Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие мелодического интонирования на скрипке в аспекте тоновой специфики вьетнамской речи Буй Конг Тхань

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Буй Конг Тхань. Развитие мелодического интонирования на скрипке в аспекте тоновой специфики вьетнамской речи : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.02 / Магнитогорская гос. консерватория. - Магнитогорск, 1998. - 34 с. РГБ ОД, 9:98-7/3341-1

Введение к работе

Актуальность н постановка проблемы. К концу завершающегося тысячелетия общение людей, в том числе в сфере художественного творчества, все больше обретает планетарный характер. Это едва ли не в наибольшей мере относится к музыкальному искусству, специфический язык которого объективно служит источником культурных связейи взаимопонимания между различными народами и странами. Одно из первыхместв^мпр^ссепринадлежит^опейскомускрипичному искусству, особенно сольному исполнительству, обладающему богатыми возможностями воплощения в музыке тончайших чувств, сокровенных мыслей и переживаний, затрагивающих глубинные пласты духовного мира человека.

Широко распространенное обучение игре на скрипке, с одной стороны, приобретает з свете сказанного важное культурно-эстетическое значение. Но с другой стороны, известные трудности овладения спецификой скрипичной игры, необходимость поначалу преодолевать множество исходньгхтрудностей технологии, нередко уводят начинающих скрипачей в сторону от главного — творческого использования возможности музыкального самовыражения на скрипке. В немалой мере это вызвано необходимостью предварительно, порой длительно овладевать умением акустически верно воспроизводить на скрипке (как инструменте с нефшссированной звуковысотностью) ритмически организованные звуки и интервалы. По этой причине в практике обучения скрипачей, а также до недавнего времени в теории и методике скрипичного исполнительства понятие «интонация» применялось только в узком (по Асафьеву {Ьормальном) значении отражающем требование звуковысотнойчистоть! исполнения тогда шГв российском теоретическом музыкознании а в последние,годы ивтеории исполнительства, получилогшизнание гораздо более широкое^толкГаниемузыкальной интонации и интонировшшя как яштения и процесса воплощения глу-б^юТслшслТнсп^^оГ^ы^ыятс^в звучании ее и^-aSLZuo^^mZ^^mo^^a Со^^ующее пошмашГ^^ ка^с^П^е^т^ь^ънот^бщ^1 подобие"ре^во^

интонированию словесного высказывания, еще мало освоено теорией и практикой обучения скрипачей. Поэтому назрело исследование современной теорией скрипичного искусства проблем музыкально-исполнительского интонирования с новых методологических позиций — в свете закономерностей речевой интонации, ее семантики.

Значительное распространение в XX веке искусства скрипичной игры в музыкальной жизни стран Азии, национальные языки которых в интонационном отношении существенно отличаются от языков европейского типа, позволяет заметно расширить пространство научного исследования обозначенной проблемы. В частности, большой интерес представляет изучение широкого круга вопросов скрипичной интонации в свете тоновой специфики вьетнамского языка. Изучение путей развития мелодического (подлинно музыкального) восприятия и мышления в аспекте свойственной этому языку связи тонких интонационных нюансов речи с переменностью семантики слов, по мнению диссертанта, перспективно не только для совершенствования методов обучения скрипачей во Вьетнаме, но и с более широкой точки зрения — для разработки краеугольных положений теории скрипичного интонирования. Иными словами, актуальность темы диссертации продиктована, во-первых, потребностью осмыслить особенности развития интонационно-мелодической культуры скрипачей в скрипичных классах музыкальных учебных заведений Вьетнама и, во-вторых, задачами дальнейшего поиска наиболее эффективных путей и средств обогащения интонационного восприятия и мышления скрипачей в целом, особенно на первых стадиях обучения.

Научная разработанность проблемы, методологическая база и источники нсследовання. Проблема связи интонирования на скрипке с закономерностями речевой интонации, типологией ее семантики, конструктивными особенностями интонационной составляющей неевропейских языков еще не становилась предметом специального научного исследования. До сих пор теория скрипичного интонирования остает-ся мало разработанной, поскольку посвященные интонации методические труды, принадлежащие российским педагогам К. Г. Мострасу и И. А. Лесману, польскому скрипачу Т. Вронскому, а также более частные работы Я. А. Мекснна, В. К. Стеценко, Г. Г. Фельдгуна, А. Яна и др. не касались данной стороны проблемы.

