Введение к работе
Актуальность исследования. Процесс интенсивных преобразований современного музыкального языка в оригинальных произведениях для баяна, активизировавшийся в последней трети XX века, продолжился в XXI столетии. Он отразил общее направление изменений в общеевропейской системе выразительных средств академической музыки. Трансформации подверглась система привычных интонационных и функционально-гармонических тяготений, модифицировались средства музыкального языка – мелодия, гармония, ритм.
В этих условиях приобретенный исполнителями опыт интерпретации композиционных структур, жанрово-стилевого и интонационно-образного содержания произведений начал терять привычную для их истолкования опору. Сложность воспроизведения и восприятия смысловых значений инновационных элементов языка компенсируется привычной семантикой содержательных, формообразующих и коммуникативных функций выразительных средств музыки, сложившихся в предшествующей исполнительской практике. К их числу принадлежат и средства артикуляции на баяне, к которым, прежде всего, относятся инструментальные приемы игры и штрихи. Из них даже теоретически невозможно полностью исключить и некоторые другие средства выразительности, такие как динамика, тембр, темп, агогика, которые формируются в многолетней художественно-творческой деятельности. Однако в ряду средств музыкального языка приемы управления звукообразующими устройствами инструмента и штрихи занимают первостепенное место, и от них в большой степени зависит качество музыкального произношения.
Если к настоящему времени содержательные, формообразующие, коммуникативные функции динамики, тембра, темпа, ритма, метра, фактуры изучены и достаточно подробно описаны в специальной литературе, то средства артикуляции не получили аналогичной всесторонней разработки. «В музыковедении, пишет В. Максимов, множество сторон проявления артикуляции в теории и практике создавало довольно пестрое представление о предмете в целом, сотканном из сложного переплетения различных по составу «материалов» – технологических, педагогических, психологических, физиологических, математических, акустических, логических …». Многие вопросы теории остаются дискуссионными, отдельные положения в результате активно развивающейся практики исполнительства утратили свою значимость. Поэтому актуальным представляется обоснование роли артикуляции баяниста в универсальной системе выразительных средств музыкального языка.
Обращение к данной проблеме определяется необходимостью анализа артикуляции на баяне как целостного образования, выделения в ней отдельных составляющих и сравнительного изучения существенных признаков, связей, функций, отношений, уровней организации с конечной целью определения их места в структуре средств музыкальной выразительности.
Ракурс рассмотрения артикуляции баяниста в контексте традиций инструментальных культур академического направления обусловливается несколькими причинами. Во-первых, общностью закономерностей академиза-ции музыкального искусства, присущих различным направлениям инструмен-тального творчества, в том числе и исполнительству на баяне. Первоначальное освоение норм профессионального музыкального произношения и дальнейшее формирование оригинальных исполнительских навыков игры на баяне проис-ходило именно под влиянием ранее сложившихся классических школ игры на органе, фортепиано, струнно-смычковых, духовых инструментах и в пении. Музыканты этих специальностей зачастую являлись и непосредственными руководителями процесса подготовки будущих баянистов. Поэтому и в период становления, и в процессе последующего развития профессиональной культуры исполнителей на народных инструментах их влияние имело решающее значе-ние для формирования современного облика исполнителя.
Во-вторых, взгляд на артикуляцию баяниста в контексте академического инструментально-исполнительского искусства обусловлен специфическими артикуляционно-произносительными особенностями клавишно-пневмати-ческих инструментов, обладающих широкими функциональными и темброво-фактурными возможностями, множественностью способов формирования звука. Напевность и бесчисленная палитра различных оттенков звучания, динамическая подвижность филировок, обилие приемов атаки звука позволяют воспроизводить на баяне интонационную выразительность человеческого голоса, акустические и фонетические характеристики звучания многочисленных классических музыкальных инструментов. Неограниченные технические и художественно-выразительные возможности баяна позволяют говорить о нем как о самодостаточном музыкальном инструменте, способном к интерпретации огромного разнообразия содержания академической музыки.
В-третьих, произносительный потенциал баяна позволяет исполнителю успешно воспроизводить звуковую систему музыкального языка различных стран, народов, эпох, направлений, школ, композиторов. Сольная, ансамблевая и концертмейстерская практика исполнения монодийной, гомофонной и полифонической музыки формируют различный артикуляционно-произносительный опыт профессионального баяниста, который невозможно дистанцировать от музыкального опыта классических инструментальных культур академического направления. Исполнение музыки, разнообразной по содержанию и жанрово-инструментальным, жанрово-стилевым признакам, способствует формированию у баянистов имманентного артикуляционно-произносительного опыта, формирующегося и развивающегося в контексте общих закономерностей эволюции музыкального языка и речи.
