Введение к работе
Арфовое творчество и исполнительство существуют на протяжении многих столетий. Без преувеличения можно утверждать, что практически вся музыка европейской профессиональной традиции немыслима без арфы -одного из древнейших инструментов
Однако нельзя не заметить, что именно прошлый XX век стал для арфы временем блестящего расцвета. В письме к композитору МЛ Старокадомскому выдающаяся русская арфистка К.А Эрдели писала «Арфа -новый инструмент, и у нее большое будущее»1 Фактически данное высказывание К А. Эрдели следует воспринимать как своего рода краткую, афористически сформулированную программу развития арфового искусства. Возможности арфы как сольного, камерного, оркестрового тембров в искусстве XX века нашли разнообразное, новаторское воплощение в самых разных жанрах музыкального искусства И, как это обычно бывает, исполнительство и творчество развивались, испытывая взаимные плодотворные влияния Соответственно эволюционировала и теоретическая мысль об арфе Техническое усовершенствование инструмента, в том числе появление педалей двойного действия, активно используемых в художественной практике уже с начала XIX века, также способствовало развитию всех вышеназванных процессов
До настоящего времени область изучения арфового искусства в отечественной науке была представлена исключительно трудами арфистов-исполнителей Основополагающими работами, созданными в этом направлении, по праву считаются труды выдающегося арфиста XIX века А
1 Из письма К А Эрдели М Л Старокадомскому от 24 июня 1940 года. РГАЛИ, ф 2380, оп 3, ед хр 87, л 2 Автограф, синие чернила
Цабеля, родившегося в Германии, но в течение полувека служившего в России2 Его книги «Слово к господам композиторам по поводу практического применения арфы в оркестре» и «Метод» опубликованы соответственно в 1899 и 1900 годах В них Цабель, опираясь на свой многолетний исполнительский опыт, сделал ряд теоретических обобщений, касающихся особенностей звучания инструмента в оркестровой массе. В трудах А Цабеля содержатся также практические рекомендации к сочинителям, в том числе, пожелания не перегружать оркестровые партии техническими сложностями и избегать практики использования арфы, как своего рода дублера фортепиано
Книга ленинградского арфиста И А Поломаренко «Арфа в прошлом и настоящем» издана почти спустя сорок лет (1939) после выхода в свет трудов А Цабеля Здесь рассмотрены не только разнообразные вопросы применения арфового тембра, но и осуществлена попытка создать творческие портреты выдающихся арфистов - Ш Бокса, Ф Годефруа, Э Периш-Альварса, А Цабеля, К. Эрдели, Е Вальтер-Кюне Как представляется, «Арфа в прошлом и настоящем» стала тем значительным научным трудом, структура которого была положена в основу многих последующих исследований, посвященных арфовому исполнительству Через три десятилетия после выхода в свет книги Поломаренко опубликована работа ЕР. Язвинской «Арфа» (1968), по материалу и способу его осмысления значительно уступающая исследованию «Арфа в прошлом и настоящем» В 1975 году выдающаяся отечественная арфистка В Г Дулова опубликовала исследование «Искусство игры на арфе» В некоторой степени работа повторяет структурный принцип, использованный в труде И А. Поломаренко Однако к уже ставшим традиционными главам, посвященным происхождению арфы и арфовому исполнительству, добавлены
Цабель Альфред (1834-1910) - арфист Им осуществлены, в частности, редакции арфовых партий и каденций в балетах П И Чайковского «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», Л Минкуса «Дон Кихот», «Баядерка», «Пахита»
новые, освещающие историю рождения, конструкцию и советы по эксплуатации так называемой «советской арфы»3
В свою очередь сама личность автора книги «Искусство игры на арфе», стала также предметом исследовательского интереса Так, в 1981 году была выпущена монография МД Капустина «Вера Дулова Творческий портрет», посвященная замечательной арфистке Общие вопросы развития отечественного арфового искусства XIV-XIX веков рассмотрены в работах новосибирской арфистки Н.Н Покровской «Арфа в России (с XVI до середины XIX века)» и «История исполнительства на арфе» (соответственно, 1988 и 1994). Исследователь обращается здесь к творчеству арфистов, активно работавших в советский период В. Дуловой, К Эрдели, О Эрдели, К Сараджевой, Л Гордзевич Весомый вклад в изучение теоретических аспектов отечественного творчества и исполнительства внесла и книга Н X Шамеевой «История развития отечественной музыки для арфы (XX век)» (1994) Внимание автора привлечено к жанру сольного арфового концерта Значительный научный интерес представляет и попытка систематизации и обзора произведений, созданных специально для выдающихся отечественных исполнителей. Наконец, нельзя не отметить последнее по времени публикации исследование в области арфового творчества и исполнительства - работу «Арфа в России» ленинградской арфистки АД. Тугай (2007) Здесь, в частности, приводятся новые сведения из творческих биографий выдающихся отечественных арфистов, работавших в XVIII-ом - первых десятилетиях XX века
Исключительно важным направлением в изучении арфового исполнительства является разработка его методологических проблем В 1928
3 «Советская арфа» - термин появился в связи с выпуском арф в СССР в 1947 году До настоящего времени используется отечественными арфистами для определения разновидностей инструментов по странам их производителя «советская арфа» («ленинградка»), «американка», «итальянка» и т д
