Содержание к диссертации
Введение 4
ЧАСТЬ I
Глава I. Формирование и первые годы деятельности
оркестра (1927-1941 гг.) 26
1. Историко-культурный контекст формирования оркестра 26
2. Первый период истории оркестра в контексте деятельности
Новосибирского Радиокомитета ... 34
Глава II. Восстановление коллектива и его
профессионализация (1944 - конец 50-х гг.) 57
1. Состав оркестра 59
2 Формирование репертуара . .65
3. Виды творческой деятельности ... 68
Глава III. Развитие творческой деятельности оркестра в период
с 1960-х до 2005 гг 76
1. Организационная структура оркестра 76
2. Виды творческой деятельности ... .. .. 80
записи (аудио и видео) 80
концерты в Новосибирске и Новосибирской области. .. . 84
гастрольные поездки по городам России 95
зарубежные творческие связи 99
помощь самодеятельности и учебным коллективам 101
ЧАСТЬ II
Глава IV. Музыкально-исполнительские связи оркестра
вихдинамике . . 105
1. Общая характеристика . 105
2. Солисты-балалаечники 108
3. Солисты-домристы 117
4. Солисты-баянисты . . 127
5. Представители других исполнительских специальностей 136
Глава V. Структура исполнительского репертуара 143
Глава VI. Деятельность оркестра в контексте развития
сибирской композиторской организации 165
1. Жанровый состав музыки сибирских композиторов
для оркестра 166
2. История творческих взаимосвязей сибирской композиторской
организации и оркестра 169
3. Роль оркестра и радио в популяризации творчества
сибирских композиторов 193
Заключение 204
Примечания 208
Список принятых сокращений . 253
Список литературы 255
Приложения 279
Введение к работе
На протяжении XX - начала XXI веков интенсивно развивается новая особая ветвь отечественной культуры, связанная с сольным, ансамблевым и оркестровым исполнительством на реконструированных народных инструментах В настоящее время народно-инструментальное исполнительство1 является одним из полноправных академических жанров, что убедительно доказано многолетней концертной практикой и успешными выступлениями на исполнительских конкурсах разных уровней В то же время вопросы, связанные с профессиональным исполнительством на народных инструментах освещаются в работах отечественных музыковедов весьма скромно или вовсе остаются без внимания авторов. Во многих обобщающих музыкально-исторических исследованиях и пособиях (в том числе, учебных) сведения об особенностях развития этой области исполнительства либо вовсе отсутствуют [328], либо включаются в общий обзор массовых (самодеятельных) жанров [362]. В частности, в работе «История современной отечественной музыки» [303] раздел «Инструментальная музыка» посвящен только симфоническим и камерно-инструментальным жанрам. Необходимо отметить, что до 1940-х годов репертуар русского народного оркестра рассматривался в Союзе композиторов на секции так называемых «массовых жанров» вместе с музыкой для духовых и эстрадных оркестров, и лишь с начала 50-х годов секция музыки для народных инструментов была выделена в самостоятельную структуру [371, с. 12].
Созданный В.В. Андреевым оркестр народных инструментов является уникальным воплощением национального самосознания Именно поэтому в течение относительно короткого исторического периода произошло развитие состава, формирование репертуара и в целом утверждение этой новой области отечественного исполнительского искусства.
1 Под этим термином понимается «исполнение музыки в системе нотной традиции как принципиально нефольклорный, концертный тип исполнительства» [292, с 31]
Темой настоящего исследования является история Русского академиче-ского оркестра ГТРК «Новосибирск» - одного из старейших в Сибири профессиональных музыкальных коллективов
Рассматривая процесс формирования оркестров народных инструментов на региональном уровне, необходимо отметить, что в Сибири (в данном случае подразумевается территория от Омска до Забайкалья, включая Алтайский край) на протяжении второй половины XX века было создано множество различных профессиональных и самодеятельных коллективов
Некоторые оркестры возникали в 30-40-е годы на базе телерадиокомпаний (гг. Иркутск, Чита).
Значительную часть оркестров составляют самодеятельные коллективы
Оркестр народных инструментов средней школы п. Мундыбаш (Кемеровская область) - создан из школьников в 1947 году учителем русского языка и литературы Н.А. Капишниковым как смешанный струнный ансамбль. За успехи в художественном воспитании молодежи коллективу присвоено звание «Народный»;
самодеятельный оркестр народных инструментов Дома культуры г. Ба-рабинска (Новосибирская область) - создан в 1949 году [254],
Народный коллектив Оркестр русских народных инструментов Дворца культуры железнодорожников (г Новосибирск) - создан из рабочих, служащих и студентов в 1950 году энтузиастом народного песенного и инструментального творчества А.А. Ивановым, заслуженным работником культуры РФ,
Оркестр народных инструментов Дома культуры «Академия» (г. Новосибирск) - создан из ученых, инженеров и рабочих в 1965 году Б.А. Швецовым,
оркестр с. Венгерово Новосибирской области - создан Г. Полеховым в 1966 году как самодеятельный коллектив.
