Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Творческая деятельность Г. А. Орвида и ее значение в развитии отечественного искусства игры на трубе Паутов Анатолий Михайлович

Творческая деятельность Г. А. Орвида и ее значение в развитии отечественного искусства игры на трубе
<
Творческая деятельность Г. А. Орвида и ее значение в развитии отечественного искусства игры на трубе Творческая деятельность Г. А. Орвида и ее значение в развитии отечественного искусства игры на трубе Творческая деятельность Г. А. Орвида и ее значение в развитии отечественного искусства игры на трубе Творческая деятельность Г. А. Орвида и ее значение в развитии отечественного искусства игры на трубе Творческая деятельность Г. А. Орвида и ее значение в развитии отечественного искусства игры на трубе Творческая деятельность Г. А. Орвида и ее значение в развитии отечественного искусства игры на трубе Творческая деятельность Г. А. Орвида и ее значение в развитии отечественного искусства игры на трубе Творческая деятельность Г. А. Орвида и ее значение в развитии отечественного искусства игры на трубе Творческая деятельность Г. А. Орвида и ее значение в развитии отечественного искусства игры на трубе
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Паутов Анатолий Михайлович. Творческая деятельность Г. А. Орвида и ее значение в развитии отечественного искусства игры на трубе : Дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.02 : М., 2005 186 c. РГБ ОД, 61:05-17/108

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Школа игры на трубе Московской консерватории как яркое художественное направление в отечественном исполнительстве на духовых инструментах.

1.1. Творческое наследие и преемственность в подготовке профессиональных исполнителей на медных духовых инструментах в Московской консерватории 13

1.2. Школа игры на трубе Московской консерватории и её роль в развитии отечественной исполнительско-педагогической практики музыкантов-духовиков 40

Глава II. Творческо-исполнительская и музыкально-общественная деятельность Г.А.Орвида.

П.1. Основные этапы жизненного пути Г.А.Орвида 77

П.2. Оркестровая и сольная исполнительская деятельность Г.А.Орвида 83

Глава III. Научно-методическая и педагогическая деятельность Г.А.Орвида.

Ш. 1. Роль Г. А.Орвида в развитии научной теории игры на трубе 108

Ш.2. Характеристика педагогического опыта и методических принципов Г.А.Орвида 140

Заключение 166

Список использованной литературы 169

Введение к работе

Актуальность темы и постановка проблемы исследования. На современном историческом этапе развития российского общества как никогда остро стоят проблемы динамизации культуры и искусств, обусловленные изменениями в общественной, политической, экономической сферах. В настоящее время четко прослеживается тенденция переосмысления художественно-эстетических ценностей и приоритетов, что влечет за собой необходимость пересмотра ряда образовательных структур и процессов, в том числе и в области обучения и исполнительства на духовых инструментах, связанных с духовным совершенствованием и музыкально-эстетическим воспитанием личности.

Отечественное искусство игры на духовых инструментах прошло в своем развитии достаточно трудный, но интересный путь, достигнув заметных успехов. Оно долгое время было вынуждено ориентироваться на идеологические установки и лишь в 90-х годах XX века - в конце советского периода - окончательно освободилось от идеологического диктата, что открыло более широкие возможности в системе образования профессиональных музыкантов на базе интеграции наук и накопленного богатого практического опыта. Наибольший подъем в области отечественного духового исполнительства пришелся на вторую половину прошлого века когда о его успехах заговорили во всем музыкальном мире. Для этого эволюционного периода были характерны следующие тенденции: постоянный рост мастерства музыкантов-духовиков; активизация их концертной деятельности с последующим выходом на международную сольную и конкурсную сцену; расширение учебно-педагогического и концертного репертуара духовых инструментов; углубление научно-методических изысканий в сфере духовой инструментальной культуры; совершенствование мето-

дов преподавания и интенсификация общего процесса обучения молодых музыкантов.

Расцвету отечественной духовой исполнительской школы в первую очередь способствовали: средства массовой информации; взаимообмен коллективами, отдельными солистами-концертантами, нотными изданиями; участие молодых музыкантов в международных конкурсах и фестивалях, в работе конгрессов и симпозиумов. В недрах этой творческой системы набрал силу целый ряд направлений, какими, например, являются духовые школы Московской, Санкт-Петербургской, Петрозаводской, Нижегородской, Саратовской, Свердловской, Ростовской, Новосибирской, Астраханской консерваторий, РАМ имени Гнесиных и других высших музыкальных учебных заведений страны, деятельность которых имеет сегодня огромное значение для развития духового инструментального искусства. Одним из главных музыкально-образовательных центров России является в настоящее время Московская консерватория, где осуществляется подготовка профессиональных музыкантов-духовиков по всем оркестровым специальностям.

