Введение к работе
Актуальность темы. Музыкальная драма пхансори -одно из важнейших культурных завоеваний корейского народа, венец и гордость корейского национального музыкально-поэтического творчества. Познать пхансори -значит познать главное в корейской музыке, ее основу, специфику, выразительные возможности. Этот жанр открывает многое в корейской психологии, истории, особенностях народной жизни.
Ценность vi художественное своеобразие пхансори заключается в том, что, достигнув к началу XX века высокой степени профессионализма, пхансори по сути осталось фольклорным произведением. Тем не менее на современном этапе развития очевидным является проникновение в пхансори закономерностей других видов искусства, а также использования элементов пхапсори в других жанрах и формах музыки. Таким образом старинный жанр, насчитывающий три века существования, участвует в процессе создания современных произведений на основе подлинно народной традиции - процессе, который в Корее только начинается.
Как пишет видный исследователь корейской культуры Л.Киреев, "страны Дальнего Востока составляют единый культурный ареал. Мировое значение китайского и японского искусства общепризнанно. Корейское искусство, несмотря на то, что оно также имеет и памятники, и мастеров мирового значения, менее известно широкой публике. Без знания же его не может быть полного и объективного представления об искусстве дальневосточного ареала".1
Начало систематизации пхансори положил в XIX веке реформатор корейского теаіра Син Дже-Хе (1812-1884). Ему принадлежит заслуга упорядочения и теоретического обоснования некоторых приемов испо;шсния, отбор сюжетов, введение исполнительниц женских ролей, режиссуры со стремлением к созданию реалистических образов. В первой половине XX века, когда Корея в сущности являлась колонией, пхансори не развивалась свободно и не изучалась. Перелом наступил с послевоенного 1945 года когда в сложившихся на полуострове двух государствах культуре стали уделять большое внимание. Были рассмотрены
1 Корейское классическое искусство. Сборник статей. Составление и предисловие Л.И.Кнрсева. М.,1972, с.5.
литературные источники пхаисори. И Хе-Гю в 1950 году в
работе "Изучение генезиса корейских музыкальных
инструментов" положил начало музыковедческому
исследованию жанра, что было частично продолжено в исследованиях Чин Бон-Гю, И Кук-Зя, Ю Сен-Джен, а также в сборнике "Пхаисори рихе" ("Понимание пхаисори"), опубликованном в 1978 году.
Хотя таким образом теория и практика пхаисори, особенно в последнее двадцатилетие, освещалась, ряд аспектов остаются недостаточно раскрытыми. Неполна фактология, не выяснены достаточно всесторонне исторические, географические, экономические и культурные предпосылки пхаисори и, главное, музыкальные особенности. Актуальной остается также задача уяснения соотношения пхаисори с классической оперой и роли фольклорной корейской музыкальной драмы в становлении современной корейской оперы.
Цель диссертационной работы - обобщенное исследование как истории, так и теории пхаисори, с сочетанием историко - документальных, текстологических, аналитических аспектов. Ныне, когда корейское музыкальное искусство переживает расцвет, системное изучение пхаисори
может содействовать развитию этого жанра в современных условиях. Цель работы на русском языке - познакомить со столь своеобразным явлением, как народная корейская музыкальная драма, также русских деятелей культуры.
Новизна работы состоит в том, что пхансори анализируется комплексно, как в историко-культурном, так и в многообразном музыкальном контексте, с отбором и использованием разнообразных источников. Автор дает и аргументирует свое понимание жанра пхансори, обращается к историческим параллелям в становлении оперного жанра в разных странах, к специфике эволюции музыкально-драматических представлений в странах дальиевосгочного ареала. Изложены также пути современной трансформации пхансори в чангык с элементами европейской оперы и сохранением устойчивой сюжетной основы в корейских сказаниях. Поскольку пхансори - жанр импровизационный, без строго фиксированного первоисточника, жанр, в котором актер-певец выступает в подлинном смысле творцом-интерпретатором, в диссертации большое место уделяется проблемам исполнения пхансори, облику исполнителей -квандэ-менчан и косу, приемам воспроизведения пхансори:
этого автор касаегся не только в специальной главе, но и в других главах работы.
Практическая значимость исследования.
Интерпретаторы корейской музыки, в первую очередь вокалисты и исполнители на ударных инструментах могут найти в диссертации прямые и косвенные данные и рекомендации, полезные не только для понимания пхансори, но и других корейских вокальных жанров. Разделы о выразительных средствах, структуре пхансори и ее соотношениях с современной корейской оперой могут расширить творческие горизонты композиторов, дать материал для использования в оперном творчестве. Знакомство с исследованием должно также побудить к проведениго выступлений исполнителей пхангори-менчан и косу за пределами Кореи, в разных странах. Диссертация может использоваться в курсах зарубежной музыки в разного рода учебных заведениях, в первую очередь в консерваториях, вузах культуры, на искусствоведческих факультетах университетов, где стоит задача не ограничиваться изучением европейского искусства.
Апробацию работа получила на кафедре русского языка и литературы в университете Чон Джу Республики Корея, на
заседании кафедры истории зарубежной музыки Санкт-Петербургской консерватории, где обсуждалась, была одобрена и рекомендована к защите 28 марта 1997 года.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения, списка литературы на корейском и русском языках, приложения в виде - видеозаписи пхансори , а также иллюстративнного материала, наглядно подгверждающего изложенное о специфике исполнения пхансори.