Введение к работе
Актуальность работы. Камерно-инструментальная - ансамблевая музыка одна из сложнейших форм музыкального искусства. При этом, "камерная музыка обладает меньшими, чем симфоническая возможностями для выражения напряженных конфликтов, для мощного сквозного динамического развития, хотя и не лишена их полностью. (Участие в ансамбле фортепиано обычно усиливает эти возможности.) Вместе с тем она (камерная музыка - А.Н.) имеет большие возможности для детализации образов, для психологической углубленности, для выражения философской сосредоточенности..."*
Со второй половины 40-х годов азербайджанские композиторы начинают уделять внимание инструментальной сонате, как одному из жанров камерно-инструментальной музыки, требующей более серьезной, углубленной и детализированной работы. Сонатный жанр привлекает авторов своей возможностью воплощения конфликтно-контрастного содержания и одновременно его углубленно-психологического выражения.
В Азербайджане соната для инструментального дуэта (скрипки и
фортепиано) представлена небольшим количеством. Но при этом в этих
немногочисленных произведениях воплощено разнообразное по
образно-тематическому диапазону содержание. Камерно-
инструментальные сонаты (дуэты) написаны авторами разных поколений, разных творческих стилей. По-разному ими преломлены в них закономерности, и традиционно-классического жанра в органическом синтезе с закономерностями национальной музыки, а также тенденциями современного искусства.
* Бобровский П.П. "Камерно-пнструмспталыиле ансамбли Д.Шостаковича".
Исследование. М:Сов.композитор, 1961-С.8.
При всем различии созданных композиторами Азербайджана сонат для скрипки и фортепиано, их объединяет глубокая почвенность мышления, что позволяет при безусловной индивидуальности почерка авторов, при ярко выраженном стилевом отличии каждого произведения, сделать определенные выводы об их общестилевой национальной принадлежности. Это и определяет характерные черты музыкального языка азербайджанской инструментальной - ансамблевой сонаты.
Стилевые черты этой музыки, отмеченные творческой индивидуальностью каждого автора, привнесли новизну и в исполнительскую интерпретацию, обогатив национальную исполнительскую школу новыми приемами игры.
С творчеством таких авторов ансамблевых произведений, как
К.Караев, А.Рзаев, Т.Бакиханов, Х.Мирзазаде, Ф.Ализаде камерно-
инструментальная музыка поднялась на новый уровень и вошла в
репертуар выдающихся исполнителей-ансамблистов. Ныне
азербайджанская камерная музыка звучит на различных фестивалях и в концертных залах мира.
Таким образом, исследования, наблюдения и выводы о национальной ансамблевой, в частности о дуэтной (скрипичной и фортепианной) музыке становятся необходимыми, особенно если учесть, что эти выводы в известной степени помогают интерпретации сочинений.
Всем сказанным определяется актуальность избранной темы диссертации.
Цель исследования - раскрыть характерные особенности музыкального языка сонат для скрипки и фортепиано, 'а также определить основные тенденции стиля в этой области и значение ее в общем процессе развития национального искусства.
Задача работы - рассмотреть путь развития камерно-инструментальных ансамблевых сонат азербайджанских композиторов с
позиции стилевых, ладо-гармонических и структурно-композиционных черт этих произведений.
Одновременно в работе поставлена задача рассмотреть с методической точки зрения возможные исполнительские интерпретации произведений, предлагая некоторые методические рекомендации.
Методологической основой диссертации послужили труды У.Гаджибекова по проблемам музыкального - творчества и исполнительства. В работе опирались также на опыт исследователей творчества азербайджанских композиторов: К.Караева, Дж.Гаджиева, Ф.Амнрова, Ниязи, А-.Меликова, Т.Бакиханова, на труды по различным жанрам профессионального искусства Э.Абасов'ой, С.Касимовой, Л.Караглчевой; по инструментальной музыке - А.Иса-заде, Т.Кулиева и др.
Одновременно в диссертации опирались на труды и исследования известных русских советских и зарубежных ученых, посвященных проблемам камерно-инструментального творчества композиторов прошлого и современности: Б.Асафьева, С.Скребкова, Б.Бартока, В.Бобровского и др.
Состояние научной разработанности темы.
Камерно-инструментальная - ансамблевая музыка Азербайджана сравнительно мало разработана в исследовательских трудах. Нет специальных работ о сонатах для скрипки и фортепиано, как и сонатах для других инструментов, между тем сонаты, как сравнительно крупномасштабный жанр камерно-инструментального творчества, имеют свои особенности, требующие специального углубленного исследования. В отдельных работах по инструментальному творчеству сонаты для скрипки и фортепиано рассмотрены лишь в общем контексте эволюции всего камерно-инструментального творчества. Это работы А.Иса-заде "Инструментальное творчество композиторов Советского Азербайджана", Т.Кулиева "Азербайджанская камерно-
инструментальная и концертная музыка для смычковых инструментов". