Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Сонаты для балалайки в аспекте развития репертуара русских народных инструментов Усов Артем Александрович

Сонаты для балалайки в аспекте развития репертуара русских народных инструментов
<
Сонаты для балалайки в аспекте развития репертуара русских народных инструментов Сонаты для балалайки в аспекте развития репертуара русских народных инструментов Сонаты для балалайки в аспекте развития репертуара русских народных инструментов Сонаты для балалайки в аспекте развития репертуара русских народных инструментов Сонаты для балалайки в аспекте развития репертуара русских народных инструментов Сонаты для балалайки в аспекте развития репертуара русских народных инструментов Сонаты для балалайки в аспекте развития репертуара русских народных инструментов Сонаты для балалайки в аспекте развития репертуара русских народных инструментов Сонаты для балалайки в аспекте развития репертуара русских народных инструментов Сонаты для балалайки в аспекте развития репертуара русских народных инструментов Сонаты для балалайки в аспекте развития репертуара русских народных инструментов Сонаты для балалайки в аспекте развития репертуара русских народных инструментов
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Усов Артем Александрович. Сонаты для балалайки в аспекте развития репертуара русских народных инструментов : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.02 / Усов Артем Александрович; [Место защиты: Казан. гос. консерватория им. Н.Г. Жиганова].- Казань, 2008.- 180 с.: ил. РГБ ОД, 61 08-17/130

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Становление и развитие профессионального исполнительства на балалайке

1. Становление концертного исполнительства на балалайке в XVII - начале XX веков (исторический очерк) 11

2. Отечественные школы профессионального концертного исполнительства на балалайке 18

3. Формирование оригинального репертуара для балалайки 35

ГЛАВА II. Основные направления развития сонаты для балалайки 60

1. Сонатный цикл классико-романтической традиции 61

2. Свободно трактованные сонатные циклы. Программные сонаты. Жанровые миксты

ГЛАВА III. Особенности камерного ансамбля в сонатах для балалайки 115

1. Теоретические аспекты ансамблевого балалаечного исполнительства: звуковой баланс, артикуляция, темп и ритм 117

2. Соната № 3 для балалайки и фортепиано А.Кусякова: исполнительский анализ ансамблевых трудностей 141

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 145

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Введение к работе

Изучение самобытных форм русского музыкального искусства является важнейшей задачей отечественного музыкознания. В связи с этим в последнее время все большее внимание исследователей направлено в сторону изучения музыки для народных инструментов. Эта малоизученная до настоящего времени область музыкального искусства привлекает яркими образцами самых разных жанров, в которых оригинально взаимодействуют традиции и современность. Многие из таких произведений уже прошли апробацию концертной сценой и получили признание у исполнителей и публики, но до сих пор не стали предметом специального исследования. Поэтому в настоящее время назрела необходимость детального анализа и осмысления роли и значения музыки для народных инструментов в современном музыкальном искусстве.

Не менее важным фактором для активного изучения этой области является общая тенденция повышения интереса композиторов к музыке для народных инструментов, постоянное обновление новыми опусами концертного репертуара для всех народных инструментов. Если академические европейские инструменты путь творческого поиска во многом прошли, освоив произведения в различных композиторских техниках и стилях, то для народных инструментов многие пути развития музыкальных стилей XX века еще только открываются. При этом происходит активное развитие жанров академической музыки, которые ранее считались не достаточно характерными для народных инструментов. Среди них, прежде всего, жанры сонатно-симфонического цикла, такие как симфония, концерт, соната.

Среди народных инструментов балалайка занимает, безусловно, одно из ведущих мест и обладает богатейшим концертным репертуаром, включающим самые разные жанры. Самобытность и особый тембральный колорит этого инструмента всегда привлекали многих композиторов, среди которых такие крупные авторы как А.Гречанинов, С.Василенко, М.Ипполитов-Иванов, а также яркие композиторы современности - Н.Пейко, С.Слонимский, Е.Подгайц, М.Броннер и др.

Тем не менее, несмотря на обширный и разнообразный репертуар, произведения для балалайки мало исследованы с точки зрения музыкального содержания, стиля и языка.

