Введение к работе
Актуальность исследования. Освещение с современных позиций культурных процессов прошлого обусловлено, прежде всего, обнаружением новых документов, фактов, свидетельств, появлением научных публикаций, относящихся к изучаемому объекту, учетом его международного контекста. Переосмысления возможны и допустимы по отношению к любым, даже достаточно глубоко исследованным этапам и формам русской культуры. И в этом смысле изучение музыкальной культуры рубежа ХІХ-ХХ веков - одного из самых интересных периодов в истории духовной жизни России - всегда сохраняет свою актуальность для исследователя отечественного искусства. В отличие от ближайшей к нам грани ХХ-ХХІ веков, предыдущий слом столетий имел отнюдь не формальные признаки. В области культуры он традиционно обозначен как Серебряный век, или «русский ренессанс» - понятия, доставшиеся ему в наследство от современников - философов, поэтов, заставших смену столетий. Отметим, что М. Арановский, в соответствии с устоявшейся традицией, называет Серебряный век «... ренессансной порой в истории художественного гения России и давшего жизнь всем течениям русского искусства ХХ века - как состоявшимся, так и прерванным». Хронологические границы Серебряного века определяются примерно 25-летним отрезком, от начала 90-х годов XIX века до 1917 года. Для адекватного восприятия богатой и напряженной духовной жизни России в то время, понимания художественного процесса и причин, его определявших, необходимо обратиться к способам и формам общественного бытия искусства в реальных условиях российской действительности, и, конечно, нельзя обойтись без изучения наследия конкретных личностей художников-творцов, олицетворяющих эпоху. Контекстное исследование музыкального искусства Серебряного века позволяет адекватно оценить происходившие в то время события и выявить пути преодоления кризисных явлений художественной жизни современного общества.
Степень изученности темы. Опубликовано немало монографий и статей по онтологии и гносеологии музыкального искусства России рубежа XIX-XX веков. Широкий обзор культурных явлений эпохи содержится в работах А. Алексеева, М. Арановского, Б. Асафьева, А. Баренбойма, В. Брянцевой Л. Гаккеля, А. Гольденвейзера, А. Демченко, Е. Долинской, М. Друскина, Г. Когана, Т. Левой, А. Николаева, А. Оссовского, Л. Рапацкой, Д. Сарабьянова, Г. Стернина, В. Чинаева и др.
При всей фундаментальности многих работ по истории отечественной музыкальной культуры, они далеко не исчерпывают тему. Материал некоторых из них требует переосмысления в связи с новыми исследовательскими задачами и намеченными в современном музыкознании тенденциями.
Многие ученые единодушны в том, что напряженное «предожидание» (Т. Левая) грядущих глобальных потрясений было мироощущением всего художественного сообщества.
Безусловно оправданное значение придается кардинальному переустройству социальной системы в начале XX века. Однако, при этом слабо прослежены взаимосвязи культурных процессов с общественным, философско-эстетическим контекстом эпохи, в чем можно усмотреть определенную идеологизацию истории искусств. В силу недостаточной разработанности темы, авторы, как правило, ограничиваются общими тенденциями, уделяя мало внимания специфике формирования и трансформации различных направлений в музыкальном искусстве, в частности, эволюции пианизма. И это при том, что русское фортепианное искусство Серебряного века действительно стало «визитной карточкой» отечественной культуры, выйдя на европейскую арену и оказывая все возрастающее влияние на развитие мировой фортепианной культуры. Многоуровневость, многоаспектность этого процесса взыскуют максимально полного и детального анализа.
Вместе с тем в имеющихся трудах не получили полного освещения вопросы генезиса и путей развития отечественной фортепианной культуры в обозначенный период. По-прежнему превалируют взгляды, согласно которым русское фортепианное искусство этой эпохи концентрировалось вокруг двух фигур: А. Скрябина и С. Рахманинова, а все остальные находились где-то на периферии общественного внимания. То же относится и к фортепианной педагогике с ее «сафоновоцентризмом» и «есиповоцентризмом». Все это, собственно, и породило проблему исследования: необходимость в определении места фортепиано и фортепианного искусства в культурном пространстве Серебряного века исходя из объективных позиций современного музыкознания.
Объектом исследования выступают процессы, протекавшие в русской художественной культуре рубежа XIX-XX веков.
Предмет исследования: русская фортепианная культура (композиторский, исполнительский и педагогический аспекты) рубежа XIX-XX веков.
Цель исследования: обоснование роли фортепиано и фортепианного искусства в сложных процессах, происходивших в художественной культуре России конца XIX - начала XX веков и выявление специфических черт русской фортепианной школы как динамично развивавшейся целостной системы.
Задачи исследования:
-
Определить формы бытования русской фортепианной культуры Серебряного века.
-
Рассмотреть основные стилевые и жанровые тенденции в фортепианном композиторском творчестве.
-
Проанализировать антиномии в русском исполнительском искусстве.
-
Обобщить достижения русской фортепианной педагогики и системы музыкального образования в России.
