Введение к работе
Актуальность тема. Классическая музыка Индии я ее базисная основа - искусство рати - представляют одно ив неповторимо самобытных явлений в истории музыкальной культури. Уникальная по своей протяженности во времени и пространстве, эта художественная традиция неизменно обнаруживала свою неиссякаемую жизнеспособность и актуальность в различные историко-культурные эпохи развития индийского общества; вдохновляла творчество ряда видных западноевропейских комповиторов нашего столетия. Не случайно.поэтому музыкальная культура Индия привлекает особенно пристальное внимание ученых в последние десятилетия.
Однако, накопленный к настоящему времени достаточно объемный и ценный в научном отношении материал свидетельствует о том, что многие аспекты классической музыки Индии остаются вне поля зрения ученых. Это и неудивительно. Так, филооофско-эстетическая концепция основополагаодей дефиниции классического исполнительства - искусства рати, столь нее универсальная, сколь и масштаб -ная, сумела обобщить явления в известном смысле надвреманные.Чем глубже изучаешь феномен раги ', тем более убеждаешься в необъятности его проблематики и одновременно полисемантичной сложности этой системы. Последнее обстоятельство вызывает потребность пе-
' Термин рага употребляется в работе в различных словосочетаниях. Раскрытие его фвлософскс-эстатических, теоретических аспектов связано с использованием двухсложных фонем: доктрина раги, концепция рагв, феномен раги; особенности высокопрофессио -нальной практики классического исполнительства ассоциируются с понятием искусство раги.
реемотра ряда упрощенных методологических подходов, существукщих, в частности, на сегодняшний дзяь в оценках искусства рати, необходимость раскрытия принципиально новых граней в осмыслении массовым сознанием яемчушаны мирового худокественшго наследия.
Ведущиеся в последние годы в отечественной музыкальной теории систематические исследования в области разработки концепций стиля и эволюции композиторского мышления выявили существенные пробелы в представлениях о принципах музыкального формообразования, истории становления и развития музыкальных жанров. Детальное рассмотрение особенностей (в том числе психологических) восточного музыкального мышления на примере индийской рага несомненно пополнит ресурсы теоретической базы русского музнкозшния.даст обильный материал для обобщений стилевых эволюционные процессов.
Объектом исследования стало ключевое понятие классического музыкального искусства Индии - рага. Она явилась главным структурирующим звеном национального музыкального мышления, детерми-нирупциы всю систему выразительных средств индийской музыкальной-традиции, ее неповторимую самобытность. Вписавшееся значительной главой в историю худогественной культуры Индии, искусство рати определило сжжетообразуициа и композиционные принципы настоящей диссертации.
Цель и задачи исследования. Цель настоящей диссертации -выявить новый спектр подходов к феномену раги. На основе научно-теоретического обобщения уже известного в индологии, а такне во многом принципиально нового фактологического материала в сфере стиле- и жаврообразования профессиональной исполнительской практики как выракения этико-филоеофской мировоззренческой парадигмы народов Индии, представляется возыоеным проследить подвигность
принципов взаимодействия формы и содержания в эволвдии национального музикального мышления. Анализ концепции рати в контексте общих воторико-яультурвнх процессов открывает перспективу видения художественного наследия Индии - непрерывную линию стилистической преемственности классической музакальной традиции. Желая дать максимально объемную и целостную характеристику понятию индийское классическое музыкальное искусство, автор стремится о возможной полнотой реконструировать панораму особенностей его социального функционирования.
Цели исследования определили необходимость решения ряда взаимосвязанных задач, в том числе:
рассмотрение эстетических основ концепции рати как особых феноменов художественного сознания древности и средневековья;
выявление генезиса и этапов кристаллизации типологии классического музыкального наследия Индии в контексте проблемы преемственности культуры;
анализ социально-исторических детерминант эволюции традиционного искусства;
определение общих и особенных (локальных) черт худокест-зенво-стнлевой системы юане- (карнатак) и североиндийской (хиндустани) исполнительских школ классической музыки;
интерпретация искусства рати как культурно-общественного института.
Научная новизна работы. Доктрина рати до сих пор не получила комплексного исследования, аналазирупцего его концептуальную природу. В настоящей диссертации в научно-музыковедческий обиход вводится расширительная трактовка явления рати - как динамичной оелостной многоуровневой системы взаимосвязей принципов ладо-,
формо-, стиле- и жанрообразованяя, а в более широком смысле -как системы нац29ЕальЕОГО музыкального мышления.
Искусство рати как образец высокопрофессиональной исполнительской практики рассматривается в работе в контексте проблеми культуронаследования - многовековой преемственности в развитии индийской традиции. Именно поэтому исследование охватывает столь внушительные хронологические рамки, способные высветить динамику роста классической традиции - от процесса кристаллизации к ее кульминационному взлету и проекцией на ХК век.