Классы духовых инструментов Московской консерватории сыграли большую роль в формировании и развитии отечественной педагогической и исполнительской школы игры на духовых инструментах. В этот процесс в разное время были вовлечены такие ведущие профессора кафедры духовых и ударных инструментов, как С.Розанов, В.Цыбин, В.Блажевич, В.Брандт, М.Табаков, Ф.Эккерт, Г.Гек, Н.Назаров, И.Костлан, М.Адамов, Н.Платонов, АВолодин, С.Еремин, А.Усов, В.Щербинин, Г.Орвид, А.Янкелевич, М.Оруджев, Б.Диков, Ю.Ягудин, А.Семенов, А.Петров, П.Савельев, Р.Терёхин, К.Купинский, П.Чумаков, М.Зейналов, А.Лебедев, Ю.Усов, В.Соколов, И.Лифановский, В.Полех и другие педагоги. Сегодня каждый их них - это ярчайший представитель созвездия мастеров, творивших в рамках эволюции русского музыкально-исполнительского искусства прошлого века. Поэтому их бесценный художественный и жизненный опыт нуждается в отдельном серьезном изучении.

В настоящее время плодотворную педагогическую работу на духовой кафедре, возглавляемой народным артистом РСФСР, профессором В.Поповым, ведут такие известные музыканты, как Ю.Должиков, А.Корнеев, В.Петров, Р.Багдасарян, А.Уткин, А.Корешков, Л.Чумов, В.Березин, В.Новиков, Ю.Вла-сенко, А.Демин, А.Скобелев, В.Баташев, Ю.Ларин, Е.Фомин и другие. Эти педагоги - костяк духовой кафедры, олицетворяющий сложившуюся современную школу игры на различных духовых инструментах. Они сделали немало для создания условий, способствующих развитию передовых форм и методов творческого воспитания молодых профессиональных исполнителей, о чем свидетельствует большое количество лауреатов и дипломантов конкурсов различного уровня. Это обеспечивалось как общим прогрессом отечественной музыкально-исполнительской культуры, так и конкретным вкладом каждого члена кафедры духовых инструментов в область научно-методической мысли на основе преемственности ее развития. Многие выпускники Московской консерватории являются сегодня солистами лучших российских оперно-симфонических оркестров, участниками различных камерных ансамблей, ведущими педагогами музыкальных учебных заведений страны. Сегодня есть все основания заявить, что духовая исполнительская школа Московской консерватории объективно существует, имеет высокое мировое признание; ее влияние ощущается как в России, так и за рубежом.

Вполне очевидно, что настало время обратиться к научному изучению такого пласта отечественного исполнительского искусства, каким является школа игры на духовых инструментах Московской консерватории в целом, и ее составная часть - школа игры на медных духовых.

Выявить творческие достижения лучших представителей этой школы, их педагогические и исполнительские принципы, осветить оставшиеся пока без внимания исследователей грани преемственности художественных традиций, исторических наслоений, методологического и музыкально-художественного

наследия, расширить границы научного познания особенностей современной культуры игры на духовых инструментах, в частности, на трубе - одна из актуальных задач данного научного исследования.

XX век подарил России многих замечательных исполнителей на духовых инструментах, индивидуальность которых бесконечно ярка и разнообразна. Одной из центральных проблем данной работы является исследование творчества продолжателя традиций русской исполнительской школы игры на трубе, профессора Московской консерватории Г.Орвида. Его деятельность, как показало время, вызывает до сих пор повышенный интерес со стороны музыкальной общественности. Весь опыт и научно-теоретическое наследие музыканта - это, разумеется, исторически обусловленное явление в искусстве, это источник духовной информации, который необходимо передать в наиболее полном виде новому поколению духовиков, что очень важно для воспитания у них высоких эстетических идеалов на основе традиций музыкально-исполнительского творчества.

Нет сомнения в том, что в условиях нового социально-психологического и культурного состояния общества передача опыта музыкантов различных поколений, осмысление их гражданской позиции, изучение их художественно-творческих взглядов - актуальная задача искусствоведения и системы музыкального образования. Их усвоение создает объективные предпосылки более точного выявления основных векторов социокультурных ценностей и позитивного механизма формирования научного мировоззрения, объективного понимания природы музыки, ее воспроизведения и восприятия как музыкантами новой формации, так и слушательской аудиторией.

Актуальность настоящего исследования обусловлена также требованиями Государственных образовательных стандартов профессионального образования (ГОС ВПО) к качественной подготовке исполнителей и музыкантов-педагогов, потребностью ориентации в новом потоке информации в области общественной и культурной жизни.

Цель исследования - рассмотреть пути формирования и развития исторически сложившихся взглядов на сущностные проблемы теории и практики игры на духовых инструментах, содействовать дальнейшему повышению культуры современного исполнительства на трубе и воспитанию профессиональных трубачей нового поколения, расширению их художественно-выразительного и технического потенциала.