Методологическую основу исследования составляет принцип единства историко-стилевого, философского, эстетического, художественного, деятельностного подходов к осмыслению русской фортепианной традиции и ее бытования в культуре Серебряного века. Этот принцип воплощен в трудах, посвященных философским и общеэстетическим проблемам Серебряного века, принадлежащих перу А. Белого, А. Бенуа, Н. Бердяева, Е. Борисовой, Ю. Лотмана, Д. Сарабьянова, Г. Стернина, Н. Федорова, А. Ханзен-Леве, монографиях А. Алексеева, М. Арановского, Б. Асафьева, А. Демченко, Ю. Келдыша, Т. Левой, Н. Метнера, С. Судейкина, рассматривающих эволюцию разных видов искусства этой эпохи. Отдельная группа источников - работы Б. Асафьева, Г. Аминовой, Н. Бертенсона, О. Биккенина, В. Брянцевой, В. Задерацкого, Л. Корабельниковой, И. Нестьева, Л. Сабанеева, Л. Скафтымовой, Р. Шитиковой и др. - посвящена персоналиям крупнейших мастеров отечественной музыкальной культуры конца ХІХ - начала ХХ веков. Наконец, в диссертации использованы материалы и выводы исследований по истории и теории пианизма А. Алексеева, И. Анисимовой, Ю. Болотова, Б. Бородина, Л. Гаккеля, И. Гофмана, Г. Когана, С. Мальцева, Г. Нейгауза, А. Николаева, С. Павчинского, О. Передерий, Н. Спектор, Ф. Штейнхаузена, В. Чинаева и др.
Методы исследования: в диссертации применены методы исторического, сравнительно-сопоставительного, контекстуального, интонационного анализа.
Материал исследования: фортепианная музыка рассматриваемого периода, а также корпус мемуарной литературы, программы обучения и другие документы, связанные с системой музыкального образования в России рубежа XIX-XX веков.
Основные положения, выносимые на защиту:
-
-
Фортепианное искусство на рубеже XIX-XX веков в России оказалось в положении одной из доминант художественно-исторического процесса.
-
Фортепианная культура России Серебряного века отличалась многосложностью и многовекторностью структуры, обусловленной духовным контекстом эпохи.
-
Реальная ситуация в «мире российского фортепиано» определялась не только композиторскими текстами - высшим проявлением профессиональной культуры, но и в значительной мере онтологическим контекстом, в котором сочетались разные формы бытования фортепианного искусства, постепенно и неуклонно охватывающие все более широкие слои населения.
-
Для фортепианной музыки русских композиторов Серебряного века типично сосуществование различных эстетико-стилевых направлений, ни одно из которых не имело решающего перевеса. Каждый из творивших в это время авторов защищал собственные художественные позиции; их плюрализм обеспечивал уникальное по силе «энергетическое поле» русского фортепианного искусства этого периода.
-
Столь же исключительное многообразие присуще отечественному исполнительскому искусству, давшему ряд пианистов мирового уровня, успешно защищавших и пропагандировавших собственные интерпретаторские взгляды.
-
Именно к Серебряному веку относится окончательное формирование русской фортепианной школы, определившее ее мировое лидерство в ХХ столетии; процессы, заложенные в это время, получили дальнейшее развитие в советский период.
Научная новизна работы заключается в том, что:
-
по-новому раскрыты особенности и специфика русской фортепианной культуры рубежа XIX-XX веков;
-
обосновано место фортепианного искусства в культуре Серебряного века;
-
систематизирован фортепианный репертуар, созданный на рубеже XIX- XX веков;
-
в музыковедческий обиход введены ранее недостаточно изученные источники (мемуарные, нотные, репертуарные и др.);
-
составлены: хронологический перечень фортепианных произведений Серебряного века; хронологическая таблица основных опубликованных методических пособий этого периода; хронологическая таблица концертов фортепианной музыки, оформленная на основе материалов «Русской музыкальной газеты» с 1895 по 1915 годы.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в работе раскрыта историческая преемственность прогрессивных идей прошлого и настоящего в отечественной фортепианной культуре Серебряного века, определены генетические ее корни и роль в общекультурном процессе в условиях духовно-эстетического кризиса рубежа ХІХ-ХХ веков. Теоретическое значение имеют наблюдения и выводы, касающиеся борьбы направлений в фортепианном искусстве, проявившейся, в частности, в преодолении романтических и «посткучкистских» тенденций.
Результаты диссертационного исследования могут быть включены в комплексный анализ проблем отечественного исполнительского искусства на современном этапе.
Практическая значимость исследования заключается в обобщении имеющихся фактов и анализе их с точки зрения специфики фортепианной традиции. Материалы исследования могут быть рекомендованы к включению в лекционные курсы по истории пианизма, истории русской музыки, анализа и интерпретации произведений искусства. Нотные материалы, проанализированные в диссертации, могут быть использованы в современной исполнительской и педагогической практике с целью расширения репертуара и возрождения незаслуженно забытых произведений.
Апробация результатов исследования осуществлялась на заседаниях кафедры музыкального воспитания и образования и кафедры музыкально-инструментальной подготовки Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Отдельные положения исследования обсуждались на международных научно-практических конференциях «Образование в процессе гуманизации современного мира: IV Международные Лихачевские научные чтения» (2004 г.), «Музыкальное образование в современном мире: диалог времен» (2008-2011 гг.). Основные положения работы отражены в семи публикациях (из них одна монография, шесть статей, в том числе одна в журнале, рекомендованном ВАК РФ).
Структура исследования: работа включает в себя введение, четыре главы, заключение, список литературы (280 наименований) и три приложения. Общий объем диссертации - 186 стр.
Похожие диссертации на Генезис и пути развития русского фортепианного искусства Серебряного века
-