Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Лю Шикунь, Чжоу Гуанжэнь и У Цзуцзян: три лика современного музыкального искусства Китая : к проблеме универсализма творческой личности Цинь Цинь

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Цинь Цинь. Лю Шикунь, Чжоу Гуанжэнь и У Цзуцзян: три лика современного музыкального искусства Китая : к проблеме универсализма творческой личности : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.02 / Цинь Цинь; [Место защиты: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена].- Санкт-Петербург, 2013.- 165 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-17/92

Содержание к диссертации

Введение

Глава I Универсализм творческой личности как научная проблема (на примере выдающихся представителей современной китайской музыкальной культуры) 12

1. Общая характеристика современного музыкального искусства Китая: выдающиеся достижения, звездные имена и мировое признание 12

2. Проблема универсализма личности: взгляды, суждения, определения 19

3. Специфика интерпретации универсализма как социокультурного явления в разные эпохи 29

4. Универсализм личности деятелей китайской музыкальной культуры как условие и результат ее расцвета 38

Глава II Лю Шикунь и Чжоу Гуанжэнь: феномен творческого универсализма в фортепианном искусстве Китая 42

1. Лю Шикунь - выдающийся исполнитель и «патриарх» современного фортепианного образования в Китае 42

2. «Будто Феникс из пепла...»: жизненный и творческий путь пианистки, педагога, музыковеда и общественного деятеля Чжоу Гуанжэнь 55

Глава III Претворение проблемы универсализма личности в творчестве и деятельности У Цзуцзяна 79

1. У Цзуцзян - композитор, педагог, исследователь, общественный деятель 79

2. Интеграция национальных традиций и европейского композиционного опыта в творчестве У Цзуцзяна как отражение проблемы универсализма личности композитора 88

Заключение 118

Список литературы 120

Нотное приложение к третьей главе 131

Введение к работе

Актуальность исследования. Китайская музыкальная культура издавна представляет собою весьма притягательную для российского музыкознания область. Актуальность и необходимость научного освоения этой территории определяются как внешними – геополитическими, социальными, экономическими, коммуникационными – причинами, так и имманентными, присущими самому предмету изучения свойствами, заключающимися в его своеобразии, самобытности и несомненно высоких художественных достоинствах.

В панораме современного китайского музыкального универсума выделяются три яркие фигуры – Лю Шикунь, Чжоу Гуанжэнь и У Цзуцзян. Они внесли колоссальный вклад в дело становления и развития китайской профессиональной музыки. Многогранная деятельность указанных мастеров, сочетающих в себе исполнительские, композиторские, педагогические, исследовательские, организаторские, руководительские и другие таланты, актуализирует необходимость их рассмотрения сквозь призму проблематики универсализма творческой личности.

Изучение универсальности как одной из сущностных характеристик личности, как важного условия достижения ею гармоничности и продуктивности взаимоотношений с обществом, составляет важную точку приложения сил современной гуманитаристики. Значимость обращения к этой проблеме в настоящей работе определяется мировыми процессами интеграции национальных культур, глобализации, прогресса во всех областях знания, что предполагает пристальный исследовательский взгляд на формирование всесторонне подвижного, мобильного человека, способного к осуществлению различных видов деятельности.

Тенденция к своеобразной «полифункциональности» личности присуща многим музыкантам Китая. Развитие этого ментально и исторически обусловленного качества личности в китайской культуре стимулируется и современными реалиями страны, в которых возрастает необходимость целостного и многогранного участия человека в избранной им профессии. Названное во многом объясняет расцвет китайской музыкальной культуры в наши дни, высочайший уровень исполнителей и коллективов страны, композиторские и научные успехи, мировое признание китайского «музыкального чуда».

В связи с этим актуальность и перспективность исследования феномена универсализма личности в музыкальной культуре Китая является очевидной. К животрепещущим научным проблемам относятся аспекты взаимосвязи личности и эпохи, специфики универсализма в китайской традиции. Освещение в обозначенном ракурсе творчества выдающихся деятелей музыкального искусства Китая отвечает современным требованиям музыковедения и – шире – гуманитарного знания в целом, способствует развитию междисциплинарных связей.

Степень изученности проблемы. В настоящее время музыкальное искусство Китая как прошлого, так и современности представлено в мировом музыкознании довольно солидным корпусом разножанровых трудов. Российская музыкальная синология располагает монографиями, диссертациями, отдельными научными статьями таких авторов, как Г.М. Шнеерсон, С.М. Серова, М.Е. Кравцова, Е.В. Васильченко, В.С. Виноградов, В.Н. Юнусова, У Ген Ир, Бянь Мэн, Чан Лиин, Ван Ин, Хоу Юэ, Хуан Пин, Сюй Бо, У На, Лю Ли, Юй Дун, Чжун Фан, Линь Сяолин и многие другие. Работы обозначенных исследователей посвящены рассмотрению различных сфер – от феномена китайского народно-песенного искусства до проблематики профессионального творчества и исполнительства. В числе авторов трудов о музыкальной культуре Китая на английском языке, доступных мировому сообществу, назовем К. Рейнхарда (Reinhard K.), Лиан Минью (Liang Mingyue), Ли Чин-Чи (Liu Ching-chih), Чи Лин (Chi Lin) и др. Собственно китайский музыковедческий сегмент обладает, разумеется, более внушительным списком работ о музыкальной культуре родной страны, авторами которых выступают Ван Юйхэ, Вэй Тингэ, Ли Хуаньчжи, Лю Чэнхуа, Лян Маочунь, Мин Янь, Су Ся, Цзюй Цихун, Чжао Сяошэн, Чжоу Цинь, Чэнь Сюй, Ян Иньлю и многие другие исследователи. В трудах всех названных ученых проблематика личности в пространстве китайской музыкальной культуры если и затрагивается, то, скорее, «по касательной», в традиционном биографическом срезе, специально не акцентирующем аспект универсальности.

