Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Скрипичное творчество Г.Ф. Телемана: история, стиль, проблемы интерпретации Рабей, Владимир Осипович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Рабей, Владимир Осипович. Скрипичное творчество Г.Ф. Телемана: история, стиль, проблемы интерпретации : автореферат дис. ... доктора искусствоведения : 17.00.02.- Москва, 1996.- 68 с.: ил.

Введение к работе

і

Актуальность темыг Творчестве выдающегося немецкого композитора и музыкального деятеля ХУШ века Георга Филиппа Телемана (I68I-I767). за последние десятилетия привлекает все большее внимание музыкантов и слушателей. Высоко ценимое при жизни компози- : тора, оно претерпело длительный период забвения и пренебрежения, и лишь в начале XX века стал пробуждаться интерес к личности и художественному наследию этого плодовитого мастера. Сейчас можно с полным основанием говорить о "возрождении Телемана" в странах, обладающих развитой музыкальной культурой европейского типа, в том числе в России.. Разумеется, это явление следует рассматривать как часть глобального процесса возрождения музыкальной классики ХУП.-ХУШ веков.

Приобщение музыкальной аудиторий к Телеману шло и продолжает идти под знаком преобладания его инструментальной музыки, для воплощения которой^достаточны экономные, мобильные исполнительские средства. Не случайно пропагандистами Телемана являются в первую очередь наши камерные оркестры и ансамбли, специализирующиеся на' исполнении старинной музыки, а также отдельные исполнители - клавесинисты, скрипачи, духовики.

Существенную, часть наследия мастера в области инструментальной музыки образует его скрипичное творчество, в наше время постепенно осваиваемое исполнительской и педагогической практикой. Ран;ее других произведений Телемана нашли широкое применение в педагогике 12 фантазий для скрипки соло „ главным образом как ценный материал для овладения фактурой и стилем "скрипичной полифонии" ХУШ века, более конкретно - как подготовительная ступень к изучению сонат и партит И.С.Баха. Однако за последние годы все более заметно утверждается понимание,художественной самоценности фанта-

-2-. зий. Об этом, в частности, свидетельствует их включение в обязательные программы молодежных конкурсов скрипачей . Известную популярность в профессиональной среде успели приобрести Канонические сонаты для двух скрипок без баса и концерты для четырех скрипок. Все вышесказанное подтверждает актуальность избранной темы.

Изучение скрипичного творчества Телемана мотивировано, с одной стороны, требованием более глубокого теоретического осмысления и исполнительского освоения произведений, уже вошедших в наш "музыкальный обиход", с другой - необходимостью привлечь внимание и интерес ко всему наследию мастера в данной области, вскрывая тем самым значительный, практически неиспользуемый резерв худояественяо-ценного пополнения концертного и педагогического репертуара скрипачей. Такова основная практическая цель, поставленная автором.настоящей работы.

Новизна.Предлагаемая работа является первым по времени исследованием, охватывающим скрипичное творчество Телемана в его совокупности. Такого рода исследование пока что отсутствует в мировой, в том числе немецкой музыковедческой литературе, изучающей отдельные жанры и разделы обширнейшего художественного наследия мастера - оперы, вокальное творчесвто в целом, музыку "Страстей Господних", оркестро- ' вые сюиты, клавирные сочинения и др. В монографиях, целиком посвященных жизни и творчеству Телемана (Э.Валентин, Р.Петцольд) его скрипичная музыка освещена крайне скупо и отрывочно. Столь же краткие упоминания содержатся в иностранных и отечественных трудах по истории скрипичного искусства. Весьма поверхностную оценку вклада Телемана в скрипичную музыку ХУШ века дают авторы классических тру- ; дов'- В.Вазилевский и А.Мозер. По данной теме имеются небольшие работы - предисловия и аннотации к нотным изданиям и грамзаписям и т.п.я характеризующие отдельные скрипичные ор«'ы мастера (сборники сонат, концертов, фантазий и др.), а также статьи и заметки в периодических

I Программа конкурса в Новосибирске (1989), конкурса имени Андрея Корсакова в Твери (1994), конкурса имени Луи Шпора в Веймаре (1995).

изданиях, затрагивающие некоторые вопросы исполнения.

.Автор настоящей работы попытался представить комплексное исследование, охватывающее значительный пласт скрипичной музыки Телемана , достаточный для того, чтобы судить о ней в целом.Стремясь объединить все главные аспекты исследования - исторический, аналитический, исполнительский, автор рассматривает исполнительскую проблематику как важнейшую составную часть всей работы, отличающей последнюю от работ по отдельным жанрам телемановского наследия, включенных в библиографический список диссертации. Ни в одном из этих трудов нет комплексного изучения исполнительских проблем; если таковые я затрагиваются, то по отдельности и , как правило, от случая к случаю. Таким образом, показателем новизны и наряду с этим практической ценности работы является отсутствие аналогов в выборе предмета исследования, равно как и его комплексное изучение, включащее проблемы интерпретации.