Вопреки мнению ряда ученых; о застойном характере классического традиционного искусства Индии, автор, учитывая реальную историческую подвикность духовных феноменов, стремится раскрыть диалектическую суть развития рати: неразрывно связанное с философ-ско-эстегическими концепциями древности, как цементирующими факторами преемственности традиции, классическое музыкальное искусство Индии шесте о тем постоянно развивалось и обновлялось; процесс гволвдии культуры шел при сохранении ее интеллектуальной самобытности на протяжении колоссального периода времени. Таким образом в настоящей диссертации акцентируется оптимистическое отношение к традиции как социокультурной дефиниции - ее донашзчеокие, животворящие элементы, способные не только активно включаться в процесс развития, по а сыть его движущими факторами.
Настоящее исследование поднимает и освещает ряд оригинальных проблем, ранее не затрагиваемых в литературе по музыкальной индологии , но сегодня приобретающих социально-значимые масштабы. Б даооертедии осуществляется своеобразная эстетическая реабилитация искуоотва рати - впервые последовательно проводится мысль о гуманистических традициях классической индийской музыки. Именно бла-
годаря своему гуманистическому потенциалу, а также неиссякаемой способности нахождения оптимальных форм социального функционирования, высокая профессиональная культура смогла донести свое неистощимое, живое дыхание до наших дней.
Эта научная идея подтверждает результативность эстетических подходов к явлениям культуры. В частноота, в контекст работы вводится устойчивый тезис о социально-эстетических функциях классического наследия как продукта политической истории страны. Важной здесь представляется аргументация тесной взаимообусловленности происходящих в стране политических перемен и возникновения ряда прогрессивных тенденций в музыкальном искусстве, вызванных к жизни демократическими процессами в развитии общества. Значительные сдвиги і социально-экономической структуре Индии изменили не только систему ее общественных отношений, материальную жизнь народа, но и склад его духовной культуры.
Наконец, в диссертации ставится и научно обосновывается проблема регулятивной и интегрирующей функции индийской классической музыки. В условиях Индии - страны этнической, языковой, конфессиональной многоукладноета, классическое музыкальное искусство как высший образец устойчивого своеобразия культуры способствовало укреплению широкомасштабного единства духовных ориентации жизнедеятельности общества, еглашшанию в нем социальных конфликтов. В частности ингегративная роль раги не ограничивалась формами межкультурного синтеза, но и распространялась на уровень микроб-структур - синтеза различных видов национального художественного творчества: процесса живого функционирования музыкальной традиции в русле поэзии, зрелпгошх форм, изобразительного искусства и архитектуры. Подобный полифункциональкый подход открывает широкие
возможности для комплексных культурологических, социологических исследований теории орэдневекового искусства, его эстетики, а также психологии музыкального творчества.
Значительные по своим масштабам достижения индийской музикальної культуры далеко не полностью укоренились в контексте CCI-ременного музыкознания. Существующие некоторые пробелы в отечественной, музыкальной индологии отчасти восполняет настоящая диссер-тация, где предпринимается .попытка реконструкции генезиса и основных этапов исторического развитая классического индийского музыкального искусства. Хронологическое повествование развертывается диахронно: эволюция философскс-эотетической базы раги исследуется параллельно с многообразными формами исполнительской практики классического искусства. В научный обиход вводятся новые имена и новые факты художественной жизни, дающие новые импульсы в подходах к концепции классического искусства применительно к различным историческим эпохам.
Решение вышепоставленных задач не представлялось бы возможным без опоры на фундаментальные труда отечественных и гарубежных . востоковедов, индологов, музыковедов. В поле зрения автора были историко-теоретические исследования проблем художественной культуры Индия Е.ПДелышева, Г.М.Бонтард-Девина', ПД.Гринцера.В.С.Се- менцова, И.Д.Серебрякова, АЛ^Дубянского-1', философскс-эстети -
' Челышев ЕЛИндийская литература вчера и сегодня. - Ы., 1989. Челышев Е.П. Сопричастность красоте и духу: Взаимодействие культур Востока и Запада. - М., 1991, Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. - М., 1993, Гринцер ЇІ.А, Основные категории классической индийской поэтики. - М., 1987, Семенцов B.C. Проблеми интерпретации брахмаьической прозы: Ритуальный симво -' лизм. - М., 1981, Серебряков И.Д. Литературы народов Индии. - И.,
- ? -
ческиз и искусствоведческие публикации АД.Дитыана, А.Х.Вафы, Ю.М.Алихавовой, М.ПДотовскоВ, А.А.Суворовой, И.И.Шептуновой ', аналитические разработки семантики музикального синтаксиса и исполнительства М.Г.Арановского, ЩВ.НазайкинсЕого, Г.В.Григорье-
2/
вой, Э.П.Федосовой, Г.хГолозинского, И.Й.ЗемцоБСкого ', монографии видных востоковедов-музыковедов И.Р.Еолян, Н.Г.Шахназаровой, С.П.Галицкой, В.С .Виноградова ', а также непосредственно связанные с тематикой настощей двссертации и содержащие перспективнее научные идеи работы талантливых отечественных музыкове -
Продолж. сн.1/ со с.6
1985, Дубянский A.M. Ритуально-мифологические истоки древнета-
мяльской лирики. - М., 1989.