Одним из последних специальных искусствоведческих исследований, посвященных репертуару для балалайки, является диссертация С.И.Кулибабы «Основные тенденции становления музыки письменной традиции для балалайки» (1999). В работе рассмотрены сочинения для балалайки, начиная от первых образцов В.Андреева и Б.Трояновского и заканчивая музыкой конца 1980-х годов. Взяв за основу хронологическрш описательный метод, автор избирательно подошел к выбору анализируемых сочинений, остановившись лишь на наиболее часто исполняемых и известных. Многие значимые и интереснейшие произведения для балалайки остались вне поля внимания исследователя. Безусловно, эта работа является актуальной и ценной в отношении анализа развития репертуара для балалайки, однако на сегодняшний день создано много новых сочинений самых разных жанров, которые требуют своего музыковедческого осмысления.

Также среди исследований о балалайке можно назвать диссертацию К.Юноки-Оиэ «Культура балалайки в России с 1917 по 1948 год» (2004). В ней инструмент рассмотрен с точки зрения культурологии, т.е. сделаны соответствующие акценты: сопоставлена культура бытования балалайки бесписьменной (на примере Нерехтского района Костромской области) и письменной традиции (рассмотрены произведения основателей профессионального исполнительства — В.Андреева и Б.Трояновского). Ценным результатом этой работы видится, прежде всего, подробное изучение бытования народной балалайки, которое затрагивает формы исполнения и исполнителей, обстановку исполнения, приемы игры, а также ценностную систему.

Основные произведения репертуара рассматриваются в ряде учебников и учебных пособий по истории исполнительства на народных инструментах, а также в справочниках и просветительской литературе (см. Список литературы). Среди них выделяется труд М.Имханицкого «История исполнительства на русских народных инструментах» (55), отличающийся энциклопедическим охватом материала, рассматриваемого в широком культурном контексте. Кроме того, значительный вклад в пропаганду балалайки и музыки для нее вносят работы А.Пересады (85 - 91), в которых сделан исторический обзор функционирования инструмента и начата систематизация произведений балалаечного репертуара (иногда хотя бы просто перечислением композиторов и новых сочинений).

Однако, подробный анализ произведений разных жанров для балалайки" с включением их в историко-стилевой контекст до сих пор не предпринимался. В условиях необходимости пополнения концертного и педагогического репертуара, а также учитывая все более профессиональный подход исполнителей к пониманию и осмыслению исполняемых сочинений, работы подобной направленности становятся необходимостью, и будут, безусловно, актуальными и востребованными.

Одним из методологических подходов при исследовании явлений в их историческом развитии в музыкальной науке является изучение отдельных музыкальных жанров. Если ранее в музыкальных трудах по балалайке использовался хронологический метод, то попытки анализа отдельных жанров еще не предпринимались. Между тем, такой аспект видится довольно перспективным и интересным, так как позволяет охватить максимум произведений конкретного жанра и оценить их в сравнении друг с другом. Более того, это дает возможность увидеть его место в общей истории развития жанра, определить специфику и роль в жанрово-стилевой эволюции.

В репертуаре для балалайки можно выделить несколько подобных направлений для изучения. Среди них одним из интереснейших представляется жанр сонаты, которому и посвящено исследование. Этот жанр привлекателен не только существованием большого количества образцов, авторами которых являются композиторы самых разных направлений и стилей, но и удивительным разнообразием драматургических и композиционных решений. Все это дает основание для специального анализа этого жанра в репертуаре для балалайки и выявления его места в истории жанра вообще.

В XX веке жанр сонаты получает свое интенсивное развитие, как в отечественной музыке, так и за рубежом. Многообразие стилевых направлений, характерное для этого столетия, отразилось и на сонате. Соната осваивает большую сцену, выходя за рамки камерной музыки, и получает концертную трактовку. В драматургию широко проникают элементы симфонизации, такие как монотематизм и лейтмотив. Благотворными для развития сонаты, оказались неоклассические тенденции. Новаторские композиционные техники и приемы письма также нашли место в сочинениях этого жанра.

Своеобразной ветвью в развитии сонаты в XX веке можно назвать ее воплощение в музыке для народных инструментов. Многообразие и богатство образцов этого жанра, а также специфика их решений, позволяет говорить об определенной роли этого направления в эволюции сонаты. И в этом отношении репертуар для балалайки дает множество примеров сонат, которые могут быть обобщены в определенную систему, обладающую своеобразием, тесно связанную с традициями жанра, но при этом вносящую много нового и достойного для изучения.

