Введение к работе
-: '"-і
Актуальность гемы. Процесс постепенного оо?оі'оадення теоретической науки, да и всех сфер духовной аигнп обцества5 " от идеологического монополизма, выдвигает за первый пдзе задачу переосмысления и гворческог'о репёния многих философско-иетодологическях к общетеоретических проблей» Сказанное, разумеется, относится н к зузыков8двнш0 актуальной задачей которого является осмысление нсторка к геораи нузнкального.искусства в свете современных гребованиЯ я озкрыванхся тппож-постей развития ігвтододогав аго нссаедовапая» поэеояяюцях непредвзято и с научных позиций анализировать худоаесгвэянкз процессы прошлого и застояного з иг слоаной взазиювязаввос-тя а неоднозначности.
Среди важнейших проблеа история н їеоряи искусства одно иа главных мест занимает проблема образности, что в полной кере относится, з частности,, а к музыкальному искусству.
Кая известно, учение об образной природа искусства нне-ет длительную историю, начиная с античной эпохи и кончая пааей совреаенностьв. Оно ставят своей целы? исследование саинх слог-пых проблей зволщии и функционирования всея бздоз искусства* Однако, конкретизируясь в качества искусствоведческой методо-логуи, концепция обрагной природы искусства в советской аа-уко пи причине ее тотальной политизированностив до последнего вреыени была лииена вознояноети полностьв использовать оспо-зополагащие философские полозения при исследовании конкретной практика искусства.
Догматизм и стандартизация методологии, агнорироЕанйо богатейшего опыта, накопленного мировой эстетической наукой, яе могли не затормозить развитие искусствоведческой мысли з
4.
ввнай стране.
ІЗогаяуй,- особые затруднения испытала именно наука о изгнав в сшф сравнительно менькей разработанности вопросов, связанных с астенической природой музыки, т.е., по существу! с оанва ирэдыетом науки, .
Нвиздиой иллюстрацией скагэнного может служить яа аб-солюгзо неадекватная оценка„ которая в чеченце шогих десятилетий давалась іЗольшинств? явлений зарубеаной (да я советской) ыузнкя XX вева, основанная на деформированном,, мокавенном восприятии этой слодной, многосоставной, порой, противоречивой,, но бесспорно, бргатейией,культуры.;
Нужно сказать,, что немало "белых пятен в осмыслении эстетической природы музыкального образа все еще остается ш в тех случаях, когда дело касаемся хорово изученного классического наследия прошлых веков.
Все это делает необычайно"актуальным исследование музыкального образа со' всей комплексом возникающих при этой проблей как общетеоретического плана, лак в более .частных, музыковедческих" аспектов, связанных с необходимостью анализа практике музыкального искусства прошлого а современности.
Степень исследования проблемы. Проблема музыкального . образа в различных.его аспектах д исторических формах исследуется в работах музыковедов Б.В.Асафьева, И.В.Бахтадве, И.С. Друскина, Б.Д.Конев, Т.Н.Ливановой, Л.А.Мазеля, С.А.Маркусе, В.В.Иедушевского, Е.В.НазаЙкинского, Й.В.Нестьева, А.С.Ого-левца, Г.Ш.Орджоникидзе, И.8,Рыжкина, И.И.Солдертивского, А.Н. Сохора, Ы.Е.Тараканова, А.А.Фарбштейна, В.Н.Холоповой, D.H. Ходопрва, В.А.Цуккермана, Т.В.Чередниченко, Н.Г.Шахназаровой
я других;зстетикоз Ю.Б.Борева, А.Я.Зися, !і.С.Каг?-.а, Д.Ф. Маркова, ІІ.Г.ІСацахян, А„А„0ганова, Г„Н,Поспелов?, 1!<.3„Чав-чавадзе и других» При этом, естественно, эстетики решают фи-яософско-эстетическге проблемы музыкального образа з связи с теорией художественного образа вообще, а музыковеды раскрывают как общую специфику музыкального образа, г;ак я его исторические модификации з различных направлениях музыкального искусства я з творчестве отдельных композиторов прошлого и современности о
Большое внимание уделяется эотетккаын к «дузыкозечаил проблеме соотношения выразительности и изобразительноега в цуэыкальноы образе, как в различных видах музыкального творчества, например, з программной и "чистой81 иузыкз, їак а з исторически сложившихся художественных направленнях, от гшве-зкки ХУИ века а до современного авангардизма. Надо оїузїяїь. что. проблемы' эти не получили сколь набудь фундаментального освещения н по сей день являются предметом дискуссий, чти и определило во многом выбор теш? настоящего исследования»
Цель диссертационного иссле-дозеийз - выявить общие и специфические аспекты музыкального образа как центральной категории музыкального искусства и проследить его развятае как в прошлом так и в современных музыкальных направл-енгих.
Достижение этой цели в диссертаций опосредовано рассмотрением ряда задач. Они сводятся к следующим:
- на основе анализа имеющихся в научной литературе исследований выяснить условия и характер постановки проблем музыкального образа в советской и зарубежной эстетике и просле-
6.
дить сакозные пути их рекзазя?
проанализировать современное состояние проблемы музыкального образа в советской музыкознании;
рассмотреть генезис и условия формирования музыкального образа?
