Введение к работе
Актуальность темы. Творческое наследие Моцарта принадлежит к вершинным достижениям мировой музыкальной культуры. В этом году исполіпілось 240 лет со дня рождения композитора, но и по сей день искусство Моцарта живо и даже, пожалуй ближе нам, чем слушателям его эпохи.
"Предвидения" Моцарта коснулись многого. Изучение с этой точки зрения творчества Моцарта чрезвычайно интересно и отнюдь не исчерпано. Сказанное о новаторской устремленности относится ко всем проявлешіям спиш композитора, в частности — и к его музыкальному языку. Но, пожалуй, особый интерес в этой сфере представляет полифония Моцарта — та область техники композитора, которая созвучна полифоническим тенденциям XX века и которая значимостью своей заметно выделяет моцартовский стиль из ряда современных ему индивидуальных композиторских стилей.
Полифония Моцарта с давних пор привлекала к себе внимание исследователей. В его полифоническом наследии, наряду' с фугами, очень многообразно и в весьма большом количестве представлены и каноны. Однако они изучены гораздо меньше, чем его фуги, при том, что искусство Моцарта в области канона уже давно было оценено по достоинству.
Каноны Моцарта, хотя и не оставались вне поля зрения музыковедов, все же скорее бегло упоминались, нежели изучались специально и в полном объеме. Кроме того, основным объектом внимания являлись, главным образом, канонические фрагменты из произведений разных жанров, тогда как в наследии композитора есть и каноны, представляющие собой самостоятельные произведения. Подобные каноны примечательны с общетеоретической точки зрения Они предстают не только как форма музыкального произведения, но и как его жанр. Интересно, что такие моцартовскне каноны являются продолжением традиции, издавна существовавшей в западноевропейской музыке. Они менее известны, почти не упоминаются в литературе и совсем не изучены. Однако сегодня, из перспекгавы двухвековой музыкально-исторической эволюции, было бы неправильным игнорировать эти сочинения, выявляющие в творческом облике композитора еще одну характерную грань.
2.
Это и определяет актуальность предлагаемой диссертации, специально посвященной канонам Моцарта в свете традиций западноевропейского музыкального искусства.
Цель работы — представите изучаемый, весьма своеобразный материал в контексте музыкально-исторического развития.
Задачи исследования — систематизация и описание видов канона в творчестве Моцарта.
Методологическая работа — в диссертации применен комплексный метод исследования, основанный на сочетании исторического, эстетического и теоретического подходов к данной проблеме.
Научная новизна предлагаемой диссертации заключается в разработке следующих вопросов:
классификация исторически сложившихся видов канона в западноевропейской музыкальной культуре;
определение свойств канона как музыкального жанра и рассмотрение его эволюции;
— систематизация и описание видов канона в творчестве Моцарта.
Апробация.Практическая ценность работы. Диссертация обсуждена на
заседании кафедры теории музыки Московской консерватории и рекомендована к защите ( 20 .12.1996). Данная диссертация может быть полезна для курсов полифонии, анализа музыкальных произведений, истории зарубежной музыки, а также для дальнейших научных исследований в этой области.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, шести глав и заключения. Во введении обосновывается избранный ракурс исследования и формулируются его основные задачи. Начальная глава ("Развитие теории канона и каноны Моцарта") посвящена анализу литературы и становлению теории канона. Далее, в главах второй и третьей ("К истории понятия канон" и "Каноны в предмонартовское время"), в обзорном плане освещаются наиболее примечательные явления в искусстве канона домоцартовского времени.
В центре внимания — каноны Моцарта п их самых многообразных іроявлениях, рассмотрению чего отводятся четаертая, пятая и шестая главы (иссертащш ("Сочинения Моцарта, имеющие обозначение "канон", "Канон как ;отзвук" музыки небесных сфер", "канонические фрагменты в оперных, (ерковных, сонатно-симфонических произведениях Моцарта").
Объем основного текста — 225 страниц, включая нотные примеры (74 юмера) и схемы (15 номеров). Кроме того даются: список использованной [шературы (197 названий, из них 149 на русском языке, остальные на немецком, нглийском, итальянском, французском, латинском языках) и приложение, «держащее 24 музыкальных образца (из которых 22 — венские каноны Моцарта, [риведенные полностью).