Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Янгэ - жанр национального музыкально-хореографического искусства Китая Ян Сяо Сюй

Янгэ - жанр национального музыкально-хореографического искусства Китая
<
Янгэ - жанр национального музыкально-хореографического искусства Китая Янгэ - жанр национального музыкально-хореографического искусства Китая Янгэ - жанр национального музыкально-хореографического искусства Китая Янгэ - жанр национального музыкально-хореографического искусства Китая Янгэ - жанр национального музыкально-хореографического искусства Китая
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ян Сяо Сюй. Янгэ - жанр национального музыкально-хореографического искусства Китая : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.02 / Ян Сяо Сюй; [Место защиты: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена].- Санкт-Петербург, 2010.- 208 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-17/85

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Проблемы генезиса, развития и жанровой дифференциации янгэ 10

Музыкально-хореографическое искусство Китая: жанры и их специфика 10

Генезис и развитие жанра янгэ 20

Разновидности янгэ: опыт характеристики 37

Глава II. Музыкальные особенности разновидностей янгэ 86

Северо-восточные янгэ 86

Шаньдунские янгэ 99

Янгэ южных и юго-западных провинций Хуагудэн 116

Хуадэн 138

Цайча 153

Заключение 160

Список литературы 160

Приложение 1. Фотоиллюстрации разновидностей янгэ 162

Приложение 2. Инструментальный состав разновидностей янгэ 181

Приложение 3. Танцевальные фигуры разновидностей янгэ 202

Приложение 4. Карта провинций Китая 209

Введение к работе

Актуальность исследования. Формирование представления о культуре разных народов является важнейшей задачей мирового современного искусствознания. В наши дни огромное значение для России имеют разнообразные экономические, политические, торговые, культурные, образовательные связи с крупнейшей державой Дальневосточного ареала - Китаем. Проникновение в особенности китайской культуры, ее традиций, а, значит, более адекватное понимание ментальности нации имеет в настоящее время не только узко специальное, то есть искусствоведческое, но - шире - поистине государственное значение.

В качестве одной из наиболее ярких форм выражения национального начала выступает, как известно, фольклор. Уникальной квинтэссенцией китайского народного творчества, на равных началах аккумулирующей в себе музыку, танец, жест, театрализованно-игровые элементы, является жанр янгэ. Янгэ без преувеличения можно назвать одним из ярчайших символов китайского культурного континуума Китая из-за огромной популярности и востребованности жанра у населения, что обусловлено его демократичностью и массовостью. Изначально будучи частью традиционной культуры, то есть подлинно фольклорным жанром, насчитывающим многовековую историю развития, янгэ в настоящее постепенно приобретает и серьезную профессиональную базу, о чем свидетельствует внимание музыкально-хореографических коллективов, именитых композиторов.

Содержательный и богатый в художественном отношении жанр в его системном аспекте до сих пор не становился объектом приложения исследовательских сил. Между тем, янгэ как феномен, неразрывно связанный с инструментальным и песенным фольклором Китая, хореографическим и драматическим искусствами, как носитель самобытности этноса, безусловно, нуждается в специальном внимании.

Насыщенность и сложность структуры янгэ, обусловленность генезиса и развития историческими, геополитическими, социальными, бытовыми факторами, а, значит, его исключительная информативность также определяют актуальность изучения.

Степень изученности проблемы. Основу современных представлений о музыкально-хореографическом искусстве Китая составляют монографии и исследования видных китайских фольклористов, искусствоведов, хореографов - Ван Кэ Фэна, Дун Си Цзю, Дай Лий, Ло Сюн Йена, Пан Суна, Сунь Дин Чаня, Сун Я Сюна, Хе Си Чжина, Хе Цзиань Яня и других. Собственно жанр янгэ рассматривается в работах названных авторов в качестве составляющей обширной культурной панорамы.

Как жанру, в котором определяющее место занимают песенный и инструментальный фольклор, янгэ уделяется внимание и в пласте научной литературы по истории и эстетике китайской национальной музыки, представленному именами таких ученых, как Ван Чжэнь Я, Динь (Ким) Вэй Да, Е Дон, Лиао Фу Шу, Сунь Суань Лин, Лю Дон Шен, Ся Е, У Гоу Дун, Хе Си Чжин, Хе Цзиань Янь, Цай Чжундэ, Цзинь Вэнь Да, Цяо Цзянь Цзун, Чжан

Дон Дон, Чжан Ши Бинь, Чжен Цу Сиан, Чжоу Цин Цин, Чэнь Бянъи, Юань Цзинь Фан, Ян Иньлю, Ян Мэн Лю и других.

Отдельные вопросы, посвященные конкретным разновидностям янгэ, раскрываются в специальных трудах Ван Кэ Фэна, Ли Жуэй Линя, Чжэн Сяо Жуна, Хе Си Чжина, Хе Цзиань Яня, Ху Тин Нин, Лю Сяо Чжэна, Чу Лю Тина, Ян Мин Кана.

Несмотря на то, что в России вовсе отсутствуют работы о янгэ, невозможно обойти вниманием ряд русскоязычных трудов как российских, так и китайских авторов, которые, не затрагивая сам жанр, предлагают обстоятельный обзор различных аспектов китайской культуры, что чрезвычайно важно для понимания специфики рассматриваемого феномена. В числе их назовем обширные монографии М.Е. Кравцовой, В.В. Малявина, У Ген Ира, Г.М. Шнеерсона, посвященные охвату культуры Китая как целостного явления, в том числе ее музыкальной, хореографической, драматической сфер. Важными для изучения жанра янгэ являются исследования И. Лисевича, Ма Кэ и Чан Л иин о китайской народной песне.

