Введение к работе
Актуальность темы исследования. Искусство живет по соб-:твенным законам, выражающимся в особых принципах организации гудожественного содержания. В рішу таких основополагающих іринцкпов искусства важное место занимает художественная противоречивость, определяемая в диссертации как феномен парадок-;альной двойственности. Противоречиями полон весь окружающий іас мир, они пронизывают и содержание искусства. Однако здесь >ни имеют особый художественный смысл. Этот смысл выражается іерез парадоксальную двойственность специфических идейно-об-тзных и композиционно-структурных противопоставлений и анти-;ез, благодаря которым содержание произведения искусства іриобретает особую силу эмоционально-психологического воздей-
ІТВИЯ.
Предмет и ^задачи исследования. Данная диссертация -іалеко не первая в теоретической области попытка представить [вление двойственной противоречивости как существенный фактор удожественного содержания - в трудах отечественных и зарубеж-[ых искусствоведов довольно часто встречается мысль о необхо-имости диалектического описания искусства. Вряд ли можно [азвать кого-либо из крупных теоретиков искусства, начиная с [латона и Аристотеля, кто так или иначе не затрагивал бы во-.росы диалектической противоречивости, сквозящей в каждом начительном художественном произведении. Однако до сих пор ;роблема парадоксальной двойственности в искусствоведении не оэводилась в разряд фундаментального художественного принципа сего искусства, а это потребовало более пристального к ней нимания и должного научного обоснования. Кроме того, важ-ость этой проблемы значительно возросла в связи с необходи-остью анализа содержательных аспектов в современном иекусст-е, где, как в зеркале, отражаются противоречия и конфликты ашего времени. Именно с парадоксальной заостренностью совре-енного художественного мышления связано то, что в основу ана-иза двойственной противоречивости в данной диссертации были оложены произведения современных авторов. В частности, в об-асти музыки упор сделан на произведения А.Шнитке, С.Губайлу-иной, в живописи - на работы П.Пикассо, в кинематографии -
на фильмы А.Тарковского, в поэзии - на произведения поэтов XX столетия: Х.Хименеса, В.Маяковского. В диссертации анализируются также и произведения выдающихся старых мастеров, что должно подчеркивать всеобъемлемость и принципиальную важность феномена парадоксальной двойственности в искусстве.
Все аналитические и теоретические линии данного исследования направлены на всестороннее системное обоснование данного явления как одного из высших принципов организации содержания искусства. Этим объясняется кажущаяся на первый взгляд пестрота и разнообразие используемых в качестве примеров художественных произведений самых различных видов творчества и исторических периодов их создания.
Методологическая основа исследования. Выявление специфических качеств, присущих искусству в целом, потребовало гибкого сочетания различных методов исследования: об общефилософских до узкоспециальных. Естественно, что работа не смогла включить примеры проявления парадоксальной двойственности во всех видах художественного творчества - автор и не ставил перед собой такой задачи.
Больщую часть анализируемого материала составляют в диссертации примеры из музыкальной литературы. С этой точки зрения работа является своеобразным звеном, связывающим вопросы чисто музыковедческой направленности с общими теоретическими положениями философско-эстетического характера. В частности, представляет интерес возможность подробного рассмотрения формально-конструктивных свойств музыкального произведения и частно-технологических приемов его организации с позиции такой фундаментальной проблемы искусствознания, как теории отражения и ее извечного вопроса о взаимосвязи формы я содержания (в диссертации: специальной и неспециальной сторон содержания) в искусстве. Так, на примере кантаты А.Шнитке "История о докторе Фаусте" рассматривается идейно-образный содержательный план на основе анализа композиционно-выразительных средств одного из эпизодов произведения.
Научная новизна работы заключается в следующем: в попытке совмещения различных и искусствоведческих методик для формирования единого теоретического подхода при исследовании
художественного содержания произведений различных видов искусства; в попытке выявления специфики искусства как определенного вида человеческой деятельности на основе особых принципов организации художественного содержания; в выявлении и обосновании одного из них, принципа парадоксальной двойственности, как общего для всех видов художественного творчества; в системном описании его функционирования на уровне специфики как общих, так и индивидуальных свойств искусства; в доказательстве правомерности употребления понятия парадоксальной двойственности и внедрения его в искусствоведческую практику.
Апробация работы. Диссертация овсуждалась на заседаниях Кафедры междисциплинарных специализаций музыковедов Московской, государственной консерватории и Военно-дирижерской кафедры Военно-дирижерского факультета при Московской государственной консерватории и была рекомендована к защите.
По своей структуре диссертация состоит из трех глав, введения и заключения, снабжена списком использованной литературы и иллюстративными приложениями.