В таком же ключе – как служебная задача освещения творческого пути какого-либо деятеля или же как общее свойство эпохи – проблема универсализма личности фигурирует в искусствоведческих и философских компендиумах, примерами чему могут служить размышления Н.А. Бердяева, Э. Гарэна, Е.В. Герцмана, С.В. Тураева и других ученых, обращающихся к тем или иным периодам музыки и – шире – культуры, или же различным вопросам психологии творчества. Вместе с тем, на сегодняшний день существует целый ряд исследований, посвященных именно универсализму личности, где изучается феномен всесторонней деятельности и творчества гениев разных эпох, делаются попытки определения типов универсальных гениев, выявляются их особенности. В числе авторов этих трудов – Ю. Берестенников, Н.К. Гаврюшин, Н.В. Гончаренко, В.Е. Гарпушкин, С. Марков, В.С. Семина, Е. Синицын, О. Синицына, Ю.А. Толкачев.

Работы указанных авторов, безусловно, очень ценны. Однако на этой территории есть целые лакуны, связанные с изучением взаимообусловленности деятельности универсальной личности и определяемой ею и одновременно определяющей ее эпохи. Частным, но весьма показательным в этой общей проблеме аспектом выступают взаимоотношения разносторонней личности и времени небывалого расцвета китайского музыкального искусства в ХХ веке.

Многосторонняя творческая деятельность трех героев настоящей работы – Лю Шикуня, Чжоу Гуанжэнь и У Цзуцзяна, являющихся одними из выдающихся деятелей современного музыкального Китая, практически не освещена в музыковедческой научной литературе. Лю Шикуня знают во всем мире как пианиста, лауреата второй премии Международного конкурса им. П.И. Чайковского (1958). В интернет-пространстве наличествует ряд рецензий на его исполнительские достижения, интервью с ним, а также запечатлены некоторые его публичные выступления в качестве видного общественного деятеля. Однако специальных трудов об этом «патриархе» китайского фортепианного образования ни в мире, ни в Китае пока не существует (кроме упоминаний в диссертациях Бянь Мэн, Сюй Бо, Хуан Пин, Хоу Юэ). Нет отдельных работ и о прославленном, на сегодняшний день уже всемирно известном композиторе У Цзуцзяне. В качестве источников, хотя бы конспективно раскрывающих разные стороны его профессиональной деятельности, можно обозначить развернутую аннотацию (включающую краткую биографию) к диску с его аранжировками народных песен для национальных инструментов, вышедшему в 2007 году, вступительную статью к изданию избранных сочинений композитора, а также многочисленные интервью, беседы и выступления, опубликованные в электронных периодических изданиях или же на различных сайтах о музыкальном искусстве Китая. Легендарной пианистке и педагогу Чжоу Гуанжэнь посвящена отдельная статья в сборнике биографий композиторов прошлого и современности, составленном китайским музыковедом Вэй Тингэ. Кроме того, краткая биографическая информация о ней также содержится в интервью и на сайтах различных исполнительских конкурсов, где она входит в состав жюри. Важно подчеркнуть, что названный корпус источников – на китайском и английском языках. В русскоязычном интернет-пространстве сведения о Лю Шикуне, Чжоу Гуанжэнь и У Цзуцзяне ничтожно скудны.

Преимущественно «сетевой» и отрывочный характер данных о маститых лидерах китайской музыкальной культуры, с одной стороны и, с другой, – достижения и заслуги Лю Шикуня, Чжоу Гуанжэнь и У Цзуцзяна обусловливают необходимость создания обобщающего труда, раскрывающего универсальный характер их деятельности на музыкальной ниве страны.

Объект исследования: творческая деятельность Лю Шикуня, Чжоу Гуанжэнь и У Цзуцзяна.

Предмет исследования: универсализм личности названных представителей современного китайского музыкального искусства.

Цель работы: исследовать различные грани творческой деятельности Лю Шикуня, Чжоу Гуанжэнь и У Цзуцзяна в контексте современного музыкального искусства Китая.

Задачи исследования:

изучить генезис, сущность и содержание понятия «универсализм творческой личности», выявить его специфику в китайской традиции;

дать панорамный обзор современной музыкальной культуры Китая и ее выдающихся достижений на мировой арене;

определить роль и значение универсальной личности в пространстве китайского музыкального искусства;

раскрыть взаимообусловленность и взаимоопределяемость эпохи и личности на примере музыкального континуума Китая XX–XXI веков;

исследовать претворение феномена универсализма творческой личности на конкретных примерах выдающихся музыкальных деятелей Китая Лю Шикуня, Чжоу Гуанжэнь и У Цзуцзяна.

Теоретико-методологической основой диссертации послужила концепция исследования универсальной личности в широком культурном, социальном, историческом и научном контекстах, воплощенная в трудах Ю. Берестенникова, Н.К. Гаврюшина, Н.В. Гончаренко, В.Е. Гарпушкина, С. Маркова, В.С. Семиной, Е. Синицына, О. Синицыной, Ю.А. Толкачева. Названные авторы сформировали основные методологические подходы к рассмотрению феномена универсализма творческой личности.

Важную для диссертации роль сыграли философские и культурологические труды Н.А. Абрамовой, И.А, Алимова, С.А. Ан, Н.А. Бердяева, Л.С. Переломова, Л.М. Степановой, Е.А. Торчинова и других ученых о проблематике личности вообще: данный корпус работ стал фундаментом для определения специфики универсализма личности в западной и китайской традициях.

Разумеется, огромное значение для формирования концепции настоящего исследования оказала методология многоаспектного рассмотрения деятельности личности в музыкальном мире, представленная в трудах китайских ученых-музыковедов Ван Юйхэ, Вэй Тингэ, Ли Хуаньчжи, Лю Чэнхуа, Лян Маочунь, Мин Янь, Су Ся, Цзюй Цихун, Чжао Сяошэн, Чжоу Цинь, Чэнь Сюй, Ян Иньлю и других.

Материал исследования составили русскоязычные научные работы Г.М. Шнеерсона, В.С. Виноградова, С.М. Серовой, М.Е. Кравцовой, Е.В. Васильченко, В.Н. Юнусовой, У Ген Ира, Бянь Мэн, Чан Лиин, Ван Ин, Хоу Юэ, Хуан Пин, Сюй Бо, У На, Лю Ли, Юй Дун, Чжун Фан, Линь Сяолин, посвящены различным аспектам современной музыки Китая. Эти работы помогли в составлении аутентичного панорамного обзора сегодняшнего состояния музыкального искусства в стране.