Названные работы, несомненно, представляют огромную ценность, но, вместе с тем, не восполняют имеющийся пробел в современном искусствознании: ни в России, ни в Китае пока не существует системного, обобщающего труда о янгэ.

Объект исследования - жанр янгэ от зарождения до настоящего времени.

Предметом исследования выступают проблемы генезиса, развития, жанровой дифференциации, региональных особенностей и музыкальной специфики янгэ.

Цель работы - рассмотрение жанра янгэ в его генетическом, историческом, региональном, структурно-содержательном и специально-музыкальном аспектах.

Задачи исследования:

охарактеризовать основные жанры музыкально-хореографического искусства Китая и обозначить место янгэ в этой панораме;

проанализировать историко-социальные условия возникновения янгэ;

рассмотреть этапы эволюции данного жанра в широком культурно-историческом контексте;

обозначить основные подходы к систематизации янгэ и обосновать важность географического принципа в классификации;

охарактеризовать основные разновидности янгэ с точки зрения образного мира, структуры, хореографических и драматургических особенностей, музыкальной специфики;

подробно исследовать музыкальную сферу жанра - раскрыть его естественные связи с песенным и инструментальным фольклором страны, выявить роль традиций драматического искусства в формировании музыкального облика янгэ.

Теоретико-методологической основой диссертации послужила концепция исследования янгэ в контексте общей культуры Китая, учитывающая многочисленные связи жанра с инструментальной, вокальной сферами народного творчества, а также драматическим искусством. Подобный подход представлен в трудах виднейших хореографов, фольклористов, культурологов Ван Кэ Фэна, Л о Сюн Йена, Пан Суна, Сунь Дин Чаня, Сун Я Сюна, Хе Си Чжина, Хе Цзиань Яня и других.

Схожий принцип исследования жанров фольклора в тесной сопряженности с другими явлениями народного творчества обнаруживается и в традициях российского музыкознания - именно на этом основываются в своих изысканиях Н. Владыкина-Бачинская, И. Земцовский, М. Лобанов, А. Не-крылова, Т. Попова, В. Пропп и другие видные российские ученые, фольклористы, исследователи.

При рассмотрении разнообразных взаимодействий янгэ с другими видами искусства Китая автор настоящей диссертации опирался на корпус фундаментальных трудов по истории культуры, истории и эстетике музыки, музыкальному фольклору, театральному и оперному искусствам таких ученых, как Ван Иао Хуа, Ван Юе Хуа, Диан Мин Дунь, Дин Шань Де, Динь (Ким) Вэй Да, Е Дон, Ли Чунь И, Лиао Фу Шу, Сун Я Сюн, Цай Чжундэ, Цзинь Вэнь Да, Чжоу Цин Цин, Чэнь Бянъи, Юань Цзинь Фан и других. Огромную важность для работы составили изданные архивные материалы и опубликованные результаты археологических раскопок, связанные с историческими свидетельствами о генезисе янгэ, его структуре, музыкальной и инструментальной составляющих. Авторами этих публикаций являются Го Най Ань, Ди Лиань Кан, Е Дон, Ли Чунь И, Лиао Фу Шу, Сунь Суань Лин, Лю Дон Шеен, Чжан Дин Вэй и другие.

В качестве источниковедческой базы предлагаемой работы выступают опубликованные в Китае многочисленные сборники народных песен и инструментальных мелодий: этот массив материала оказался неоценимым для исследования музыкальной специфики разновидностей янгэ, а также для осуществления анализа приведенных в диссертации музыкальных образцов.

Методы исследования: в диссертации использованы методы исторического, историко-географического, источниковедческого, музыкально-теоретического, сравнительного анализа.

Основные положения, выносимые на защиту:

Музыкально-хореографическое искусство Китая - сложное, удивительно богатое и разнообразное в художественном и жанровом отношениях явление. Отличительной чертой данного феномена является синтетичность практически всех составляющих его жанров, в которых гармонично взаимодействуют танец, музыка (как инструментальная, так и вокальная), нередко драматические и даже цирковые элементы.

Янгэ в своем генезисе и последующей эволюции тесно связан с историей и общим художественным континуумом страны. Социально-бытовые, географические условия, культурный контекст обусловили содержание и региональные особенности жанра.

Наиболее адекватным подходом к классификации янгэ, отражающим реальную картину бытования жанра, является географический, согласно которому основными разновидностями янгэ, существующими в настоящее время в Китае, выступают северо-восточные янгэ, шаньдунские янгэ, личанские янгэ, янгэ провинции Шаньси, янгэ южных провинций -хуагудэн, хуадэн, цайча.

Бытование разновидностей янгэ в различных провинциях Китая характеризуется как общими, так и индивидуальными чертами. Общее заключается в схожей для всех структуре жанра, непременной связи выделенных разновидностей с местным песенным, инструментальным фольклором, драматическим искусством. Индивидуальное определяется географическими, бытовыми, ментальными факторами.

Музыкальная сфера жанра отличается удивительным богатством, разнообразием, гибкостью. Своеобразие народного музыкального творчества каждой провинции обуславливает неповторимый облик янгэ: смысловые, ладовые, интонационные, композиционные особенности песен и инструментальных мелодий, отличия в инструментальном составе, уникальность ритмической составляющей выступают в качестве важнейших характеристик каждой разновидности.