В качестве объекта исследования определен комплекс художественно-выразительных средств, применяемых в практике музыкально-инструментального исполнительства. Предметом исследования является артикуляция (произношение) на баяне, сформировавшаяся в процессе академизации инструментального искусства.
Материал исследования составляют оригинальные сочинения и обра-ботки народных песен и танцев для баяна – В. Гальчанского, А. Дудника, Вл. Золотарева, В. Зубицкого, А. Кусякова, А. Онегина, И. Паницкого, В. Семенова, А. Тимошенко, Ю. Хатрика, А. Холминова, Н. Чайкина, Г. Шендерева; переложения органных и клавирных произведений западных классиков – И.С. Баха, Д. Бартона, Г. Венявского, В. Моцарта, Д. Россини, Д. Скарлатти, Р. Шумана и отечественных композиторов – С. Рахманинова, П. Чайковского, И. Шамо, Д. Шостаковича. Кроме того, для изучения вырази-тельных возможностей средств артикуляции и произношения баяниста привле-каются аудио- и звукозаписи известных отечественных баянистов – В. Бесфамильнова, В. Галкина, А. Дмитриева, Э. Митченко, И. Паницкого, В. Петрова, В. Семенова, А. Склярова.
Изученность проблемы. Впервые вопросы музыкальной артикуляции на теоретическом уровне были поставлены в конце XIX – первой половине ХХ века зарубежными учеными Т. Вимайером, Г. Келлером, К. Матеи, Г. Риманом. Большое влияние на их воззрения оказали науки о языке. Именно оттуда был заимствован и сам термин «артикуляция». Однако эти авторы вкладывали в данное понятие весьма противоречивое содержание. Это наложило значительный отпечаток на последующее развитие теории артикуляции.
В отечественном музыкознании вопросами артикуляции и произношения занимался в середине ХХ столетия известный музыкант и ученый И. Браудо. Он создал концепцию, избрав в качестве теоретической основы мотивное строение линеарных пластов музыкальной ткани. Ясное слуховое представле-ние исполнителя о соотношении сильного и слабого времени в мотивах (ямбе, хорее, амфибрахии) и о способах их исполнения (связно – раздельно) составили суть браудовского учения.
Со второй половины 90-х годов прошлого столетия теория артикуляции начинает наполняться новыми смысловыми оттенками. В состав артикуляции включаются средства динамики, тембра, агогики и некоторые специфические (технические) приемы игры на музыкальных инструментах. В таком «обнов-ленном» значении толкуют артикуляцию М. Имханицкий, О. Киселева, А. Клюев, Е. Либерман, В. Максимов, А. Сокол, Е. Титов. Становится очевид-ным, что термин «артикуляция в чистом виде» (по И. Браудо) перестает соот-ветствовать новому времени.
Огромная эмпирическая и теоретическая работа проделана учеными и музыкантами-практиками по изучению исполнительских приемов и штрихов, их классификации, определению особенностей для различных типов инстру-ментов. Среди работ, посвященных этим проблемам, необходимо выделить ста-тьи и учебные пособия И. Алексеева, П. Говорушко, М. Давыдова, Б. Егорова, Ф. Липса А. Онегина, А. Суркова (баян), Т. Докшицера, И. Мозговенко, И. Пушечникова, А. Федотова (духовые инструменты), Д. Рогаль-Левицкого, Б. Степанова, М. Чулаки (струнные инструменты).
Таким образом, за полвека российской истории в исследованиях вопросов артикуляции накоплен значительный опыт. Понятия «артикуляция», «произно-шение», «прием», «штрих» приобрели хотя и не всегда адекватные, но все же конкретные дефиниции. Предприняты усилия для определения границ явления, теоретического отделения его от близких по значению, таких как «фразировка» (И. Браудо) и «интонация» (В. Максимов). Выделены средства и функции арти-куляции (И. Браудо, Л. Баренбойм, А. Сокол, Н. Степанов, Е. Титов).
Однако сегодня нерешенными остаются проблемные вопросы о соотношении понятий артикуляция – произношение – интонирование, артикуляция – штрих – прием игры, не изучена роль психики исполнителя в формировании артикуляционно-произносительных процессов.
Цель исследования на основе опыта инструментальных культур ака-демического направления разработать современную теорию артикуляции и произношения на баяне, основанную на единстве психофизических и художе-ственных составляющих звукотворческого процесса и призванную способство-вать обогащению выразительных возможностей музыкального языка.
