И. Ленина.
Эти исторические события значительно стимулировали общий рост духовной культуры советских людей.
Больших успехов достигло в 60-е годы многонациональное искусство Советского Союза, в том числе и музыкальное. Состоявшиеся в 1962 году третий и в 1968 году четвертый съезды композиторов СССР отметили огромные творческие достижения советских композиторов.
Свою долю в развитие Советской многонациональной музыки вносят армянские композиторы. За это время в Армении, кроме выше упомянутых исторических событий, торжественно отметили 50-летие установления Советской власти в республике (1970); 100-летие со дня рождений классиков армянской музыки Комитаса, литературы -Ованеса Туманяна (1969); 100-летие армянской оперы (1968-1970).
Необычайно интересной и насыщенной стала музыкальная жизнь peonyблики. Международные фестивали и конкурсы, пленумы и декады искусства братских республик и социалистических стран, интенсивный обмен исполнительскими коллективами и солистами, усиление связей и личных контактов деятелей армянского искусства с передовыми прогрессивными художниками самых разных стран - ускорили процесс взаимопроникновения культур, способствовали все более уверенному вхождению армянской музыки в общее русло развития мировой музыкальной культуры.
Армянское искусство в эти годы достигло больших успехов в самых разных областях музыкального исполнительства. Б частности, широкое признание получили имена армянских виолончелистов - лауреатов международных конкурсов К.Георгиян, Б.Сараджяна, Д.Григо-ряна; лауреатов закавказских конкурсов Д.Геворкяна, Ф.Сямоняна, В.Айрякяна и других. Как отрадное явление отметим все усиливающиеся контакты армянских виолончелистов с композиторами.
Музыкальное творчество в Армении представлено интересными произведениями композиторов разных поколений: старшего (А.Хачатурян, А.Степанян, Г.Ігиазарян, С.Баласанян, А.Долуханян и др.); среднего (А.Арутюнян, А.Бабаджанян, К.Хачатурян, Э.Мирзоян, IV Сарьян, А.Худоян, Э.Багдасарян, Э.Оганесян, К.Орбелян, Д.Тер-Та-тевосян, А.Тертерян & др.); молодого (Г.Овувц, ТЛансурян, Э.Ару-тюнян, С.Шакарян, Э«Арястакесян и др.). Достигнуты большие успехи в жанрах оперы и балета, симфонии и концерта (назовем, в частности, виолончельные концерты А.Бабаджаняна, А.Худояна, концерт-рап-содию А.Хачатуряна) .