Таким образом, предметом исследования стала соната для балалайки в контексте развития концертного репертуара для этого инструмента.

Материалом исследования послужили сонаты и сонатины для балалайки отечественных и зарубежных композиторов от первых образцов до самых новейших сочинений последних лет. Среди них преобладают произведения для балалайки и фортепиано, представлено несколько образцов сонаты для балалайки соло, а также для балалайки и домры малой. Разнообразие составов исполнителей также дает основания думать о широких возможностях композиционных решений в данном жанре.

Важно отметить, что среди анализируемых сонат представлено довольно много еще неизданных, существующих в рукописях. Возможность включить подобные произведения в исследование предоставилась благодаря использованию личных нотных архивов крупнейших отечественных концертных исполнителей на балалайке - профессоров Ш.С.Амирова (Екатеринбург), А.А.Горбачева (Москва), А.С.Данилова (Ростов-на-Дону), С.П.Малыхина (Н.Новгород), а также автора диссертации.

Методологическую основу исследования составили

основополагающие положения отечественной музыкальной науки, комплексный музыкально-исторический и теоретико-аналитический методы. При этом автор опирался на труды выдающихся отечественных музыковедов разного времени - Б.В.Асафьева, Л.А.Мазеля, В.А.Цуккермана, Е.В.Назайкинского, О.В.Соколова. Кроме того, процесс становления и развития жанра сонаты для балалайки потребовал использование метода, предполагающего целостное рассмотрение этого художественного явления как единой системы.

Один из аспектов анализа - исполнительский - обусловлен задачами, встающими перед исполнителями в процессе работы над камерной сонатой. Рассматривая с этих позиций сонаты для балалайки и фортепиано, автор работы опирался на принцип единства изучения произведения и задач его исполнения в ансамбле. При этом использовались методы, представленные в исследованиях ученых - концертирующих исполнителей - Е.Г.Сорокиной, М.И.Имханицкого, В.В.Бычкова, А.З.Бондурянского.

Сонаты для балалайки впервые становятся предметом специального научного исследования. Комплекс музыковедческих и исполнительских вопросов, с позиций которых проанализирован материал, обусловили научную новизну работы. В исполнительский, педагогический и исследовательский обиход вводится малоизвестный музыкальный материал. Большинство сонат для балалайки впервые рассматриваются с точки зрения анализа драматургии, формы, жанровой основы, различных стилевых аспектов - мелодики, лада, гармонии, метроритма, динамики, фактуры и др. Кроме того, впервые в отношении народных инструментов, в частности, балалайки, вводится понятие камерного ансамбля, как самостоятельного направления в исполнительстве.

Предпринимаемый в исследовании анализ сонат для балалайки, осуществляемый впервые, ставит своей целью ввести в научный обиход новые произведения данного жанра для балалайки, показать значение и ценность этих сочинений, раскрыть их основные стилевые особенности и обусловленные этими особенностями проблемы исполнительства. В этой связи в работе решаются следующие задачи:

1. Собрать и систематизировать материал, затрагивающий вопросы репертуара для балалайки на современном этапе;

2. Рассмотреть сонаты для балалайки в контексте стилевых процессов в отечественной музыке XX - начала XXI веков;

3. Проанализировать сонаты в аспекте особенностей их стиля и формы, определить их художественное своеобразие с учетом интересов концертного и педагогического репертуара;

4. Выявить основные тенденции развития сонаты для балалайки в отечественной музыке;

5. Выявить и проанализировать комплекс разнообразных исполнительских задач, встающих перед участниками камерного ансамбля при работе над сонатами.

Решение поставленных задач обусловило структуру диссертации.

В первой главе рассмотрены основные направления развития профессионального исполнительства на балалайке. Важное место при этом занимает история становления концертного исполнительства, начиная с XVII века и до начала XX, когда были созданы первые фундаментальные образцы оригинального репертуара для балалайки (сочинения С.Василенко, М.Ипполитова-Иванова, З.Фельдмана и др.).

Другим аспектом в формировании профессионального исполнительства является становление и развитие исполнительских школ. Этой проблеме также уделяется место в первой главе. Выделяются две основные школы исполнительства, которые ведут полноценную подготовку профессиональных балалаечников: Уральская во главе с М.Гелисом и Е.Блиновым и Московская во главе с А.Илюхиным и П.Нечепоренко.