Многие оркестры созданы на базе учебных заведений:
- Оркестр народных инструментов Новосибирского музыкального кол-
2 В настоящее время оркестр переведен в штат ГУК «Новосибирская государственная филармония»
леджа им А.Ф. Мурова - создан в 1952 году И.М. Гуляевым и В А Подъель-ским;
Оркестр народных инструментов НТК (академии) им. Глинки - создан в 1961 году В А Подъельским,
Оркестр народных инструментов Новосибирского областного колледжа культуры и искусств - создан в 1963 году А.И. Пановым;
Оркестр народных инструментов Дома культуры им. Островского (г Томск) - создан в 1974 году В В. Марухленко в составе 17 человек из преподавателей ДМШ и студентов музыкального училища В настоящее время - Оркестр народных инструментов Международного культурного центра Томского государственного политехнического университета (художественный руководитель - О.С. Алешина).
Часть коллективов относится к филармониям или муниципальным /областным управлениям культуры:
Камерный оркестр «Забайкальский самоцвет» областного Комитета по культуре (г. Чита) - свое начало берет с учебного оркестра при Читинском музыкальном училище, созданном в 1961 году Э.С. Маковским В 1991 году коллективу присвоено звание «Народный» и статус городского камерного оркестра;
Алтайский государственный Великорусский оркестр «Сибирь» (г. Барнаул) - берет свое начало с 1963 года, статус профессионального коллектива приобрел в 1990 году,
Муниципальный русский камерный оркестр «Лад» управления культуры г. Омска - создан С. Безбородовым в 1983 году из преподавателей детской музыкальной школы № 5, статус муниципального оркестра получил в 1991 го-
ду;
- Кемеровский муниципальный оркестр русских народных инструментов
- создан А.И. Бубликом в 1990 году первоначально из выпускников детской
музыкальной школы № 1, студентов музыкального училища и института куль-
7 туры, а также преподавателей музыкальных учебных заведений города,
- Красноярский филармонический русский народный оркестр - создан в
1993 году из выпускников Красноярского института искусств и вузов Сибир
ского региона;
- Муниципальный оркестр «Сибирская мозаика» (г Шелехов, Иркутская
область) - создан Л. Черной в 1997 году на базе оркестра педагогов ДМШ им
Самарина, существовавшего с 1993 года, и многие другие
Как видно из краткого перечисления [333, 334; 321-324], наиболее активными периодами в развитии народно-инструментального исполнительства в сибирском регионе были конец 50-х - середина 60-х годов, а также 1990-е годы, когда были созданы или приобрели профессиональный статус ведущие оркестры народных инструментов В ряду сибирских коллективов Русский академический оркестр, созданный в 1927 году, занимает особое место не только как старейший из них, но и как коллектив, во многом повлиявший на формирование других оркестров (профессиональных и самодеятельных), постоянно оказывавший им всестороннюю творческую поддержку.
Значение многолетней разносторонней деятельности оркестра неоспоримо не только в масштабах сибирского региона Коллектив является одним из четырех российских оркестров народных инструментов со званием «академический», наряду с такими коллективами как Академический русский народный оркестр им. В.В. Андреева3, Государственный академический русский народный оркестр им. Н.П. Осипова4, Академический оркестр русских народных инструментов ВГТРК5 Примечательно, что три из названных четырех академических оркестров имели отношение к системе радиовещания и телевидения
Хронологические рамки нашего исследования охватывают период с 1927 по 2005 годы, до перевода Русского академического оркестра 1 апреля 2005 го-
3 Первый концерт Великорусского оркестра В В Андреева состоялся 20 марта 1888 года Этот день «принято
считать днём рождения национального оркестра русских народных инструментов» [317, с 10] Оркестр им
В В Андреева был организован в 1925 году при Ленинградском радиокомитете
4 Сформирован балалаечником-виртуозом Б С Трояновским в 1919 году, изначально назывался Первый Мос
ковский Великорусский оркестр С 1946 года - оркестр имени Н П Осипова (бывшего художественного руко
водителя и главного дирижера Государственного русского народного оркестра)
8 да в структуру ГУК «Новосибирская государственная филармония» Цели и задачи исследования. Целью диссертации является комплексное исследование процессов формирования и развития Русского академического оркестра ГТРК «Новосибирск». Поставленная цель предполагает решение ряда задач. На начальном этапе представились необходимыми следующие
выявление источников информации;
последовательный сбор архивных документов и воспоминаний,
тщательный отбор и систематизация материала.
Помимо этого, для каждой из частей диссертации были определены собственные конкретные задачи. В первой части, посвященной исследованию вопросов истории коллектива, таковыми явились следующие:
реконструкция целого ряда неизвестных до настоящего времени страниц истории коллектива и музыкальной жизни Новосибирска,
восстановление списка артистов (прил. 2);
составление хронографа основных исторических событий (прил 1),
выявление этапов творческой деятельности коллектива,
последовательное описание каждого из этапов истории оркестра с выделением ведущих содержательных тенденций,
определение основных направлений деятельности оркестра, анализ их развития в исторической перспективе.