В качестве существенных для диссертации источников следует назвать опубликованные в сети Интернет интервью, биографии Лю Шикуня, Чжоу Гуанжэнь и У Цзуцзяна, статьи об их творчестве и деятельности, а также об актуальных на текущий момент событиях и персоналиях музыкальной культуры Китая (конкурсах, концертах, коллективах, исполнителях и т.д.). Эта часть источников обладает определенными преимуществами для освещения проблемы настоящего исследования, поскольку информация о героях диссертации, содержащаяся в интернет-пространстве (китайском, англоязычном, русском), более мобильна, оперативно обновляется, отражает те факты и события, которые пока еще не стали достоянием печатных публикаций.

Очень значимыми в контексте настоящей работы источниками явились опубликованные в Китае музыкальные произведения У Цзуцзяна, запечатленные на компакт-дисках антологии исполнительского искусства Лю Шикуня и Чжоу Гуанжэнь, вышедшие в печати научные, учебно-методические труды названных музыкантов.

Методы исследования: в диссертации применены методы исторического, контекстуального, музыкально-теоретического, интонационного, сравнительного анализа.

Основные положения, выносимые на защиту.

Универсализм творческой личности – сложный феномен, издавна являющийся объектом внимания биографов великих людей (в том числе композиторов, исполнителей, музыковедов) прошлого и настоящего. Он подразумевает как разносторонность и всеохватность знаний, умений, навыков в разных областях науки, искусства, культуры, так и многоаспектную компетентность в какой-либо одной сфере.

Универсальная личность и время, в которой она творит, взаимообусловлены. Деятельность универсальных личностей может рассматриваться в качестве двигателя прогресса в науке, искусстве, обществе, определяющего облик эпохи. В то же время и сама эпоха служит необходимой средой для расцвета и востребованности многих способностей личности. Абрис этого тезиса прослеживается в интерпретации универсализма в различные исторические эпохи.

Идейное обоснование и исторические предпосылки универсализма личности в западной и китайской философии и культуре отличаются «точкой отсчета»: западная традиция подчеркивает индивидуальное в проблематике личности, китайская – социальное. Ориентация на общество как на генеральную цель приложения разносторонних талантов личности выступает одной из важнейших черт национального менталитета Китая.

Небывалый подъем и атмосфера созидания, которые присущи облику китайского музыкального искусства XX века и наших дней, являются во многом заслугой универсальных личностей – таких, как Сяо Юмей, Ма Сы-Цун, Цин Чжу, Дин Шан Дэ, Ван Лисан, Ли Инхай и многих других музыкантов, гармонично сочетающих различные (педагогические, композиторские, исследовательские, исполнительские, организаторские, общественные, политические) ипостаси внутри своей профессии.

Лю Шикунь, Чжоу Гуанжэнь и У Цзуцзян – выдающиеся фигуры китайского музыкального континуума XX–XXI столетий. Их творческая деятельность длиною в полвека вносит огромный вклад в становление и развитие музыкального искусства Китая. Исполнительство, обширная педагогическая практика, научные труды, новаторство в сфере композиции, сочетающей верность национальным истокам и открытость европейским традициям, организация учебных музыкальных центров, общественная работа и, как результат, мировое признание названных музыкантов являются отражением феномена универсализма творческой личности.

Научная новизна заключается в том, что впервые:

проведено развернутое исследование, посвященное проблеме универсализма творческой личности и специфике ее преломления в пространстве китайской музыкальной культуры;

объектом специального внимания становятся различные грани творчества Лю Шикуня, Чжоу Гуанжэнь и У Цзуцзяна;

собран, проанализирован, научно осмыслен и введен в обиход российского музыкознания значительный массив исторического, научного, биографического, фактологического и музыкального материала, касающегося выдающихся представителей китайского музыкального искусства и раскрывающего их многогранную творческую деятельность в контексте проблемы универсализма личности;

обосновано использование подхода к целостному осмыслению деятельности мастеров китайского музыкального искусства культурно-историческими и современными реалиями страны.

Теоретическая значимость результатов диссертационного исследования состоит в том, что:

выявлен и систематизирован объемный массив научных источников по проблеме универсализма личности;

обобщены и адаптированы существующие подходы к указанной проблеме применительно к музыкальной современности Китая;

специфика феномена универсализма личности в китайском культурном (в том числе и музыкальном) пространстве аргументирована менталитетом нации и историко-социальными реалиями страны;

особенности многовекторной деятельности Лю Шикуня, Чжоу Гуанжэнь и У Цзуцзяна, внесших большой вклад в становление и развитие профессионального музыкального искусства в стране, теоретически обоснованы с позиций проблематики универсализма творческой личности;

создана теоретическая база для дальнейших научных исследований, посвященных проблеме универсализма личности не только в контексте китайской, но – шире – мировой культуры.

Практическая значимость работы заключается в том, что результаты и выводы диссертации, использованная в ней методология изучения феномена универсализма творческой личности в широком социокультурном контексте существенны и важны для аналогичных исследований. Материалы работы представляют основательную базу для последующей разработки рассматриваемой в ней идеи не только на материале музыкального континуума Китая, но и других стран.

Рекомендации по использованию результатов диссертационного исследования. Материалы диссертации могут стать частью курсов по истории музыкальной культуры XX века, включены в содержание дисциплин «Психология музыкального творчества», «История музыки стран Востока», «История музыкального искусства Китая», применены в научных работах, семинарах, при составлении учебных программ, разработке спецкурсов и методических пособий по проблемам творчества видных представителей музыкальной культуры стран Дальнего Востока, использованы в музыкально-пресветительской деятельности.

Апробация результатов исследования проводилась на заседаниях кафедры музыкального воспитания и образования РГПУ им. А.И. Герцена. Основные положения работы опубликованы в статьях, отражены в докладах на международных и межвузовских научно-практических конференциях. Материалы исследования были использованы при проведении лекций для студентов факультета музыки РГПУ им. А.И. Герцена.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы на русском, английском и китайском языках и нотного приложения. Содержание диссертации изложено на 165 страницах машинописного текста.

