Введение к работе
Византийское гимнографическое искусство издавна привлекает к ;ебе внимание не только византологов, но и специалистов, занимающихся пучением других средневековых музыкальных традиций. Исследователи г области музыкальной медиевистики весьма часто высказывают мнение, іто без знания и понимания музыкального наследия Византии, этого важнейшего звена в истории мировой и в особенности европейской музыкаль-юй традиции, невозможно полноценное изучение музыкальной культуры .редневековой Западной Европы и тем более древнерусского церковно-іевческоіо искусства.
Устойчивость интереса к византийской музыке и к византийской имнографни, в частности, объясняется во многом общностью проблем, с которыми сталкиваются исследователи, занимаясь той или иной средневековой музыкальной традицией. Особенно это характерно для изучения тревнсрусского певческого искусства, где ученые-музыковеды все чаще обращаются к византийским музыкальным прототипам в поиске ответов in многие актуальные для всей музыкальной медиевистики вопросы.
Музыкальная византинистнка на протяжении XX столетия добилась шачительных успехов.* Особенно продуктивным было изучение византийских музыкальных памятников так называемой средневизантиискои ютацин, что позволило решить проблему дешифровки рукописей XIІ-ХУ їв.. Накоплен достаточно большой материал по изучению конструктивных
* Следует отметить, что за последнее время в отечественной музыкальной шзаптинистике появился целый ряд работ, посвященных различным ас-іектам изучения византийской музыкальной традиции, среди которых выделяются работы И.Кондратович , Е.Герцмана , И.Школьник .
принципов, лежащих в основе музыкального ряда византийских гимнон особенностей ладовой организации песнопений . В музыкальной византи мистике сложились традиционные направления исследований, крторы главным образом сосредоточены вокруг проблем, связанных с изучение!* принципов нотации, ладовой организации песнопений, вопросы изучена отдельных гимнографнческнх жанров, конкретных певческих рукописей В то же время за скобками внимания исследователей остается ряд важ нейшпх проблем, среди которых, например, изучение жанровой системі византийской гимнографин, рассмотрение византийских песнопений рамках драматургии службы, типологическое изучение певческих рукопи сей и многие другие.
Одной из таких интереснейших тем, практически не затронутых м> зыкалыюй византииистнкой, является изучение возденет пин риторик на византийское гимиографпческое искусство. По отношению к тої средневековой музыкальной традиции по-прежнему актуально звучат елс ва академика Б.Асафьева, высказанные им еще в работе "Музыкальна форма как процесс" (М.,1930, с. 13): "До сих пор очень мало (даже почі совсем не) учитывалось воздействие на форму музыкальной речи и на кої струкцию музыкальных произведений методов, навыков и вообще дни; мики и конструкции ораторской речи, а между тем ріггорика не могла и быть чрезвычайно влиятельным по отношению к музыке как вьіразителі ному языку фактором. В особенности если принять еще по внимание ап тационное значение музыки (хотя бы культовой)."
Воздействие риторики, принципов ораторского искусства на музмк западноевропейской традиции — тема, достаточно активно исследуемая музыкознании. Здесь обозначились два основных направления: І) риторі ка и музыкальное формообразование (на материале музыки XVU-XX вв.).
где основное внимание уделено разделу dispositio классического риторического учения ; 2) музыкальная риторика и западноевропейское барокко,
посвященные в основном исследованию инструментальной музыки XVII-XVIII вв. с точки зрения риторического раздела elocutio.
Эта тема стала традиционной и для исследований древнерусской певческой традиции, в которых основное внимание сосредоточено на изучении связи риторики и словесно-музыкальной композиции песнопений [здесь затрагиваются два основных раздела риторики — dispositio и elocutio ) (работы И.Е.Лозовон, Н.В.Рамазатювой, Ю.В.Артамоноп). В отих работах намечается одно из важнейших направлений в изучении данной проблемы — анализ словесно-музыкальной композиции древнерусских імпхир с точки зрения всех трех основных разделов классического риторического учения (inventfo, dispositio, elocutio).
В нашей работе мы но сути продолжаем згу линию вглубь, т.е. обращаемся к истокам, к музыкальной традиции, исторически предшествовавшей древнерусскому певческому искусству и оказавшей на его формирование решающее влияние — к византийской гнмнографической традиции.