Для второй части диссертации, посвященной исследованию вопросов развития репертуара в контексте разных видов творческой деятельности коллектива, были определены следующие задачи:
выявление форм и видов творческого сотрудничества;
исследование структуры репертуара;
анализ наиболее значимых для развития оркестра творческих связей, оказавших воздействие на репертуарную политику и способствовавших форми-
5 Создан ПИ Алексеевым зимой 1945 года на Всесоюзном радио
9 рованию художественной индивидуальности коллектива.
Поставленные задачи направлены на комплексное рассмотрение деятельности оркестра как самостоятельной творческой единицы, действующей в разветвленной культурной системе города
Методологической основой исследования, прежде всего, послужили принципы, разработанные в отечественном историческом музыкознании, в том числе, источниковедении. В первую очередь, исторический подход проявился в дифференциации отдельных периодов творческой биографии коллектива При решении вопросов, связанных с периодизацией истории оркестра, выявлением ведущих тенденций внутри каждого из выделенных нами периодов, использовались достижения Б.В Асафьева [259, 260], Г Л. Головинского [299], Е Б До-линской [303], М.С. Друскина [281], ME. Тараканова [362], Т.Н. Левой [301] Б.М. Ярустовского [320]. Опыт, отраженный в их монографиях и обобщающих коллективных трудах по истории отечественной музыки, способствовал формированию принципов накопления документов, отбора наиболее существенного, анализа и систематизации материала, а также последующей критики источников. При работе с многочисленными архивными документами автором также использовались методы, применяемые в источниковедении, предложенные, в частности, в работах И.Ф. Петровской [338].
Существенную методологическую базу диссертации составили исследования М И. Имханицкого, посвященные глубокому и всестороннему изучению вопросов исполнительства на народных инструментах, являющиеся первым опытом комплексного осмысления его истории [292-298]. Особую ценность для настоящей работы представило изучение проблем формирования и развития репертуара. Автором диссертации использовался широкий контекстный подход к изучаемым явлениям, предлагаемый в работах М.И. Имханицкого, а также опыт строгой систематизации материала При изучении вопросов, связанных с историей развития исполнительства на русских народных инструментах и эволюцией репертуара для оркестра народных инструментов, учитывался опыт
исследования В А Аверина, отраженный в учебном пособии «История исполнительства на русских народных инструментах» [256]. Раскрывая ретроспективу этой истории в общероссийском контексте, автор не только предлагает информационно-насыщенный фактический материал, но и выявляет сложившиеся тенденции, намечает дальнейшие пути развития данной области исполнительства как явления академического музыкального искусства
Решению поставленных в диссертации задач способствовал опыт краеведческих исследований, отраженный в коллективных монографиях «Музыкальная культура Сибири» и «Музыкальная культура Новосибирска» Среди работ, посвященных изучению проблем региональных культур, наиболее близкими явились методологические подходы, применяемые, в работах сибирских исследователей И.В Белоносовой [263-265], Т В Лесковой [312], В Г Рыженко [346-348], Л.А Савенковой [350] и О.Ф. Турчиной [365]. Автором использовались исследования, посвященные проблемам не только сибирских региональных явлений. В частности, мы опирались на методологические принципы, отраженные в диссертациях Г.П. Борисова [271], И.В Большаковой [270], Е.О Казьминой [305], в которых исследуется культурная жизнь разных российских городов
Названные музыкально-исторические, социологические и культурологические исследования отражают исторический опыт комплексного изучения музыкальной жизни отдельных городов как составляющих российской культуры Прослеживая исторически динамику становления городской музыкальной культуры, авторы в каждом случае выявляют особенности, своеобразие музыкальной системы, специфику функционирования ее компонентов, а также акцентируют внимание на проблеме сохранения духовного своеобразия региональных культур. В исследованиях убедительно доказывается актуальность проблемы многоаспектного изучения музыкальной жизни регионов, поскольку она является единицей измерения культурного потенциала страны в целом.
Автор диссертации применяет также современные методы обработки информации с использованием компьютерных баз данных Информация из архивных источников занесена в электронные таблицы Microsoft Office Excel
Совокупность описательного, информационно-статистического и обобщающего методов позволила представить в целом поступательный ход развития истории коллектива
Актуальность
Исследование истории оркестра находится в рамках одного из актуальных направлений современного отечественного музыкознания, интенсивно развивающегося во второй половине XX века, а именно, музыкального краеведения. Разработка проблем регионального типа культуры, выявление общих и особенных законов ее развития относится к сравнительно малоизученной области музыкальной науки
Изучение литературы по теме диссертации подтверждает перспективность развития данной области музыкального искусства и актуальность предпринятого нами исследования, а также позволяет сделать вывод о том, что большинство статей и исследований в области народно-инструментального исполнительства принадлежат самим исполнителям, педагогам или композиторам, среди которых В А Аверин [256], В Е. Авксентьев [257], В В Бычков [274], Д Г Ермаков [283], СМ Колобков [309], ФР Липе [315], А И Пересада [333-336], В.Б Полонов [341, 342], Ю Н Шишаков [370, 371] и многие другие Появилась необходимость в музыковедческом подходе к народно-оркестровой музыке как к яркому, специфическому, исторически самостоятельному явлению отечественной музыкальной культуры. На наш взгляд эта проблематика требует серьезного внимания со стороны отечественного музыковедения, поскольку активно развивающееся современное исполнительство на русских народных инструментах опережает развитие научной мысли в этой сфере.