Проблема универсализма личности: взгляды, суждения, определения

Что же подразумевается под термином «универсализм личности»? Определения варьируются в зависимости от подхода - социального, философского, психологического. Междисциплинарный характер рассматриваемого нами термина побуждает обратиться к материалу словарей, чтобы выявить основные константы этого феномена в его различных интерпретациях.

Данная проблема в научной литературе практически не получила специального освещения. Так, автор защищенной в 1984 году диссертации на тему «Универсальность личности (социально-философский аспект исследования)» Ю.А. Толкачев отмечает, что «Отсутствие статей "универсальность", "универсальность личности" не только в "Философской энциклопедии", но и во всей советской справочной философской литературе отражает степень разработанности этой проблемы» . Сегодня, спустя несколько десятилетий, определения универсализма личности все-таки фигурируют в словарях и справочных изданиях: важно подчеркнуть, что именно данные жанры, фактически, выступают основными для современного исследователя.

Приведем множественные определения универсализма и среди различных в нюансах ракурсов рассмотрения этого явления попытаемся выявить концептуальные характеристики. Вот как трактуется этот термин Философским словарем20:

УНИВЕРСАЛИЗМ - всесторонность, многосторонность, всеохватывающее знание; стремление к целостности, форма мышления, которая рассматривает универсум как целое и пытается из этого довлеющего над всем целого объяснить, понять и вывести единичное (Платон, Аристотель, Фома Аквинский, Гегель). Социологический универсализм, выступающий против индивидуализма, имеет место у Адама Мюллера и Отмара Шпанна.

В Толковом словаре Ушакова содержится следующее объяснение термина21:

УНИВЕРСАЛИЗМ (лаг. universalis - всеобщий). 1. Разносторонность в знаниях, сведениях (книжн.).

2. В буржуазной этике - идеалистическое направление, выдвигающее идею единой общечеловеческой морали в рамках капиталистического общества (филос).

Словарь иностранных слов предлагает такое определение ": УНИВЕРСАЛИЗМ (н.-лат., от лат. universalis - всеобщий, общий). 1) стремление постигнуть все, обнять все явления природы и духа. 2) учение универсалистов.

В Толковом словаре Одісегова универсализм трактуется следующим образом" :

УНИВЕРСАЛИЗМ - Разносторонность, универсальность в знаниях, сведениях.

Большой Толковый словарь дает такое определение : УНИВЕРСАЛИЗМ - Разносторонность, широта знаний, профессиональных навыков и т.п. Примеры: Отличаться универсализмом. Универсализм композитора, рабочего, конструктора. Универсализм в воспитании, образовании.

Разумеется, рассматриваемый термин может иметь место и в других словарях, однако для вмведения некоей суммарной характеристики явления достаточно и приведенных. Итак, резюмируем, что одним из главных качеств универсальной личности будет выступать разносторонность (многосторонность, всесторонность), всеохватность знаний, умений, навыков.

Проблема универсализма творческой личности составляет пока еще большую исследовательскую лакуну в мировой науке. Как правило, универсализм отмечается биографами гениев как служебный, но отнюдь не самостоятельный аспект. Вместе с тем, существуют труды, в которых универсализму личности отводится достойное место. В первую очередь, это «Гений в искусстве и науке» Н.В. Гончаренко" : здесь универсальность гения рассматривается в отдельной главе. В 2004 году вышла свет книга отца и дочери Синицыных «Тайна творчества гениев»26, в которой также присутствует целая глава о таком непременном для гения качестве, как универсальность. Многие материалы «Тайны творчества гениев» опубликованы в сети Internet на сайте, авторами которого выступают создатели книги27.

В последние годы первого десятилетия XXI века создается проект GeniusRevive.com. Это сайт, посвященный природе гениальности, автором которого становится Сергей Марков - исследователь, работавший в качестве Фулбрайтовского ученого в Калифорнийском государственном университете (Фуллертон, США), а ныне являющийся профессором психологии в Университете экономики и права «КРОК» (Киев, Украина).

Кроме того, существуют и отдельные научные статьи, в которых в большей или меньшей степени, специально или «по касательной», на материале биографий разных выдающихся деятелей затрагивается проблема универсализма личности. Это статьи Ю. Берестенникова , B.C. Семиной" , Н.К. Гаврюшина30 и других.

Так, Н.К. Гаврюшин, обращаясь к деятельности трех великих личностей XVII века - М. Мерсенна, И. Кеплера и А. Кирхера - предлагает свое определение универсальности, основанное на расследовании значения двух латинских копией этого термина: «В соответствии с этимологией слова "универсальность" (образовано от латинских корней unus - один и verto -поворачиваю, "универсальность1 можно было бы по-русски передать как "едино-развертывание") мы будем понимать под универсальной творческой деятельностью такой процесс, который исходит из единого принципа и в силу своего последовв ельного саморазвития приводит к распространению сферы творчества данной личности на различные [курсив наш. - Ц.Ц.] обла-сти бытия и мышления» .

С. Марков в процессе исследования феномена универсальности предлагает собственную классификацию типов универсального человека, отталкиваясь и принимая во внимание те же критерии творческой личности, какие имеет в виду и Н.К. Гаврюшин, то есть разнообразие интересов, целостность и продуктивность:

«1. Эрудит, энциклопедист - человек, отличающийся многообразием и глубиной знаний.

2. Полимат, универсальный человек или ренессансный человек - обладающий обширными знаниями и разнообразными талантами, проявляющимися в различных предметных областях.

3. Универсальный гений - характеризующийся широтой интересов, разнообразными дарованиями, приводящими к творческим свершениям, имеющими высокую культурно-историческую значимость» . полиматов С. Марков рассматривает Цицерона (философ, юрист, лингвист, стилист, политик, оратор, государственный деятель), Омара Хайяма (философ, астроном, математик, поэт, царедворец), Николая Кузанского (теолог, философ, юрист, математик), Эрнста Теодора Амадея Гофмана (писатель, драматург, композитор, художник), Владимира Вернадского (философ, геолог, кристаллограф, минералог, общественный деятельно, президент Академии Наук), Александра Чижевского (философ, космобиолог, гелиобиолог, биофизик, позт, художник), Альберта Швейцера (философ, теолог, врач, музыкант, миссионер), Павла Флоренского (философ, богослов, математик, изобретатель, священник, инжепер-электрик) и многих других выдающихся деятелей науки и искусства (более тридцати примеров) .