Заключительный параграф первой главы посвящен анализу наиболее значимых и крупных оригинальных сочинений для балалайки XX — начала XXI вв. (кроме жанра сонаты, который является предметом специального рассмотрения в последующих главах). Особое внимание при этом уделяется сочинениям, которые ранее нигде не анализировались. Это пьесы, вариационные и сюитные циклы, а также концерты для балалайки с оркестром. Они рассмотрены в аспекте традиций академической музыки, а также с точки зрения индивидуальных композиционных и стилевых решений, что позволяет показать самобытные черты каждого произведения в контексте эволюции репертуара.

Во второй главе исследуются сонаты и сонатины для балалайки от первых образцов до сочинений последних лет. Они рассмотрены по нескольким направлениям и систематизированы в определенные группы по принципу схожести музыкально-выразительных средств, формообразования и драматургии. Это сонаты, опирающиеся на классические принципы, новаторские сонаты и жанровые миксты. В каждой из групп выявлены общие черты, проанализировано значение и роль в развитии репертуара для балалайки.

Соната с точки зрения камерно-инструментального ансамбля стала объектом внимания в третьей главе работы. Она обращена к анализу особенностей камерного ансамбля в сонатах для балалайки и фортепиано (домры). В ней вводится понятие «камерного ансамбля» относительно музыки для балалайки и подчеркивается при этом ведущая роль сонаты, как единственного жанра камерной музыки в репертуаре для этого инструмента. Сохраняя основные задачи, стоящие перед ансамблем для академических инструментов, камерная соната для балалайки имеет ряд специфических особенностей, которые необходимо учитывать при исполнении. Выявлению этой специфики и посвящена третья глава.

Список литературы включает 166 наименований, в том числе издания на русском и иностранных языках, а также специализированные интернет-сайты.

Работа дополнена специально систематизированным справочно-информационным материалом, который нашел свое место в приложениях. В Приложении I представлен перечень сонат и сонатин для балалайки, анализируемых во II главе. Помимо автора и полного названия, в нем указан год написания, время и место издания, а также общая структура сочинения.

Приложение II включает в себя краткие сведения о композиторах, чьи произведения проанализированы в I и II главах диссертации. В нем представлены как достаточно популярные композиторы, так и те, имена которых известны лишь узкому кругу специалистов.

Приложение III является нотной иллюстрацией к разделу III главы, где анализируется Соната № 3 А.Кусякова для балалайки и фортепиано.

Таким образом, три главы диссертации рассматривают три основных аспекта функционирования жанра сонаты для балалайки: контекст (I глава), собственно текст в аналитическом ракурсе (II глава), основные исполнительские задачи (III глава).

Становление концертного исполнительства на балалайке в XVII - начале XX веков (исторический очерк)

История исполнительства на балалайке насчитывает уже много веков. Свое начало она берет из музыкального искусства скоморохов - ярких представителей древней языческой культуры, которое оставило русскому народу огромное наследство. Скоромошье искусство не только сохранило самобытную национальную культуру, но и, развивая ее, донесло до следующих поколений. Песни и инструментальные наигрыши как яркие образцы традиционной национальной культуры звучат и в наше время. Одним из самых характерных скоморошьих инструментов являлась и балалайка.

Среди первых письменных упоминаний о балалайке - документ 1688 года «Память из Стрелецкого приказа в Малороссийский»: «В нынешнем в 196-м году июня в 13 день в Стрелецкий приказ приведены арзамасец посадской человек Савка Федоров сын Селезнев да Шинкурского уезду дворцовый Важеской волости крестьянин Ивашко Дмитриев, а с ним принесена балалайка, для того, что они ехали на извозничье лошади в телеге в Яуские ворота, пели песни и в тое балалайку играли и караульных стрельцов, которые стояли у Яуских ворот на карауле, бранили...» (1, с.24).

