Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблемы формирования и развития оркестрового исполнительства на народных (реконструированных) инструментах в Узбекистане Ташматова, Азатгуль Рахимовна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ташматова, Азатгуль Рахимовна. Проблемы формирования и развития оркестрового исполнительства на народных (реконструированных) инструментах в Узбекистане : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.02.- Ташкент, 1998.- 18 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Оркестровое исполнительство на народных (реконструированных) музыкальных инструментах - новая форма коллективного исполнительства, получившая развитие в Узбекистане в XX веке. Его возникновение было обусловлено социально историческими преобразованиями, освоением многоголосных форм музици-роваїшя. Оркестр узбекских народных инструментов соединил в себе богатейшие национальные градации и опыт современного развития узбекского музыкального искусства, используя достижения других культур. Президент Республики Узбекистан И.А.Каримов, говоря о сосуществовании на территории Центральной Азии различных религий, культур и укладов, подчеркивает, "Именно на этой земле происходило глобальное взаимообогащение мировых культур на протяжении столетий".1 Оно продолжается и в наше время, способствуя возникновению новых форм музицирования и дальнейшему развитию художественной культуры в целом.

ОсобЬе значаще приобретает исполнительское искусство оркестров узбекских народных инструментов сегодня в период интенсивного возрождения национальной культуры, поскольку именно в нем наиболее отчетливо заметны связи с многовековыми традициями музыкального искусства даже в силу состава его инструментов, репертуара. Мы опираемся на богатую духовную культуру народов Узбекистана, - утверждает Президент Республики Узбекистан И.А.Каримов, - его уникальное историческое прошлое, бесценное философское и нравствеїшое наследие, и мы открыты для взаимодействия различных культур, их диалога и взаимообогащения"Л

Появление оркестров народных инструментов явилось закономерным результатом развития музыкальной культуры не только в Уз-

1 Каримов И. Узбекистан на пороге XXI века: угрозы безопасности,
условия и гарантии прогресса. Ташкент, 1997, с. 136

2 Каримов И. Узбекистан по пути углубления экономических реформ
Ташкент, 1995, с. 133.

бекистане , но и в других республиках Центральной Азии - в Таджикистане, Туркменистане, Кыргызстане, Казахстане, в республиках Закавказья. В Узбекистане формированию исполнительского искусства оркестров народных инструментов способствовали ряд благоприятных факторов: активное развитие самой узбекской национальной музыкальной культуры, национальных традиций, которые послужили фундаментом для создания . первой Центральноазиатскои консерватории, появление новых, видов коллективного исполнительства, освоение многоголосных форм музицирования.

Многогранная деятельность оркестров узбекских народных инструментов, место, которое занимают они в музыкальной жизни республики, настоятельно диктуют необходимость глубокого изучения процессов их формирования и развития. Вопросы оркестрового исполнительства являются сегодня предметом самого пристального внимания музыкальной общественности. Вместе с тем, оркестр представляющий интерес как эстетико-художественное явление, как социальная форма коллективного исполнительства изучен в совремешюи музыкальной науке недостаточно и заслуживает гораздо большего внимания.

До сих пор не имеется специальных исследований, затрагивающих проблему творческих направлений в деятельности профессиональных оркестровых коллективов, процессов формирования исполнительского искусства и критериев его оценки. Именно это и обусловило актуальность избранной темы, раскрывающей пути развития и творческой деятельности двух крупнейших профессиональных коллективов респуб- ^ лики - филармонического и Гостелерадиокомпании.

Источники и степень изучения проблемы Основным источником
избранной темы является музыкально-практическая деятельность орке
стров узбекских народных инструментов имени Т.Джалилова и
Д.Закировг«Впервые проблемы реконструкции инструментов и органи
зации многоголосных оркестров были затронуты в работе В.Беляева
"Музыкальные инструменты Узбекистана". В узбекском музыкознании
вопросам музыкального инструментария и инструментального испол
нительства посвящены труды Ф.Кароматли (музыкально-теоретические
аспекты), Т.Вызго и А.Петросянца (реконструкция инструментов и
формирование оркестров узбекских народных инструментов),

А.Адылова (история исполнительства на узбекских народных инструментах), Р.Абдуллаева (инструментализм и оркестровое исполнительство), Ф.Абдурахимовой (усовершенствование народного музыкального инструментария), К.Азимова (организация самодеятельных оркестров народных инструментов).

Специально оркестрам узбекских народных инструментов посвящены монография Г.Кузнецовой и Ф.Садыкова и ряд статей музыкове-

дов и музыкаигов-исполнителей республики Р.Ходжаева, Р.Абдуллаева, О.Ибрагимова, Ф.Абдурахимовой. Дополняют материал беседы автора диссертации с руководителями и музыкантами коллективов, с композиторами республики, работающими в данном направлении.

Цель и задачи работы. Цель исследования - проследить пути формирования и развития испогаштельского искусства оркестров узбекских народных инструментов, концентрируя внимание на музыкальпо-нрактической деятельности двух ведущих коллективов Узбекистана. В связи с этим произведеїшя для оркестра узбекских народных инструментов анализируется с учетом функционироваїшя системы письменной многоголосной культуры.

В связи с намеченной целью предопределяются и задачи исследования:

выявление предпосылок зарождения нового направления профессионального музыкального искусства;

рассмотрение процессов развития исполшггельства ведущих коллективов республики;

исполнительский анализ произведений, входящих в концертіпьге программы творческих коллективов;

выявление национальной специфики исполняемых, про'изведений;

характеристика исполнительских приемов и штрихов, особеїшо-стей звукоизвлечения;

освещение путей поисков новых тембровых и динамических средств выразительности;

некоторые вопросы дирижерских трактовок.

Научная новизна диссертации заключается в комплексном изучении исполнительского искусства оркестров узбекских народных инструментов. По сути это первая диссертациоішая работа, посвященная проблемам узбекского оркестрового исполнительства. В исследовании впервые освещается развитие оркестровых коллективов в русле новых форм музыкального исполнительства, выявляются особеїпюсти интерпретации, анализируется репертуар и коїщертньїе программы в плане возможности осуществления и взаимодействия различных творческих направлений.

Методологической базой исследования послужили выработанные
современной музыкальной наукой методы анализа в области 'исполни
тельского музыкознания в трудах И.Ямпольского, М.Имханицкого,
Л.Раабена, Л.Гинзбурга. В связи с вопросами национального своеобра
зия узбекского музыкального искусства основополагающими были ра
боты Ф.Кароматли, Т.Гафурбекова, Т.Вызго, Р.Абдуллаева,
О.Ибрагимова. При изучении национальных особенностей узбекского
оркестрового исполнительства возникла необходимость привлечения

данных, содержащихся в трудах А.Ливиева, Ф.Абдурахимовой, Ф.Садыкова, Б.Рахимджанова.

Работа строится на основе общетеоретической литературы, основных трудов в области музыкально-исполнительского искусства, систематизации книжных статей, журналъно-газетных публикаций, материалов, хранящихся в архивах ЦГА Республики Узбекистан в Государственном архиве г.Ташкента, архивах Гостелерадиокомпании Узбекистана, Министерства по делам культуры Республики Узбекистан, Государственного оркестра народных инструментов имени Т.Джалилова, Союза композиторов и бастакоров Республики Узбекистан, Ташкентской государственной консерватории имени М.Ашрафи.

* Практическая значимость диссертации. Материалы диссертации могут восполнить пробел в изучении исполнительской деятельности оркестров узбекских народных инструментов и приобрести определенную практическую полезность прежде всего для самих коллективов, которые найдут новые пути развития, для успешного осуществления музыкально-эстетического воспитания молодежи в .системе просветительской деятельности коллективов, а также для композиторов, создающих произведения для оркестров народных инструментов. Материалы исследования могут быть применены в курсах истории узбекской музыки XX века и истории исполнительства на узбекских народных инструментах, в музыкальных и культурно-просветительских учебных заведениях республики, в музыкознании и музыкальной критике, в исследовании процессов развития узбекского исполнительского искусства.

Апробация работы. Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на кафедре истории музыки Ташкентской государственной консерватории имени. М.Ашрафи. Основные положения работы нашли свое воплощение is публикациях автора. Материалы исследования послужили основой докладов, прочитанных на Всесоюзной научной конференции "Актуальные проблемы музыкальной культуры народов Востока", на Республиканкой конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Хамзы (Ташкент, 1989), на научно-практической конференции, посвященной 550-летию А.Навои (Ташкент, 1991), на II Международной конференции "Искусство Центральной Азии: своеобразие исторического развития" (Ташкент, 1997). Положения диссертации были использованы в чтении лекционных курсов по истории исполнительского искусства на узбекских народных инструментах для преподавателей ССУЗов и ДМШ в Республиканском институте повышения квалификации работников культуры. Диссертация обсуждена на научных семинарах в НИИ искусствознания Академии художеств Узбекистана и Ташкентском государственном педагогическом институте имени Низами.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения. Имеются приложения и библиография.

Похожие диссертации на Проблемы формирования и развития оркестрового исполнительства на народных (реконструированных) инструментах в Узбекистане