Введение к работе
Актуальность темы исследования. Изучение региональных традиций музыкально-театрального искусства является одной из актуальных проблем современного российского искусствознания. С середины ХХ столетия эта область отечественной музыкальной культуры, в силу интенсивности развития, стала привлекать внимание многих крупных исследователей (музыковедов, социологов искусства), а также деятелей музыкального искусства (композиторов, дирижеров, музыкантов-исполнителей). В последние десятилетия интерес к событиям и процессам, протекающим в мире регионального музыкально-театрального искусства, еще более возрос. Основной причиной подобного интереса следует считать признание высокого статуса художественных явлений регионального искусства наряду с культурными реалиями столичных центров. Вследствие этого значительно расширился спектр исследовательских ракурсов и круг самих исследований, в которых, так или иначе, затрагиваются проблемы музыкально-театральных традиций региона.
Активное развитие регионального музыкознания на Урале приходится на 1990-2000-е гг. Весьма примечательно, что, начавшись в духе музыкального краеведения, этот процесс постепенно трансформировался в профессиональный опыт музыковедческого анализа отдельных феноменов и областей музыкального искусства. Этому способствовало значительное усложнение и расширение музыкальных процессов «большого» Урала, активизация творческого диалога с другими художественными центрами страны, вхождение регионального музыкального сообщества в единое пространство актуальной музыкальной культуры и искусства России. В связи с этим возникла насущная потребность серьезного специализированного изучения всех областей музыкального творчества Урала.
Утверждение профессиональных позиций отдельных музыкальных центров в регионе (к ним относятся крупнейшие уральские города – Екатеринбург, Пермь, Уфа, Оренбург, Челябинск, Магнитогорск) стало причиной пристального внимания региональных исследователей к местным музыкальным традициям и особенностям протекания художественно-творческих процессов в данных центрах. Так возникла необходимость выделить в особую область исследований музыкальное искусство Южного Урала, проявившего на рубеже ХХ-XXI столетий очевидную самобытность, эстетическую полноценность и оригинальность.
В изучении южно-уральского музыкального искусства возможно выделить целый ряд ярких явлений и направлений, отражающих специфику регионального художественного мышления. Однако, по мнению автора, наибольшего внимания заслуживают репрезентативные формы музыкального творчества, к которым следует отнести и область музыкально-театрального искусства. Под музыкально-театральным искусством региона в настоящей работе понимается репрезентативное музыкальное творчество, обладающее наибольшей коммуникативной активностью и ориентированное на массового адресата, становящееся «рупором» социально и духовно значимых идей. Это искусство является сферой жанрово-стилевых и лексических поисков, сквозь призму которых выражаются идеологические и эстетические приоритеты региональных художников. Музыкальный театр – это и центр духовной жизни художественной и интеллектуальной элиты региона, и концертная площадка, и лаборатория творческих поисков. Именно в этой сфере проявляется региональная неповторимая специфика, связанная с фольклорными истоками края, с особенностями регионального музыкального мышления. К данной сфере относятся как репертуарные музыкально-театральные постановки, осуществлявшиеся региональными коллективами и художниками (режиссерами, дирижерами, хореографами и т.д.), так и авторские сочинения, написанные южно-уральскими композиторами для музыкального театра. На сегодняшний день музыкальный театр Южного Урала не изучен как целостный самобытный феномен, что служит основной причиной обращения к данной исследовательской проблеме и определяет ее актуальность. Таким образом, представляется важным рассмотреть театрально-музыкальное искусство региона как содержательно и исторически самостоятельное явление, одновременно выявив его общехудожественный и социальный контекст.
Объектом исследования является музыкально-театральное искусство Южного Урала, рассматриваемое в исторической динамике и широком культурном контексте.
Предмет исследования – целостный процесс становления и исторического развития профессионального музыкально-театрального искусства Южного Урала от истоков (во второй половине XVIII века) до современности (2000-е годы). Этим обусловлена необходимость обращения к широкому кругу историко-культурных явлений и событий, соотносимых с различными временными этапами. Рассмотрение региональных традиций музыкального театра в широком временнм диапазоне позволяет выявить содержательную эволюцию и динамизм музыкально-драматического творчества, эстетических, стилевых, жанровых, сюжетно-тематических и музыкально-лексических поисков южно-уральских композиторов, определить основные, стратегически значимые линии данного процесса.
Хронологические рамки исследования охватывают длительный период, включающий дореволюционный (со второй половины XVIII в.), советский (1920-е – середина 1980-х гг.), постсоветский (1990-2000-е гг.) этапы развития музыкального театра Южного Урала.