Методологической н источниковои базой диссертации послужило учение об интонационной природе музыки и ее генетических связях с речевым интонированием, инициированное в российской музыкальной науке Б. Л. Яворским и Б. В. Асафьевым, а затем детально

разработанное в трудах л. А. Мазеля, В. В. Медушевского, Е. В. Назай-кннского, Е. М. Орловой, В. П. Костарева, Л. Н. Раабена, Ю. Н. Рагса, С. С. Скребкова и др., а также зарубежных музыковедов Д. Сооке, Д. Христова, К. Штокгаузена и др. Большое значение для настоящей работы имели фундаментальные исследования Н. А. Гарбузова о зонной природе музыкального слуха и правомерности индивидуальной манеры интонирования. Важнейшим источником послужили труды в области языкознания, где исследуются типологические признаки и конструктивные особенности различных языков мира (Б. А. Захарьин, А. А. Реформатский, В. М. Солнцев и др.), и работы по интонологии (Л.К.Цеплитисидр.).

Большую роль в разработке собственного видения поставленной в
диссертации проблемы и смежных с ней вопросов сыграли работы,
посвященные исследованию исполнительского (в частности, фортепи
анного) интонирования (А. В. Малинковская, Н. К. Переверзев,
М. А. Смирнов и др.). Важнейшее значение для нового осмысления
проблематики, связанной с интонацией и интонированием на скрипке,
имели фундаментальные труды в области историии теории смычков^
го искусства, созданные в последние десятилетия В. Ю. Григорьевым
и О. Ф. Шульпяковым, обосновавшими необходимость выхода испол
нительского музыкознания за пределы традиционных взглядов и обра
щения к современным положениям эстетшаПсихологии, физиологии,
других гуманитарных наук. Большую помощь в осмыслении частных
вопросов исследуемой проблематики оказали исследовательские рабо
ты скрипачей М И Бенюмова И Г. Веденина Е А. Бодиной,
А В Гвоздева Р Л Леонидова Ш X Монасыпова В В Ревы
О. П. Сильда, А. А. Станко, С М. Шальмана и др. ,

Особое значение имели работы М. М. Берлянчика, в которых впервые была поставлена проблема более широкого толкования понятий «интонация» и «интонирование» в скрипичном исполнительстве, доказана необходимость опоры методики обучения скрипача на учение об интонационной природе музыки, разработано системное представление о культуре мелодического (шире — музыкального) интонирования на скрипке. Отдельные ценные положения, освещающие важные закономерности речевого мышления и возникновения представлений автор почерпнул в работах психологов Б. Г. Ананьева, А. А. Володина, Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, А. Н. Леонтьева и др.

Ценным источником для критического анализа и теоретических обобщений явились печатные скрипичные школы и пособия для начального обучения, созданные в России во второй половине текущего

столетия (М. А. Гарлицкий, А. Г. Григорян, К. К. Родионов, Л. М. Сигал, К. А. Фортунатов, С. М. Шальман, В. А. Якубовская), а также начальные учебники скрипичной игры, изданные в странах СНГ и за рубежом (L. Auer, J. BradeK, G. Brinkmann, О. Пархоменко и В. Зельдис, Тр. Мнланов, S. Suzuki и др.). Значительный массив использованной литературы позволил рассмотреть исследуемую проблему с разных сторон и в различных аспектах обосновать возможность опоры ее решения на естественные механизмы речевого интонирования. Наконец, побуждающим импульсом и фундаментом теоретических, практико-ориентированных поисков автора диссертации явилосьобщение со с^имиу^лямивскригаічтіхклассахМосковскойконсерватории-выдающимся мастером скрипичной педагогики Ю. И. Янкелевичем и его сподвижниками — Е. А. Чугаевой, М. С. Глезаровой, И. В. Бочковой.

Цель настоящей диссертационной работы состоит в разработке научного подхода и средств повышения эффективности обучения в скрипичных классах Вьетнама, а также других стран; в целом — в дальнейшем совершенствовании методологии, теории и методики обучения скрипачей, в преодолении узких мест этого сложного процесса в плане овладения выразительной стороной игры на скрипке, более полного раскрытия художественного содержания музыки.

Объект исследования — процесс интонирования на скрипке, его сущностное значение для художественно полноценной интерпретации музыкальных произведений, реализации культурно-эстетического, духовного потенциала скрипичного исполнительства.

Предметом исследования в настоящей диссертации являются связи мелодического (музыкального) интонирования на скрипке, сложного процесса его становления в ходе обучения скрипача с закономерностями речевой интонации, в частности, с конструктивными тоновыми особенностями вьетнамской речи.

Согласно цели, объекту и предмету исследования, в диссертации поставлены следующие задачи:

-проследить основные вехи проникновения во Вьетнам европейского скрипичного искусства и раскрыть связанные с этим проблемы воспитания основ культуры мелодического интонирования у вьетнамских скрипачей;

- показать и разъяснить сущность тоновой специфики вьетнамской вербальной речи, состоящую в переменности семантики отдельных слов в результате использования разнообразных нюансов их произ-несения, а также выявить связанные с этим органические предпо-

сылки формирования тонкого интонационно-мелодического слуха у вьетнамских скрипачей;

рассмотреть основные положения разработанного российским музыкознанием учения об интонации в его приложении к проблематике развития основ культуры мелодического интонирования у скрипача;