Целевая направленность работы учитывает также подход в обучении музыкантов-духовиков, связанный с изучением «тайн» ремесла, развитием музыкального мышления, обобщением и применением ценнейшего предыдущего исполнительско-педагогического опыта, для выработки системы творческого саморазвития. Кроме того, автор стремился вооружить исполнителей и педагогов новыми профессиональными знаниями об особенностях избранной специальности.

Объект исследования - традиции и творческая преемственность одной из ярких ветвей отечественного духового инструментального искусства - школы игры на трубе Московской консерватории.

Предмет исследования - педагогическая и исполнительская деятельность профессора класса трубы консерватории Г.Орвида, занявшего почетное место в русском исполнительском искусстве второй половины прошлого века.

Задачи исследования. В соответствии с обозначенными выше целью, объектом и предметом исследования, в диссертации поставлены следующие конкретные задачи:

осветить в контексте исторической преемственности формирование ис-полнительско-педагогических традиций школы игры на медных духовых инструментах Московской консерватории;

дать теоретическую трактовку понятия «музыкально-исполнительская школа»;

раскрыть основные исторические вехи развития отечественного исполнительства на трубе и охарактеризовать его современное состояние;

определить вклад педагогов класса трубы Московской консерватории в развитие отечественной исполнительской культуры и научно-методической мысли музыкантов-духовиков;

проследить жизненный и творческий путь Г.Орвида, рассмотрев его на конкретном фактологическом материале, отражающем сольную и оркестровую деятельность этого выдающегося музыканта;

проанализировать педагогическую и научно-методическую деятельность Г.Орвида;

наметить перспективы дальнейшего прогресса отечественной педагогики и исполнительства на трубе.

Указанные задачи рассматриваются как в отдельных главах диссертации, так и формулируются в различных параграфах для целостного подхода к изложению научных аспектов и к решению исследовательской проблемы. Понятно, что в столь сложной, большой и динамичной системе, каким является исполни-тельско-педагогический процесс, присутствует множество разнообразных связей, в которые автор также старался вникнуть, надеясь получить положительный научный результат.

Методологическая основа диссертации и её источниковая база. В основе работы лежит принцип историзма, опираясь на который автор проанализировал вопросы, поставленные в соответствии с исторически развивающейся действительностью, со всем многообразием взглядов и суждений, выделяя в них наиболее характерное, существенное с последующим выведением истин из проверяемого и сопоставляемого фактологического материала. Наше исследовательское намерение основано на диалектическом пути познания объекта и предмета работы, на установлении закономерностей между явлениями, процессами и факторами. Известно, что музыковедческая наука не развивается изолированно от других наук, поэтому в ходе исследования автор опирался на современные научные взгляды и положения в области музыкальной педагогики и психологии, культурологии, эстетики, теории и практики игры на духовых ин-

струментах, преподавания и исполнительства на трубе в частности. Разработка темы потребовала также поиска и изучения архивных материалов, специальной методической и нотной литературы, различных сведений, почерпнутых из публикаций в периодической печати.

При подготовке рукописи были использованы факты из архива Г.Орвида, высказывания и воспоминания видных деятелей музыкального искусства, коллег по творческому цеху, учеников его класса. В работе нашли отражение личные наблюдения автора за творческой лабораторией Г.Орвида, а также обобщение накопленного собственного профессионального опыта и исполнительско-педагогического мастерства музыкантов-духовиков России и стран СНГ.

Автором была изучена литература, связанная в первую очередь с историческим и теоретическим музыкознанием (труды Б.Асафьева, А.Баранцева, Л.Баренбойма, Н.Корыхаловой, С.Левина, И.Липаева, Л.Мазеля, Р.Маслова, В.Медушевского, Я.Мильштейна, В.Холоповой, Б.Яворского и других). Возможность сделать научные обобщения дала проработка трудов из области общей и музыкальной педагогики и психологии (Л.Выготского, Л.Гинзбурга, В.Горлинского, А.Готсдинер, Л.Раабена, Е.Назайкинского, В.Петрушина, В.Подуровского, В.Ражникова, Б.Теплова, Г.Цыпина, И.Чернякова и других). Информационной базой данных стали источники из области музыкально-исполнительского искусства и образования (М.Берлянчика, В.Григорьева, Е.Прасолова, М.Степановой, О.Шульпякова, Ю.Янкелевича), а также работ отечественных музыкантов-духовиков (В.Березина, Б.Дикова, Т.Докшицера, Ю.Должикова, В.Иванова, К.Квашнина, Н.Карауловского, И.Мозговенко, Н.Платонова, И.Пушечникова, Ю.Усова, А.Федотова, А.Коваленко и других), в которых содержатся наиболее важные теоретические аспекты, реализуемые сегодня в педагогической и исполнительской практике духовиков. Ценными информационными источниками явились справочники С.Болотина, В.Иванова, Г.Коджаспирова, А.Черных, а также несколько публикаций из периодической печати, отражавших в разное время творческую деятельность Г.Орвида и дру-

гих музыкантов. Особое значение имели труды Ю.Усова, который обосновал системный подход в обучении и исполнительстве на трубе, исследовал с исторических и обзорно-аналитических позиций отечественную и зарубежную духовую исполнительскую культуру, став в итоге мэтром научной школы музыкантов-духовиков.