Дореволюционный этап характеризуется как время зарождения и формирования профессиональной художественной культуры и местных музыкально-театральных традиций в уральских городских центрах, активного распространения ранних форм музыкально-театрального искусства, демократизации театральных зрелищ и появления постоянной зрительской аудитории в крупнейших городах региона (Уфы, Челябинска, Оренбурга).
Советский этап рассматривается с точки зрения взаимодействия идеологических установок времени и содержания музыкально-театрального процесса. Музыкальный театр 1920-30-х гг. исследуется в контексте идеалов пролетарской культуры, влияния эстетики авангардизма и ситуации художественно-творческого эксперимента. Значительные явления 40-х гг. анализируются как выражение монументально-героической идеологии эпохи Великой Отечественной войны. Тенденции 50-60-х гг. охарактеризованы в тесной взаимосвязи с процессами хрущевской «оттепели» и идеологического освобождения от социально-политических, духовных и художественных «табу» предшествующих десятилетий. Музыкально-театральное искусство 70-80-х гг. оценивается с позиций официального идеологического подхода, как сфера репрезентации советских культурных форм.
Постсоветский этап развития музыкального театра Южного Урала исследуются как время утверждения плюралистической свободы мировоззрений и художественных концепций, значительной динамизации музыкально-театрального процесса, дифференциации и индивидуализации творческих поисков южно-уральских композиторов.
Территориальные рамки. В соответствии с общепринятым научным подходом в работе исследуются данные, характеризующие музыкально-театральные процессы южно-уральского региона – территорий современной Челябинской области (особое внимание уделено крупнейшим центрам музыкально-театрального искусства Челябинску и Магнитогорску), а также музыкально-театральных центров на Южном Урале – Уфы, Оренбурга. В то же время, поскольку музыкальная культура региона тесно связана с духовной жизнью и творческой средой «большого» Урала, возникла необходимость обратиться к материалам исследования музыкально-театральных традиций Перми и Екатеринбурга (Свердловска). Это позволило в ходе исследования провести историко-культурные сопоставления, установить более широкий художественно-эстетический контекст анализируемых произведений, осмыслить актуальность рассматриваемых явлений в пространстве регионального музыкально-театрального искусства.
Состояние изученности проблемы. Круг работ, так или иначе характеризующих специфику бытования регионального музыкально-театрального искусства Южного Урала, отражает несколько исследовательских ракурсов.
Оценки современного состояния музыкально-театрального искусства представлены в книгах, статьях и эссе крупнейших деятелей – композиторов и режиссеров, чье творчество неразрывно связано с миром музыкальной драмы. Наиболее интересны в контексте данной работы суждения таких замечательных мастеров, как В. Казенин, В. Кобекин, С. Слонимский, Г. Исаакян, Б. Покровский. Высказывания мастеров, являющихся представителями региональных композиторских и театральных школ, дают возможность выявить направление художественных поисков в регионах России.
Современное состояние уральского музыкально-театрального процесса отражено также в проблемных эссе, статьях и обзорах Е. Артемовой («О региональной опере в «Золотой маске»), Л. Барыкиной, М. Нестьевой, А. Парина, И. Половянюк, С. Черевань и др. В них фиксируется широчайший диапазон актуальных проблем регионального театра от репертуарной политики до новаций в области музыкального языка, осуществляемых местными композиторами. Ценность критических обзоров заключается и в том, что в них отражается разнообразие творческих проектов в региональном искусстве, рассматриваются как актуальные поиски в области «репертуарного» театра, так и авторские произведения (постановки) местных художников.
Анализу художественно-стилевого комплекса отечественной музыкальной драмы посвящены многие музыковедческие труды. Спектр исследований, характеризующих отдельные исторические и стилевые вехи, а также творчество ярких персоналий в данной области, весьма широк. Однако нам представлялось важным ознакомиться с трудами, освящающими эстетическую и творческую ситуацию наименее изученного периода времени второй половины ХХ – начала ХХI ст. Целью подобного экскурса следует считать обнаружение точек соприкосновения регионального и общероссийского музыкального театра в указанную культурную эпоху. Необходимо выделить работы Г. Григорьевой, М. Нестьевой, И. Яськевич, в которых дается осмысление важнейших направлений и стилевой природы музыкально-драматических произведений, выявляется общекультурный контекст музыкально-драматического искусства эпохи.