Анализ опубликованных материалов, связанных исключительно с деятельностью самого оркестра, в первую очередь, подчеркивает актуальность
12 предпринятого нами исследования как первого опыта целостного изучения истории коллектива. По данной теме практически отсутствуют значительные публикации обобщающего характера Преобладают, главным образом, газетные и журнальные статьи обзорного или биографического содержания Большая их часть относится к жанру критических газетных публикаций или интервью информационного характера, посвященных отдельным концертам [382] или важным событиям в жизни оркестра: участие в пленумах СО СК РСФСР [393; 408], получение наград [399].
Восстановлению отдельных страниц творческой биографии оркестра, его руководителей и артистов способствовали статьи С.С Гончаренко [324, с 321], О А Светловой [352-357], Л Л Штудена [372, с 37-67]
Наибольшую ценность при изучении истории коллектива и его творческой жизни в контексте музыкальной культуры города представляет коллективный труд «Музыкальная культура Новосибирска», в котором освещаются процессы становления и развития культуры на протяжении ПО лет [321]. Прежде всего, интерес автора настоящего исследования вызвали материалы статей Н И. Головневой, В.Ф. Каленова и О А Светловой, в которых рассматривается процесс становления исполнительства на русских народных инструментах в Новосибирске в целом, а также дается краткая характеристика исторического развития оркестра народных инструментов радио и телевидения Авторы не предлагают четкой периодизации всей истории коллектива. Рассматривая вопросы становления оркестра, Н И. Головнева называет первым периодом его творческой деятельности 1932 - 1944 годы. В результате изучения исполнительского репертуара и состава оркестра в диссертации предлагаются и обосновываются иные временные границы Послевоенная история коллектива рассматривается В.Ф. Каленовым и О.А. Светловой в рамках общей периодизации музыкальной культуры Новосибирска Опыт их исследования не снимает значимости результатов диссертации, поскольку при решении вопросов, связанных с периодизацией истории коллектива, автором учитывались не только объек-
13 тивные обстоятельства (например, открытие консерватории в 1956 году), но и субъективные, связанные с внутренними процессами в оркестре
Большим подспорьем при разработке темы послужили статьи и исследования о художественной жизни сибирского региона и страны в целом Для восстановления картины общественно-политической и культурной жизни Новосибирска, в контексте которой происходило формирование оркестра, привлекались материалы, опубликованные в периодической печати, в частности, в газете «Советская Сибирь» Особую ценность представляют статьи 1920-30-х годов, которые дают возможность проследить творческую деятельность Радиокомитета, филармонии, театров и других организаций, а также дают представление о гастрольной политике и способах организации концертной жизни в городе и регионе.
В настоящей работе используется круг исследований, в которых рассматриваются различные вопросы истории музыкальной культуры сибирского региона, освещаются важные стороны музыкально-концертной жизни [282, 283, 373; 374]. Особую ценность представляет коллективная монография «Музыкальная культура Сибири» [322; 323], в которой освещаются процессы становления и развития различных сфер музыкально-концертной жизни, а также композиторского творчества сибирского региона, что позволяет выстроить целостную картину культурной жизни Сибири, в контексте которой происходило формирование и развитие творческой деятельности оркестра ГТРК «Новосибирск». Нами также используются результаты исследования Т.В Лесковой [312], посвященного региональным тенденциям русского композиторского фольклоризма Сибири и Дальнего Востока, базирующегося на разнообразном музыкальном материале, в том числе, из репертуара Русского академического оркестра.
Для выявления особенностей развития творческой жизни художественного коллектива в системе функционирования региональной музыкальной культуры интерес представила статья Д Ю Брагинского, посвященная деятельности
14 Академического симфонического оркестра Новосибирской государственной филармонии [273].
Для понимания специфики сибирской региональной культуры актуальной явилась статья В.М. Калужского «Музыкальная культура Сибири в системе художественной культуры региона» Автор поднимает важные проблемы и утверждает, что «целенаправленное, перспективное управление процессами развития художественной культуры невозможно без точного знания как генетических, так и структурных особенностей ее системы» [307, с 10] Отмечая черты внутренней противоречивости, свойственной сибирской культуре, автор подчеркивает значимость понимания этой специфики для теоретического осмысления закономерностей развития художественной культуры Сибири, построения моделей и гипотез, а также выработки конкретных программ управления процессами музыкальной культуры.
