Введение к работе
Актуальность проблемы. В отечественном музыкознании последних жяшлетий наблюдается возрастание интереса к такой области музыкального лсусетва, как военно-духовая музыка. Этот жанр и ранее привлекал к себе ишание музыкантов и критиков, О военных оркестрах писали М.Глинка, .Стасов/ Н.Римскнй-Корсаков. В.В.Сгасову принадлежит известное ^оказывание: "Военные оркегірьі - проводники не только одной военной, но всяческой музыки в массу народную. На улице, в публичном саду, в зоцессии, и каждом народном или национальном торжестве, кого же народ :егда слышит, как не один военный і оркестр, через кого он и знает что-ибудь из музыки, как не через него?"1 [Утратив приоритет в деле пропаганды узыкального искусства, воеіжьіе оркестры сохранили за собой ряд таких, элько им присущих качеств, как демократичность, яркость и ^разительность звучания на открытом воздухе. Обогатившись тчительными техническими и художественными исполнительскими эсшжениями, военные оркестры и сегодня занимают важное место в )времениой жизни. Все более возрастающее в последние годы внимание к сторчческому прошлому страны, к ее богатому культурному наследию, в іачительной степени способствовало возрождению традиции' выступлений аенных оркестров в городских парках, на ярмарочных гуляньях, на раздничных балах и т.д. На необходимость тщательного изучения "общего ііівития у нас культуры духовой музыки на открытом воздухе1' обращал иимание исследователей истории музыкн-Б.В.Асафьев, подчеркивавший, что га "тема очень существенная"2
1 Стасов В.В. Европейский концерт//Собр. соч. в 3 т.- М., 1952.- Т.І.-
.177-178. - ..'"..
2 Асафьев Б В. Русская музыка (XIX и начало XX века).-Я.: 1968.С.Ш.
Имеющаяся немногочисленная литература по истории флоіскі военных оркестров3 посвящена, главным обратом, центральному рсгиоі страны. В ней освещается преимущественно деятельность оркесірі Балтийского флота. Оо оркестрах других флотов имеются лишь огделып отрывочные сведения. Вместе с тем, военные оркестры ІШ TtixotwcaiKtcf флоте имеют богатую историю, давние ірадиции и неразрывно скяишм музыкальной культурой Приморья, вееіо Дальнего Воснжа. Н посадпп годы становится все более очевидным, чіо беї тщательного изучения краєш. музыкальных культур и учета особенностей их истории невозможно pviinii одну из основных задач российской музыкальной науки - создать целосгнуї картину ш ашшлешш н развития нашей отечественной музыкальной культурі.
Актуальность и Неразработанность проблемы, ее чеорешческая практическая значимость явились причиной выбора темы исследования.
В задачи исследования входит:'
а) изучение истории военных оркестром на Тихоокеанской фдоіе, и
концертной к служебной деятельности, репертуара и иеполшпелмкоп
уровня, организационных іаднт-»иїсінк)-орксстровоіі службы, лсятелыюси
военных дирижере»,иодгогорки музыкантских кадрог.;
б) выявление роли флотских военных «рКС(Л$!г№ в рпзшшн
музыкальной культуры Дальнего Востока.
Материалом исследования послужили документы из государственны1 архивов Приморского края, Хабаровского края и Ленинградской oftucnt Российского государственного архива Йоенно-морсми о флота, Центральной
3 История армейских военных, оркестров представлена довош.н») обширным крутом литературы. Флотским военным оркестрам поепчшенм лишь три работы; книга В.Матвеева "Русский воеішмй оркестр" (М.-.П. 1%5). егожестат ч "Военные оркестры на''лоте" (в сб.: Советская военная музыка М., 1977. - 7.115 131) и работа Г'.М.Калинковича "Н.А.Рнмгкий-Корсако і инспектор военно-музыкальных хоров Морского ьедометвз" (н сб.; Труды Института военных дирижеров. 1 !- М-, |1152. - С.7-96),
гііпи-морскоіо іірчіїка, PocciiiicKwo государственного исторического sum Санкт-Петербурга, Российского государственного архива Дальнего іпоад, Центрального музе» Тихоокеанского флота, Приморского краевого ієн имени И.Арссньева, Исторической государственной библиотеки, бліннехи Обшеїша изучения Амурского края, Приморской краевой блнигски _ имен» М.Горького, частых собраний А.И.Осокиной, і$. Августовского и Г.А.Жудрака /более 250 единиц хранения/; воспоминания исгникон гражданской и Великой Огечествеьной войн, ветеранов иоенно-кестроиой службы Тихоокеанского флота. Временные рамки исследования
вашвают период с середины XIX в. до ''0-х годов XX столетия.
Научная нови/інг» нсследозагия. В настоящей работе впервые - ссмоірена история военных оркестров на Тихоокеанском флоте, детально учена специфика деятельности корабельных оркестров, исследовано рождение и развитие концертной жизни, музыкального театра и офессноиального музыкального образования на Дальнем Востоке, шілеиа существенная роль военных оркестров в развитии музыкальной льтуры Дальнего Востока и их участе в становлении культурных зимоевязей между народами егран Тихоокеанского басейна.
Апробация работы. Диссертация обсуждалась на кафедре истории 'зыки Российской академии музыки имени Гнесиных; , результаты следования изложены на четырех межвузовских и двух международных учных конференциях и опубликованы в одиннадцати научных статьях.
Практическое значение исследования. Результаты исследования могут ггь использованы педагогами, студентами и курсантами Военно-рижерекого факультета при Московской консерватории в курсе истории енной музыки, в музыкальных училищах и ВУЗах Дальнего Востока при учении истории музыкальной культуры Дальнего Востока. Оно адресовано кже военным дирижерам и начальникам военно-оркестровой службы ютов и округов, организующим служебную и концеріно-просветиіельскую ятелыюсть военных оркестров.
Структура работы. Диссертация состоит из Введения, четырех глап Заключения, списка источников и литературы. Приложение содержи подборку фотографий, афиш, программ концертик выступлений фжмсмг оркесгров и иных архивных документов. '