Работы о музыкально-театральной жизни уральского региона, как уже отмечалось, разнохарактерны и затрагивают отдельные аспекты ее исторической эволюции. В большинстве исследований материалы, посвященные музыкальному театру, включены в общие историографические труды о музыкальной культуре крупных уральских центров или областей. Так, некоторые документальные сведения содержатся в коллективных монографиях «Композиторы Екатеринбурга» (Екатеринбург, 1998) и «Композиторы Урала» (Свердловск, 1968), работе Ж. Сокольской «Урал музыкальный: вчера и сегодня» (Екатеринбург, 2008). Данные очерки позволяют понять не только особенности формирования музыкально-драматических традиций Екатеринбурга, но и установить нити духовных и художественных взаимосвязей южно-уральской творческой среды с «большим» Уралом.
Ценные документально-исторические и справочно-библиографические материалы содержатся в работах южно-уральских музыковедов. Аналитические этюды Т. Синецкой о творчестве челябинских, озерских и магнитогорских композиторов включают и сведения о творческом процессе в области местного музыкального театра (Челябинск, 2005). Неоценимо прикладное значение биографического аннотированного указателя «Опера в Челябинске» О. Ивановой (Челябинск, 1997) и каталога произведений композиторов Южного Урала, составленного Т. Синецкой (Челябинск, 2003). Некоторые исторические свидетельства о периоде становления челябинской музыкальной культуры приводятся в работах В. Вольфовича.
В трудах башкирских музыковедов, наряду с документально-историческими сведениями, содержатся и проблемные обобщения о логике творческого процесса в региональном искусстве. В этом плане весьма ценны коллективная монография «Очерки по истории башкирской музыки» (Уфа, 2001) и оригинальные авторские суждения Е. Скурко, обобщенные в монографии «Башкирская академическая музыка. Традиции и современность» (Уфа, 2005). Автор исследования рассматривает башкирскую музыкальную традицию как стадиальное явление, выявляя предпрофессиональную (1920-1940-е гг.), первую профессиональную (1950 – сер. 1970-х гг.) и вторую профессиональную (от сер. 70-х гг. до наших дней) стадии развития. Каждый из этапов музыкального искусства (в том числе и театрального) Е. Скурко характеризует как устойчивую систему, строящуюся на определенной «схеме действия» художественных канонов. Подобный методологический подход позволяет обобщить самые различные феномены, принадлежащие тому или иному историческому периоду, систематизировав их на основе общих содержательных, стилевых и музыкально-лексических признаков.
В круге источников, раскрывающих проблемы бытования музыкально-театрального искусства на Южном Урале, следует особо выделить диссертационное исследование С. Губницкой «Советская опера в театрах Урала: критика, репертуар, слушатель» (Л., 1986). В контексте данной работы труд южно-уральского музыковеда вызывает закономерный интерес. Это единственное исследование, в котором с художественно-критической точки зрения рассмотрен целостный комплекс проблем, возникающих в ходе изучения музыкального театра региона как художественного и социокультурного феномена. Поставив целью осмыслить объективные закономерности художественного процесса в трех музыкальных театрах «большого» Урала (Челябинска, Свердловска, Перми), автор рассмотрела практику уральских «репертуарных» театров. С. Губницкая обратилась к изучению репертуара театров (за 60-летний период), характера постановок, их сценической судьбы. Наиболее ценным в работе является анализ ведущих жанровых направлений, ставших приоритетными в оперном репертуаре театров, а также выявление роли региональных композиторов в его создании. Особый акцент ставится на осмыслении места опер свердловских композиторов в театральной практике региона.
Таким образом, в трудах исследователей даны очень ценные сведения о судьбах музыкально-театрального искусства. В то же время нельзя не отметить отсутствие разработок, направленных на систематизацию феноменов музыкально-театрального искусства Южного Урала в его историческом развитии, с попыткой определения актуальных проблем и выявления его художественного своеобразия.
Помимо музыковедческих исследований, отметим также, что при разработке теоретической проблематики диссертации автор опирался на работы российских специалистов в области теории и истории культуры: В. Абашева, В. Алексеева, И. Галигузова, А. Герда, С. Загребина, Г. Казаковой, Л. Когана, Г. Лебедева, А. Левинтова, И. Мурзиной, Л. Скульмовской, Р. Туровского, В. Цукермана, Н. Южалиной. Применительно к нашему исследованию, данные исследования весьма существенны, поскольку во многом объясняют содержательную направленность творчества южно-уральских композиторов и драматургов в области музыкально-театрального искусства.
В раскрытии проблемы исследования важно знакомство с работами, посвященными изучению традиционных корней южно-уральской культуры: Г. Казаковой, В. Блажес и И. Галигузова. В работах С. Загребина, Г. Андриановой, О. Лихониной, И. Резник, Г. Трифоновой изучаются исторические судьбы художественной интеллигенции и культурного строительства на Урале, выявляется роль социально-политического контекста в жизни уральского художника.
