Введение к работе
Актуальность темы исследования. Изучение путей ста-і^І^Шяления и развития национального искусства - проблема
весьма актуальная, ибо без обнаружения корней этого культурного явления, выявления основных этапов его эволюции, анализа преемственных связей, в том числе и с инонациональными культурами, "невозможна оценка конкретного художественного процесса как целостного феномена. Данное суждение правомерно и по отношении к грузинскому пианистическому искусству^ как значительному художественному явлению, рассматриваемому в контексте национальной музыкальной культуры.
Грузинская фортепианная школа в своем исполнительском и педагогическом аспектах завоевала международное признание.. Как крупное явление, она нуждается в научном анализе. Вместе с тем следует отметить, что по сей день мы не располагаем сколько-нибудь значительными исследованиями в данной области.. Крайне ограниченное количество фактических документальных материалов, воссоздающих исторические пути становления грузинского пианистического искусства, до сих пор не"' собрано и не обобщено. Всё это определило актуальность избранной темы исследования.
Основно'й целью исследования является определение главных истоков и- путей эволюции грузинского фортепианного исполнительства и педагогики от зарождения до своего профессионального становления. Исходя из этой цели, определились и конкретные задачи исследования: определение истоков возникновения грузинского фортепианного исполнительства, выявле-
О&цая характеристика работы
ниє тех традиций, которые легли в его основу; изучение путей формирования.профессиональных фортепианных школ; определение национальных черт формирования данного вида исполнительского искусства; примерная периодизация процесса эволюции грузинского фортепианного исполнительства и педагогики.
Научная новизна исследования заключается в том, что .впервые целенаправленно изучаются пути становления и развития грузинского фортепианного исполнительства в его целостности от истоков до профессионального самоопределения и крупных художественных достижений. Большинство архивных материалов публикуется впервые. Впервые воссозданы (по имеющимся малочисленным документам, с помощью интервью и бесед с бывшими воспитанниками и современниками) педагогические портреты корифеев грузинского пианизма - А.Тулашвили и А.Вир-саладзе,'проанализирован их вклад в грузинскую фортепианную школу.
Методологическая основа диссертации. Методологической основой, работы являются основные принципы эстетики и теории культуры, теоретические основы советского музыковедения и педагогики, истории и теории исполнительского искусства, методики обучения игры на инструменте. Используются'принципы историзма и некоторые стороны системного анализа применительно к изучению целостного процесса становления искусства в контексте советской музыкальной культуры.
Положения, выносимые на защиту. Исходя из результатов проведенного нами исследования, на защиту выносятся следую-
- f -
щие положения: специфика грузинской пианистической культуры во многом определяется основными чертами музыкального мышления и артистической природы грузинского музыкального фольклора и ранней профессиональной хоровой музыкальной культуры; они теснейшим образом связаны с'Основными этнопсихологическими характеристиками нации в целом, древнейшей художественной культурой Грузии; в своем преемственном развитии грузинская пианистическая культура не только сумела синтезировать национальные традиции, но и вобрала в себя всё ценное и значимое, что накопилось к тому времени в европейской и русской музыкальных культурах; передовые исполнительские и педагогические принципы А.Тулашвили и А.Вир-саладзе определили весь путь дальнейшего развития данной сферы искусства и нашли яркое отражение в творческой деятельности последующих поколений грузинских пианистов и педагогов,, они во многом определили сегодняшнее состояние грузинского пианизма, стоящего на уровне мендународных достижений.
Практическая значимость диссертации. Материалы и выводы исследования могут способствовать дальнейшему изучению процессов эволюции грузинской' фортепианной культуры, истории грузинского музыкального искусства в целом» Итоги исследования нашли свое отражение в учебных курсах музыкальной педагогики, истории и теории фортепианного исполнительства и методики преподавания игры на-фортепиано, читаемых на фортепианном факультете Тбилисской государственной консерватории.
_ 5 -
Апробация диссертации состоялась на кафедрах методики и педагогической подготовки и специального фортепиано Т.Т.К.
Структура работы. Диссертация, общим объемом в 128 страниц, состоит из введения, двух глав (в каждой по три параграфа), приложений, включающих факсимиле отдельных наиболее значимых документов, афиш, программ и т.д. Список использованной литературы содержит 225 наименований.