Введение к работе
.Актуальность проблемы. Одной из важнейших задач, стоящих пе-, исполнительским музыкознанием, является исследование проб-і современного исполнительского стиля, дальнейшее постижение цессов, протекающих в исполнительском искусстве, вскрытие эа-омерностей интерпретации, складывания художественных концеп-, соответствующих авторскому заиіслу, выражающих духовные росы эпохи. В данных отношениях представляется весьма акту-нам исследование закономерностей и стилевых особенностей ктовки ран"их фортепианных сонат С.Прокофьева - шедевра иного фортепианного лскусства, которые широко исполняются на раде, входят в педагогический репертуар. В художественных концепциях сонат Прокофьев сумел глубоко азить характер национального мировосприятия процессов соци-ной жизни, душевные состояния человека, извечную борьбы доб-и зла. Его музыка необычайно активна, действенна, вовлекает аатяля в сопереживание своим неумолимым ритмом, неудержимым оком выражения, глубиной содержания. Прокофьевым удивительно анично восприняты и претворены лучшие традиции русской пиани-ческоЯ м<олы как в композиторском, так и в исполнительской рчестве. В своем исследовании о русской фортепианной музыке .Смирнов проводит непосредственную линию от А.Рубинштейна к низму Прокофьева и в смысле реализации великих душевных кол-ий, и в некоторых чертах пианистической специфики. Именно о витией и продолжением традиций национальной пианистической лн можно связать такие сторона пианизма Прокофьева, как опиленное тяготение к эпичности, проведение во многих сочине-х "идеи натиска", творческого напора, а, вместе с тем, раок-ае удивительно тонкого, хрупкого мира лирики - поэтичной, эмудренной.
Однако до сих пор попроси интерпретации фортепианных сонат Прокофьева, особенмо ранних, в целом не рассматривались в литературе как самостоятельна'; исполнительская проблекз. Они не ана лиэировались также как неразрывная часть всего творчества компо актора, как некое художественное единство, связанное внутренними образными, интонационно-тематические! и другими нитями.
Представляется, что без учета всех особенностей >'.-воаествен-чого мышления Прокофьева, вне прослеживании основных ооразно-оодержательных, логически-конструктивных структур сонат, зво^ія-ции выразительных средств прокоЬьеьского пианизма, невозможно
ПОЛНО И ГЛУбОКО ПОДОЙТИ К БСХрыТИЮ И ИСНОЛНИТеЛЪСКОМУ ЕОПЛОЦ'.Р
нию художественного замысла композитора d каждой из них, донести до слушателей их своеобразие и, вместе с тем, единство стиля, пафос яизпеутверждения.
Цель диссертации - проведение всестороннего исполнительского анализа Второй - Четвертой сонат Прокофьева с точки зрения вики ленпя особенностей их стиля, формн, драматургии, системы выразительных средств и пианистических решений, национальных особ= л постай, канра и других содержательных структур, определяиаих це лостное решение^ в тесной связи с кх интерпретацией видящимися пианистами московской пианистической" шкелы - З.Гклельсом, "Л'ри нберг, Г,Гинзбургом, С.Рихтером, а такке представителями среднего поколения - Р.'' гаром, Д,Башкпровам, Е.Мзлипниым (для ораї; пэния проанализиров . >> также записи Третьей сопаты Е.Софронкц- ' ким и Второй сонаты ^лідреаладзе).
Вторая - Четвврт&г сонаты выбраны для исследования потоку, что в них наиболее ярко воплотились стилистические черты первого парвода фортепианного творчества Прокофьева. Кроме того, они представляют собой во многом едино? образованно, так кап возякч
пи в один период творчества композитора путем, дарврібьтки ранних консерваторских сошіт. Это, безусловно, не могло не сказаться на их стило, во многом сблазило по концепционмым решениям, драматургии, выразительным средствам.
В основу анализа положен принцип сравнения т; птовок, драматургических решений, установления объективных типовых градаций, приемов построения Формы, а такжо сопоставлений образно-внразительной и интонационно-тембровой сторон исполнение для выявления как обяего, так и особенного в индивидуальном прочтении сонат и установления закономерностей интерпретации фортепианного стиля Прокофьева.
3 соответствии с этим била поставлена следующие основные задачи диссертации:
проследить творческий процесс Прокофьева по созданию фортепианных сонат, вычвить сходство и различие их идейно-эстетических концепций, образного строп, драматургии, конструктивных решений, системы выравител!.ных средств;
дать сравнительный исполн.. льский анализ записей трех со-яат, отталкиваясь, в первую очередь, от их интерпретации Э.Ги-пельсом и С.Рихтером, трактовку которых, как первых исполнителей последних сонат композитора, одобренную Прокофьевым, можно рассматривать в определенной степени как авторизованную; безусловно, огромный интерес представляет запись оамим композитором второй части Четвертой сонаты, которая дает возможность зримо представить авторские грани трактовки;
на основе проведенного всестороннего анализа выявить как >бщее, так и особенное в интерпретации втих сопат, отборе и применении отдельных выразительных средств и решений, способах построения исполнительского замысла и путях его реализации в зву-іащей ткани отдельных сочинений;
- попытаться сформулировать определенные исполнительские рекомендации по изучению данных сочинений в педагогическом процессе и при подготовке к исполнению их на эстраде.
