Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Структура оркестра русских народных инструментов и тенденции его развития. Борисов Сергей Васильевич

Структура оркестра русских народных инструментов и тенденции его развития.
<
Структура оркестра русских народных инструментов и тенденции его развития. Структура оркестра русских народных инструментов и тенденции его развития. Структура оркестра русских народных инструментов и тенденции его развития. Структура оркестра русских народных инструментов и тенденции его развития. Структура оркестра русских народных инструментов и тенденции его развития. Структура оркестра русских народных инструментов и тенденции его развития. Структура оркестра русских народных инструментов и тенденции его развития. Структура оркестра русских народных инструментов и тенденции его развития. Структура оркестра русских народных инструментов и тенденции его развития.
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Борисов Сергей Васильевич. Структура оркестра русских народных инструментов и тенденции его развития. : Дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.02 Л., 1982 195 с. +Прил. (117 с., нот. ) РГБ ОД, 61:83-17/98-5

Введение к работе

Общая картина современного оркестрового и сольного исполнительства на народных инструментах имеет свои отличительные, характерные черты и определяется, прежде всего, значительным и чрезвычайно интенсивным возрастанием профессионального уровня игры на инструментах, входящих в состав оркестра. Качественный скачок в развитии их технических и выразительных средств привел к существенным изменениям облика народно-исполнительского жанра и поставил перед специалистами ряд новых, достаточно сложных задач.

Вопрос о введении в оркестровую практику различных приемов, закрепляющихся в сольном исполнительстве, или каких-либо иных средств не исчерпывается имеющимися или отсутствующими условиями их технического исполнения в данном оркестровом коллективе. С точки зрения оркестровки, новые выразительные средства (хотя бы средства современного баяна) привносят определенные изменения в общую тембровую среду, во взаимоотношение оркестровых тембров, видоизменяют или нарушают некоторые устоявшиеся связи, дополняют, наконец, наши нредставления о преимущественной іункциональной роли групп или отдельных инструментов. Это означает, что вопрос об использовании новых выразительных средств должен решаться с учетом интересов оркестрового баланса, с учетом той своеобразной, оригинальной логики взаимодействия оркестровых група в народном оркестре, которая имеет конкретную историческую основу. Вместе с тем, логика взаимодействия оркестровых групп не есть нечто застывшее, данное раз и навсегда, не подлежащее каким-либо изменениям. На различных этапах развития народного оркестра наблюдаются более или менее устойчивые тенденции, связанные с изменяющимися запросами художественной практики - что и предопределяет в конечном итоге эволюцию исполнительских и конструктивных качеств инструментов, входящих в его состав.

Потребность в детальной разработке названных вопросов в настоящий момент еще мало - к сожалению! - удовлетворяется со стороны теории оркестровки. В этой связи следует сказать о том, что характерное для нашего времени стремление оркестраторов к творческой свободе, к обогащению средств оркестра, в определенных случаях оборачивается произволом, закабалением искусственно сформулированными предпосылками/Критерий - что (с позиций инструментовки) "хорошо", "допустимо 1, а что "недопустимо" и "плохо" - нередко определяется преимущественно личным вкусом оркестратора, а не теоретическими аргументами, по-настоящему опирающимися на практику. К тому же, на сегодняшний день существуют неоднозначные мнения специалистов по поводу, например, современного состава оркестра, перспектив его развития, или по поводу эмоционально-образного диапазона и масштаба произведений, подвластных народно-оркестровому жанру, а также по некоторым другим проблемам. Эти противоречия, наличие открытых, спорных вопросов делают необходимость углубления теоретической базы инструментовки для русского народного оркестра, видимо, особенно ощутимой. (В этом отношении отдельное место занимает книга Ю.Н.Шшаакова "Инструментовка для оркестра русских народных инструментов", изданная в 1964-м, а затем в 1970-м годах Заметно выделяясь на общем фоне

І. В настоящее время "инструментовка для оркестра русских народных инструментов" Ю.Н.Шишакова является основным учебным пособием и руководством по практической инструментовке для русского народного оркестра. 3 этой работе обобщены достижения в области народно-оркестрового жанра по крайней мере от его становления до середины 60-х годов, подробно и обстоятельно рассовременной теоретической и методической литературы по инструментовке, эта работа тем ярче оттеняет явную недостаточность такой литературы в сфере народно«оркестрового жанра).

Сегодня нужны новые и новые теоретические исследования, вытекающие из современной оркестровой практики и, в свою очередь, к ней направленные. Настоящая работа по мере возможности преследует именно эту цель - в отношении принципиальных вопросов структуры русского народного оркестра и современных тенденций его развития. Данные вопросы взаимосвязаны между собой и их исследование, как представляется, приобретает особое значение в условиях существенных и интенсивных изменений облика народно-оркестрового жанра.