Научная новизна заключается в том, что:

впервые в российской науке предметом специального исследования выступает синтетический жанр янгэ;

впервые проведено системное исследование янгэ в генетическом, историческом, региональном, структурно-содержательном и специально-музыкальном аспектах;

впервые собран и научно осмыслен огромный массив ранее неизвестного российскому искусствознанию фактологического и музыкального материала;

выявлены многообразные связи жанра янгэ с песенным и инструментальным фольклором Китая, традициями драматического искусства;

рассмотрено общее и индивидуальное в разновидностях янгэ, бытующих в различных провинциях Китая.

Теоретическая значимость результатов диссертационного исследования состоит в том, что:

выявлены особенности эволюции жанра янгэ в широком контексте истории и культуры страны;

обобщены существующие подходы к систематизации жанра и обоснована адекватность именно географического принципа классификации янгэ;

раскрыты общие черты и региональные особенности разновидностей янгэ;

проанализирован объемный пласт музыкального материала, во многом определяющего индивидуальные особенности разновидностей.

Практическая значимость заключается в том, что положения и результаты диссертации, равно как и примененная в ней методология изучения

феномена в его разнообразных связях с социокультурным континуумом могут стать основой для аналогичных исследований. Материалы работы представляют серьезную базу для дальнейшего изучения жанров музыкально-хореографического искусства не только Китая, но и других восточных государств.

Рекомендации по использованию результатов диссертационного исследования. Материалы диссертации могут быть использованы в научных работах, семинарах, ряде учебных дисциплин, например, таких, как «Народное музыкальное творчество», «Музыкальный фольклор стран Востока», «История музыки стран Востока» средних и высших звеньев музыкального образования, применены при составлении учебных программ, в лекционно-просветительской деятельности.

Апробация результатов исследования проводилась на заседаниях кафедры музыкального воспитания и образования факультета музыки РГПУ им. А.И. Герцена. Основные положения работы опубликованы в статьях, отражены в докладах на международных и межвузовских научно-практических конференциях. Материалы исследования были использованы при проведении лекций для студентов факультета музыки РГПУ им. А.И. Герцена.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и четырех приложений («Фотоиллюстрации разновидностей янгэ», «Инструментальный состав разновидностей янгэ», «Танцевальные фигуры разновидностей янгэ», «Карта провинций Китая»). Содержание диссертации изложено на 207 страницах машинописного текста.

Музыкально-хореографическое искусство Китая: жанры и их специфика

Танец является особым культурным явлением: он объединяет людей в их чувствах, соединяет души и танцующих, и созерцающих танец, накапливает в себе информацию и передает ее через поколения, доставляет эстетическое наслаждение и служит неисчерпаемым стимулом для творчества.

В Китае, как и в любой другой стране, музыкально-хореографическое искусство имеет очень древние корни. Разнообразные движения, оформленные в ритуальные, заклинательные обряды сопровождают человечество с давних времен. Постепенно танец расширяет свою функциональную сферу: помимо сугубо культового, в нем проявляется и эстетическое предназначение. Танец также обретает национальную окраску, становится знаковым, сложносимволическим явлением, служащим своеобразным способом передачи опыта, сокровищницы наследия внутри каждого этноса.

Музыкально-хореографическое искусство Китая отличается разнообразием форм и жанров. Народные празднества, коих великое множество, непременно сопровождаются коллективными выступлениями, суть которых довольно сложно вместима в простой термин «танец», поскольку каждое из них можно рассматривать как театрализованное музыкально-хореографическое представление массового характера. Подобная многосоставность, проистекающая от изначальной синкретичносте многих фольклорных жанров, отражает специфику китайской культуры. Именно поэтому понятие музыкально-хореографическое искусство, на наш взгляд, наиболее адекватно обозначает суть явления. Предложенный далее панорамный обзор издревле существующих в Китае танцевально-музыкальных жанров докажет правомерность такой позиции. На всей территории Китая получили большое распространение многочисленные традиционные представления, без которых не обходится ни одно праздничное народное гулянье. Чаще всего на улицах городов или обычных селений можно увидеть колонну ярко одетых людей, исполняющих янгэ с красочными платками, с барабанчиками, прикрепленными к поясу и прочим реквизитом. Востребованностью пользуются танцы львов и драконов, привлекающих всеобщее внимание сочными костюмами и огромными масками. В чести у жителей и короткие сценки-представления, которые исполняются в окружении толпы зрителей, а также боевые упражнения ушу, демонстрируемые мастерами в одиночку или же группой. Нередко1 можно стать свидетелем разнообразных акробатических выступлений;, которые являются не просто спортивными представлениями, но в равной мере с вышеперечисленными танцами отражают дух национальной музыкально-хореографической культуры Китая!.

В праздничных гуляньях принимают участие народные коллективы художественной самодеятельности. Ведомственные административные органы, руководители предприятий все более уделяют внимание созданию, поддержанию репетиционной и концертной деятельности коллективов, выступающих от имени своего района или предприятия. Ведь многие представления, связанные, например, с движениями на ходулях, акробатикой, ушу, требуют длительных упражнений и владения техникой исполнения. Таким образом, танцевальная культура в стране выходит на высокий профессиональный уровень.

Ниже предлагается краткий обзор наиболее популярных жанров музыкально-хореографического искусства Китая, востребованных и исполняемых в настоящее время.

Янгэ

Янгэ - одна из «жемчужин» танцевальной сокровищницы Китая. Благодаря неразрывной связи с календарным сельскохозяйственным циклом, историей и общей культурой страны, ярким, запоминающимся мелодиям, оживленным ритмам, богатству и изяществу танцевальных жестов янгэ пользуется огромной популярностью у людей. Являясь синтетическим жанром, янгэ соединяет в гармоническом единстве музыкальное, танцевальное и театральное искусства.