Изучение трудов ведущих теоретиков и практиков искусства игры на духовых инструментах показывает, что в данной сфере исполнительского творчества происходит постоянное расширение интеллектуального багажа, осмысление знаний, опыта, ценностей и установок, оставленных нам в наследство как предшествующими поколениями исполнителей, так и нашими современниками. Кроме того, обобщение материалов исследования позволяет сделать вывод, что генетические корни исполнительского мастерства являются во многом едиными для музыкантов-духовиков всех специальностей.

Нынешнее отечественное духовое исполнительское искусство, подготовленное предшествующим развитием, его историческим прошлым, не стоит на месте, а меняет, согласно веяниям и запросам времени, свои художественно-эстетические ориентиры, направления и приоритеты, то есть эволюционирует вместе с обществом и его музыкально-художественной культурой. Поэтому в данном исследовании, использован принцип комплексного подхода при анализе самобытной творческой жизни музыкантов-духовиков и выявлении их богатого художественного наследия и традиций, которые непосредственно влияют на прогресс в данной сфере исполнительства.

Научная новизна работы. Настоящее исследование - это первый научный музыковедческий труд в области искусства игры на духовых инструментах, в котором проанализирован исторический путь развития школы игры на трубе Московской консерватории, очерчены перспективы дальнейшего совершенствования профессиональной технологии игры на трубе, определены методические подходы в обучении молодых исполнителей на духовых инструмен-

тах в условиях многоуровневой системы музыкального образования и исполнительской практики.

В профессиональную лексику вводится новая трактовка понятия «исполнительская школа», поскольку в существующей методической литературе для духовых инструментов данное понятие применяется в различных, подчас расплывчатых смысловых формулировках.

В диссертации впервые дается всесторонний анализ исполнительских, педагогических и научно-методических взглядов видного деятеля в области искусства игры на духовых инструментах Г.Орвида, оказавшего существенное влияние на развитие отечественной школы игры на трубе.

Практическое значение работы. Данное исследование дает возможность пополнить научный багаж и расширить практическую сферу музыкантов-духовиков новыми данными, выводами и гипотезами, остававшимися долгое время не реализованными с точки зрения культурно-общественной и методической значимости, воспитательной и эстетической направленности.

Предполагается, что материалы диссертации могут быть использованы в исполнительском и педагогическом творчестве современных музыкантов-трубачей; ее отдельные положения найдут свое место в учебных курсах по истории отечественного духового исполнительского искусства, методике обучения игре на духовых инструментах, музыкальной педагогике, а также в процессе проведения студентами исполнительской практики, а педагогами - открытых занятий, мастер-классов.

Апробация работы. Диссертация выполнена по плану кафедры духовых и ударных инструментов Московского государственного института музыки имени А.Шнитке; обсуждена и рекомендована к защите на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Основные аналитические материалы, положения и выводы, содержащиеся в диссертации, апробировались в процессе личной исполнительской и педагогической практики автора, а также в ходе проведения мастер-классов и бесед с коллегами-специалистами в области преподавания и игры на духовых инструментах. По теме исследования опублико-

ваны статьи: «Исполнительские принципы Г.А.Орвида» (1979), «Методические и педагогические принципы Г. А.Орвида» (1981), «Эстетические проблемы звука на медных духовых инструментах» (1984), «Художник-гражданин Г.А.Орвид» (1989, соавтор В.Плахоцкий), «Школа игры на трубе Московской консерватории (1866-2004 годы)» (2004).

Структура диссертации. Работа состоит из Введения, трех глав, Заключения, списка использованной и цитируемой литературы, включающего 205 наименований, и приложения.

Творческое наследие и преемственность в подготовке профессиональных исполнителей на медных духовых инструментах в Московской консерватории

Сегодня подготовка профессиональных музыкантов в России осуществляется на прочно сложившейся музыкально-образовательной базе, представляющей собой стройную, логически выверенную систему, где исполнительству на духовых инструментах, как специфическому виду искусства, принадлежит значительная роль. Мощным ориентиром в развитии этой системы были и остаются богатейшие традиции отечественной духовой исполнительской школы, а также практический исполнительский опыт целой плеяды замечательных педагогов и музыкантов-духовиков прошлого и нынешнего века.