' Лишав АД. Современная индийская философия. - М.,1985, Вафа А.Ї., Литман А.Д. Философские взгляда Джавахарлала Неру. -М., 1987, Алиханова Ю.М. Индия// Музыкальная эстетика стран Востока. - М., 1967. - С.35-139, Котовская М.П, Синтез искусств. Зрелищные искусства Индии. - М., 1982, Суворова А.А. У истоков новоиндийской драмы. - I'., 1985, Шептунова И.И. Очерки истории эстетической мысли Индии в новое и новейшее время. - М.,1984.
2/
' Арановский М.Г. Синтаксическая структура мелодии. Исследование. -М., 1991, Е.В.Назайкинский. Логика музыкальной композиции. - М. ,1982, Григорьева Г.В. Стилевые проблемы русской советской музыки второй половины XX века. - П. ,1989, Федосова Э.П Русский музыкальный классицизм. Эстетика. Структура. Концепция.: двтореф. дас. доктора искусствоведения. - М., 1993, Головин -ский Г.Л. Композитор и фольклор. - М. ,1987, Земцовский И.И. Фольклор и композитор. - II., 1978.
**' Еолян И.Р, Традиционная музыка арабского Востока. - М., 1990, Еолян И.Р. Очерки арабской музыки. -М., 1977, Шахназарова Н.Г. Музыка Востока и музыка Запада. Типы музыкального профессионализма. -М. ,1983, Шахназарова Н.Г. Национальная традиция и композиторское творчество. - М.,1992, Галицкая СП. Теорэтичео--кие вопросы монодии. - Ташкент,1981, Виноградов B.C. Индийская рага. - М., 1976.
дов-андодогов Т.Е.Морозовой, Г.В.Крылова, Е.М.Алкон^ и индийских ученых .
Диссертация снабжена масштабной библиографией по данной теме, в которой автором систематизированы публикации отечественны;: и зарубежных иузыковадов-андологов, представленные главным образом в российских библиотеках.
Метода исследования. Работа написана в соответствии с методологическим подходом, откристаллизовавшемся в Отделе искусства стран Азии и Африки Государственного института искусствознания. Данный подход имеет два аспекта. I. Теряш "традиционная музыка" в нашам понимании включает два мощннх пласта художественной куль»
*' Морозова Т.Е. Раблндрошонгит. Песни Рабиндраната Тагора.-М., 1993, Крылов Г.Б. Оавовные принципы исследования санскритских музыковедческих понятий {на материале трактатов П-ХП вв.): Авто-реф. дос. ... канд.исжусствовадония.-М., 1990, Алкон Е.М. Музыкальная теория древней в средневековой Индии (Ладогональный аспект): Автореф.дас. ... каяд.искусствоведения. - М., 1989.
2/
Ayyangar Е. History of South Indian /Carnatic/ Music
from Vedic Times to the-Present.-Madras, 19?2, Bhatkhande V. Music Systems in India.- Delhi, 1984, Baattacharya A. A Treatise on Ancient Hindu Music. - Calcutta, 1978, Danielou A, Northern Indian Music. - New York, 1969. Deva Б. Indian Music. - Hew Delhi, 1974, Gangoly Q. Ragas and Raginis.. - Bombay, 1948, Goswami 0. The Story of Indian Music - Bombay, 1957, Jairazbhoy H, The Ragas of North Indian Music: Their Structure and Evolution. - London, 1971, Kaufnann 17. The Ragas of North India. - London, 1968, Kaufmarm VJ. The Ragas of South India. - London, 1976, Uewman D. The life of Music in Horth India: the Organization of an Artistic Tradition.
Detroit, 19S0, Prajnanananda S. Historical Development of Indian Music, - Calcutta, 1960, Premalatha V. Music Throught the Ages.
Delhi 1985, Ranade A. Hindusthani Music. Its Physics and Aesthetic. - Bombay 1971, Sambamoorthy P. South Indian Music. - Madras, Book 1-6, Strangways A. The Music of Hindostan. - Oxford, 1975,
туры Востока - фольклор и высокую профессиональную традицию. На -стоящая работа посвящена высокой классической традиции и его гек-чушне - искусству рагн. 2. Концепцию рати, как уке отмечалось,мы воспринимаем широко и систешо - не только как ладе—, но и структурообразующий принципы профессиональной восточной музыки.