Во всем Китае ни одно праздничное гулянье и какое-либо торжество не обходится без традиционного шествия танцующих янгэ. Люди, независимо от своего возраста, с удовольствием включаются в общее действо, исполняют плавные движения в сопровождении оркестра (преимущественно ударных и духовых инструментов).

Танцующие шествуют в такт взбудораживающих ударов барабана и слаженно, как один человек, «рассказывают» при помощи движений и жестов какой-либо национальный сюжет. Нередко подобные представления сопровождаются народными песнями. Обычно каждая колонна янгэ имеет свои, отличные от других костюмы, ее участники загримированы под героев-персонажей из национальных сказок и преданий. Наиболее часто встречаются Белая змейка, умная волшебная мартышка Сунь Укун, монах Тан Сынь, идущий на Запад за буддийскими сутрами и многие другие.

Цвета костюмов янгэ яркие, сочные, насыщенные, у каждого исполнителя пояс из широкого и длинного куска шелка, концы которого держат в руках либо прикрепляют к запястью. Зачастую можно увидеть пышные веера: исполнители управляют ими с удивительной ловкостью и виртуозностью. Янгэ - чрезвычайно распространенный танец среди населения всей страны, пожалуй, самый популярный, востребованный и, без преувеличения, наиболее репрезентативный для китайской кульутры. Янгэ гибко взаимодействует с другими музыкально-хореографическими жанрами, естественно вбирая в себя некоторые «чужие» элементы, естественно превращая их в гармоничную часть своей структуры.

Для того чтобы наиболее полно представить себе суть жанра, являющегося объектом внимания настоящей работы, его место и значение в континууме национальной культуры, необходимо, пусть кратко, охарактеризовать наиболее известные и исполняемые музыкально-хореографические представления Китая, тесно связанные с массовыми народными празднествами.

Гаоцяо (представление на ходулях)

Это представление требует от исполнителя большого мастерства и солидной физической подготовки, подразумевающей регулярные тренировки. Среди населения есть немало мастеров и умельцев ловко передвигаться на ходулях высотой до двух метров. Как и в янгэ, выступающие на ходулях обычно загримированы по образу героев-персонажей из старинных романов, сказок, преданий - таких, как «Троецарствие», «Путешествие на Запад», «Белая змейка» и другие. Сложность исполнения гаоцяо заключается в необходимости адекватной передачи художественного образа при помощи разнообразных движений, па, кружений, что на ходулях представляет собой определенные технические трудности. Гаоцяо исполняется обычно в сопровождении оркестра ударных инструментов". У Лун - танец драконов

Танец драконов возник в древние времена. Из летописи известно, что в период правления династии Хань (206 г. до н. э. - 220 г. н. э.) танец драконов, который тогда так и назывался - У Лун или Шуа Лундэн, уже вошел в обы чай3.

С древних времен считалось, что дракон символизирует благополучие, приносит с собой благодатный дождь и даже больше - урожайный год в целом. Неудивительно, что издавна люди изготавливали различные фигуры дракона и использовали их на своих праздниках в том числе и в качестве «действующих лиц». Так, обычно из гибкого бамбука или проволоки мастерили конус головы дракона, покрывали шелком и искусно расписывали. Из 9, 11 или 13 колец (обязательно нечетное число) связывали туловище. В глазницы дракона вставляли свечи, придавая взгляду живость: таких драконов называли Лундэн, а тех, у которых были пустые глазницы, - Бу Лун. Самой важной частью всего дракона является голова, которая обычно весит около 30 цзин, т. е. около 15 кг. Управляют таким драконом при помощи системы шестов и веревок.

Исполнители танца одного дракона, у которого туловище обычно состоит из 9 звеньев, уделяют большое внимание его внешности, ловкости и естественности движений. Разукрашенная голова дракона весело «вздымается» и «вертится», «оглядываясь» вокруг, а туловище «извивается» и «кружится», особенно выразительно выглядит в танце хвост дракона. Разумеется, от артистов, управляющих таким исполином, требуется огромное мастерство и слаженность. Существуют также танец двух и более драконов, которые «выполняют» сложные синхронные движения, точно взлетая за высокие облака или вдруг опускаясь на дно морское.

Большое значение в танцах драконов, как, впрочем, и во всех танцевальных жанрах Китая, имеет музыкальная составляющая. В рассматриваемом случае именно сопровождение на ударных позволяет артистам ориентироваться в сложных фигурах драконьего танца и создавать поистине удивительные по ансамблевому мастерству композиции.

Разновидности янгэ: опыт характеристики

Проблемы жанровых разновидностей и их классификации - одни из наиболее важных в научном осмыслении современного бытования янгэ. Содержание этого жанра, а также особенности и форма его исполнения во многом зависят от национального менталитета: по этой причине у разных народностей, проживающих на территории Китая, а также в различных местностях формируются свои разновидности янгэ. Знание существующих подходов позволит создать наиболее полное представление об этом уникальном явлении культуры Китая.

В настоящее время в исторической, культурологической и искусствоведческой научной литературе Китая сосуществует несколько подходов к классификации янгэ, что, на наш взгляд, вполне справедливо и отражает реальную картину бытования янгэ в стране. В целом, подходы к классификации янгэ можно было бы перечислить следующим образом:

по географическому принципу;

в зависимости от выраженности и первостепенного значения либо песенного, либо танцевального начал;

в зависимости от используемого реквизита;

по инструментальному составу52.