Методологичеокой базой диссертации являются Фундаментальные положения музыковедения, истории и теории исполнительского вску< отва.
Материалом диссертации служат записи сонат Прокофьева выдчю-щимиоя пианистами. По возможности исчерпывающе исцользованы статьи и заметки самого композитора, книги, статьи, рецензии, поо-вященныв его сонатам и их исполнению. Автором проведены беседы о исполнителями сонат Прокофьева, давшие новые сведения о их трактовке, подхода исполнителей к проблемам интерпретации.
Научная новизна исследования состоит в том, что в ней впер-вые предпринимается попытка дать сравнительный анализ Второй -Четвертой сонат о точки зрения теории исполнительского искусства, выявить их конпепцяояно-образные структуры, богатство индивидуальных решений, драматургию, систему выразительных средотв, а также рассмотреть их как некий связанный цикл, имеющий единые черты образности.
Впервые предпринимается также попытка обратить особое внимание на развитие во Второй - Четвертой сонатах основных худобест-венных "идей" композитора.как он сам вх формулировал, "главных линий" его творчества, а также проанализировать сонаты как о точ кв зрения общих закономерностей эмоционально-психологических особенностей ях смыслового развития (методология, предложенная Ц.Смирновым), то еоть выявить воплощение и развитие в них тех ила иных "стремлений", так и с точки зрения проведения типологического анализа их драматургии.
Следует отметить, что возможность сравнительного анализа кс-
лнвния сонат Прокофьева представлялась необходимой и ранее, для ятого не было достаточно материала. В 1962 году Л.Гак-
ль замотал, что "Едва ли должно обобщать особенности иитер-етации Прокопьевска* сонат, ибо материала для подобных обоб-ниИ слишком мало". Нина появилось несколько десятков эамэча-шшх записей сонат, что дает воэмояность провеотй ах полночный сравнительный анализ.
Литература, посвященная фортепианному творчеству Прокофьева «сполнителям его сочинений обширна. Анализу сонат посвящены )шюрн В. и Ю. Холоповых "Фортепианные сонаты Прокофьева" )61), Г.Орджонихидяа (аналогичное название, 1962). Фортепиан-) творчество Прокофьева рассматривается в книгах Л.Гаккеля >ртепиашше творчество С.С.Прокофьева" (І%0), "Фортепіанная iwiva XX века" (1976), доктороко.1 диссертации, «ногочиоленных ітьях. В.Дельсон посвятил Прокофьеву свои книга "Фортепианные терты Прокофьева" (1961), "Фортепианное творчество в пианязи ікорьева" (1973), многочисленные статьи., а также работы., по-ценкі*? творчеству З.Гилальса, Г.НеЙгауэа, С.Ряхтера, В.Софро-кого. Связи пианизма Прокофьева с его фортепианным творчеот-! рассматриваются в книгах А.Алексеева "Советская фортепаап-иуэыка U9I7-I945)" (1974), "Иотория фортепианного аокуо-а, ч. З" (19821, "Творчество музыканта-исполнителя" (1991). ный материал «меатся в книгах М.Смирнова "Русская фортепнан-ыузыка" (1983), "Эмоциональный мар музыки" (1990), работе ильттейна "Вопросы теории и ясторви исполнительства" (1983), рниках, посвяченних Г.Нейгаузу, С.Фойнбергу, Я.Заку., Я.Флш-, диссертациях В.Чииаева, С.Хвнтовой, Т.ЕвсвевоЙ а др. Ана-литературы показывает, что специальной работы по интерпрата--ранннх Фортепианных сонат Прокофьева не икэетоя, материал, адайся в раяжчных работах нуждаэтоя в обобщенна.
Практическая значимость диссертации заключается в том, что
материалы и выводы работы могут быть использованы для дальней
шего исследования творчества Прокофьева, в курсах истории музы
ки, истории и теории исполнительского искусства и методики. ОН]
также могут помочь найти закономерности интерпретации фортепи
анных сочинений IX века. "
Апробация диссертации. Работа обсуждалаоъ на заседанжж кафедры истории и теории исполнительского искусства Московской консерваторів и была рекомендована к защите. Основные положен» диссертации нашли отражения в публикациях и докладах, используются автором в своей педагогической деятельности в классе по специальности Ереванской консерватории, в концертной практике.
Структура диссертации. Диссертация состоит из Введения,
а >
трех глав я заключения, а также списка использованной литературы.