Задачи исследования:
дать характеристику эволюции средств артикуляции и произношения баяниста в структуре музыкального творчества и особенностей человеческого мышления;
расширить представление об артикуляции и произношении на баяне как о системе психофизических звукотворческих действий исполнителя в контексте имманентных технико-акустических и фонетических возможностей клавишно-пневматических музыкальных инструментов и задач художественно-значимой интерпретации музыкальных произведений;
сформировать терминологический аппарат исследования артикуляции и произношения музыканта-исполнителя;
определить место и роль артикуляции и произношения баяниста в сис-теме выразительных средств музыкального языка;
обосновать классификационные признаки и разработать типологию артикуляционных модусов баяниста в соответствии с традициями академического музыкального искусства;
дать характеристику артикуляционным модусам баяниста как способу художественного мышления музыканта-исполнителя.
Методологическую основу работы составляет комплексное использова-ние нескольких подходов, применяемых в искусствоведческих исследованиях, в том числе таких, как системно-структурный, историко-теоретический, герме-невтический и компаративистский. Кроме того, в исследовании использовались такие возможности познания, как наблюдение, синтез и обобщение исполни-тельского и педагогического опыта.
Теоретическую базу исследования составляют научные труды по музы-кальному искусству М. Арановского, Б. Асафьева, А. Демченко, А. Клюева, Л. Мазеля, В. Медушевского, Д. Рабиновича, С. Скребкова, А. Сохора, В. Холоповой, Е. Царевой, В. Цуккермана, в которых обосновывается историческая и жанрово-стилевая обусловленность художественно-выразительных средств музыканта-исполнителя, а также идеи и положения Л. Выготского, Л. Казанцевой, Е. Назайкинского, Б. Теплова, П. Якобсона, получившие научную разработку в психологических исследованиях процессов творчества, музыкальных способностей и теории восприятия.
Важной составляющей работы стали догадки выдающихся музыкантов-исполнителей и педагогов о ведущей роли слуховых представлений в формировании прочных звуко-двигательных стереотипов. Эти интуитивно понимаемые взаимосвязи по наследству передавали своим ученикам и последователям такие известные отечественные музыканты-исполнители и педагоги-пианисты, как Ф. Блуменфельд, А. Гольденвейзер, К. Игумнов, Л. Николаев, А. Рубинштейн, С. Савшинский, А. Скрябин и представители западной музыкальной культуры Ф. Лист, А. Шнабель. Их мысли утверждались в музыкально-исполнительской и педагогической практике, развивались и закреплялись в научных статьях и методических разработках авторитетных отечественных ученых и методистов. К их числу относятся работы Л. Баренбойма, Б. Бородина, С. Грохотова, В. Дельсона, Г. Когана, Г. Нейгауза, Л. Раабена, В. Рабея, М. Смирновой, А. Сокола, Н. Чайкина, Н. Юденича, В. Юзефовича, А. Ямпольского.
Основой для аналитической работы послужили эмпирико-теоретические труды Б. Степанова, М. Чулаки, Т. Докшицера, И. Мозговенко, К. Мостраса, И. Пушечникова, Т. Репчанской, О. Сапожникова, Е. Титова, А. Федотова, А. Фраёнова (смычковые и духовые инструменты), И. Браудо, Й. Гата, Й. Гофмана, Д. Процюка (фортепиано, орган), И. Назаренко (вокал), а также суждения и выводы, содержащиеся в публикациях специалистов в области ба-янного исполнительства и творчества Ю. Акимова, И. Алексеева, В. Бычкова, Д. Варламова, В. Галактионова, П. Говорушко, Н. Давыдова, Б. Егорова, В. Завьялова, М. Имханицкого, А. Крупина, Ф. Липса, В. Ломако, В. Максимова, Е. Максимова, А. Онегина, О. Панькова, В. Семенова, А. Чернова.
В данном диссертационном исследовании понятия «артикуляция» и «произношение» трактуются как взаимосвязанные и взаимообусловленные выразительные средства музыкального языка и исполнительской речи, вклю-чающей психические (мыслительные), двигательные (кинетические, сенсорные) и акустико-фонетические аспекты исполнительского творчества, выработанные многовековой практикой академического инструментального искусства.
Таким образом, под артикуляцией подразумевается система мыслительно-двигательных звукотворческих операций музыканта-исполнителя, направленных на выявление смысловых возможностей и значений языковой единицы музыкального синтаксиса. Под произношением подразумевается звуковая организация музыкально-исполнительской речи, объективирующей синтаксическое, интонационно-образное и жанровое содержание выразительных средств музыкальной речи.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
расширено представление об артикуляции и произношении баянистов в контексте традиций академических инструментальных культур и технико-акустических особенностей клавишно-пневматических музыкальных инструментов;
впервые в теории исполнительства на клавишно-пневматических инструментах артикуляция рассматривается с привлечением аппарата психологической установки (с позиции комплекса психофизических действий);
типология артикуляционных модусов баяниста представлена как иерархическая структура, элементы которой соотносятся как корреляционные парные признаки: ударно-безударно, лабильно-статуарно и связно-раздельно-отрывисто в сфере артикуляции и акцентно-безакцентно, мобильно-силлабично и слитно-расчлененно-кратко в сфере произношения (музыкального синтаксиса);
уточнены ключевые понятия, применяемые в диссертации, такие как «артикуляция», «произношение», «средства артикуляции», «штрихи», «приемы игры»;
расширена семасиология понятий «артикуляция» и «произношение»;
введено в научный оборот понятие «артикуляционный модус баяниста» («акустико-артикуляционная» или «звуко-двигательная установка»), представляющее собой состояние мышления, направленное на осуществление игровых (артикуляционных) движений в соответствии со звукообразными представлениями и ассоциациями исполнителя и приобретенным в многолетней профессиональной деятельности акустико-артикуляционным опытом.