году была издана книга московского арфиста Н Г. Парфенова «Техника игры на арфе Метод профессора А И Слепушкина5» В основу книги положены методологические принципы, воспринятые Н Г Парфеновым от своего педагога, выдающегося русского арфиста А.И Слепушкина Новизна его педагогической системы заключалась в качественно иной, отличной от общепринятой арфистами того времени, постановке рук и извлечении мягкого, насыщенного звука Несколько позднее, в 1930-х годах, незадолго до своего ареста Н Г Парфенов дополнил и расширил книгу схемами и примерами из музыкальных сочинений, помогающими в преодолении тех или иных технических трудностей Так появилась «Школа игры на арфе» (1960), увидевшая свет много лет спустя после того, как Н Г Парфенов был репрессирован В 1973 году ученик Н Г Парфенова М М Рубин опубликовал книгу «Методика обучения игре на арфе» Акцент в работе сделан на практическом курсе обучения в первые годы занятий Брошюра Н Н Покровской и Б В Доброхотова «Методика обучения игре на арфе программа для оркестровых факультетов (струнные инструменты) музыкальных ВУЗов», вышла в свет практически в то же время (1977) Соответственно здесь рассматриваются более сложные технические арфовые приемы, а также способы их быстрейшего освоения В 1984 году издан расширенный вариант книги М М Рубина — «Школа начального обучения игре на арфе», в основу которого была положена структура «Школы» НГ Парфенова Однако проблематика издания сконцентрирована на преодолении технических трудностей в самом начале обучения Наконец нельзя не назвать книгу
4 Парфенов Николай Гаврилович (1893-1938) - арфист, работал в Театре Совета рабочих и
крестьянских депутатов, Оперном театре С И Зимина, Театре музыкальной драмы, Большом
театре В 1928-1935 гг вел класс арфы в Московской консерватории В июне 1938 года был
арестован, в октябре - осужден и расстрелян по обвинению в контрреволюционной
деятельности Посмертно реабилитирован в марте 1957 года
5 Слепушкин Александр Иванович (1870-1918) - московский арфист Работал в оркестре
Императорских театров, преподавал в Московской консерватории, Филармоническом
музыкально-драматическом училище Создал новую методику игры на арфе, используемую
до настоящего времени
московской арфистки К К Сараджевой «Об исполнительском мастерстве арфиста (методические записки)», появившуюся в 2001 году Основываясь на собственном исполнительском опыте, арфистка акцентирует проблему педализации
Темы, затрагиваемые в перечисленных работах, обозначили широкий круг вопросов, связанных с развитием отечественного арфового искусства в его основополагающих ракурсах - творческом и исполнительском Творчество и исполнительство, в свою очередь, формируют область их теоретического осмысления Соответственно яркая теоретическая мысль, как известно, активно влияет на сферы творчества и исполнительства
Так естественно сложился круг намеченных к исследованию проблем, которые, определив цели и задачи данной работы, мы формулируем следующим образом:
Попытаться представить некоторые аспекты развития отечественного арфового искусства первой половины XX столетия в тесном соотношении творческих и исполнительских сфер художественной деятельности
Выявить и классифицировать по возможности все наиболее значимые произведения, созданные с использованием арфы в сочинениях для музыкального театра, оркестровых и камерных жанрах в указанный период
Исследовать неизвестные факты творческих биографий выдающихся отечественных арфистов, своей многосторонней деятельностью активно способствующих увеличению интереса к арфе в профессиональном сообществе
Привлечь внимание исполнителей к когда-то популярным, а ныне забытым произведениям, входившим в репертуар известнейших артистов
Ввести в научный обиход неизвестные документальные свидетельства, по-новому расставляющие акценты в истории отечественного арфового исполнительства
Научная новизна работы связана с комплексным изучением доступного на сегодняшний день как творческого, так и исполнительского наследия, относящегося к поистине блистательному периоду в развитии арфового искусства, приведшему к новым качественным результатам Предпринятая классификация и анализ нотных текстов позволили сделать вывод о сохранении традиционных и появлении новых технических, образных и драматургических функций арфы в композиторском творчестве Новизну работы обусловили также и активное использование ранее неизвестных источников - нотных текстов, газетных и журнальных публикаций, впервые вводимых в научный обиход документальных свидетельств — писем, мемуаров выдающихся арфистов
Как известно, арфовое творчество отечественных композиторов XX века уже не раз привлекало к себе исследовательское внимание Однако до настоящего времени не существует работ, обобщающих и систематизирующих область применения арфы в оркестровой, камерной, сольной и концертной музыке первой половины XX столетия
Мы попытались выявить метод обращения с инструментом крупных отечественных композиторов, показать широкий жанровый спектр применения арфы в русской культуре начала XX века, начиная от опер, симфоний, и, заканчивая концертами и сольными миниатюрами для арфы
Материалы данного исследования могут найти применение в вузовских курсах истории русской музыки, истории оркестровки и арфового исполнительства Научные положения диссертации могут быть использованы для дальнейшего исследования русской музыкальной культуры в целом и её замечательных представителей (С С Прокофьева, РМ Глиэра, К А Эрдели, Д Р Рогаль-Левицкого, В Г Дуловой) в частности Составленная автором хрестоматия «Арфа. Ансамбли», а также жанровой список сочинений, созданных для арфы, помогут арфистам в практической работе
Во всем перечисленном заключается практическая значимость
диссертации
Апробация исследования проходила на заседаниях кафедры истории русской музыки Московской государственной консерватории имени П И Чайковского, где в течение трех лет обсуждались ее отдельные главы Некоторые положения диссертации опубликованы в виде хрестоматии «Арфа Ансамбли», изданной как учебное пособие, а также в ряде статей, список которых прилагается в библиографии