раскрыть сущность явления и понятия «исполнительское интонирование» в смежных областях теории музыкального исполнительства (фортепиано, вокал и др.), определить тенденции исследования данного феномена в аспекте дальнейшего развития науки о смычковом исполнительском искусстве, создания теории скрипичной интонации;

проанализировать в аспекте темы современное состояние теории и методики скрипичного исполнительства, определить пути их дальнейшего развития в целях решения поставленной проблемы;

разносторонне обосновать перспективность изучения проблем скрипичного интонирования в свете закономерностей речевой интонации, в частности, путем выявления интонационной специфики вьетнамского языка;

-обозначить некоторые возможности переосмысления методики начальной стадии воспитания основ мелодического интонирования на скрипке путем активной опоры на имеющийся у начинающих опыт интонационно выразительного произнес}ния вербальной речи; предложить в этом плане определенные принципы содержания и построения пособия для начинающих скрипачей в учебных заведениях Вьет-нама;

- выявить в процессе интерпретации некоторые конкретные связи
музыкального и речевого интонировання посредством интонационно
го анализа тематического материала ряда произведений скрипичной
классики и сочинений для скрипки вьетнамских композиторов.

Указанные задачи решались, соответственно, в отдельных главах и разделах диссертации. Вместе с тем различные аспекты каждой из них по-своему преломлялись во всех главах и разделах для достижения необходимой цельности подхода к решению проблемы, поставленной в настоящей работе.

Научная достоверность диссертации обеспечена рассмотрением ее проблематики с современных музыковедческих позиций, предполагающих комплексный подход к объекту и предмету исследования, осуществляемый во взаимосвязи различных ракурсов: музыкально-теоретического, исторического, психологического, лингвистического, мето-дологического, методического и пр.

Методы исследования, использованные в настоящей работе, включали:

наблюдение, анализ и обобщение исполнительского и педагогического опыга крупных скрипачей-концертантов, состояния и особенностей работы скрипичных классов а учебных заведениях Вьетнама, России, Германии;

концептуальный анализ научно-литературных данных в области указанных выше наук;

реконструкцию понятий, положений и критериев, используемых в теории и практике скрипичного исполнительства, обучения скрипачей с учетом полученных данных;

моделирование возможных подходов и методов решения поставленной проблемы;

интонационный анализ мелодикогвыразительной конструкции тематических звуко-комплексов произведений для скрипки, а также мелодической структуры материала, используемого в практике начального обучения игре на скрипке.

На защиту выносятся следующие принципиальные положения:

  1. Поскольку во вьетнамской речи мельчайшие градации высоты, тембра и ритмики произносимых слов (речевое интонирование слого-морфем) выполняют основную смыслоразличительную функцию, а не дополняют и эмоционально уточняют семантику словесного высказывания (как в европейских и других языках), музыкальный слух вьетнамца, благодаря многообразной речевой практике, с раннего возраста исключительно развит в интонационно-мелодическом плане.

  2. Особенности формирования и развития интонационно-речевого, следовательно, и музыкального, в том числе специфического инто-национно-мелодического слуха учащегося-скрипача во Вьетнаме создают особую ситуацию в работе над исполнительским интонированием в процессе обучения игре на скрипке, обусловленную нефиксированной звуковысотностью и располагаюц^богатейшими возможностями образно-смыслового варьированиямелодических интонаций.

  3. Изучение указанной ситуации в качестве методолого-теорети-ческой основы целенаправленного подхода к овладению основами культуры интонирования в скрипичных классах музыкальных учебных заведений Вьетнама перспективно для исследования общей проблемы интенсивного развития способности содержательного, образно-выразительного интонирования на скрипке, более конкретного и глубокого постижения потенциальной роли в этом процессе мелодических компонентов речевой интонации. Особо подчеркнуто потенциальное зна-

чение данного фактора в начальном обучении инструменталиста, когда дети еще не утеряли присущей их возрасту потребности в интонационном разнообразии словесной речи.

Главным выводом из выносимых на защиту научных результатов исследования является положение о том, что изучение данного вопроса, относящегося к национальной специфике скрипичной педагогики, может стать существенным для дальнейшего прогресса теории и практики скрипичного исполнительства и педагогики на современном эта-пе их развития.

Практическая значимость нсследовання. Все основные характеристики настоящей диссертационной работы — ее цель, задачи и методы исследования, а также положения, выносимые на защиту, все-цело направлены на удовлетворение практической потребности более полного использования естественных факторов в работе над основами исполнительскойкультуры учащегося-скрипача, повышением выразительности исполнения, обогащением художественной интерпретации музыкальных произведений и,в целом возвышения искусства скрипичной игры в плане удовлетворения эстетических, >удожественных, духовныхзапросов общества и человека.

Похожие диссертации на Развитие мелодического интонирования на скрипке в аспекте тоновой специфики вьетнамской речи