При написании диссертации также использовался круг справочных и энциклопедических изданий [262, 325, 329, 333-336] Особую ценность для настоящего исследования при восстановлении отдельных фактов и имен представили энциклопедия «Новосибирская государственная консерватория» [330] и Справочник С.С. Гончаренко по истории Сибирской композиторской организации, в котором отражена её творческая история. В частности, интерес автора диссертации вызвали приведенные в Справочнике хронологические таблицы [279].
Для воссоздания общего культурологического контекста используются публикации по истории развития исполнительства на народных инструментах Необходимо, прежде всего, отметить исследования МИ. Имханицкого [292-298], в которых содержится наиболее полная информация о развитии данного жанра Особый интерес представляет пособие «История исполнительства на русских народных инструментах» [292], в котором впервые осуществляется опыт осмысления истории отечественного искусства игры на народных инструментах (сольного, ансамблевого и оркестрового), а также изучаются вопросы
15 формирования репертуара и самого инструментария. При исследовании репертуара Русского академического оркестра несомненным подспорьем явилось пособие М.И. Имханицкого «Новые тенденции в современной музыке для русского народного оркестра» [294], в котором автор выявляет специфические особенности и основные тенденции развития народно-оркестровой музыки как важного жанра отечественного музыкального искусства на примере сочинений 1960-1970-х годов. Весьма актуальной является мысль о необходимости более широкого вхождения современных произведений для русского народного оркестра в исполнительскую практику.
При исследовании вопросов эволюции коллектива, его постепенной профессионализации и анализе процесса становления репертуара использовались, в том числе, некоторые положения, сформулированные в исследовании В.В Бычкова [274]. Автор рассматривает зарождение музыкальной баянной литературы как исторически обусловленный процесс, следствие длительной эволюции и процесса профессионализации всего гармонно-баянного искусства При изучении истории Русского академического оркестра в контексте музыкальной жизни Новосибирска представляется весьма полезным, в частности, опыт рассмотрения В В. Бычковым баяно-аккордеонного искусства как субструктуры в общем историческом контексте всей западноевропейской музыкальной культуры
Кроме того, нами использовался целый ряд исследований, посвященных общим вопросам становления и развития русского народного инструментального искусства [257; 267; 268, 275; 276; 316, 317; 330; 341; 342, 344, 359], а также современным проблемам в данной области исполнительства [269, 327, 331; 339; 345]. Особую ценность представил сборник материалов и документов, характеризующих творческую деятельность создателя Великорусского оркестра В В Андреева, составленный на основе архивных источников (статей, рецензий, писем, воспомининий) [258] Представить современное состояние исполнительства на народных инструментах позволили публикации в информа-
16 ционном бюллетене «Народник» [263, 284; 309; 318; 337, 364] Весьма полезными и во многом созвучными настоящему исследованию являются положения, отраженные в статье И.И. Щедрина «Современный русский народный оркестр и его проблемы» [375], где автор рассматривает оркестр народных инструментов как важную часть российской и мировой музыкальной культуры
При изучении структуры репертуара интерес представила статья Ю Н Шишакова «Основные тенденции развития репертуара для русского народного оркестра». Выявляя ряд проблем, автор определяет основные тенденции и движущие факторы развития репертуара для русских народных оркестров и отдельных инструментов [371].
Изучению вопросов, связанных с развитием оркестрового исполнительства на реконструированных народных инструментах за пределами России, способствовали, в частности, работы А Р Ташматовой и О С Кулиева, посвященные комплексному изучению исполнительского искусства оркестров народных инструментов Узбекистана и Азербайджана [363; 311] Авторы прослеживают пути формирования и развития ведущих республиканских оркестров, в том числе, относящихся к телерадиокомпаниям, что представляется особенно ценным для настоящего исследования В значительной мере созвучна проблематике диссертации работа О С. Кулиева, основывающаяся на архивных материалах и воспоминаниях Значительное место автор уделяет вопросам влияния деятельности оркестра на формирование национальной композиторской школы и, в целом, развитие музыкальной культуры Азербайджана.
Отсутствие значительных работ по истории Русского академического оркестра вызвало необходимость привлечения большого числа неопубликованных архивных источников.
Источниковую базу исследования составляет разнообразный круг материалов, дающий достаточно широкое представление о развитии коллектива и музыкальной жизни региона Многие документы впервые вводятся в научный обиход В работе используются неопубликованные документы из нескольких
17 архивов:
Государственный Архив Новосибирской области (ГАНО),
Архив ГТРК «Новосибирск»,
архив Русского академического оркестра,
личные архивы артистов Русского академического оркестра
Из архива ГТРК «Новосибирск» нами взяты, как основной источник информации, книги приказов Радиокомитета, в которых содержится информация о структуре, творческой и финансовой деятельности Радиокомитета, отдельные сведения об артистах, условиях их работы, о деятельности всех солистов и творческих коллективов Радиокомитета и т д Начиная с 1940-х годов, приказы имеют печатную форму. Книги приказов 1930-х годов - это рукописные документы, что значительно усложняет процесс их анализа. Часть из них написана карандашом на конторских книгах и школьных журналах. Наибольшую трудность для чтения представляют приказы за 1934 год, написанные неразборчиво, на темной бумаге В то же время необходимо подчеркнуть, что именно приказы 30-х годов содержат наиболее подробную информацию, связанную с оркестром (а также другими коллективами Радиокомитета). Это объясняется тем, что в условиях довоенного времени в Радиокомитете была жесткая дисциплина, поэтому фиксировались все события, даже самые незначительные. С исторической точки зрения эти подробные рукописные документы имеют огромную ценность Они явились основой для характеристики первого периода творческой жизни оркестра. В последующие годы в печатных приказах отражались отдельные факты.
