Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Образы Урал-батыра и Салавата Юлаева в музыкальном искусстве Башкортостана : К проблеме преемственности Миннурова, Альфия Фуатовна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Миннурова, Альфия Фуатовна. Образы Урал-батыра и Салавата Юлаева в музыкальном искусстве Башкортостана : К проблеме преемственности : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.02.- Магнитогорск, 2000.- 156 с.: ил. РГБ ОД, 61 01-17/76-4

Введение к работе

Актуальность темы. Осознание народами самобытности своей национальной культуры стало реальностью сегодняшнего времени. В национальном искусстве существуют образы, вобравшие в себя черты ментальности народа, аккумулирующие сущность национального характера. Как известно, именно фольклор создает образы, которые являются носителями позитивного заряда, отстоявшихся в результате длительного исторического развития национальных качеств. В рождении фольклорных образов срабатывают каноны этноса, каноны культуры данного народа. Так формируются в веках некие образы-крнстанты, инварианты определенных свойств, присущих народу.

В башкирской культуре, равно как и в любой другой, особую значимость приобретают образы, содержащие черты высокой степени обобщенности. При этом в произведениях фольклора они являются и вымышленными, и созданными на основе реальных прототипов. Это служит основой их мифологизации. Герои отстаивают те духовные ценности, которые служат мерой добра и справедливости. Для башкирской культуры особую значимость приобрели образы Урал-батыра и Сала-вата Юлаева. Их характеристики складывались на протяжении столетий и достигли уровня национальных символов.

Большой научный интерес представляет сравнительный анализ произведений народного и композиторского творчества, где художественно воплощаются образы Урал-батыра и Салавата Юлаева. На первом этапе мы установили преемственные связи мифологического образа Урал-батыра и реально-исторического Салавата Юлаева в устном поэтическом творчестве башкирского народа. Затем проделали анализ произведений профессионального искусства с целью обнаружения граней фольклорной традиции в композиторском творчестве.

Выбор образов Урал-батыра и Салавата Юлаева в качестве объекта исследования не случаен. Во-первых, они являются представителями башкирской национальной культуры, следовательно, воплощают суть менталитета одного и того же народа. Во-вторых, героическое сказание об Урал-батыре и эпические произведения о Салавате образуют некую, условно говоря, «хронологическую рамку», в пределах которой

^3

развивался башкирский национальный эпос. Образ Урал-батыра, связанный с самим зарождением эпической истории башкирского народа, стал образом-моделью, инвариантом целого ряда эпико-героических образов в башкирском фольклоре и неким символом Родины. Образ Салавата Юлаева в фольклоре создавался в иную историческую эпоху: он мифопоэтизирован в произведениях исторического эпоса, завершающего этап формирования национальной эпической традиции.

Цель настоящей работы— рассмотреть в разных жанрах народного и профессионального композиторского творчества принципы создания образов эпических героев в свете преемственности образа Салавата по отношению к образу Урала. В соответствии с поставленной целью в работе выдвигаются следующие задачи:

выявить архетипичность образа Урал-батыра и эпоса о герое;

обнаружить в образах Урал-батыра и Салавата Юлаева проявление черт ментальное башкирского народа;

определить и соотнести закономерности создания эпического образа в фольклоре и мифологизации реальной исторической личности в профессиональном композиторском творчестве;

сопоставить музыкальное запечатление образов в фольклоре и профессиональном композиторском творчестве;

определить роль фольклорного слова как основы для создания национальной интонационности в мелодике произведений, написанных на подлинные тексты Салавата;

обобщить принципы воплощения образа Салавата в песне, вокальном цикле, симфонии, опере, балете.

Весомой частью музыкалыю-источниковой базы данного исследования стали башкирские народные песни, опубликованные в сборниках или монографиях (Л. Лебединского, М. Фоменкова, Р. Сулеймано-ва), а также фонозаписи башкирского музыкального фольклора, хранящиеся в кабинете звукозаписи Уфимского государственного института искусств. Учитывались также результаты изучения фольклорного материала, полученного автором диссертации во время экспедиций в села Абзелиловского района Башкортостана и в процессе работы в музее народного творчества села Аскарово. Кроме того, нами широко привлекалось композиторское творчество, в частности, следующие сочинения, связанные с образом Салавата: опера 3. Исмагилова «Салават Юлаев» (1954) и его вокальный цикл на стихи Салавата Юлаева (1976), симфония-оратория Д. Хасаншина «Песни о Салавате» (1977), вокальная симфония С. Низамутдинова «Разговор с Салаватом» (1980). Рассмотрение разных жанровых образцов — оперы, вокального цикла, 4

симфонии, балета — способствовало обнаружению влияния закономерностей конкретного жанра на отображение исторического героя, определению тех граней образа Салавата, которые получают преимущественное развитие в сферах народной и композиторской песни, а также в симфонии, опере, балете.

Научная новизна. В диссертации впервые рассматриваются образы Урал-батыра и Салавата Юлаева в ракурсе проявления преемственных связей в произведениях башкирского фольклора. В результате сравнительной характеристики фольклорной модели (Урал-батыр) и мифологизированного исторического персонажа (Салават Юлаев) обнаружено общее и особенное в создании фольклором образов эпических героев. Рассмотрение образа Салавата Юлаева в профессиональном музыкальном искусстве позволило определить линии преемственности фольклора и композиторского творчества. Последняя задача решалась с учетом всего комплекса средств выразительности: жанрово-сти-листических, ладово-интонационных, метроритмических, композиционных элементов.

Методологическая основа. Настоящее исследование предполагает комплексный подход к изучению проблемы. Оно опирается на методологию сравнительно-исторического, интонационно-стилистического, культурологического анализа. Базисными явились теоретические положения, разработанные в трудах А. Арановского, Б. Асафьева, Э. Баллера, С. Галина, Г. Головинского, В. Гринина, И. Земцовского, А. Ладыгиной, Е. Мелетинского, В. Проппа, Б. Яворского и др.

Апробация и практическое значение. По материалам диссертации сделаны сообщения на научно-практических конференциях (Магнитогорск 1997, 1998, 1999, 2000 годы), а также опубликованы статьи в различных сборниках. Результаты исследования могут быть использованы в специальных курсах по истории башкирской культуры для студентов башкирской национальности, обучающихся в гуманитарных вузах. Диссертация была обсуждена и одобрена на заседании кафедры теории и истории музыки Магнитогорской государственной консерватории (октябрь, 2000 г.).

Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

Похожие диссертации на Образы Урал-батыра и Салавата Юлаева в музыкальном искусстве Башкортостана : К проблеме преемственности