Мировой рейтинг педагогической и исполнительской практики российских музыкантов-духовиков является сегодня весьма высоким. Однако, несмотря на это, образовательные цели и задачи, очерченные российскими законами, требуют дальнейшего поиска научно-обоснованных путей подготовки профессиональных специалистов-духовиков. Этот поиск ведется в следующих основных направлениях: 1) обновление содержания образования в соответствии с современными тенденциями развития мирового музыкально-исполнительского искусства; 2) углубление психолого-педагогической составляющей во всех компонентах музыкально-образовательного процесса; 3) усиление творческой и социально-культурной ориентации в подготовке музыкантов-духовиков; 4) интенсификация многоуровнего высшего образования (института бакалавров и магистров), а также фундаментализация обучения специалистов-духовиков; 5) активизация изучения и обобщения прогрессивного педагогического опыта и исполнительской практики в области духового инструментального творчества. Сначала следует сказать о последнем названном направлении, являющемся важным вектором в нашем научном исследовании.

В теории музыкального исполнительства и музыкальной педагогике вопросы преемственности в обучении музыкантов-духовиков, повышение качества их профессиональной подготовки в учебных заведениях среднего и высшего звена становятся с каждым годом предметом более пристального внимания. При этом явление преемственности обсуждается в методической литературе с трех точек зрения.

Первая - преемственность связана с философским толкованием данного явления, фиксирующим постепенное восхождение по диалектической спирали, где каждый новый этап сохраняет и развивает наиболее ценные свойства предшествующего этапа, обеспечивая тем самым непрерывный качественный рост и обогащение того или иного процесса.

Вторая - преемственность в обучении с точки зрения общей педагогики рассматривается как синоним межпредметных связей, когда характерные черты какого-либо явления становятся предметом изучения в рамках различных учебных курсов.

Третья - преемственность связана с повышением приёмных требований при переходе учащихся из одной ступени обучения в другую (школа - училище - вуз), а также с совершенствованием их профессионализма.

В данном разделе работы особое внимание будет уделено вопросу преемственности в обучении и творческом развитии студентов-духовиков в Московской консерватории в свете вышеизложенных точек зрения.

Московская консерватория занимает сегодня ведущее положение в системе профессионального музыкального образования, обеспечивая, в частности, из года в год качественно стабильный педагогический результат и прогрессивное развитие отечественной школы игры на духовых инструментах, внутри которой неразделимо слиты процессы обучения, воспитания, образования и формирования творческой личности музыканта-духовика. Прежде всего эта школа выполняет социальный заказ. В настоящее время подготовка выпускников по специальности 0509 «Инструментальное исполнительство» и по специализации 0509.03 «Оркестровые духовые и ударные инструменты» осуществляется на основе государственного образовательного стандарта, имеющего обязательный уровень требований и соответствующие этим требованиям содержание, методы, формы, средства обучения и контроля. В результате освоения основной образовательной программы (по видам инструмента) выпускник консерватории, в том числе и духовик, должен быть готов к выполнению исполнительской, преподавательской и культурно-просветительской деятельности в соответствии с квалификационной характеристикой (44).

Школа игры на духовых инструментах Московской консерватории, как функционирующая система, играла и играет большую роль в подготовке профессиональных педагогов и исполнителей на духовых инструментах. Ее деятельность совпала с различными этапами развития отечественной музыкально-исполнительской культуры. Влияние школы духового исполнительского искусства консерватории ощущается сегодня повсеместно как в крупных, так и в малых музыкальных центрах страны. В настоящее время это творческое направление имеет высокое мировое признание и доказательство тому - призовые места его воспитанников на различных международных конкурсах, исполнительская деятельность выпускников в российских и зарубежных оперно-симфо-нических оркестрах, камерных ансамблях. Конечно, от деятельности этой школы во многом зависит, какими специалистами-духовиками будет пополняться наше общество, насколько быстро или медленно будет развиваться она сама.

Задачи и объем настоящего исследования позволяют лишь в общих чертах осветить педагогическую и творческую деятельность кафедры духовых и ударных инструментов. Решению этого вопроса уже посвящены статьи профессора Ю.Усова «Воспитание исполнителей на духовых инструментах в Московской консерватории (1917-1967)» (1971), «Советская школа игры на духовых инструментах в 1960-1980-е годы» (1988) и «Добрые всходы (к 125-летию Московской консерватории)». Поэтому в данном разделе будет излагаться лишь фактологический материал, касающийся преемственных связей в рамках деятельности классов медных духовых инструментов кафедры.

Если говорить о духовой исполнительской школе консерватории как таковой, а значит и о ее составной части - классах медных инструментов, то следует, конечно, иметь в виду, что, по словам Г.Орвида, «это понятие более широкое, чем только географическая принадлежность к Московской консерватории; это понятие включает в себя определенные творческие, эстетические элементы, такие как звучание, техническое совершенство, эмоциональная настройка, проникновение в замысел композитора. Можно не быть в Московской консерватории и полностью отвечать требованиям московской школы, и можно окончить Московскую консерваторию и быть далеким от этих требований ... . Школа не стоит на одном месте, она развивается, в этом ее сила и ценность. Ее положительные черты разносятся по всему свету, через исполнителей, записи на пластинки, радио, методические записи, беседы. А главное, конечно, через живую музыку. ... Школа - это художественное направление, обладающее определенными признаками и связанное общностью или преемственностью принципов, представленное группой учеников и последователей и изложенное в трудах. Если принять такое "объемное" определение школы, то сразу отпадут всякие упрощенные понятия о школе» (112, 3). Это положение, выведенное Г.Орвидом, верно в своей основе, но время потребовало к нему дополнительных комментариев. Поэтому нам сегодня важна точка зрения и Ю.Усова, который конкретизировал это понятие, связав его, правда, с чисто практической стороной исполнительского процесса трубача. Тем не менее его теоретический подход в понимании школы игры на трубе имеет все основания трактоваться в общем значении исполнительского опыта музыкантов-духовиков.

Основные этапы жизненного пути Г.А.Орвида

Как уже отмечалось выше, отечественное духовое инструментальное искусство в целом, и школа игры на трубе Московской консерватории в частности, теснейшим образом связаны с творческой, педагогической и музыкально-общественной деятельностью народного артиста РСФСР, профессора Георгия Антоновича Орвида (1904-1980), которому была присуща высокая активность, неиссякаемая энергия и преданность своему любимому делу - искусству игры на трубе. Он принадлежал к тем российским музыкантам-духовикам, которые были живым воплощением исторической преемственности между классической и современной духовой исполнительской культурой. Огромный жизненный и творческий опыт, его всесторонняя эрудиция и знания привлекли к нему большое число учеников, жаждавших получить прочную теоретическую и исполнительскую школу, необходимую для дальнейшей профессиональной деятельности.

В этой связи специального внимания заслуживает жизненный путь выдающегося отечественного музыканта.

Георгий Антонович родился 25 ноября 1904 года в городе Вознесенске Новониколаевской губернии. Первоначальное музыкальное образование получил под руководством своего отца, Орвида Антона Домениковича. Первые впечатления Георгия о музыке и музыкальных духовых инструментах были связаны с репетициями, концертными выступлениями и проведениями воинских ритуалов военным полковым оркестром, которым руководил отец.

С десяти лет он начинает регулярные занятия на трубе и уже к тринадцати годам обращает на себя внимание яркими исполнительскими данными. Большой интерес к музыке и тяга к игре на трубе приводят юношу в военный оркестр. В 1918 году он вступает добровольцем в качестве музыканта-трубача в оркестр кавалерийского дивизиона, а в 1921 году переходит на службу в оркестр прославленной дивизии Червоного казачества, в составе которого принимает участие в боевых действиях.

В 1924 году Г.Орвид поступает в Киевскую консерваторию в класс трубы Петра Васильевича Рязанцева (1881-1966), который, по воспоминаниям Г.Орвида, в своей «педагогической работе придерживался французской школы Ж.Арбана, развивая в учениках точную игру, виртуозность, музыкальную память» (23, 243). В стенах консерватории Георгий Антонович встретился и подружился с талантливыми музыкантами: Н.Рахлиным, А.Проценко, М.Война-ренко, Б.Шейко и другими. Под руководством требовательных педагогов -К.Бертье, Б.Лятошинского, М.Химиченко, П.Рязанцева - он овладевал мастерством своей профессии. К занятиям Г.Орвид относился настойчиво и серьезно, был предельно требователен к себе. Существенную роль в его музыкальном воспитании сыграло участие в студенческом оркестре консерватории, которым руководили известные дирижеры К.Бертье и Н.Малько. По их инициативе проводились циклы концертов из произведений Бетховена, Вагнера, Римского-Корсакова, Чайковского.

В Киеве Г.Орвид продолжил военную службу в качестве солиста оркестра Высшей школы командного состава, коллектив которого отличался высоким профессиональным уровнем, о чем можно судить по высказыванию бывшего солиста-баритониста, а впоследствии видного отечественного дирижера Н.Рахлина: «Это был большой, великолепный оркестр, мягкий, отличной квалификации; солисты оркестра - корнетисты, трубачи, баритонисты, кларнетисты отличались грамотностью фразирования и высоким уровнем владения инструментом» . Киевский период сыграл заметную роль в становлении музы Из письма народного артиста СССР Натана Григорьевича Рахлина (1905-1979) от 16 мая 1973 года автору данной работы (см. Приложение). канта, в развитии его художественного вкуса. Полученные знания явились тем фундаментом, на котором в последующие годы выкристаллизовывалось профессиональное мастерство трубача.