рассмотреть основные типы музыкального образа в историческом процессе эволюции музыкального искусства вплоть до нашвг дней;
определить специфические особенности выразительности н изобразительности в программной ш "чистой0 музыке» Общетеоретической и методологической основой решения поставленных в дассертацйв задач являются принципы исследований ео ку-зыкозвавив советских Е Барубеаных ученых н наследке классиков эстетика.
Стржїурр' диссертации. Диссертация состоит из введенаяв грех глаз (три параграфа в первой ш по два параграфа в остальных главах), .заключения к библиографии. Она насчитывает 167 страниц машинописного текста. Список литературы включаем 201 наименований. В первое главе анализируется проблема музыкального образа в советской в эарубейной эстетической науке, опра-' " делаются ее нерешенные аспекты и современное состояние. Вторая глава посвящена структуре и специфике художественного образа в музыкальном искусстве, выяснению его генезиса ш опре-' делению исторической типологий. В третьей главе анализируевзк соотношение выразительности и изобразительноети в цузыкадьвои образе в жанрах программной и "чистой" (по современной терминологии, автономней) ыузы50.
Научная новизна диссертацнз состоят в том, чїо;
з ней исследована основная проблематика '->эыкалзного образа в свете иузыноведчеокого, философско-эстзтгчвского подхода к ее решению в современной науке;
критически проанализированы психоаналитические, экзнс-тенциалнсгические, семантические и структуралистические концепции образа в музыкальном искусотве;
выяснены генетические истоки и структурный состав музыкального образа;
определены характер соотношения выразительности и изобразительности в программной а "чистой" мувыке; '"
намечены подходы к анализу музыкального образа в различных направлениях музыкального авангардизма.
Основные выводы проведенного в диссертация исследования, выносящиеся на защиту, состоят з следующем:
проблема художественного образа является ключевой для решения вопросов о природе, сущности я соцвальяо-зстетв-ческоы значении музыкального искусства в его историческом развитии и современном состоянии; v
сложность основных проблем музыкального образа послужила причиной разнообразного и противоречивого решения их в современной эстетической я музыковедческой литературе;
анализ и интерпретация общих я специфических проблем музыкального образа в зарубежной эстетике н музыкознании показали, что, верно подметив некоторые особенности его сущности л структуры, большинство исследователей подходило к решению этих проблем односторонне, в русле используемых ими психоаналитических, экзистенциалистических и структуралисти-чееккх аналитических методов.
6„
Генетически и исторически художественный образ в иу-аык8 евязак с двумя важнейшими аспектами - интонацией а логикой ее становления (формообразования), отражающими, соответственно конкретво-чувстванные и обвде черты действительности;
историческая типологии и современное состояние худо-«еотвзшюго образа в музыкальном искусстве определяются харак-гзрон взаимодействия интонаций и логики: первая определяем конкретность и жизненность музыкального образа, вторая - ха-раатер процессуальности и обдай композиции музыкального про-иавзденйяї
применение установленного критерия определения типологий музыкального образа показало, что в классической музыкальной искусства интонационные к логические уровни находятся в пэлном гармоническом соответствий и динамическом равновесий, 'преобладание s,e одеогс ш них свойственно романтическому в посгромаитачеокм: направлениям в музыке. Наиболее резко инто- ' кацковные ь логические стороны противопоставлены в музыкальней авангарде, например в "конкретной" музыке.
основниз стороны художественного образа - "выразительность11 п "изобразительность" по разному вырахагагся в программной к '"'чистой'"- музыке,, в различные эпохи и в различных направлениях музыкального искусства. Своеобразное выражение эти аспекты музыки получили и в музыкальном авангардизмео
отказ от традиционных методов композиторской практики сочинения музыки в современной-музыкальной авангардизме'требует выработки соответствующего этой музыке научного аппарага исследования, иначе неизбежны несостоятельные оценки этого искусства как находящегося за границами худоЕественной культуры.
9.
яли выражающего лишь только кризисные состояния западной циїлгизашш.
Теоретическая и практическая значимость результатов дзссертационного исследования заключается з следующем:
как нам представляется, сделан определенный шаг на пути понимания музыкального образа как важнейшей цели творчества и необходимого компонента восприятия музыка;
выдвинут критерий-определения типологии или разновидности музыкального образа;
выявлены некоторые типологические особенности различных исторически сложившихся направлений в музыкальном искусстве на уровне их образных систем;
определен характер соотношения выразительности и ззобразительности в программной а "чистой".музыке в указанных направлениях в ней.
Основные результаты диссертации могут быть использованы для дальнейшей разработка проблем музыкального образа в его историческом развитии и современном состоянии. Они такие иогут быть применены в курсе истории и теории музыки» при исследовагии современной музыкальной культура* а такзо при лбзении проблем музыкального воспитания и в лекциоавоЗ пропаганде.
Апробация работы. Диссертация была апробирована на кафедре эстетики и искусствоведения Тбилисской государственной консерватории им.Сараджиивяли,.а также на кафедре музыкальных дисциплин Грузинского государственного театрального института имени Шота Руставели. Основные положения диссертации изложены в опубликованных статьях.
10.