Среди других ранних документов и источников, где упоминается балалайка, можно назвать «Реэстр» Петра I 1715 года, «Дневник» камер-юнкера Ф.В.Берхгольца 1721 года, «Музыку и балет в России XVIII века» Я.Штейлина 1769 года, «Диссертацию» М.Гютри 1795 года и др. По этим документам мы можем проследить историю развития инструмента и узнать некоторые интересные факты: «Типичным в XVIII веке способом игры было звукоизвлечение медиатором — плектром. Яркое свидетельство тому оставил И.Беллерман в своих "Заметках о России". Он пишет, что в 80-х годах XVIII столетия плекторное звукоизвлечение на балалайке было более распространенным, чем игра пальцами правой руки: "Во время игры нажимают пальцами только одну струну, но ударяют одновременно и по ней, и по другой, свободной [от нажима]. Это ударение производится с помощью щепочки или пера; иногда же место плектра замещается пальцами, которые выполняют роль медиатора"... Согласно свидетельству Я.Штелина, он знал исполнителя, игравшего на трехструнной балалайке "не только арии, менуэты и польские танцы, но также и целые произведения из аллегро, анданте и престо"» (55, с. 103 -104).

В XVIII веке популярность балалайки возрастает, она становится одним из самых популярных инструментов русского народа и проникает в аристократические круги, благодаря чему из большого количества балалаечников-любителей впервые можно выделить профессиональных исполнителей. К их числу можно отнести выдающегося скрипача Ивана Евстафъееича Хандошкина {ПАЇ - 1804). Он был талантливым исполнителем, крупным композитором, дирижером и собирателем русских народных песен. Народная культура очень привлекала композитора, поэтому интерес к балалайке не мог не отразиться на его творчестве. В его скрипичных сочинениях широко используются приемы народного исполнительства и имитация народных инструментов. За Хандошкиным прочно закрепилась репутация первого сочинителя произведений для балалайки и первого исполнителя-виртуоза на ней. Он приводил в восторг высокопоставленных и искушенных в «музыкальных увеселениях» вельмож. Хандошкин играл на балалайке народного образца, сделанной из тыквы. Изнутри она была проклеена порошком битого хрусталя, придающего серебристость звука, а позже - на инструменте замечательного скрипичного мастера Ивана Андреевича Батова (1767 - 1841). Вероятно, его инструмент обладал улучшенным корпусом и врезными ладами. Известно также, что И.Е.Хандошкин написал Концерт для балалайки, но, к сожалению, рукопись произведения не сохранилась.

Кроме И.Е.Хандошкина балалайку в этот период прославляли дирижер, педагог, придворный скрипач Екатерины II Иван Федорович Яблочкин (1762 -1848), скрипач, композитор и дирижер Владимир Ильич Радивилов (1805 -1863), и известный бас, артист Мариинского театра Николай Владимирович Лавров (1805 -1840).

Как и о других балалаечниках того времени о В.И.Радивилове сохранилось очень мало сведений. По словам Н.А.Аргилландлера, сокурсника по университету, Радивилов «увлекал публику своей игрой на устроенной им самим так называемой балалайке, на которой струны были без ладов. Все увертюры были собственно его сочинения» (78, с. 85 - 86). Это подтверждают и другие его современники, которые свидетельствуют, что Радивилов усовершенствовал балалайку, сделав ее четырехструнной, и «в игре на ней достиг такого совершенства, что удивлял тамошнюю публику в даваемых им публичных концертах» (87, с. 11).

К 30 - 40-м годам XIX века относятся Вариации на тему русской народной песни «Ельник, мой ельник», написанные Н.В.Лавровым и являющиеся на сегодняшний день первым известным опубликованным сочинением для балалайки. Вариации посвящены известному композитору А.А.Алябьеву и были изданы на французском языке. Впервые о вариациях упоминается в двухтомном издании «Русская народная музыка» (т. 1, № 734) составленного Д.М.Бацером и Б.И.Рабиновичем. Авторы-составители утверждают, что Вариации Лаврова были изданы в 1812 году, но по документальным и историческим «расследованиям» А.И.Пересады (48, №57, с. 30-31) эти Вариации следует относить скорее к 1835 -1840 годам.