Данная научная позиция, положенная в основу диссертационного исследования как генеральная методологическая основа, оказывается по своей сути диалектичной - раздвигает рамки методологических подходов к явлениям восточной культуры, в том числе - и pare.
Para в диссертации рассматривается в качестве оригинальной самодостаточной системы,координаты которой тесно взаимодействуя друг с другом, способны формировать новый, более высокий уровень организации - некую систему высшего порядка. Поэтому в основу анализа концепции рагн был полоаен комплексно-функциональный подход, предусматриваюций трактовку единичного - отдельно взятого компонента - с точки зрения его ыеста в общей системе отношений и той роли, которая позволяет ему сохранять ценностный баланс класси -ческой традиции в целом (1-ая и П-ая главы).
Доктрина рати оказалась феноменом настолько же устойчивы:.!, сколь и динамичный, энергетически мощным» Высветить эволюционные процессы в неуклонном поступательном двлкении классического музыкального искусства Индии а качественные сдвиги в его развития позволяет широко используемый в диссертации метод историко-срав-нительного анализа (Ш-я и ЗУ-я главы).
Наконец, в Заключительном разделе исследования автор счел методологически корректным прибегнуть к типологическому сравнению индийской рагн с феноменами внеевропейской музыкальной традиции и мировой музыкальной культуры. На основе обобщения анали-
- Логического материала диссертации выводятся типологические образио-стшшетячеохге параллели в контексте диалектической триада едв -личного, общего, всеобщего.
Практическая ценность работы. Результаты исследования мог?т быть использованы при дальнейшей, разработке ряда йундаментальык проблем изучения индийского, восточного и мирового музыкального искусства. В их числе:
стабилизирувде — динамическая роль социокультурной градации;
сравнительно - культурологическое изучение историко-типо-логических параллелей в музыкальном искусстве;
роль религиозного мировоззрения как системообразушцего фактора концепции музыкального искусства и др.
Выводы и положения диссертации найдут применение в качестве стартового материала для комплексного изучения локальных вопросов востоковедного музыкознания, таких как:
научные традиции понимания и интерпретации понятий рага, макам как сложных системных образований;
художественный канон в контексте средневекового синтеза искусств;'
конфессиональная неделимость полинациональной культури.
Рдц положений диссертации учитывался при подготовке и разработке программы годичного Фестиваля "Индия - СССР" (Москва, I987-I9S8 гг.), а также в научных дискуссиях и встречах с мастерами индийского искусства в рамках этого фестиваля. Методологические принципы, положенные в основу настоящей работы, способны активизировать позитивные научные поиски перспектив практического взаимодействия худоЕвственных культур Индии и России, а также
- II -
тгире - Востока и Запада.
Апробация -работы. Диссертация была обсувдена на Отделе искусства стран Азии и Африка Государственного института искусствознания. Материалы исследования автор смог апробировать в течение ряда лет пребывания в Индии, позволивших "погрузиться" в контекст искусства рати, прочувствовать "изнутри" природу исполнительства классической традиции, ее неуклонную внутреннюю направленность на развитие. Основные положения диссертации апробированы в публикациях: автора и на Международных форумах: "Профессиональная музыка устно! градация народов Ближнего Среднего Востока и современность" (Самарканд, 1978), "Культурные процессы в развивающихся странах" (Москва, 1986), "Борбад и художественные традиции народов Центральной и Передней Азии (Душанбе,- 1930).
Четвертьвековое изучение музыкального искусства Индии, результатом которого явилась данная диссертация, нашло отражение в печатных работах общим объемом свыше 18 п.л. В их числе - монография 'Тага и ее место в индийской музыкальной культуре" (М., 1993, 10 п.л.), а также разделы коллективных монографий, статьи в сборниках, энциклопедических изданиях, периодической прессе.
Структура и объем работы обусловлены поставленной задачей исследования и авторским подходом к анализируемой проблеме. Историке—эстетический характер диссертации определил ее композицию, которая носит характер очерков. Очерки не представляют собой систематического изложения истории индийской музыкальной культурыТ но объединяются обцей сквозной идеей - раскрытием глубоко самобытных черт индийской художественной традиции. Преимущественное внимание в них уделено периодам, являвшимися наиболее существенными в раскрытии узловых вопросов становления и" эволюции класси-
ческой музыкальной культуры Индии.
Диссертация состоит из Введения, четырех глав и Заключения, Общий объем диссертации 2S"? страниц. Работа содержит библиографии из 290 названий на русском и иностранных языках.