Материал распределен по главам следующим образом:

1-я глава посвящена анализу основных, узловых моментов, характеризующих оригинальную структуру народного оркестра, своеобразную логику тембровых взаимосвязей его инструментальных групп;

П-я глава обращена к вопросам современного оркестрового состава, рассмотренным в контексте общего исторического

смотрены вопросы практического использования инструментов в оркестре (гл.1, Я, I), проблемы разделения оркестровой фактуры на функции (гл.IF) и переработки фортепианной фактуры в оркестровую (гл.У). Кроме того, в книге Ю.Н.Шишакова высказан ряд ценных замечаний, касающихся вопросов общей оркестровой структуры и современных тенденций в развитии оркестра, хотя эти вопросы здесь специально и не рассматриваются. Последнее обстоятельство, по-видимому, связано как с широким "адресом" этой книги (обращенной ее автором к педагогам и учащимся музыкальных учебных заведений и также руководителям самодеятельных оркестров), так и с необходимыми методическими ограничениями, всегда имеющими место в работах преимущественно методического характера. развития русского народного оркестра;

Ш-я глава содержит исследование специфики тембровых, динамических и технических средств оркестра, а также развития этих средств в современных оркестровых приемах.

Поскольку в современной литературе по инструментовке еще не выработана достаточно развития теория вопросов, касающихся общей структуры русского народного оркестра и некоторых других проблем, впервые затронутых в настоящей работе, целесообразно охарактеризовать вкратце ряд теоретических понятий и терминологию, которые будут использованы в ходе дальнейшего изложения.

Содержание понятия тембр в данной работе не ограничивается узкой характеристикой звучности отдельных инструментов или оркестровых групп, а рассматривается в более широком аспекте» Речь идет, во-первых, о многосторонности понятия тембр, включающего в себя, как известно, не только инструментальный (окраска звука данного инструмента), но и регистровый, гармонический и факту р н ы и тембр. (Как показывает оркестровая практика, выявление регистрового, гармонического к фактурного тембра в процессе инструментовки определяет содержание целого круга оркестровых приемов). Во-вторых, имеется в виду еще один ряд ПОНЯТИЙ, характеризующих ту или иную степень "активности" различных элементов тембровой структуры, которая определяется непосредственным слуховым восприятием. Данный ряд включает в себя "временные" категории активности и нейтральности оркестрового тембра, его устойчивости к фактору времени (как проявления формообразующей роли тембра) и т.д. Вое эти вопросы разрабатываются в настоящее время в теоретической литературе по инструментовке для симфонического оркестра, однако не получили еще освещения в аналогичной литературе в области народно-оркестрового жанра.

Для характеристики тембровой структуры русского народного оркестра вводятся понятия струнная и духовая группы (в качестве самостоятельных структурных единиц, выполняющих определенные функции в рамках оркестрового целого). В широком смысле эти понятия означают совокупность домр и балалаек, а также баянов и духовых инструментов, используемых в народном оркестре. В более узком, специальном смысле понятия "струнная" и "духовая" группы отражают ряд существенных особенностей, свойственных общей оркестровой структуре: своеобразную гибкость, подвижность" тембровых границ между инструментальными группами, характернейшую способность инструментов народного оркестра к монотембровым и политембровым образованиям (проявляющуюся в зависимости от конкретных условий фактурного изложения), и т.д. 3 современных сочинениях домры + балалайки, а также баяны + духовые инструменты нередко используются как единые, целостные инструментальные группы. Поэтому в настоящей работе тер мины струнная и духовая группы применяются наряду с понятиями группа домр, группа балалаек, группа баянов, духовые инструменты.

Наконец, полные и сокращенные названия инструментов оркестра, обозначения штрихов и приемов специального звуконзвлечення, встречающиеся в тексте и нотных образцах - даются в соответствии с общепринятой современной терминологией (используемой, в частности, в работах "Инструментовка для оркестра русских народных инструментов" О. Шишакова, "Основы игры на балалайке" А.Шалова, "Ударные инструменты: трактовка и современное состояние" Г.Дмитриева и других публикациях).

По ходу исследования приводятся партитурные образцы из сочинений Н.Фомина, Н.Будашкина, Ю.Зарицкого, Б.Кравченко, В.Шишако-ва и других композиторов. Кроме того, используются примеры из произведений, инструментованных для народного оркестра авторов настоящей работы и записанных в течение последних лет на Ленинградской и Детрозаводской студнях телевидения и радио. Основная масса партитурных образцов приходится на Симфонию-Концерт Ю.Ши-шакова и сюиту "Ивановские оитцы" Й.Зарицкого; в этих оркестровых сочинениях достаточно полно я наглядно проявляются основные тенденции в развитии выразительных средств современного оркестра русских народных инструментов. 

Похожие диссертации на Структура оркестра русских народных инструментов и тенденции его развития.