Исследование второго и третьего периодов истории оркестра происходило на базе других материалов Основным источником для восстановления и анализа творческой деятельности и репертуара оркестра является летопись творческой деятельности коллектива, находящаяся на хранении в архиве оркестра и охватывающая период с 1959 года по настоящее время. Начиная с 1959 года, записи вел дирижер оркестра И М. Гуляев, а затем он поручил эту работу
18 одному из артистов оркестра - Е Н Малых (исполнителю на гуслях), который на протяжении более сорока лет (с 1963 до марта 2004 гг) аккуратно и подробно записывал все события, связанные с жизнью коллектива Творческая деятельность оркестра на протяжении последнего года пребывания в структуре ГТРК «Новосибирск» фиксировалась автором диссертации
Исследование в значительной мере базируется на документах, обнаруженных в Государственном Архиве Новосибирской области, которые представляют большую ценность для работы. Автором исследования изучены следующие фонды
1. Фонд Новосибирского Комитета по радиовещанию и телевидению
Ф Р-1698. Оп. 1-3. Всего 9 067 ед. хр.
В фонде хранятся документы с 1948 по 1991 годы
2. Фонд Сибирской организации Союза композиторов России
Ф. Р-1812 Оп. 1-3 Всего 360 ед. хр.
В фонде хранятся документы с 1936 по 1986 годы
3. Фонд ГУК «Новосибирская государственная филармония»
Ф. Р-953 Оп 1 Всего 436 ед хр
В фонде хранятся документы с 1936 по 1996 годы.
4. Фонд Западно-Сибирского Краевого Управления Театральных и Зре
лищных Предприятий (ЗАПСИБКРАЙУТЗП)
Ф. Р-896. Оп. 1. Всего 422 ед хр
В фонде хранятся документы с 1929 по 1936 годы
5. Фонд Северо-Сибирского государственного Акционерного общества
«КОМСЕВЕРПУТЬ»Ф.Р-271 Оп 1 Всего 288 ед. хр.
В фонде хранятся документы с 1920 по 1933 годы.
Из этого фонда нами взяты отдельные материалы, содержащие факты
биографии В А. Гирмана - организатора и первого дирижера оркестра,
который работал бухгалтером в названной организации в 1920-30-е
годы.
Кроме архивных документов, в работе используются отдельные материалы Новосибирского музея баяна и аккордеона им ИИ. Маланина и нотной библиотеки Русского академического оркестра
Источниковая база исследования расширена путем сбора воспоминаний современников, дополняющих общую картину, создаваемую документальными материалами. Это, прежде всего, воспоминания артистов Русского академического оркестра (О.Ю Волынцевой, Н А Гапонова, А А Гуревича, Н Н Дорож-кова, В.Г Ефимова, В А Золотарева, Г П Коваленко, Е Н Малых, В В Морозова, Н.Н. Самойлова, В.М. Талебаровского) и главного дирижера В П Гусева Целый ряд фактов, имен и событий удалось восстановить благодаря сбору воспоминаний бывших артистов оркестра (Н.В. Гирман, М X. Гаврилюка, А П Подгорбунской, А Г. Лец, О.В. Светлова) и бывшего солиста Радиокомитета Л К Гладкова.
Нина Васильевна Гирман (дочь В А. Гирмана) работала в коллективе 50 лет (в качестве артистки, затем - библиотекаря). Она явилась свидетелем и непосредственным участником наиболее длительного периода истории оркестра Наряду с воспоминаниями, большую историческую ценность представляют фотографии и документы из архива семьи Гирман, которые Н.В. Гирман передала автору настоящего исследования.
Михаил Харитонович Гаврилюк являлся артистом оркестра в 1953-1956 годы. Несмотря на краткость пребывания в коллективе, его воспоминания о работе имеют особую ценность, так как они могут относиться только к этим годам, и по ним легко проверить достоверность других источников.