Принятый автором диссертации метод исследования основывается на системном подходе к раскрытию.темы, рассматривающим конкретный предмет исследования в его взаимосвязи с более широкой сферой-родственных явлений искусства.

Связь скрипичного творчества Телемана с наследием его великих предшественников и современников - творцов скрипичной музыки (Ко-релли, Вивальди, Гендель, И.С.Бах),а в конечном счете - со всей музыкальной культурой эпохи барокко прослеживается с помощью широкого использования метода аналогий, сравнений, сопоставлений, отмечающих общность или, наоборот, различие тех или иных стилевых черт, а также взаимные влияния, личные и творческие контакты и т.п. Путь "познания в сравнении" позволяет с наибольшей объективностью оце-яить вклад Телемана в золотой фонд скрипичной музыки ХУШ века и

I Произведения, образующие этот пласт, будут названы в дальнейшем.

_ 4 -

соответственно - определить место, занимаемое самим композитором ряду ее создателей. Такая оценка является, по сути дела, главной научной гипотезой диссертации. Было бы, однако, ошибкой абсолготиэ ровать "сравнительный метод", видя в-нем обоснование кардинальных теоретических выводов; Данный метод "работает" лишь как инструмея исследования.

Не менее существенны взаимосвязи между скрипичным творчество Телемана и его обширным художественным наследием, взятым в целом, во всем многообразии жанров и форм. В скрипичной музыке мастера нашли свое специфическое отражение основные стилевые характеристи ки телемановского творчества, его ведущие эстетические принципы (частично декларированные самим композитором в его трех автобиогр фиях) и, что особенно важно - эволгационше процессы, определившие историческое значение Телемана как одного из провозвестников клас сицизма в западноевропейской музыке ХУШ века .Необходимостью всемерного выявления этих связей вызвано включение в диссертацию в к честве ее первой, вводной главы, историко-биографичвского очерка, обрисовывающего основные этапы жизненного и творческого пути мает

Вопросы исполнения скрипичной музыки Телемана рассматриваютс в контексте общих проблем интерпретации струнно-смычковой музыки всего, художественного наследия барокко. Эти проблемы изучаются і всех возможных аспектах, но в максимальном (насколько возможно)пр ближений- к конкретному музыкальному материалу произведений Телема Стилистически грамотному прочтению текста этих произведений,по мы ли автора, должны способствовать практические рекомендации, содер жащиеся в соответствующей главе работы. С целью усиления практиче кой значимости в приложении к диссертации помещена подготовленная автором новая редакция наиболее известного скрипичного 'а Теле

I "Во всех областях музыки - в театральных, церковных,и инструментальных жанрах - Телеман стоит у истоков великих новых теч ний" (Роллан Р. Музыкально-историческое наследие. Вып.3-й. -М.: Музыка, 1988. - С. 341).

_ 5 -мана - двенадцати фантазий для скрипки соло.

Исследовательская часть диссертации может быть использована в курсе истории и теории смычкового искусства, читаемого в музыкальных вузах.

Апробация работы. Диссертация в целом прошла обсуждение на кафедре истории музыки Российской Академии музыки имени Гнесиных и рекомендована к защите. По отдельным темам, затронутым в работе,автор выступал с четырьмя докладами на международных научных конференциях в рамках 8-го» 9-го, 10-го и 12-го фестивалей имени Телемана, состоявшихся в Г.Магдебурге (Германия)в 1984, 1987, 1990 и 1994 годах;

Выступления по отдельным темам состоялись также на зональной \ научно-практической конференции в г.Туле (1978),на семинаре по во- ! просам интерпретации музыки барокко в Академия имени Гнесияых(1992), в музыкальном училище г.Смоленска., в Специальной Средней музыкальной школе (ныне лицее) имени Гнесиных. Материалы по теме диссертации использованы в курсе истории скрипичного и альтового искусства, читаемого автором в Российской Академии Музыки имени Гнесиных.

Построение работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав и заключения, библиографического списка и яотографии произведений Телемана - том I. Том П - Приложение I (нотные примеры) и 2 (редакция 12-ти фантазий для скрипки соло с предисловием и комментариями). 2-я, 3-я и 4-я главы состоят из 16 разделов. Общий объем работы - 373 страницы.

Похожие диссертации на Скрипичное творчество Г.Ф. Телемана: история, стиль, проблемы интерпретации