Актуальность и uoiiiuiia работы объясняется не только малой изученностью тгой темы, по и насущной необходимостью разработки обще-ісоретического подхода в изучении воздействия риторики на средневековое муімколм'їос искусство в целом. С этой точки зрения обращение именно к византийской традиции представляется не только логичным, но и исторически перспективным. Кроме того, византийская культура, как культура, обладающая всеми качествами риторической по существу, представляет собой тот благодатный культурно-исторический контекст, который позволяет прослезить процесс воздействия риторики в ее самых раз-
пня стало рассмотрение византийской гнмпої рафичсской традиции в рамках риторической культуры Византии (прежде всего с точки зрения теории и практики красноречия).
В Византии существовала высочайшая культура слова. Слово (и шире — словесное искусство) выполняло важнейшую объединяющую роль между различными компонентами богослужебного комплекса и различными сферами христианского творчества (будь то иконопись, гнмногра-фия или проповедь).
С таким представлением о роли и значении слова связан принципиально иной для музыкальной медиевистики подход в изучении византийских культовых гимнов, которые необходимо рассматривать как епшети-ческое искусство. В византийских песнопениях вступают во взаимодействие две стороны — поэтическая и музыкальная, каждая из которых обладает своими внутренними закономерностями. Вместе с тем следует признать тезис о первичности вербальной стороны песнопений, а следовательно, и принципов се организующих. Риторические же принципы, лежащие в основе поэтических текстов, выполняют объединяющую, связующую, координирующую роль, позволяющую воспринимать это искусство как целое.
Интерес к ораторскому искусству объясняется еще одним важным обстоятельством. Византии было завещано огромное количество трактаті по риторике (теории красноречия), которые мыслились составной частые литературной теории, а именно — как теория художественной прозы Именно в учебниках по риторике (позднеантичных и чисто византийских была заключена фактически единственная для того времени разработашкн система теоретической поэтики.
Рассмотрение этой важнейшей части историко-культурного коптек ста представляется необходимым прежде всего для выявления специфиче
скмх черт византийского литературно-художественного мышления (и шире — художественного сознания). Такой ракурс исследования позволяет сочетать адекватно-исторический подход (т.е. рассматривать гимногра-фическую традицию в контексте общих принципов художественного мышления) с конструктивно-теоретическим подходом, т.к. риторическая теория предлагает свой инструмент анализа словесной композиции песнопении, а значит и реальную возможность подойти к пониманию закономерностей существования зтого синтетического вида творчества.
Таким образом, главная задача исследования помимо общетеоретического имеет и методологический аспект, поскольку риторический подход позволяет разработать определенную методику аначнза различных уровнен формообразования в византийских песнопениях.
В качестве материала, привлекавшегося в работе, использовались византийские музыкальные рукописи, хранящиеся в ЦГАДА, отделе рукописей РГЬ, ГИМа, что особенно важно, т.к. речь идет о рукописях из отечественных хранилищ,, практически не востребованных в музыкальной впзантииистике. Предлагаемые расшифровки из этих рукописей (см: Приложение к диссертации) призваны не только проиллюстрировать основные положения диссертации, но п еще раз привлечь внимание исследователей византийской музыкальной традиции к отечественным рукописным фондам.
Круг вопросов, затрагиваемых в аналитической части диссертации, потребовал на определенном -этапе исследования основной проблемы расширения хронологического диапазона музыкальных памятников с включением версии отдельных песнопений в палеовизантийской (XI в.) и поідпевнзаппійекой нотации (калофопической традиции XIV-XV вв.).(Список использованных рукописей расположен в конце работы.) В . работе над диссертацией привлекались'также расшифровки из опчб.шко-
ванных византннских кодексов (изданных в серии Monumenta Musikai Byzantinae (ММВ)).
Основные положения диссертации нашли отражение в ряде публи каций (см. список работ в конце автореферата) и были апробировяны выступлениях автора па следующих конференциях:
-
"Историческое (внеисторическое) сознание в Восточной и Европе? ской культурах". Международная конференция .Москва, РГГУ, мар 1994г.
-
"Текстология. Источниковедение." Научная конференция памяг Н.Л.Фишмапа . Москва, ГЦММК им. М.И.Глинки, февраль-март 1995 г.
3. "Музыкальное образование в контексте культуры" . Научік
практическая конференция. Москва, РАМ им.Гнеснных, октябрь 1996г.
Материалы диссертации могут быть использованы в общих и спет альных вузовских курсах истории музыки, истории культуры.