Особое историческое значение имеют воспоминания Леонида Клавдиеви-ча Гладкова - бывшего артиста Радиокомитета (солиста-баяниста), единственного в настоящее время свидетеля и участника активной насыщенной жизни Радиокомитета довоенного периода, в том числе, знавшего лично многих артистов оркестра народных инструментов. Эти воспоминания позволяют воссоздать общую атмосферу деятельности Радиокомитета в 1930-е годы
Большую ценность для восстановления отдельных фактов и воссоздания общей картины развития коллектива с середины 60-х годов, представляют воспоминания солистов, активно выступавших с оркестром (Р И и А Г Жуковых, Е Е Федорова, М С. Лебензон) и композиторов Г Н Иванова, Ю И Шибанова, Ю П. Юкечева Все воспоминания и беседы записаны автором диссертации
Кроме того, в работе использованы материалы печатной рекламной продукции (буклет, афиши, листовки), программы концертов и радиопередач, которые помогают восстановить некоторые исторические факты и контекстные явления. В целом необходимо отметить, что сбор информации по истории оркестра происходил по крупицам Объемный и разнообразный по содержанию материал позволил воссоздать широкую панораму изучаемого явления. Накопление фактологии сопровождалось отбором наиболее существенного, имеющего принципиальное значение для решения поставленных в исследовании задач.
Научная новизна. В диссертации предпринята первая попытка разностороннего, комплексного изучения истории оркестра как процесса Впервые исследуется и систематизируется процесс становления и развития коллектива, эволюция исполнительского состава и видов деятельности, структура репертуара и способы его формирования. Одним из главных результатов исследования является предлагаемая автором периодизация истории коллектива, учитывающая основные содержательные стороны становления его творческой биографии
В диссертации впервые представлена краткая историческая картина развития исполнительства на домре, балалайке и баяне в Новосибирске в тесной взаимосвязи с деятельностью оркестра, что являлось одним из факторов развитая и обогащения репертуара коллектива. Большую степень новизны содержит VI глава исследования, в которой показана роль оркестра и радио в развитии сибирской композиторской организации, сотрудничество с которой в значительной мере способствовало формированию специфики оркестра
Впервые вводятся в научный обиход исторические документы, свиде-
21 тельствующие о деятельности коллектива с момента его возникновения до настоящего времени и расширяющие представление о концертной жизни Новосибирска, начиная с 20-х гг. XX века
Практическая ценность работы определяется возможностью использования материалов и результатов исследования в различных сферах
научно-исследовательской - результаты диссертации могут иметь ценность для дальнейшего изучения сольного и оркестрового исполнительства на народных инструментах, для исследования истории развития сибирской композиторской школы, а также в целом для изучения культуры сибирского региона,
педагогической и просветительской - для подготовки циклов исторических радио- и телепередач, концертов, лекций, исторических курсов в музыкальных учебных заведениях среднего и высшего звена, а также для создания музейной экспозиции и монографии по истории оркестра,
организационно-концертной - вся информация по истории оркестра занесенная автором в компьютерную базу, фрагмент которой представлен в Приложении к диссертации (прил 10, с. 417), в настоящее время может иметь практическое применение При выборе репертуара для очередного концерта с помощью компьютера можно быстро и легко осуществлять поиск по различным критериям, с учетом национального, жанрово-стилевого и других признаков каждого музыкального произведения, в том числе где, когда и кем оно было исполнено.
Попытка осмысления истории позволяет сделать выводы, имеющие практическую ценность применительно к настоящему этапу развития коллектива
Структура диссертации обусловлена спецификой темы, степенью значимости ее составляющих и разнообразием поставленных задач. Исследование состоит из Введения, шести глав, сгруппированных в две части, Заключения, примечаний, списка принятых сокращений и списка литературы. Приложения оформлены в отдельный том.
Введение содержит обоснование актуальности и новизны выбранной те-
мы, обзор публикаций по данной проблематике, определение цели и задач исследования, описание методологических подходов и источниковой базы исследования, а также историческую периодизацию деятельности оркестра Первая часть диссертации посвящена вопросам истории коллектива. Учитывая отсутствие исследований, последовательно описывающих творческую биографию коллектива, представляется необходимым проследить ее в эволюции, разделив на несколько периодов, исходя из объективных исторических предпосылок Таковыми являются
начало Великой Отечественной войны (повлекшее сокращение штата Новосибирского Радиокомитета, в частности, оркестра народных инструментов, в июле 1941 года);
завершение Великой Отечественной войны, начало профессионализации музыкального искусства, в том числе, в Сибири. Становление специального музыкального образования (открытие в 1946 году Новосибирского музыкального училища);
переходный период в истории отечественной музыки (рубеж 1950 - 60-х годов), культурные преобразования в Сибири во второй половине 1950-х годов (открытие консерватории в 1956 году, оживление концертной жизни города, обусловленное профессионализацией музыкального исполнительства)
Таким образом, мы выделяем три основных периода в истории оркестра
I период- с 1927 года по 25 июля 1941 года
Возникновение оркестра, его становление в контексте общественно-политической и культурной жизни Новосибирска, а также в контексте музыкально-просветительской деятельности Областного Радиокомитета - мощной творческой структуры филармонического типа Формирование способов организации концертной жизни оркестра как части разнообразного творческого штата Радиокомитета.