Положения, выносимые на защиту:
типология средств артикуляции и произношения баяниста (САПБ), разработанная в контексте традиций инструментальных культур академического направления и рассматриваемая в русле особенностей звукоизвлечения на клавишно-пневматических инструментах, является системой, синтезирующей психофизические звукотворческие процессы музыканта-исполнителя;
артикуляция и произношение предстают как система взаимообусловленных художественно-выразительных и технических средств академического исполнительства, сформированная на основе комплекса психофизических звукотворческих действий музыканта;
артикуляционные модусы баяниста (АМБ) как важнейшие составляющие комплекса средств артикуляции и произношения баяниста, представляют собой осознанный музыкально-исполнительский опыт психофизических действий (сенсорный и кинетический), который закрепляется в мышлении исполнителя в виде совокупности акустико-артикуляционных установок личности;
артикуляционные модусы баяниста рассматриваются как целостное состояние психики исполнителя, как установка (настройка сознания) на решение практических целей и задач (Е. Назайкинский, Д. Узнадзе);
понятия «артикуляция» и «произношение» целесообразно рассматривать как взаимосвязанные и взаимообусловленные, и, вместе с тем, самостоятельные понятия, характеризующие разнообразные стороны единого художественного процесса, направленного на выявление и реализацию жанрового и выразительно-смыслового содержания музыки.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты существенно дополняют и развивают имеющиеся теоретические знания в области функционирования артикуляции и произношения музыканта-исполнителя, а также наполняют новым содержательным смыслом категориальный аппарат теории музыкальной артикуляции. Разработанные теоретические положения могут быть использованы в дальнейших исследованиях как составная часть целостной концепции развития художественно-выразительных средств музыкального языка.
Практическая значимость определяется тем, что результаты исследования могут служить основанием для активизации процессов мышления баянистов, развития и совершенствования артикуляционно-штриховой культуры и повышения художественного уровня интерпретации оригинальных сочинений и переложений классических музыкальных произведений для баяна. Материал диссертации может быть использован в учебно-воспитательном процессе начальных, средних и высших музыкальных учебных заведений в курсах: «Специальный инструмент (баян, аккордеон)», «Методика обучения игре на баяне-аккордеоне», «Методика обучения игре на инструменте», «Инструментоведение», «История исполнительства на русских народных музыкальных инструментах», а также при дальнейших разработках общих и частных вопросов методики и практики баянного исполнительства.
Апробация исследования. Обоснованность основных положений диссертации подтверждается ходом ее апробации. Диссертация обсуждалась на кафедрах истории музыки, народных инструментов, истории и теории исполнительского искусства и музыкальной педагогики Саратовской государственной консерватории (академии) им. Л.В. Собинова. Теоретические положения, практические результаты, содержащиеся в диссертации, излагались в докладах и выступлениях на следующих международных, всесоюзных и всероссийских конференциях: «Фольклор: Проблемы сохранения, изучения и пропаганды» (Москва, 1988), «Музыкальная семиотика: перспективы и пути развития» (Астрахань, 2006), «Влияние творчества И.Я. Паницкого на развитие современного исполнительства на баяне и аккордеоне» (Саратов, 2006 и 2011); «Баян: история, теория, практика» (Уфа, 2007). Основные положения и результаты исследования отражены в 10 научных публикациях.
Структура работы. Диссертация состоит из Введения, трех глав Заключения, Списка литературы и двух Приложений (I – звуковые образцы аудио- и грамзаписей известных баянистов-исполнителей; II – состав исполнителей и содержание звуковых файлов).
Необходимость дифференциации средств артикуляции и произношения на фонический и синтаксический уровни музыкального текста и совокупность произносительных и артикуляционных средств обусловили деление диссертации на соответствующие главы. Первая глава характеризует артикуляцию и произношение как целостный комплекс мыслительных и двигательных операций музыканта-исполнителя, в двух последующих главах исследуются различные формы функционирования акустико-артикуляционных установок баяниста в целостной системе выразительных средств музыкального языка.