Итак, в обширном круге научных, документальных и справочно-биографических источников по теме на сегодняшний день отсутствуют труды, целостно характеризующие процесс исторического развития регионального музыкально-театрального искусства Южного Урала. Из содержания обобщающих трудов, посвященных художественной культуре региона, невозможно составить ясного представления о социокультурной роли музыкально-театрального искусства в жизни региона. В существующих исследованиях недостаточно систематизированы сведения о содержании музыкально-театрального процесса постсоветского периода на Южном Урале (с середины 1980-х гг.). Не изучены в едином контексте музыкально-драматические произведения южно-уральских композиторов, написанные во второй половине ХХ – начале ХХI вв., на уровне музыковедческого (эстетического, содержательного, жанрово-стилевого и лексического) анализа.
Таким образом, следует констатировать, что монографические труды по проблеме диссертационного исследования отсутствуют, а опубликованные материалы не дают целостного представления об истории регионального музыкально-театрального искусства и не отражают всей полноты и сложности рассматриваемой проблемы. Все сказанное позволяет сформулировать цель и задачи исследования.
Цель исследования – комплексное изучение основных тенденций в развитии профессионального музыкально-театрального искусства Южного Урала от истоков (вторая половина XVIII века) до современности (2000-е гг.).
Задачи исследования:
1. Обобщить и систематизировать теоретические материалы о феномене регионального музыкально-театрального искусства, представленные в современной науке, а также рассмотреть музыкальный театр Южного Урала в системе региональной художественной культуры.
2. Исследовать предпосылки формирования музыкально-театральных традиций на Южном Урале и основные факторы, предопределившие постепенное развитие профессионального музыкально-театрального искусства в регионе, систематизировать музыковедческие и документально-исторические материалы по истории развития музыкально-театрального искусства Южного Урала.
3. Охарактеризовать содержание и специфику музыкально-театрального процесса на Южном Урале в советский период, выявив идеологический контекст регионального искусства.
4. Изучить художественно-эстетическую ситуацию в региональном музыкально-театральном искусстве и содержательные особенности его развития в постсоветскую эпоху.
5. Выявить важнейшие направления музыкально-театрального искусства Южного Урала, проанализировав наиболее яркие и значительные произведения южно-уральских композиторов.
Теоретико-методологическая основа исследования. Работа осуществлялась с использованием музыковедческого, системно-структурного, историко-культурного, сравнительно-исторического, социокультурного, герменевтического методов. Музыковедческий метод использовался в ходе изучения конкретных музыкально-театральных произведений, созданных композиторами Южного Урала, в связи с необходимостью осмыслить специфику жанрово-стилевого, сюжетно-тематического и музыкально-лексического воплощения авторского замысла. Применение системно-структурного метода способствовало уточнению и конкретизации выразительных особенностей того или иного художественного текста, анализируемого в ходе работы. Применение сравнительно-исторического метода позволило обнаружить содержательные параллели между художественными процессами регионального и государственного уровней. Обращение к социокультурному методу выразилось в рассмотрении музыкального театра региона в контексте социальных отношений, как феномена общественной жизни, имеющего специфическую социальную функцию (идеологического репрезентанта) и воздействующего на мировоззрение регионального композитора. Духовно-символическая реконструкция эпохи осуществлялась посредством герменевтического метода. Широко использовались методы реконструкции – воссоздания целостной картины феноменов каждого из периодов развития регионального музыкально-театрального искусства, с выявлением художественно-эстетической ситуации эпохи, классификации и типологизации – системного изучения наиболее ярких музыкально-драматических произведений в контексте той или иной ведущей содержательной тенденции.
При разработке теоретической проблематики диссертации в определении репрезентативной специфики музыкально-театрального языка автор опирался на музыкально-теоретические исследования А. Альшванга, Б. Асафьева, Е. Бурлиной, В. Ванслова, А. Гозенпуда, Э. Зерницкой, Б. Израилевского, В. Конен, Б. Покровского, Н. Савинова, Н. Сац, М. Тараканова, М. Черкашиной. Кроме того, учитывались работы по теории драматического театра, среди которых заметно выделяются разработки В. Мейерхольда, К. Станиславского, А. Эфроса.
Изучение региональной культуры как самобытного феномена опирается на методологические основы, разработанные группой петербургских ученых А. Герд, Г. Лебедев и др.