В 1927 году он успешно заканчивает консерваторию и принимает решение о продолжении музыкального образования. Это стремление приводит его в Московскую консерваторию в класс профессора М.Табакова (1877-1956). Выдающийся педагог, имя которого вошло в историю духового инструментального искусства как основоположника отечественной школы игры на трубе, оказал сильное влияние на формирование Г.Орвида-исполнителя.

В качестве грамотного оркестрового музыканта Г.Орвид зарекомендовал себя будучи еще студентом консерватории. Он активно участвует в студенческом симфоническом оркестре под руководством Н.Голованова (1891-1953). В последующие годы (1928-1930) трубач работает в симфоническом оркестре Московской филармонии, которым дирижировали кроме Н.Голованова, К.Сараджев, Л.Штейнберг, а также прославленные зарубежные дирижеры: Э.Ансерме, О.Клемперер, Б.Губерман. Работая в высокопрофессиональных коллективах, в том числе и в оркестре Киевского театра оперы и балета, молодой музыкант получил прекрасную оркестровую практику.

Профессиональные качества Г.Орвида, склонность к научно-исследовательской работе не могли остаться незамеченными его наставниками. В 1930 году после успешного окончания консерватории его оставляют в аспирантуре, где он ярко проявляет себя не только как исполнитель-концертант, но и занимается методической и педагогической работой. После завершения в 1933 году учебы в аспирантуре он становится преподавателем консерватории по классу трубы, а несколько позднее (1935), заслужив высокую оценку педагогической деятельности руководства консерватории, ему было присвоено ученое звание доцента. Одновременно с этим Г.Орвид проходит по конкурсу в оркестр Большого театра, в котором в качестве трубача проработал пять лет (1930-1935). На конкурсном прослушивании он блестяще исполнил Первый концерт В.Щелокова. Комиссия, в которую входили известные дирижеры и музыканты оркестра, высоко оценила его исполнительские качества, о чем свидетельствуют отличные оценки по таким разделам, как музыкальность, ритмичность, интонация, техника, чтение нот с листа, общий кругозор (204). В оркестре Большого театра в этот период играли известные музыканты: И.Ютсон, М.Иванов, А.Володин, Ф.Николаевский, И.Костлан, В.Солодуев, М.Табаков, М.Адамов, И.Василевский, С.Еремин, на сцене пели А.Нежданова, К.Дзержинская, В.Собинов, В.Барсова. Замечательные традиции театра, высокий исполнительский уровень музыкантов оркестра, работа с выдающимися дирижерами и общение с прославленными мастерами оперной сцены - все это благотворно сказалось на творческом росте Г.Орвида.

Роль Г. А.Орвида в развитии научной теории игры на трубе

Г.Орвид воспринимается сегодня не только как блестящий музыкант-трубач, но и как вдумчивый, ищущий исследователь, педагог-методист, оставивший нам несколько теоретических разработок, концептуальных педагогических идей, анализу которых и посвящена настоящая глава диссертации.

Научно-методическая деятельность Г.Орвида началась еще во время учебы в аспирантуре Московской консерватории (1930-1933), где он обучался по классу трубы у профессора М.Табакова. Вполне очевидно, что формирование его методических взглядов проходило под влиянием выдающихся профессоров Московской консерватории - С.Розанова, А.Гедике, Б.Яворского, М.Табакова, В.Блажевича в атмосфере творческой обстановки, царившей на кафедре духовых инструментов консерватории в 30-е годы XX столетия.

Именно в эти годы молодой исследователь начинает разработку вопросов исполнительства на трубе, которым впоследствии посвящает ряд трудов, созданных на основе своей активной творческой деятельности. Так, в 30-е годы Г.Орвид выступает на кафедре с докладами на тему: «Методика преподавания на трубе», «Проблемы методики игры на духовых инструментах», «Исторический обзор репертуара для трубы», а также пишет статью «История трубы как оркестрового инструмента», которая была издана методическим кабинетом МГК и находится сегодня в фонде научно-музыкальной библиотеки им. С.Танеева. В 1933 году, на основе совокупности этих материалов, Г.Орвид создает первую отечественную

«Школу игры на трубе», которая быстро приносит большую известность ее автору как педагогу и методисту.

В 40-е годы, будучи заместителем начальника Военно-дирижерского факультета МПС, он подготовил и прочитал перед слушателями курсов повышения квалификации лекции по «Методике обучения игре на трубе», в которых осветил ряд вопросов, связанных с начальным обучением игре на инструменте, дал практические рекомендации по овладению различными исполнительскими средствами и специфическими приемами игры, а также предложил вариант системы ежедневных занятий. В послевоенный период внимание Г.Орвида было сосредоточено на вопросах, связанных с анализом современной отечественной и зарубежной литературы для трубы, разбору итогов международных фестивалей и конкурсов, в частности, конкурса «Пражская весна» (111). В октябре 1958 года на открытом заседании кафедры духовых инструментов МПС Г.Орвид делает сообщение о новом французском издании «Школы для трубы и корнета» Ж.Арбана, которое содержало детальный анализ принципов обучения и воспитания музыкантов-духовиков Парижской консерватории.