Разумеется, вполне могут существовать и другие подходы, учитывающие более мелкие «детали» характеристики жанровых разновидностей. Здесь же перечислены, по нашему мнению, основные. Важно отметить, что все названные подходы тесно взаимосвязаны. Местность, ее история, климат, сельскохозяйственные и бытовые устои, обычаи естественным образом накладывают свой отпечаток на иерархию составляющих жанра, особенности инструментального состава, используемый реквизит. Вместе с тем, имеет право на самостоятельное существование и каждый подход в отдельности, когда исследовательские интересы касаются рассмотрения разновидностей янгэ в определенной местности (юг или север страны) или провинции.

Пожалуй, наиболее распространенной является классификация по географическому принципу. Так, янгэ в Китае в целом можно разделить на две группы: 1- южные и юго-западные; 2 - северо-восточные и восточные. Известный китайский фольклорист Лю Сюн Йен исследовал жанр янгэ и одним из первых установил принципиальную разницу между разновидностями янгэ в северных и южных провинциях53.

В янгэ, бытующих в южных провинциях (Юньнань, Фуцзянь, Гуандун, Гуйчжоу, Хунань и другие); акцент обычно делается на песенную сферу. Иными словами, южные янгэ представляют собой синтетическое театрально-танцевальное действо с выраженным песенным началом. В южных - теплых - провинциях Китая- выращивают рис и чай, являющиеся основными агрокультурами страны. Южные янгэ исторически исполнялись и исполняются по сей день во время каких-либо сельскохозяйственных работ (посадки риса, сбора чая и других), то есть они сохраняют свое изначальное предназначение - «пахотная песня», трудовая песня. Южные янгэ, как правило, сравнительно небольшие по размеру и исполняются маленькими группами. Из-за условий бытования (тесная сопряженность с трудом) в них меньшее значение придается танцевальному началу: оно представлено несколькими видами довольно скромных движений.

Северные (Хэбэй, Шаньси, города Пекин и Тяньцзинь) Северовосточные (Хэйлуньцзян, Цзилинь, Ляонин), северо-западные (Шэньси, Ганьсу, Цинхай, Нинся-Хуэйский автономный район, Синьцзян-Уйгурский автономный район) янгэ - больше ориентированы на танцевальное действо. В названных провинциях янгэ исполняется во время больших праздников, а не во время работы. Янгэ здесь отличаются массовостью. Они представляют более красочное карнавальное, театрально-танцевальное музыкальное шествие. Танец, в том числе и в силу погодных условий — северо-восток Китая известей довольно суровым климатом, который обуславливает двигательную активность на улице - гораздо более выражен, нежели песня.

Справедливости ради следует отметить, что и в северо-восточных янгэ присутствует разновидность, в которой песенный элемент существует на равных правах с театральным и танцевальным: она называется «маленькая драма». Важно то, что появление такой разновидности на северо-востоке Китая также является результатом культурного обмена между провинциями, в частности, между севером и югом54.

Из естественных, обусловленных, как уже подчеркивалось, климатическими, историческими и бытовыми причинами различий между содержанием янгэ и «акцентами» внутри составляющих жанра в северных и южных провинциях Китая проистекают особенности многих разновидностей.

Принципиальным отличием между северными и южными разновидностями янгэ является возраст: южные возникают гораздо ранее северных и северо-восточных, поскольку сопряжены с календарным сельскохозяйственным циклом. На северо-востоке сельскохозяйственные отрасли не развиты в такой мере, как на юге, поэтому и жанры, неразрывно связанные с регулярными посадочно-уборочными мероприятиями, появляются на севере и северо-востоке значительно позднее. Объясняется подобная «миграция» налаживанием коммуникаций между провинциями.

Классификация в зависимости от реквизита также во многом определяется географическими причинами. Например, в северных и северовосточных янгэ,. более ориентированных на танец, охотно используются ходули различной длины, яркие, во время танца превращающиеся в «цветы» платки, веера и другой цирковой антураж, помогающий танцору наиболее убедительно воплотить тот или иной образ, в том числе и в акробатических трюках. Платок используется и в южных - «песенных» янгэ, наряду с излюбленными в тех краях зонтиками разного формата. Барабан и множество его разновидностей не только в качестве участника инструментального состава, но и качестве необходимого реквизита танцора - неотъемлемая черта янгэ провинции Шаньдун.

Инструментальный принцип, в свою очередь, также находится в зависимости от географического, поскольку в янгэ, более ориентированных на пение, большое место в инструментальном составе занимают различные струнные (эрху, баньху) и духовые (сона, ди) инструменты. Основу инструментального состава многих северных и северо-восточных янгэ, а также янгэ провинции Шаньдун составляют ударные - барабаны, гонги, тарелки.

Таким образом, в качестве первого систематизирующего шага в исследовании янгэ, по нашему мнению, выступает разделение по географическому принципу, поскольку место рождения определяет многие «внутренние» особенности жанровых разновидностей - реквизит, инструментальный состав, амплуа, специфику исполнительства, музыкальную и песенную сферы.

В настоящей работе автор будет придерживаться этого принципа: сначала подвергнутся рассмотрению наиболее репрезентативные для Китая географически обусловленные разновидности янгэ с точки зрения их общей характеристики, включающей анализ вышеперечисленных составляющих, затем, в отдельной главе работы, будут исследованы музыкальные особенности отдельных разновидностей янгэ, поскольку эта тема, бесспорно, заслуживает специального внимания.

К проблеме классификации северо-восточных янгэ

Прежде чем охарактеризовать основные разновидности северовосточных янгэ, необходимо отдельно оговорить следующий важный момент: возникнув именно в провинциях Ляонин, Цзилинь (Гирин) и Хэйлуньцзян, северо-восточные янгэ с течением времени и благодаря естественным коммуникациям (социальным, экономическим и т.д.) распространяются и в других местностях.

Северо-восточные янгэ включают в себя три основные разновидности55:

янгэ на высоких ходулях ,

янгэ на ходулях в один цунъ (то есть коротких) ,

янгэ на земле (то есть без использования ходуль).

Тесная изначальная связанность жанра янгэ с цирковыми представлениями58 и упоминавшимися в начале работы представлениями гаоцяо обуславливает использование ходуль разной длины. Эта специфика, а также инструментальный состав сопровождения являются важными принципами классификации янгэ.

Янгэ на высоких ходулях изначально зарождается на юге провинции Ляонин и затем, с течением времени, распространяется по всей территории Китая. Форма исполнения янгэ на высоких ходулях, в свою очередь, дифференцируется на два варианта: с большим и малым барабанами.

Северо-восточные янгэ

Янгэ - один из самых популярных жанров на Северо-востоке Китая. Востребованность этого синтетического действа обуславливается его тесной связью с национальными традициями и историей страны149, демократичностью и доступностью всем слоям населения - от молодежи до пенсионеров. Будучи когда-то трудовыми песнями-танцами во время посадки риса или других сельскохозяйственных работ, янгэ превращается в исключительно богатое, высокое по своему художественному уровню массовое представление, без которого не мыслим ни один праздник в Китае.

Сложная структура жанра основывается на гармоничном объединении на паритетных началах танцевального, театрального и инструментального искусств. Каждая из указанных составляющих отличается своими особенностями и, безусловно, заслуживает специального внимания.

Музыку северо-восточных янгэ отличает искрометность, жизнерадостность, а таюке особая чувственность, способная пробуждать у зрителей-слушателей эмоциональный отклик. Музыкальное сопровождение янгэ осуществляет ансамбль исполнителей на народных инструментах. Обычно используются две соны и группа ударных инструментов, в которую входят да-гу, тэйгу (большие барабаны), ло (гонг), бо (общее название тарелок). Ударная группа - носительница метроритмической основы - чрезвычайно важна: разнообразные ритмические рисунки исполняются поочередно либо соло, либо ансамблем. Иногда (в особенности это касается сценических, а не уличных представлений) в янгэ участвуют и струнные инструменты (смычковые эрху и баньху, а также щипковые пипа и янцинь) (См. Приложение «Инструментальный состав различных разновидностей янгэ»). В зависимости от жанровых разновидностей - янгэ на ходулях, или же янгэ на земле - инструментальный состав может различаться, но незначительно. Важнейшими источниками для музыкальной сферы северо-восточных янгэ стали распространенные в провинциях Хэилуньцзян, Ляонин и Цзилинь (Гирин) народные песни: известные национальные мелодии получают «вторую жизнь» в инструментальном исполнении.

Музыка северо-восточных янгэ основана на традиционной для китайскои музыки пентатонике: ладах гун, шан, цзюэ, чжи, юи . Лады гун и чжи чаще других используются в музыке северо-восточных янгэ. Этому есть несколько причин. Указанные лады отличаются светлой, «мажорной» окраской и наиболее подходят для выражения жизнерадостного, оживленного настроения. Большинство народных песен северо-восточных провинций Китая, в свою очередь, являющихся музыкальной основой янгэ, созданы именно в этих ладах151. По-видимому, такая востребованность ладов гун и член определяется ментальностью населения, проживающего на территории провинций Хэйлунцзян, Цзилинь (Гирин) и Ляонин. По мнению исследователей, музыкальные особенности народного творчества, богатая палитра мелодий янгэ -от задорно-отрывистых, откровенно жизнерадостных до чувственных, ярко и сложно эмоционально окрашенных - обусловлены, в том числе, и нравом людей. Так, песни «передают мужественный, вольнолюбивый, честный и горячий характер северян, в них сквозит удаль, откровенность, но порой и тонкое чувство юмора» .

Подобные наблюдения чрезвычайно важны для понимания специфики янгэ, поскольку этот жанр естественным образом наследует от песенного фольклора многие важные черты. Напевы янгэ характеризуются частой сменой ладов: мелодия может начинаться, например, в ладе чжи, а заканчиваться в ладе гун и наоборот, что является следствием прямого влияния народно-песенных жанров153. Прием смены ладов явственно виден в следующем примере I : лад гун, господствовавший на протяжении первых шести тактов (4+2), сменяется после «связки» (такты 7-8) ладом чжи (9 - 10).

Необходимо также отметить, что в народно-песенном творчестве северо-восточных провинций Китая отражается особое отношение людей к янгэ:многие песни получают соответствующие названия: «Смотреть драму», «Смотреть янгэ», «Петь янгэ» .

Мелодическая составляющая янгэ отличается еще и такой особенностью, как так называемый «скользящий звук». Этот прием может быть обозначен при помощи общепринятого термина глиссандо: суть его заключается именно в «скольжении» от одного звука к другому, что составляет специфику народно-песенного искусства Китая156.

В китайской инструментальной культуре зачастую используется подражание живому человеческому голосу. Именно поэтому инструментальная музыка, сопровождающая янгэ, характеризуется отсутствием сильной доли и перенесением многих приемов из вокальной, сферы: все это создает эффект «льющейся» речи. Отличительной чертой инструментального аккомпанемента янгэ является применение - как на струнных, так и на духовых - всевозможных глиссандо вверх и вниз , что требует от исполнителей владения различными техниками дыхания, артикуляции, штрихов.

Ритм является неотъемлемым условием формирования того или иного танцевального стиля. С одной стороны, любое движение в танце обусловлено заданным музыкой ритмом. С другой - музыкальный ритм напрямую зависит от ритма, заключенного в драматургии самого танца. Таким образом, основой танца становится связь этих двух ритмических начал.

Ритм тела в танце базируется на четко синхронизованных и гармоничных движениях ног и рук, которые «подсказывает» музыкальное сопровождение. Внутренний ритм - так называемая энергия танца - придает ему дополнительную привлекательность, а также позволяет достичь большей выра зительности действа, проявляет характерные национальные особенности танцевального искусства.

Ритмика песен северо-восточных янгэ взаимообусловлена движениями верхней части тела - разнообразными кружениями, поворотами, покачиваниями, круговыми оборотами, приседаниями, а также различными техниками для ног.

В северо-восточных янгэ чаще всего используются музыкальные размеры 2/4, 4/4 (это будет видно из дальнейших примеров). Трехдольные размеры также встречаются, но лишь фрагментарно, в качестве выразительного приема, который подкрепляет неожиданные смены настроений: «танцор то быстро перебирает ногами, то замедляет свои движения, останавливается, то резко пружинит коленями» . Таким образом, яркая стилистическая черта янгэ - контраст - выражена, в том числе и при помощи смены размера.

Другой характерной метроритмической чертой становится перенос ударений в такте. Например, «ударной» долей в размере 4/4 становится не первая, а третья, иногда четвертая доли.

Ритм мелодий северо-восточных янгэ очень изменчив и подвижен, отличается большим разнообразием. Основой ритмической сферы янгэ является целая система ритмических формул, исполняемых в строго определенных моментах танца. Так, в начале обычно исполняется ритмоформула для вступления (пример 2); как правило, ее воспроизведение поручается ударным инструментам - дагу, тэйгу (барабаны), дача (большие тарелки) ло (гонг), сяо ча (маленькие тарелки); струнным инструментам и собственно танцорам.

В качестве «дирижера» инструментального ансамбля обычно выступает исполнитель на дагу. Исполнители на сяоча задают быстрый или медленный темп своей пульсацией. Во время пауз в партии дача и ло танцоры обычно замирают в каких-либо позах, что можно сравнить со знаками «препинания» - своеобразными «запятыми» и «точками» - в этом танцевально-театральном представлении.

Ритмоформула для начала янгэ иногда носит импровизационный характер, но может быть и зафиксирована, определена (пример 2)159

Хуадэн

Хуадэн - одна из разновидностей янгэ, получивших распространение в южных и центральных провинциях. «Родиной» хуадэн традиционно считают провинцию Юньнань, поэтому нередко и такое название разновидности, как юньнаньский хуадэн. Это вовсе не означает, что исполняют хуадэн только в Юньнань: он пользуется народной любовью в Хунань, Хэнань, Гуйчжоу, Сы-чуань.

Круг мелодий хуадэн чрезвычайно широк и состоит из народных песен конкретного региона, однако встречается и песенный фольклор других провинций. Важно отметить, что в хуадэн присутствуют переработанные мелодии времен, предшествующих Минской эпохе.

Сравним для примера исполняемую в хуадэн песню «Провожаю мужа» (пример 34 б) с юньнаньской народной песней «Если дождь не напоит цветы, они не расцветут»192 (пример 34а). Мелодическое и ладовое строение этих песен весьма схожи; с течением времени в народную мелодию исполнители внесли свои изменения, и в результате из народной песни получилась мелодия для хуадэн. 34 а Народная песня «Если дождь не напоит цветы, они не расцветут»

В структуре песни отчетливо различаются четыре фразы, в конце которых - своего рода «остановки» (выше отмечалось, что подобная черта также характерна и для песенных разделов хуагудэн в провинциях Аньхой, Хэ-нань). Песня основана на ладе юй (h-d-e-fis-a-h; fis-a-h-cis-e-fis). В качестве отличительных особенностей следует отметить «извилистость» и изящество мелодического рисунка, прихотливость ритмического начала.

Из образца видно, насколько родственными в мелодическом отношении оказываются две песни. Вместе с тем, в рассматриваемом примере есть и свои особенности. Здесь появляется вступление (1-4 такты), собственно слова куплета начинаются с 5 такта. Далее, лад данного образца - шан (h-cis-e-fis-a-h), в отличие от предыдущего юй. «Остановки» в конце каждой фразы становятся в этом варианте уже не такими продолжительными, как в песне «Если дождь не напоит цветы, они не расцветут»: эта особенность подчеркивает большую подвижность песни «Провожаю мужа», ее компактность и «единое дыхание». Примерное содержание:

Провожаю мужа, ма-цзо-тун-ло-тун-цзо!

Около чемодана лежат деньги, ма-цзо-тун-ло-тун-цзо!

Деньги, ма-цзо-тун-ло-тун-цзо!

В одном из эпизодов хуадэн, называемом «Весенние гулянья», актеры в ролях старика с внучкой часто исполняют дуэтом песню «Собираю цветы»193 (пример 35), рисунок которой, с одной стороны, напоминает мелодии двух вышеуказанных песен, но, с другой, в нем уже четко ощущается танцевальный характер. Ритм, по сравнению с предыдущими примерами, становится более гибким и пластичным в соответствии с танцевальными движениями вэй, которые сопровождает эта мелодия.

Как и в песне «Провожаю мужа», здесь также присутствует инструментальное «вступление» (1-4 такты, в нотном примере отмечено скобками). Кроме того, структура рассматриваемого образца подразумевает и инструментальный «отыгрыш» - своеобразное «заключение» (19-24 такты, также отмечено скобками). Помимо уже отмеченного появления выраженной тан-цевальности и оживленности, напев «Собираю цветы» отличает от вышепри-веденных переменность лада. Здесь это лады чжи (a-h-d-e-fis-a) и шан (e-fis-a-h-d-e).

Важной композиционной особенностью песни является антифонный способ исполнения: чередуются сольные фразы и и хоровые «припевы» (каждый - по два такта).

Примерное содержание:

Соло (старик): Я исходил много мест, внучка ...

Хор: Много, много, младшая сестра!

Соло: Я считаю, сколько, внучка!

Хор: Много, много мест, как большая корзина, младшая сестра!

Соло: Вкусные блюда везде, внучка!

Хор: Все попробуй, моя младшая сестра!

Соло: Говорю вам, внучка!

Хор: Утоли жажду после вкусной еды, младшая сестра!

Основные движения в юньнаньском хуадэн - вэй, которые представляют собой своего рода символ непрерывности, выраженный в пластике. Разумеется, музыкальное сопровождение этих движений четко скоординировано с танцем. Это обуславливает такие особенности мелодий хуадэн, как чистота, ясность, текучесть, редкие паузы-цезуры, «широкое, длинное дыхание». Структура мелодии чрезвычайно проста: она включает в себя четыре предложения (пример 37). Основа напева хуадэн из Юанмоу - лад юй (d-f-g-a-c-d).

Во время исполнения инструментальной мелодии актеры хуагудэн танцуют. Это - часть общего для жанровой разновидности правила: инструментальные мелодии служат сопровождением для, танцевальных эпизодов; звучание же песен обычно не «перебивается» танцем.

В музыкальном, сопровождении хуадэн традиционно с давних времен использовались следующие инструменты: хуцинь народности дянь, флейта ди, юэцинь, саньсянь, барабаны, гонги, тарелки и другие ударные. Впоследствии к этому составу присоединились цимбалы, пипа, жуань, шэн, эрху, а также тицинь (см. Приложение «Инструментальный состав различных разновидностей янгэ»). Состав оркестра не является четко установленным и зависит от условий исполнения.

Примером неразрывной связанности хуадэн с национальным песенным фольклором является песня «Двойной цветочный барабан» (пример 37 а), очень часто используемая в юньнаньском хуадэн. Ее мелодика перекликается с известной народной песней «Жасмин» из провинции Цзянсу (пример 37 б), что, в свою очередь, доказывает существование естественного культурного обмен между регионами страны. Юньнаньский хуадэн в последнее время становится объектом для профессионального и научного осмысления. В хореографических училищах Китая хуадэн - одно из самых востребованных направлений обучения у студентов. Популярность данной разновидности жанра не оставляет в стороне и композиторов, которые пишут музыку специально для хуадэн. Образцом такого внимания является мелодия «Весна- на чайных плантациях в горах» (пример 38) Ван Цуй У.

В хуадэн из Гуйчжоу традиционно используется большое количество музыкальных элементов из цайча. Так, мелодия «Сбор чая» (пример 40) широко распространена в северном районе Иньцзян; по своей мелодии близка к подобным песням, исполняемым в других провинциях Китая.

Спокойный темп, напевность, исключительная мягкость, даже текучесть мелодического рисунка служат залогом ее популярности. Песня, как видно из примера, состоит из двух фраз (по 6 тактов); во втором предложении происходит модуляция из первоначального лада гун (g-a-h-d-e-g) в лад юй (e-g-a-h-d-e), что придает мелодии выразительность и мягкий печальный оттенок

Если в хуадэн используется народная мелодия без слов, то во время ее исполнения танцуют: движения артистов мягкие, плавные, они не отличаются тем размахом и темпом, как в центральных или северо-восточных провин-цииях страны.

В инструментальный состав хуадэн из Гуйчжоу входят такие ударные, как барабаны, гонги, тарелки, а также струнные - юэцинь, эрху, флейта ди и другие инструменты в зависимости от масштаба представления (см. Приложение «Инструментальный состав различных разновидностей янгэ»).

В Сычуань также бытует хуадэн. В этой провинции хуадэн имеют местные названия - Сюшань хуадэн, Лушань хуадэн и Пэйло хуадэн. Исполнителей, как правило, не так много - чаще всего это одна женщина (ее всгда зовут Сюан Мэйц) и один комический персонаж (его зовут Хуаз, или Хуа Биз, или Тан Эр).

Формы исполнения также бывают разные. Есть варианты, в которых танцевальные разделы занимают большее место. Это - шуадэн, что буквально обозначает «танцы с фонарями». Особенностью этого варианта является использование одной мелодии или песни на протяжении всего представления. Песенные разделы в таких представлениях связаны с наиболее популярной в этих местах тематикой - сбором чая, поэтому нередко заимствуются песни из цайча.

Другая форма исполнения подразумевает большую драматическую и музыкальную насыщенность. Так, между танцевальными разделами вставляется развернутый песенный эпизод с театрализацией. Здесь уже используется целый «ассортимент»- народных мелодий. Содержание подобных песенно-театральных разделов обычно строится на двух излюбленных тематических сферах: любовной и трудовой.

Приведенный ниже образец народной песни «Иду с коромыслом из хуанъян204» (пример 42) используется именно во второй форме исполнения хуадэн в провинции Сычуань.

Похожие диссертации на Янгэ - жанр национального музыкально-хореографического искусства Китая