При разработке материалов диссертации использовалась определенная источниковая база. В ходе исследования привлекались: рукописи музыкально-сценических сочинений региональных композиторов (партитуры и клавиры); неопубликованные документы архивов; публицистика и материалы региональной печати разных исторических периодов (в том числе газетные и журнальные статьи, критические обзоры, рецензии на премьерные спектакли и гастроли, проблемные интервью и т.д., публиковавшиеся в ведущих органах столичной и местной прессы, – «Вечерней Москве», «Известиях», «Коммунаре», «Сдвиге», «Советской музыке», «Советской правде», «Челябинском рабочем» и др.); рекламно-информационные материалы (афиши, программы, концертные буклеты и т.д.); постановления, решения и инструктивные письма государственных органов центральной и региональной власти.
Положения, выносимые на защиту.
1. В системе региональной художественной культуры музыкально-театральное искусство выполняет специфическую функцию идеологического репрезентанта – эстетического проводника общественно значимых, актуальных идей времени, определяющих мировоззрение эпохи. Вследствие этого развитие музыкально-театрального искусства Южного Урала содержательно взаимосвязано с общекультурными процессами, протекавшими в России на протяжении ХХ столетия.
2. Формирование авторского музыкального театра на Южном Урале соотносится со второй половиной ХХ столетия, когда кристаллизуется региональная проблематика искусства, а обращение к сюжетам, мотивам, образам региональной истории воспринимается композиторами как выражение регионального самосознания и идентичности.
3. Эволюция музыкально-театрального искусства южно-уральских композиторов в значительной степени обусловлена творческими контактами с представителями екатеринбургской композиторской школы. Художественные принципы, выработанные мастерами Екатеринбурга – В. Трамбицким, М. Фроловым, А. Фридлендером, Г. Белоглазовым, были восприняты композиторами Южного Урала и легли в основу их творчества.
4. Окончательное самоутверждение регионального музыкально-театрального искусства происходит в 2000-е гг., когда, вследствие усиления плюралистических тенденций в искусстве, южно-уральские композиторы получили возможность максимально расширить амплитуду творческих поисков. Это способствовало преодолению периферийности композиторского мышления и значительному высвобождению творческих потенциалов в области музыкально-театрального искусства.
Научная новизна исследования состоит в том, что впервые:
-
Выполнено целостное изучение основных тенденций профессионального музыкально-театрального искусства Южного Урала от истоков (вторая половина XVIII века) до современности (2000-е гг.); определены основные этапы его становления и развития.
-
Раскрыты и охарактеризованы важнейшие направления художественно-творческой деятельности региональных композиторов, работающих в области музыкального театра.
-
В научный оборот введены сведения о ранее практически не исследованных музыкально-театральных сочинениях южно-уральских композиторов, произведен их музыковедческий анализ.
-
Систематизирован и обобщен широкий круг источников, в том числе архивных, по истории регионального музыкально-театрального искусства.
-
Установлены социально-исторические и культурные предпосылки формирования самобытных музыкально-театральных традиций региона.
Практическая значимость исследования. Материалы диссертационного исследования имеют как научно-теоретическое, так и учебно-практическое значение. В качестве первого систематизированного свода сведений о ведущих тенденциях южно-уральского музыкально-театрального искусства работа может стать основой для дальнейшего исследования проблем регионального музыкального театра.
Материалы диссертации могут быть использованы в учебном процессе, при изучении общих курсов по истории региональной художественной культуры и регионального музыкального искусства, служить основой для спецкурса, посвященного проблемам истории музыкально-театрального искусства Южного Урала, предназначенных для изучения студентами-музыковедами и студентами исполнительских специальностей.
Апробация работы. Апробация и практическое внедрение основных положений и материалов диссертации осуществлялись на протяжении всего периода исследования. Содержание диссертации и полученные результаты обсуждались на заседаниях кафедры теории, истории музыки и композиции Челябинского государственного института музыки им. П.И. Чайковского, кафедры искусствоведения и культурологии Южно-Уральского государственного университета, кафедры истории музыки Уральской государственной консерватории им. М.П. Мусоргского.
Различные аспекты проблематики по теме исследования были отражены в публикациях и выступлениях на конференциях разного уровня: Всероссийской научно-практической конференции «Перспективы развития музыкального образования в России III тысячелетия» (Челябинск, 2007); Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы истории, теории и методики современного музыкального искусства и художественного образования» (Оренбург, 2009).
Одной из форм апробации является использование материалов диссертации в учебном процессе, при разработке содержания спецкурса по истории регионального музыкального театра для студентов Челябинского государственного института музыки им. П.И. Чайковского.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложения.