Введение к работе
Актуальность исследования. В диссертации рассматривается становление и развитие украинской симфонии за длительный исторический период - от конца ХУШ столетия до настоящего времени. Процесс формирования национальной симфонической школы, кристаллизации ее характерных эстетико-стилевых принципов протекал в постоянном творческом общении с культурами других народов, что обусловило широту ее межнациональных взаимодействий. Поэтому украинский зимфонизм предстает в виде открытой системы, с одной стороны, ас-зимилирующей на национальной почве достижения западноевропейского и русского искусства, с другой - активно воздействующей на становление более молодых симфонических школ народов СССР. Кроме того в украинской симфонии отразились обидев закономерности развития жанра, свойственные различным национальным культурам. Отсюда возникают многочисленные историко-типологаческие связи и параллели з обширными художественными пластами, соотносимыми как в горизонт гальной, так и в вертикальной плоскостях, в результате чего образуется широкий синхронно-диахронный срез. Их выявление необходимо для создания научно-обоснованной, объективной картины раэви — тип жанра на всех исторических этапах.
Проблема изучения межкультурных взаимодействий приобретает особую актуальность на современном этапе, что связано с активним ростом национального самосознания. В этой ситуации чрезвычайно . важным является понимание каждым народом не только уникальности, неповторимости своей культуры, но и ее глубокой причастности к мировому и региональному художественно-историческому процессу.
Важность избранной темы определяется также богатством и разнообразием самого материала, высокими художественными достоинствами многих украинских симфоний, широко звучащих не только в раэ-
личных республиках страны, но и за рубежом. Некоторые из них, как например, симфонии Л.Ревуцкого, Б.Лятошинского, А.Штогаренко стали отечественной музыкальной классикой. О растущем мекдународ-ном авторитете украинской симфонической музыки свидетельствует пристальный интерес к произведениям современных композиторов: Ы. Скорила, В.Сильвестрова, Л.Дьтчко, В.Губаренко, Е.Станковнча, И. Корабица, Ю.Иценко, В.Зубнцкого и многих'других.
Активное развитие симфонической музыки на Украине обусловило значительный интерес к ней музыкальной науки. Музыковедением республики накоплен обширный исследовательский материал, освещающий украинский симфонизм в различных исторических и теоретических аспектах - рассмотрены отдельные этапы развития украинской симфонической музыки, творчество ряда композиторов, отдельные жанровые ответвления (в частности, камерная симфония), стилевые черты. Вызсте с теи попытка целостного изучения украинской симфонии .в ее связях с другими национальными школами до сих пор в цршео--ведческой литературе не предпринималась, несмотрн на го, что двух-вековый путь симфонической музыки Украины демонстрирует многообразный спектр типов взаимодействия культур. Все это и определяет актуальность данного исследования.
Цель и задачи исследования. Целью работы является рассмотрение двухвековой истории украинской симфонии в аспекте межнациональных взаимодействий, выявление основных этапов ез становления и развития, связанных как с общей эволюцией ианра, ведущими тенденциями отечественного и зарубежного музыкального искусства, так и характерными национальными традициями.
Поставленная цель обусловила необходимость решения ряда задач: I) выявить культурно-исторические предпосылки формирования ианра симфонии в украинской музыке; 2) раскрыть множественность
связей дореволюционной украинской симфонии с процессом формирования национальной композиторской школы, различными стилевыми направлениями западноевропейского и русского музыкального искусства, а также национальный характер преломления разнообразных влияний; 3) установить параллельность процессов в украинской симфонии и других национальных ветвях советской музыки; 4) рассмотреть воздействие творчества украинских композиторов на формирование симфонического жанра в наиболее молодых композиторских школах; Б)отметить активный процесс обновления симфонии в 60-80-е годы в связи с общими тенденциями развития жанра в этот период; б) проанализировать и установить национально-специфические признаки украинских симфоний на стилевом уровне.
Научная новизна работы. Научная новизна диссертации связано с отбором материала л избранным ракурсом его исследования. Впервые в украинском музыкознании освещается весь двухвековнй путь украинской симфонии в контексте общехудожественных тенденций и национальных традиций, выявляется диалектическое взаимодействие национального и инонационального. С современных позиций дается оценка всех этапов становления жанра, а также конкретных образцов. Обосновывается внутренняя обусловленность возникновения симфонии в украинской музыке как результата всего предшествующего развития национальной музыкальной культуры. Определяется роль симфонии в форміфовании оригинальной творческой школы Украины п качестве жэлра, репрезентировавшего направлегаюсть стилевых поисков' в композиторской практике (особенно в советский период). Использование сравнительно-типологического метода анализа открыло возможности рассмотрения под новым углом зрения симфоний как уже по^ тучивших ранее освещение в музыковедческой литературе, так и впервые ставших объектом исследования.
Материал исследования. Наблюдения и выводы диссертации еде-дани на основе детального изучения 42 симфоний. В отборе материала автор руководствовался следующими принципами: во-первых, учитывалось историческое место каждого конкретного образца ь общем процессе формирования жанра и рельефность отранения в нем общих тенденций определенного этапа развития украинского симфонизма; во-вторых, принималась во внимание степень активности взаимодействия с. другими национальными культурами; в-третьих, большое значение придавалось идейно-художественному уровню произведений, что особенно относится к симфониям советского периода, наиболее многочисленным в количественноы отношении и разнообразным и качественном.
Выдвинутые автором задачи предопределили несколько ракурсов исследования: исторический, связанный с освещением эволюции украинской симфонии в контексте общей направленности развития жанра; теоретический, предполагающий выявление особенностей композиции, драматургии и стиля симфоний украинских авторов; эстетический, обусловленный необходимостью применения оценочных критериев к исследуемым явлениям.
Методологическая и теоретическая база исследования. Методологической базой диссертации послужили основополагающие положения марксистско-ленинской философии и эстетики, а именно диалек-тико-материалистическое учение о преемственности, о взаимосвязи категорий общего, особенного и отдельного, а также ленинские работы по вопросам национального и интернационального, традиций и
'Не все из выполненных анализов целиком вошли в работу из-за ограниченного объема диссертации, однако результаты их послужили основанием для выводов, к которым приходит автор.
новаторства.
Теоретической основой работы явились труды Б.Асафьева, М.Лря-новского, В.Задерацкого, М.Тараканова, Г.Тигропова. В процессе исследования привлекались музыкально-эстетические работы И.Ляшен-ко, М.Михайлова, И.Нестьепа, А.Сохора, Г.Орджоникидзе, С.Скребкова, Н.Шахназаровой и др., а также труди по музыкальному фольклору и его претворению в композиторской практико Ф.Колессн, К.Квитки, Ф.Рубцова, В.Го'лосскрго, С.Грицы, И.Земцовского, Г.Головинского, народнопеоеннне сборники. В диссертации учитывались важнейшие работы прошлых лет и современное состояние музыковедения по вопросам развития симфонизма я ряду соприкасавшихся проблем. В ходе изложения материала разных глав делаются ссылки на многочисленны" музыковедческие источники, обзор работ, их критическое освеїценис. Учтены наиболее фундаментальные исследования: Н.Герасимовой-Пер-сидской о партесном концерте, Н.Гсрдийчука о становлении украинской советской симфонической музыки вплоть до конца 60-х годов, М. Сабининой о симфонизме Д.Шостаковича, М.Лрановского о нанре симфонии з соеєтсксй музыке 60 - середини 70-х годов и др. Важным подспорьем явились работы по отдельным творческим фігурам, периодам и .тэнрам симфонической музыки как на Украине (монографии В. Сакохволова, Н.Гортанной, Н.БороЕика, Е.Зннькевич, кандидатские диссертации В.Москаленко, Г.Коньковой, Н.Савицкой, М.Копицн, Н. Нпаар, статьи В.Задерацкого, Г.Виноградова, И.Золотовицкой, Ю.Малышева, С.Павлйшин и др.), так и в другтгх композиторских школах р-зспублик СССР (исследования Е.ДолинскоЙ, Г.Григорьевой, 5!.Вызго-ііваловой, Н.Янов-Яновской, Р.Аладовой, В.Аксенова, М.Рухкян, А. Амбразаса, Л.Корклиня, Д.Лрутшова и др.). Переводы цитат нз украиноязычных работ сделаны автором диссертации.
Практическая ценность диссертации связана с возможностью
использования ее полокеннй в курсах истории украинской музыки, музыки народов СССР, советской музыки, семинарах по современной музыке. Многие из них внедрены в учебный процесс Донецкого государственного музыкально-педагогического института ин.С.С.Прокофьева. Результаты исследования могут быть полезны при дальнейшем изучении процессов развития украинской симфонии, а также проблемам взаимодействия различных национальных культур.
Апробация работы. Диссертация выполнена и обсуждена на кафедре истории русской и советской музыки Ленинградской ордена Ленина государственной консерватории имени Н.А.Римского-Корсакова. Текст работы обсуждался также на кафедре истории музідш Донецкого государственного музыкально-педагогического института. По теме диссертации автором прочитан ряд докладов на всесоюзных, республиканских и внутривузовских научно-теоретических конференциях (Алма-Ата - 1982, Ленинград - 1982, Харьков - 1981, Одесса - 1987, Николаев - 1988, Донецк - 1980, 1983, 1984, 1985, 1989). Основное содержание диссертации отражено в семи публикациях.
Структура работы. Применение в диссертации широкого истори-ко-культурноїо подхода к исследуемому материалу в сочетании с его разнообразным теоретическим осмыслением, охват значительного исторического периода и его целенаправленное освещение обусловили следующую структуру работы: введение и заключение обрамляют четыре центральные главы, раскрывающие различные втапы становления и развития украинской симфнии- Основная часть диссертации изложе-г на на 180 машинописных страницах, приложение включает в себя 63 нотных примера, список использованной литературы содержит 325 наименований.