К 100-летнему юбилею Московской консерватории в 1966 году Г.Орвид, на основе изучения обширного архивного материала, выступает на заседании кафедры духовых инструментов с докладом на тему: «Становление и развитие московской школы игры на медных духовых инструментах». В сборниках «Воспоминания о Московской консерватории» (1966) и «Мастера игры на духовых инструментах Московской консерватории» (1979) помещаются его статьи о выдающемся русском музыканте - создателе отечественной школы игры на трубе -М.Табакове. Кроме того, им написаны статьи об Н.Аносове, Т.Докшицере, Н.Назарове, С.Рязанцеве, А.Свешникове, подготовлены доклады об исполнительской и педагогической деятельности В.Блажевича, С.Еремина, Н.Платонова, А.Усова. Наконец, в конце 70-х годов заметным достижением в научно-педагогической деятельности Г.Орвида явилось создание работы «Некоторые объективные закономерности звукообразования и искусство игры на трубе» (1976) - интереснейшего теоретического исследования.

Таким образом, даже простое перечисление методических трудов, созданных Г.Орвидом в разные годы, показывает, насколько обширен круг рассматриваемых им вопросов, сколь профессионально важны были для него темы, связанные с природой исполнительского и педагогического процессов музыканта-духовика. В этих работах содержатся методико-педагогические идеи человека, оказавшего существенное влияние на развитие отечественной инструментальной духовой школы.

Анализ наиболее значительных из них, прежде всего таких, как «Школа игры на трубе» и «Некоторые объективные закономерности звукообразования и искусство игры на трубе», а также обобщение наблюдений, полученных автором данного исследования при посещении занятий в классе Г.Орвида, позволяет в какой-то мере заглянуть в уникальную творческую лабораторию этого выдающегося русского музыканта и, как следствие этого, раскрыть сущность его методических и педагогических принципов.

К числу первых учебно-методических пособий, где уже отражены отдельные методические взгляды Г.Орвида, относится «Школа игры на трубе», которая была рекомендована кафедрой духовых инструментов МГТС в качестве учебного пособия для музыкальных школ, техникумов, рабфаков, кружков художественной самодеятельности. «Школа» быстро завоевала популярность и среди военных музыкантов.

В этой работе была предпринята, и вполне оправданно, попытка преодоления ограниченности педагогической литературы дореволюционного периода, где во главу угла ставились узкотехнологические методы работы, на основе изучения «экзерсисов» и технических клише. Создание «Школы» явилось новым шагом в развитии отечественного искусства игры на трубе. Ее появление принесло не только несомненную пользу, но и стало событием в музыкальной педагогике духовиков, так как в ней был впервые предложен принцип единства технического и музыкального развития духовика, где важная роль отводилась фортепианному сопровождению. И что очень важно, этот принцип лег в основу всех последующих изданных «Школ» для медных духовых инструментов».

Надо сказать, что «Школа» Г.Орвида существенно отличалась от таких, например, учебных пособий, изданных в дореволюционной России, как «Практическое руководство для обучения хоров военной музыки» Ф.Рихтера (СПб. 1884), «Практическая элементарная школа для медных духовых инструментов» Ф.Тюрнера (СПб. 1877), «Полная школа для алыторна» Г.Михельсона (М., 1880), «Новая школа для корнета с пистонами» А.Богантца (СПб. 1885), «Легкое руководство к самоучению на корнет-а-пистоне» Г.Томсона (М., 1874), «Практическое руководство для изучения игры на медно-духовых инструментах» Н.Подгор-бунского (Киев, 1914).

По своему содержанию она качественно превосходила довольно известные и популярные в то время «Школу игры для корнета с пистонами, альтгорна и баритона» В.Вурма (СПб. 1893) и «Школу для корнета или трубы» А.Клейнарда (Л. Тритон, 1934). Кроме того, работа Г.Орвида существенно дополняла широко известную «Полную школу для корнет-а-пистона и саксгорна» Ж.Арбана (Париж, 1864), которая, в частности, была издана в Москве с переводом текста на русский язык соответственно в: 1928, 1931,1932,1936,1946 и 1954 годах. В изданиях 1946 и 1954 годов «Школы» Ж.Арбана было включено написанное Г.Орвидом методическое «Введение» \

Похожие диссертации на Творческая деятельность Г. А. Орвида и ее значение в развитии отечественного искусства игры на трубе