Историю создания оркестра благодаря деятельности дирижера В А Гир-мана и дальнейшее становление коллектива под руководством П.И Панфилова,
Н М Хлопкова и С Н. Тетерина можно назвать образцом формирования профессиональной традиции без достаточной базы (в условиях отсутствия в городе даже начального звена музыкального образования) Это стало возможным благодаря культурной политике властей, активной творческой деятельности самих музыкантов-энтузиастов (любителей) и активной заинтересованной позиции слушателей (I глава)
II период" 1944 год - конец 50-х годов
Восстановление оркестра в послевоенный период, формирование нового исполнительского штата на основе довоенного состава. Повышение профессионального уровня музыкантов способствовало расширению исполнительского репертуара. Если в довоенный период оркестр исполнял те же произведения, что и большинство подобных оркестров страны, то, исполняя музыку сибирских композиторов, коллектив начал обретать собственное творческое лицо, свой оригинальный исполнительский стиль. Таким образом, в 1950-е годы оркестр стал центром, вокруг которого объединялись интересы композиторов, исполнителей и слушателей.
Несмотря на неоднократные попытки сокращения, оркестр убедительно доказывал свое право на существование, выполняя поставленную перед ним задачу - добиваться высокого профессионализма, улучшать качество вещания, увеличивать значение радио в подъеме культурного уровня слушателей, тем самым, содействуя преобразованию Сибири. Подтверждением повышения уровня исполнительского мастерства оркестра явилось его успешное участие в показе искусств городов РСФСР, проходившем в Москве в 1951 году (II глава)
III период: 60-е годы - 1 апреля 2005 года
Наиболее значительный и продолжительный период в истории оркестра -период профессионализма. Основные тенденции развития биографии оркестра определялись его функционированием в структуре Комитета по телевидению и радиовещанию. Творческую жизнь оркестра в этот значительный период его истории невозможно представить вне развития сибирской музыки вообще и,
прежде всего, деятельности Сибирской организации Союза композиторов России Оркестр становится творческой лабораторией сибирской композиторской школы, разворачивающей в этот период активную деятельность
После открытия в 1956 году Новосибирской государственной консерватории им. М И Глинки, происходят процессы повышения профессионального уровня музыкантов оркестра, расширения репертуара и увеличения исполнительского состава
Деятельность оркестра в рассматриваемый период развивалась по нескольким направлениям: участие в радио и телепередачах; производство фондовых записей и записей на пластинки; концертная деятельность в Новосибирске и Новосибирской области; гастрольные поездки по городам России, развитие зарубежных связей, помощь самодеятельности Происходит активное сотрудничество с различными солистами и дирижерами Начиная с 90-х годов, и особенно в 2000-е годы, вследствие постепенного уменьшения эфирного времени для концертов оркестра по радио и телевидению, вплоть до полного сокращения, значительно возрастает роль открытых выступлений. В связи с этим рассматриваются вопросы организации творческой деятельности оркестра, прежде всего, как концертного коллектива, а не студийного, также выявляется влияние происходящих изменений на репертуарную политику коллектива Последние годы характеризуются в диссертации как активный творческий поиск в новых сложных экономических условиях (III глава).
Исследование истории оркестра включает несколько компонентов, которые последовательно рассматриваются на каждом из этапов анализ эволюции исполнительского состава, характеристика профессионального уровня артистов; изучение структуры репертуара и видов творческой деятельности.
Вторая часть диссертации посвящена исследованию вопросов развития репертуара в контексте разных видов деятельности коллектива В IV главе рассматриваются творческие взаимосвязи коллектива с солистами, представляющими различные музыкально-исполнительские специальности, выявляется
25 степень влияния этого сотрудничества на содержание репертуара коллектива
Репертуарная политика в значительной степени создает творческий стиль любого коллектива, влияет на его специфику Исследованию структуры репертуара оркестра, вопросов и характера его развития посвящена V глава диссертации. В результате всестороннего анализа выявляются стабильные признаки и изменяющиеся тенденции развития репертуара
Творческая деятельность оркестра в связи со становлением сибирской композиторской школы, которая во многом способствовала формированию специфики коллектива, рассматривается в VI главе Отдельно показана роль оркестра и новосибирского радио и в популяризации творчества сибирских композиторов.
В Заключении резюмируются основные выводы исследования, а также дается краткая характеристика деятельности коллектива в период, находящийся за рамками исследования, начавшийся 1 апреля 2005 года в связи с изменением статуса и направления творческой деятельности оркестра
Примечания содержат отдельные комментарии, фрагменты высказываний и интервью, архивные сведения по музыкальной жизни Новосибирска и творческой деятельности Комитета по телевидению и радиовещанию.
В 14 Приложениях к диссертации представлены материалы, впервые вводимые в научный обиход, которые иллюстрируют творческую деятельность оркестра, начиная с 20-х годов XX века в широком контексте музыкальной жизни Новосибирска, краткий хронограф важнейших событий в истории оркестра; список артистов и дирижеров; творческие портреты музыкантов; воспоминания современников; отрывки из текстов передач Новосибирского радио; копии наиболее важных архивных документов о деятельности оркестра, дополняющих и расширяющих картину исторического развития коллектива, фрагменты стенограмм пленумов Сибирской организации Союза композиторов России; обобщающие хронологические таблицы по истории оркестра и другие материалы