Введение к работе
Проблематика, связанная с музыкальным ритмом, является одной из самых актуальных в наше время; она притягательна для разных направлений музыкальной науки - от музыкальной эстетики до теории музыкального искусства. Теория, история музыкального исполнительства и педагогика также не обходят стороной музыкальный ритм - этот важнейший аспект исполнения. Однако, данные в области ритма, накопленные, с одной стороны, музыкальной теорией, с другой - теорией исполнительства, остаются до сих пор в немалой степени разобщенными.
Основная цель диссертации - исследование принципов временной организации, общих как для музыкального текста, так и его «прочтения» в процессе исполнительской деятельности. Изучение взаимной корреляции ритмов музыкального текста и исполнительских движений выдвинуло на первый план необходимость разработки методов ритмического анализа, позволяющих применять их как к музыкальным, так и к внемузыкальным ритмам. Анализ временной организации исполнительских движений, в свою очередь, вскрыл проблему рассмотрения исполнительских движений как системы, имеющей определенную ритмическую структуру. Решение этих задач позволяет исследовать исполнительский процесс в его непосредственной связи с музыкальным текстом, анализировать его с позиций общей теории музыкального ритма, дает возможность привнести в теорию ритма богатый эмпирический материал, накопленный в исполнительской практике.
Научная новизна работы. В диссертации впервые выделен в самостоятельную область изучения временной аспект исполнительских движений, имеющий свойства ритмической структуры со своими характерными элементами и типом их связи. Установлена сфера ритмов музыкального текста, непосредственно взаимодействующих с исполнительскими ритмами; определены пути формирования временной организации исполнительских движений, соответствующие ритмам музыкального текста. Также намечены способы образования музыкальных
РОС. НАЦИОНАЛЬНАЯ БИ5.аИ(1ТХА
4 ритмов, отражающих пространственно-временную организацию исполнительских движений.
Методологическим основанием работы служат: в области теории текста - труды Ю.Лотмана, М.Арановского, Е.Ручьевской; теории ритма -Е.Назаикинского, В.Холоповои, Н.Афониной; теории скрипичного исполнительского искусства - О.Шульпякова, С.Шальмана; психологии восприятия и психо-физиологии движений - Б.Теплова, Н.Бернштейна.
Решение задач, поставленных в работе, представляется возможным на базе одного из фундаментальных положений теории музыкального ритма -идеи ритмической многоплановости (см. труды Е.Назаикинского, В.Холоповои, Е.Ручьевской, Н.Афониной). Многоплановость музыкального ритма - временная ипостась структуры музыкального текста, включающая в себя звуковой (фонический) ритм, гармонический ритм, ритм чередования синтаксических элементов и многие другие ритмические планы.
Движения, возникающие в исполнительском процессе - это необходимый компонент воплощения композиторского замысла в звучании; многоплановый ритм рассматривается в работе как то звено, которое объединяет музыкальный текст и процесс его исполнения музыкантом. Тем самым, используемое в диссертации понятие ритмической многоплановости обогащается посредством включения в него двигательных ритмов исполнителя, а само явление музыкального ритма рассматривается как вбирающее в себя исполнительский аспект. Это обусловливает практическую ценность исследования, так как позволяет раскрыть непосредственную связь технологических задач и методического аппарата, разрабатываемых в рамках данной концепции, с музыкальным материалом, который требует именно таких исполнительских приемов.
Изучение ритмической организации исполнительского процесса,
актуальное для анализа инструментальной музыки в целом, в настоящей
работе проводится на материале виртуозной скрипичной музыки. Выбор
инструмента не случаен: считающаяся «одноголосной» и
5 «монотембровой», скрипка, как показывает исследование, отличается необычайным богатством именно в области тембрового ритма и ритмического многообразия скрытых фактурных голосов.
Ритмическая организация музыки и ее взаимодействие с ритмической организацией исполнительского процесса - проблема, значение которой lie ограничивается определенным музыкальным стилем, творчество^ тбго или иного композитора или инструментом» для которого создано сочинение: Это объясняет широкий временной и стилистический диапазон материала, использованного для анализа; в основном, это скрипичная музыка 18-20 вв.: произведения И.С.Баха, П.Локателли, Дж.Тартини, Н.Паганини, А.Вьетана, Г.Венявского, Э.Изаи, А.Берга и других композиторов. Музыка виртуозного плана (каприсы, концерты и концертные фантазии, вариации и т.д.) позволяет наиболее отчетливо продемонстрировать единство исполнительского приема и музыкального материала. Поскольку' в работе ритмы музыкального текста исследуются в их s взаимодействии с исполнительскими ритмами, большое значение имеет совмещение в одном лице композитора и исполнителя собственной музыки^ в данном случае, скрипача, что делает естественным выбор музыки Нйкколо Паганини как основы, центрального материала для анализа.
Соответственно избранной области, в диссертации исследуется ряд специальных технических приемов скрипичной игры; рассматриваются основные для скрипичной техники движения рук музыканта, связанные с такими важнейшими аспектами исполнительского искусства, как штрихи и аппликатура.
Работа прошла апробацию в публикациях, докладах, методических разработках, а также в педагогической деятельности автора.
Структура работы. Диссертация состоит из Введения (включающего в себя обзор литературы, постановку проблемы и разработку аналитического аппарата), пяти глав, по тематике <Згруппированных в два раздела, Заключения. Работа снабжена музыкальными "примерами в теисте' и Приложении.