Иллюстрируя тип «универсальных гениев», С. Марков обращается к выдающимся вкладам вклад в культуру, историю и развитие человечества Аристотеля (философ, метафизик, биолог, зоолог, логик, теоретик литературы и театра, политолог, воспитатель, учитель), Пифагора (философ, математик, исследователь музыкальной гармонии, создатель религиозно-философской школы), Леонардо да Винчи (философ, анатом, астроном, биолог, геолог, физик, изобретатель, художник, скульптор, архитектор писатель, гуманист, инженер), Авиценн-л (философ, астроном, химик, геолог, логик, физик, психолог палеонтолог, математик, поэт, педагог), Лейбница (философ, теолог, физик, логик, математик, историк, библиограф), Гёте (философ, ученый, естествоиспытатель, поэт, писатель, драматург, дипломат, государственный деятель), Ломоносова (философ, химик, физик, минералог, историк, астроном, филолог, географ, писатель, поэт, ритор, профессор, академик, приборостроитель, металлург), Рериха (философ, мистик, археолог, художник, писатель, поэт, основатель международных культурных движений, педагог, путешественник) и многих других (всего четырнадцать примеров)35.

«Будто Феникс из пепла...»: жизненный и творческий путь пианистки, педагога, музыковеда и общественного деятеля Чжоу Гуанжэнь

Среди многочисленных хвалебных эпитетов в характеристике творческой личности универсализм фигурирует далеко не всегда: по справедливым замечаниям некоторых исследователей «универсальных гениев в сравнении с людьми какого-то одного таланта довольно мало»127. Вместе с тем, проблема универсализма представляет собой один из «срезов» интереса научной мысли к загадкам творчества разностороннего гения.

В соответствии с этимологией самого слова " исследователи предлагают понимать под универсализмом творческой личности «такой процесс, который исходит из единого принципа и в силу своего последовательного саморазвития приводит к распространению сферы творчества данной лич-ности на различные области бытия и мышления» . Попробуем проследить «печать» этого феномена в жизни и деятельности одной из ярких личностей китайской культуры Чжоу Гуанжэнь.

Чжоу Гуанжэнь - знаменитая китайская пианистка, педагог и социальный деятель-активист. Он; і сделала огромный вклад в популяризацию фортепианного образования, продвижение и интерпретацию его как непременной составляющей облика современного человека. Гуанжэнь была первой китайской женщиной-пианисткой, принявшей участие и блестяще выступавшей в международных конкурсах. Она претерпела множество превратностей судьбы: родители возражали против ее выбора музыки в качестве дела всей жизни, муж покончил с собой во время Культурной революции, ее руки серьезно пострадали от травм. Каждый раз Гуанжэнь возвращалась к жизни и профессии - триумфально и твердо. Сегодня она говорит: «Когда ты прилагаешь усилия для реализации своей мечты, ты можешь встретиться с трудностями. Ыо если ты продолжаешь упорно стараться и дальше, твоя мечта обязательно сбудется»130.

Гуанжэнь родилась 17 декабря 1928 года в Ганновере131. Отец на момент ее рождения был аспирантом одного из технических вузов. Мама, будучи беременной Гуанкзнь, училась играть на фортепиано, что, несомненно, оставило свой отпечаюк на личности девочки. При рождении отец дал ей немецкое имя Урсула. В четырехлетнем возрасте девочка вместе с родителями возвратилась в Шанхай, где бабушка и дедушка дали ей имя Гуанжэнь, что, согласно цаосским верованиям, означает «огромная доброта».

При возвращении в Шанхай отец помещает Гуанжэнь в немецкую школу. Это учебное заведение имело высокую репутацию и считалось весьма престижным. Школа работала согласно разнообразному учебному плану и очень строгим порядкам. Кроме китайского, математики, естествознания, там были курсы английского, латинского, физического воспитания, музыки и, конечно, немецкого. Все учителя имели ученые степени доктора наук. Гуанжэнь полюбила сосредоточенную и в полном смысле слова научную атмосферу этой школы. Несмотря на то, что сама была не немкой, она лидировала в классе практически по всем предметам. Особенно любила уроки музыки и физкультуры. Школьные музыкальные занятия стали первыми кирпичиками в фундаменте ее прославленной музыкальной карьеры.

Однако школьных уроков музыки было недостаточно, чтобы удовлетворить страсть Гуанжэнь. Она часто застывала прямо на улице, если вдруг слышала фортепианную музыку, забывая обо всем на свете . Она сама не могла сказать, почему так жаждала звуков фортепиано. К сожалению, фортепиано в Шанхае был очень дорогим инструментом в 1930-е годы, и ее семья не могла приобрести его. Однако когда Гуанжэнь было девять, отец уступил уговорам и взял пианино напрокат с твердым условием - на первое место ставить школьные занятия, а игру на фортепиано не рассматривать как возможную будущую карьеру.

В юности у Гуанжэнь было несколько выдающихся учителей фортепиано. Первым был Циан Ци. В десять лет, во многом благодаря результативным занятиям с ним Гуанжэнь выдержала вступительный экзамен в частную школу Дина Шан Дэ и училась затем лично у него. Дин Шан Дэ ввел ее в мир музыки v открыл ей глаза на возможности фортепианного исполнительства. Третьем учителем Чжоу Гуанжэнь, с которым она занималась, параллельно обучаясь у Дина Шан Дэ, был вернувшийся из США Ян Джерен. Он убедил ее саму взять нескольких учеников: так Гуанжэнь получила первый ітгдагогический опыт. Необходимо отметить, что в начале 40-х годов XX века в Китае не существовало ни продвинутой педагогической системы, ни подходящего репертуара в фортепианной сфере. По словам самой Гуанжэнь, учителя основывались на старых методах, и уровень преподавания, конечно же, был весьма низким133. Вместе с тем, Циан Ци, Дин Шан Дэ и Ян Джерен являлись исключением из общего печального правила и стали для начинающей пиакистки настоящими путеводными звездами в мир музыки.

Вторая Мировая война и предшествующая ей обстановка не могла не оказать влияние на процесс обучения в немецкой школе: фашизм проник и туда. Каждый день перед занятиями все ученики должны были поднимать руку и кричать «Хайль Гитлер!». Гуанжэнь сочла это невыносимым, прекратила делать это или же демонстративно запевала какую-либо песню. Некоторое время спустя она добровольно покинула школу.

Уйдя из школы, Гуанжэнь просила своего отца дать ей возможность заниматься фортепиано на более профессиональном уровне, что подразумевало соответствующее материальное обеспечение. Отец не согласился с кардинальной сменой будущих ориентиров дочери и пытался урезонить ее: «Урсула, твой уровень очень хорош, ты могла бы заниматься иностранными языками и всем, что связано с ними. И более того - где ты собираешься ра-ботать в качестве музыканта в Китае?» . Гуанжэнь проявила твердость, пытаясь доказать свою верность избранному делу. Случилось так, что отец лишил ее всяческой - моральной и материальной поддержки; в результате Гуанжэнь ушла из семьи.

Так в 16 лет, из-за своей любви к фортепиано, Гуанжэнь осталась совсем одна. В это время она вс гретила своего четвертого учителя - итальянского пианиста по имени Марио Пачи (чей собственный учитель музыки был одним из «студентов» Ференца Листа). Марио обладал обширной эрудицией во многих сферах музыки, одинаково хорошо владел дирижерской палочкой и клавиатурой фортепиано. На родине он аккомпанировал известному итальянскому певцу Карузо, а прибыл в Китай в качестве дирижера. Именно Марио Пачи принял самое деятельное участие в организации первого в Китае Шанхайского симфонического оркестра и руководил этим коллективом более десяти лет; кроме того, Марио-пианист давал сольные концерты в Шанхае. В то же вре ія, он обучал игре на фортепиано и вокалу и славился как прекрасный учитель: ему обязаны, кроме Гуанжэнь, такие прославленные китайские пианисты, как Чжу Гонгай, Фу Цонг и другие. Правда, его требования к оплате были очень высоки - пять долларов за урок (двадцать долларов в месяц). Для того чтобы заплатить эту сумму, Гуанжэнь взяла себе более двадцати студентов, и ежедневно на велосипеде колесила весь Шанхай вдоль и поперек, спеша к своим ученикам.

Марио Пачи был чрезвычайно строг с Гуанжэнь. Он установил очень высокие требования для нее, начиная с базовой техники и заканчивая осмыслением музыки. Он привил Гуанжэнь понимание стилистических канонов исполнения произведений различных эпох. В пору занятий с Пачи, Гаунжэнь освоила довольно обширный репертуар, включающий прелюдии и фуги И.С. Баха, сонаты Д. Скарлатти, этюды М. Клементи и И.-Б. Крамера, сонаты В.А. Моцарта, избранные «Лирические пьесы» Э. Грига и «Песни без слов» Ф. Мендельсона.

Марио также придавал огромное значение независимости и силе пальцев: от него Гуанжэнь переняла бесчисленное множество технических «экзерсисов», ставших основой ее блестящей техники. Каждую неделю Гуанжэнь должна была выучивать несколько новых этюдов Крамера для развития техники; среди требований Марио значились исполнение на forte и в темпе presto. Кроме обязательной подготовки нескольких новых пьес ко встрече с учителем, Гуанжэнь ежедневно проводила часы за упражнениями как Крамера, так и специально разработанных самим Пачи, совершенствуя беглость и силу пальцев.

У Цзуцзян - композитор, педагог, исследователь, общественный деятель

У Цзуцзян - известный не только в Китае, но и во всем мире композитор, музыковед, педагог, видная общественная фигура. Многогранная и масштабная организаторская, кураторская, руководящая деятельность У Цзуцзяна, разнообразное в жанровом и стилистическом отношении творчество, научно-исследовательские труды, заслуги, достижения и авторитет в сфере современного музыкального искусства страны актуализируют в сознании исследователя, обращающегося к жизненному пути композитора, проблему универсализма творческой личности.

Творчество У Цзуцзяна охватывает широкий круг жанров для различных инструментальных составов - симфонического оркестра, струнного ансамбля, ансамбля народных инструментов, хора, голоса в сопровождении фортепиано и т.д. Наиболее известными масштабными опусами являются струнные квартеты, симфоническая поэма «На родной земле», оратория «Борьба с наводнением», музыка к балетам «Русалка» и «Отряд красных женщин», написанная совместно с Ду Минсинем. В сотрудничестве с Лю Дэхаем был написан Концерт для пипы с оркестром «Маленькие сестры степи». В творческом багаже композитора присутствуют многочисленные аранжировки традиционных песен, например, «Речная вода» для эрху с оркестром, музыкальная поэма «Лунный свет над рекой весной» для пипы с оркестром. Композитор обладает оригинальным стилем письма, сочетающим национальное своеобразие, со знанием и, разумеется, безупречным владением европейскими композиционными приемами.

У Цзуцзян также заявляет о себе как о блестящем исследователе, о чем свидетельствуют многочисленные и замечательные статьи и интервью, опубликованные в самых престижных периодических и научных изданиях страны; на этом материале воспитывается не одно поколение китайских композиторов и музыковедов. Важным акцентом в педагогической биографии композитора выступает создание в 1962 году учебника «Анализ музыкальных форм и композиций» на материале европейской и китайской музыки. В 1987 году этот труд был награжден Национальной премией как лучший учебник для колледжей и высших учебных заведений. Названный труд и по сей день является одним из основных пособий на факультете теории музыки и композиции Центральной консерватории. Со времени написания он неоднократно переиздается (сегодня студенты пользуются двенадцатым изданием) и насчитывает многомиллионные тиражи162.

У Цзуцзян, помимо выдающихся заслуг на композиторской и педагогической нивах, широко известен и как общественный деятель, оказывающий заметное влияние на культурную политику в Китае и мире. Между тем, этот разносторонне проявивший себя музыкант практически неизвестен российскому музыковедению - нет ни специальных трудов, ни отдельных статей, посвященных его жизни и творчеству. Однако масштаб деятельности этой уникальной личности и то музыкальное наследие, автором которого он является, требуют пристального исследовательского внимания.