Сонатный цикл классико-романтической традиции

В данном разделе работы будут рассмотрены сонаты, написанные по модели классико-романтического сонатного цикла. Первые образцы сонат для балалайки, появившиеся в 40 — 50-х годах XX века, закономерно были ориентированны на классические образцы русского и зарубежного музыкального наследия, которые в данном жанре были представлены сонатным циклом классико-романтической традиции. Хотя уже в творчестве европейских романтиков и русских композиторов второй половины XIX начала XX века строение цикла и его основные стилевые решения стали вариативными, все же соната как жанр сохранила композиционную устойчивость. Она заключается в следующем:

1. Развернутое первое Allegro (как правило, в сонатной форме) с двумя контрастными темами и их разработочным развитием;

2. Медленная часть {Andante, Adagio) — лирический центр цикла (в большинстве случаев в форме одно- или двухтемного сонатного Andante, а также в рондообразных и вариационных формах);

3.Финал выдержан в каком-либо жанрово-характерном стиле (песенно-танцевальном, токкатном, гимническом и др.), в широком диапазоне форм (сонатная, рондо-соната, вариации, рондо).

Средняя жанрово-характерная часть (Менуэт или Скерцо у венских классиков) у романтиков стала трактоваться свободно, могла исключаться из цикла или принимать жанровый вид, характерный для национальной традиции и индивидуального композиторского стиля (например, Вальс у П.Чайковского, Интермеццо у И.Брамса, Халинг у Э.Грига, Ноктюрн у Ф.Шопена и т.д.).

В отечественной музыке 40 - 50-х годов XX века ориентация на классико-романтическое наследие была безусловной и затрагивала весь спектр жанров от оперы до камерной музыки для отдельных инструментов. В последующие годы сонатный цикл классико-романтической традиции не утрачивает актуальности, так как представляет возможность стилевой эволюции. Примером тому являются сонаты и сонатины для балалайки 1970 -2000 гг., рассматриваемые в данном параграфе.

Первый образец жанра сонаты для балалайки, как указывается в различной литературе по исполнительству на народных инструментах, принадлежит А.Гречанинову, что, безусловно, верно. Однако за несколько лет до этого сочинения, в 1935 году композитором Владимиром Фере (1902 -1971) была создана Сонатина (ор. 19) для балалайки и фортепиано посвященная Иосифу Балмашеву. Несмотря на то, что автор не решился назвать ее сонатой, все же она обладает всеми характеристиками этого жанра и вполне может быть названа его первым образцом в репертуаре для балалайки. Взяв за основу традиционный четырехчастный сонатный цикл с типичными функциями частей, композитор придал каждой части (кроме первой) жанрово-конкретную направленность: II часть «Напев», III часть «Танец», IV часть «Юмореска». Такая «программная» жанровость материала при отсутствии значительных разработок в крайних частях и обусловили, вероятно, жанровое определение «сонатины». Однако по своим масштабам данное сочинение вполне соответствует нормам более крупного жанра — сонаты.

Написанный в форме рондо-сонаты (типичной для финалов сонатно-симфонического цикла), он также не содержит резкого противопоставления главной и побочной партий. Однако им контрастирует эпизод, который здесь заменяет разработку. Его тема элегического характера, но вносит элементы драматизма. Скорое появление репризы, за которой следует небольшая кода, утверждает позитивное настроение всей сонаты.

Таким образом, соната Гречанинова написана в лучших традициях отечественной музыки для народных инструментов и русской музыки в целом. Отличаясь богатым и разнообразным народным мелосом, она впервые проецирует их на жанр камерной сонаты, создавая тем самым первый образец сонаты для балалайки и фортепиано.

Михаил Игнатьев, который стал вдохновителем Сонаты Гречанинова, смог обратить внимание на балалайку не только русского композитора, но и его современника - немецкого композитора Иоахима Попелку (1910 - 1965). В 1949 году выходит в свет его трехчастная Соната для балалайки и фортепиано h-moll op. 30, которая также посвящена Михаилу Игнатьеву. В отличие от Гречанинова Попелка подходит к жанру сонаты «по-немецки». Национальный колорит русского инструмента проявляется лишь в использовании композитором натурального минора (в темах главной и побочной партий), как одной из характеристик народной музыки. Тематизм опирается на классико-романтические традиции западно-европейской музыки. Преобладают интонации восходящей кварты, используется много разного рода остинато, гармонических фигурации. В сонате Попелки достаточно сложный гармонический план - сопоставляя одноименный мажоро-минор, композитор уходит в довольно далекие тональности, строя на этом развитие или противопоставляя разные темы. Характерно, что в репризе обе темы так и не объединяются тонально — побочная партия лишь немного «приблизится» к тональности главной и прозвучит в cis moll (через одноименную субдоминанту - Е dur). Игра одноименных мажоро-минора продолжается и во 2 части, где они сосуществуют одновременно в одной теме.