У Цзуцзян родился 24 июля 1927 года в Пекине . Будущий музыкант не получил основательного школьного музыкального образования, но тяга к музыке побуждала заниматься самостоятельно, в чем он преуспел настолько, что в 1947 году смог поступить на факультет теории музыки и композиции в консерваторию города Нанкина. Там он знакомится со своей будущей женой Чжен Ли Цинь: молодые люди учатся вместе на фортепианном отделении. Под руководством и с помощью Цзян Дин Сьена - преподавателя в Нанкине - У Цзуцзян в 1950 году переводится в Центральную консерваторию (Пекин) и после ее окончания в 1952 году остается преподавать там композицию.

В 1953 году он отправляется в Советский Союз, в Московскую консерваторию. Его преподавателями были Евсеев СВ., Скребков С.С. (полифония), Рогаль-Левицкий Д.Р (инструментовка) У Цзуцзян учится вместе с дирижером Ли Делуном и певицей Го Шучжэнь (сопрано)164. Во время обучения У Цзуцзян создает несколько аранжировок народных песен - «Простой цветок риса» для женского голоса и фортепиано (1953) и казахскую народную песню для женского голоса и фортепиано «Ласточка» (1954) , Струнный квартет (1957), который высоко оценивается профессурой Московской консерватории, транслируется советским радио и издается. Такой привилегии удостаиваются очень немногие студенческие опусы. В числе произведений, написанных в Москве, следует также отметить Тему с вариациями для фортепиано (1954)166, Сонатину в двух частях для скрипки и фортепиано (1956), Рондо для скрипки и фортепиано (1956) , Симфоническую поэму в двух частях «На родной земле» для большого оркестра (1958). Дипломная работа У Цзуцзяна - оратория для большого симфонического оркестра, смешанного хора, сопрано и баритона «Борьба с наводнением» (1958) на основе стихотворения китайского поэта Го Мо Жо - демонстрирует блестящее знание начинающим композитором оркестрового письма и мастерское применение в названных произведениях полифонической техники: оба опуса заслуженно признаются широкой аудиторией Советского Союза, а впоследствии и на родине композитора - в Китае.

После завершения московского обучения музыкант в 1958 году возвращается в Центральную консерваторию Пекина. Этот период отмечен гастрольными поездками в СССР, Англию, Чехословакию, Японию и другие страны, где У Цзуцзян совмещает исполнительскую деятельность с судейской на многочисленных международных музыкальных конкурсах. Тогда же У Цзуцзян в содружестве с Ду Минсинем пишет музыку к трехактному балету «Русалка» (1959-1961)168, премьера которого состоялась в Пекине (1961)169, а также музыку к балету «Отряд красных женщин» (1964). Последнее произведение ожидает непростая сценическая судьба - во время Культурной революции оно издается с большими купюрами (1970), искажающими авторский замысел, и лишь по окончании этого драматического в истории Китая периода партитура балета в частично восстановленном виде снова выходит в свет. Полная - оригинальная - версия музыки к балету «Отряд красных женщин» будет издана спустя долгие годы - в 2004 году . Как и в случае с балетом «Русалка», на основе музыки к «Отряду красных женщин» композиторы Ду Минсинь, Ван Янь Цяо (ученик У Цзу Цзяна), Ши Ванчун, Дай Хунвэй создают Концертную сюиту (1964). В 60-е годы XX века композитор пишет музыку к кинофильму «Двенадцатый поезд» (1960), а также музыку к драме «Женитьба Фигаро» (1963), поставленную Молодежным художественным театром в Пекинском дворце молодежи.

С 1970 по 1973 годы У Цзуцзян является членом музыкального отдела «Гуанмин Дэйли»171, руководителем которого был Ли Делун. Композитора назначают в названный отдел по политическим соображениям: как известно, начиная с 1966 года ситуацию в сфере культуры и искусства в Китае определяла так называемая Культурная революция, отразившаяся на судьбах многих художников, музыкантов, литераторов, драматургов. У Цзуцзян, соглас-но замыслу «банды четырех» " должен был собирать доказательства о несоответствии работников музыкального отдела существующей идеологии и их связи с советскими музыкальными кругами. Однако У Цзуцзян, напротив, использовал свою должность для тайного вывоза из Советского Союза пластинок с записями запрещенных в Китае композиторов. Удивительно то, что подобная деятельность закончилась для Ли Делуна, У Цзуцзяна и других сотрудников музыкального отдела без трагических последствий. Это опасное время и обретенные тогда крепкие дружеские связи послужили залогом крепкой привязанности У Цзуцзяна к «Гуанмин Дэйли»: впоследствии он с большей охотой публиковал статьи и интервью именно на страницах этого печатного издания.

Интеграция национальных традиций и европейского композиционного опыта в творчестве У Цзуцзяна как отражение проблемы универсализма личности композитора

Как уже было отмечено выше, У Цзуцзян является автором более чем 100 произведений, включая песни, хоры, камерную музыку, оркестровые сочинения, балеты, концерты, драмы и музыку к фильмам . Подобный жанровый универсализм и стремление охватить различные музыкальные сферы подкрепляется универсализмом иного плана: освоением и последующим соединением инонационального и национального. Так, много лет подряд он осуществляет попытки интеграции китайской традиционной музыкальной культуры и передового европейского опыта, сочетания народного инструментария и симфонического оркестра. У Цзуцзяном создан ряд работ, демонстрирующих исключительно бережное отношение к народной музыке, например, «Лунное отражение в Эркуане весной» для оркестра эрху (1973), «Воды реки» для эрху и оркестра (1982), музыкальная поэма для пипа с оркестром «Лунный свет над рекой» (1980) и другие.

Однако в целом ряде своих сочинений, наряду с подчеркиванием яркого национального колорита и обращением к народному тематизму и инструментарию, композитор использует откристаллизовавшиеся в мировой композиционной практике приемы письма. Так, гармоничным сопряжением народного и зарубежного в стилистике, композиции, формообразовании отмечены такие произведения композитора, как Тема с вариациями для фортепиано (1954), Сонатину в двух частях для скрипки и фортепиано (1956), Рондо для скрипки и фортепиано (1956), «Плач» для скрипки и фортепиано, «Мелодия народности Хуэй» для скрипки и фортепиано (1956), Квартет (1957), пьеса для струнного оркестра «Слушая сосны» (1990). Необходимо отметить, что, с одной стороны, такая особенность присуща стилю многих китайских композиторов . С другой, она выступает естественным продолжением и претворением проблемы универсализма личности самого У Цзуцзяна, на протяжении всего творческого пути стремящегося освоить различные музыкальные «территории» и, в итоге, создающего уникальные творения.

Таким образом, рассмотрение личности У Цзуцзяна сквозь призму проблемы универсализма будет неполным, если не обратиться к его произведениям, ткань которых доказывает масштабность творческого замысла и реализованные универсалистские тенденции.

Вокально-инструментальные произведения раннего этапа творчества

«Аромат цветов риса разносится над равниной»

«Аромат цветов риса разносится над равниной» можно рассматривать, как одну из первых проб пера начинающего композитора - эта аранжировка народной песни для женского голоса с фортепиано была создана У Цзуцзя ном во время обучения в Московской консерватории, в 1953 году. Имеет смысл привести текст песни, чтобы полнее прочувствовать степень слияния поэтического и музыкального образов.

1.Россыпь облаков подпирает солнце Горы, реки, все вокруг озарилось светом Плуг перевернет золотую землю, даст ей свободу, и равнина Превратится в зеленое море. Равнина превратилась в зеленое море Аромат! На 10 000 ли разносится аромат рисовых цветков! Аромат!

2.Россыпь облаков подпирает солнце

Когда приходит пора сбора урожая - в амбарах не хватает места Труд начинает новый круг, и равнина На 10 000 ли заполняется ароматом рисовых 1{ветов. Равнина на 10 000 ли заполняется ароматом рисовых цветов Аромат! на 10 000 ли разносится аромат рисовых цветков Аромат!

Пусть песня разносится вслед брызгам волн Плескающийся яркий соліща свет Словно он летит по небесам Бросает свои отблески на плещущееся море Ткет золотыми нитями узоры мечты

Ох, песня, песня,

Я пою о молодости, любви и надежде

Пусть песня разносится вслед брызгам воли в далекие страны

Пусть донесет до тебя любовь и надежду,

Содержащие неэюность (сладость меда) и аромат цветов.

Музыкальная составляющая произведения иллюстрирует «безмятежный» смысл текста. Обращает на себя внимание естественное для жанра аранжировки бережное отношение автора к народной песне. Несмотря на выписанную в тексте тональность - Е dur - У Цзуцзян, фактически, использует традиционную пентатонику (часто встречающийся в народных песнях лад гун), которая немедленно погружает слушателя в красивейшую «реку» неспешно льющейся китайской народной мелодии (пример 1) .

Характерной особенностью мелодики становится замкнутость каждого ее витка, простота ритмического рисунка, обилие терцовых ходов, которые, словно бесконечно нанизывающиеся кольца, придают всему музыкальному облику песни сходство с прихотливо сплетенным тонким кружевом.

Народно-песенная основа сообщает аранжировке стройность формы. Исходя из выше приведенного текста песни, становится ясной ее куплетное строение. В каждом куплете явственно различаются предложения, последовательность которых можно было бы представить формулой: вступление a al Ъ а2

В фортепианном сопровождении песни просматривается желание композитора минимальными средствами «раскрасить» мелодику, подчеркнуть ее изящество и национальный колорит. В инструментальной партии неизменно сохраняется пентатонная ладовая основа, ритм «верно» следует за изгибами вокальной мелодии: фортепиано здесь, без сомнения, несет в себе именно аккомпанирующую, а не самостоятельную функцию. Вся партия основывается на нескольких «комплексах». Первый из них (пример 2), заявленный в небольшом (два такта) вступлении, повторяясь с незначительными вариациями, сопровождает разделы a, al, а2 .

Второй (пример 3) вносит темповое и фактурное оживление в неспешность развертывания музыкальной мысли. Здесь появляется характерный танцевальный «подпрыгивающий» рисунок, длинные фразы вокальной линии сменяются более краткими. Этот комплекс сопровождает раздел Ъ.

Темп {Moderate» con moto), светлый оттенок лада, средний, будто приглушенный регистр и особенности покачивающегося, словно рисовые поля от дуновения ветра, сопровождения - все это «рисует» особый национальный колорит, помогает создать в воображении слушателя картину природы, о которой поется в песне. Разумеется, мышление национальными музыкальными «категориями» было свойственно начинающему композитору, только приехавшему в Советский Союз. Своеобразный облик произведений юного автора можно рассматривать и как дань памяти далекой Отчизне, и как волевое начало, продуцирующее поиски собственного, национально обусловленного стиля в творчестве. Имеет смысл привести в пример воспоминания композитора о первых годах обучения в Московской консерватории, в которых раскрывается именно эта позиция: «Я не могу не упомянуть человека, который учил меня, когда я был в Москве. Это профессор Евгений Осипович Месснер, под руководством которого были написаны некоторые из ... композиций. Евгений Осипович очень почтительно относился к китайской культуре и интересовался Китаем. Одним из его требований к написанию музыки, на которое он неоднократно мне указывал, был поиск пути собственного национального колорита и образа мышления [курсив наш. -Ц.Ц.]» ". «Аромат цветков риса разносится над равниной» - один из ярких примеров претворения композитором национальных традиций в творчестве.

«Ласточка»

Обработка для сопрано и фортепиано этой известной как в Китае, так и Казахстане народной песни была создана У Цзуцзяном в 1954, когда он учился в МГК им. П.И. Чайковского; год спустя Государственное музыкальное издательство СССР выпустило в свет партитуру опуса. Гоу Шучжэн - знаменитое в Китае сопрано - была его первой исполнительницей.

Текст песни, в соответствии с национальной ментальностыо, является олицетворением одного из самых востребованных в Китае поэтических приемов - метафоры

Похожие диссертации на Лю Шикунь, Чжоу Гуанжэнь и У Цзуцзян: три лика современного музыкального искусства Китая : к проблеме универсализма творческой личности