Теоретические аспекты ансамблевого балалаечного исполнительства: звуковой баланс, артикуляция, темп и ритм

В ряду исполнительских проблем одной из приоритетных является проблема звука. Звук представляет собой некую материальную субстанцию, в которой воплощаются музыкальные образы и характеристики которой во многом определяют их облик. «Наилучший звук... тот, который наилучшим образом выражает данное содержание», - писал Г.Нейгауз (79, с. 72).

Однако проблема звука включает множество разных аспектов, в том числе с точки зрения тембра инструмента. Этот аспект очень важен для камерного исполнительства, где сочетания разных инструментов обусловлены спецификой звукообразования на каждом из них. Тонкое знание специфики инструмента партнера и его природы помогает найти оптимальное решение всех ансамблевых задач. Пианист-ансамблист должен знать технологию инструмента партнера, его штриховую специфику с тем, чтобы в соответствующих местах приближать звучание фортепиано к характеру извлечения звука партнера, а также учитывать регистр, в котором исполняется данная фраза или штрих. Другой участник ансамбля должен, в свою очередь, стремится не подчеркивать различия тембра инструментов, а искать общие моменты, добиваясь звукового слияния. Такой подход сможет обеспечить ансамблю наиболее оптимальное исполнение сочинения, максимально раскрыть его художественные образы и общее содержание.

Если о возможностях фортепиано имеется достаточное представление, то о специфике исполнительства на балалайке, о ее тембровых и звуковых особенностях в кругу академического исполнительства известно не так, как, например, о скрипке или виолончели. Поэтому необходимо хотя бы кратко обратиться к характеристике основных средств выразительности этого инструмента, приемов исполнения. Кроме того, анализ этих специфических особенностей может поспособствовать стимулированию работы композиторов в развитии репертуара для балалайки.

Среди народных инструментов балалайка как сольный инструмент выделяется особой певучестью и гибкостью звучания, благородной красотой тембра. Самобытность, задушевность и мягкость тембра балалайки возникает благодаря непосредственному контакту рук исполнителя со струнами, без искусственных «посредников» (как, например, медиатор у домры).

В результате эволюции современная балалайка сохранив в себе народное звучание, приобрела высокие технико-акустические концертные качества: яркий, насыщенный звук, проникновенный и одновременно достаточно громкий, звонкость тембра.

Качество звука на балалайке зависит от струны, на которой исполняется тот или иной прием. Ее первая струна — металлическая, поэтому ее звучание яркое, звонкое. Вторая и третья струны - капроновые или нейлоновые, их звучание более мягкое, матовое.

Низкий и средний регистры часто применяются и хорошо звучат при игре бряцанием, тремоло, двойными звуками и аккордами. Некоторая разнотембровость из-за разного типа струн, которая возникает при исполнении аккордов и двойных звуков, придает звучанию особую прелесть и специфический тембр.

Средний регистр на первой струне - звучный, наиболее гибкий в динамическом отношении: в piano — мягкий, нежный, в forte - звонкий, сочный.

Высокий регистр балалайки примы используется широко и хорошо звучит практически в любом штрихе.

Разнообразие приемов звукоизвлечения, богатство штрихов и динамических оттенков дают балалайке широкий спектр выразительных возможностей, несмотря на ограниченный нижний диапазон инструмента.

Основным и даже специфическим приемом звукоизвлечения на балалайке является бряцание, представляющее собой равномерно-последовательное чередование ударов фаланги указательного пальца правой руки сверху вниз и снизу вверх по всем струнам с участием предплечья, кисти, а при громкой динамики и плеча. Этот прием одинаково хорошо звучит и в piano, и в forte.

Другим основным приемом является тремоло. В отличие от других струнных народных инструментов, в частности домры, тремоло на балалайке звучит мягче, задушевнее. Также широко используются разные виды пиццикато, арпеджиато, глиссандо, игра двойными нотами и аккордами, флажолеты. Прием вибрато также часто применяется, особенно для исполнения умеренной по движению музыки.

Похожие диссертации на Сонаты для балалайки в аспекте развития репертуара русских народных инструментов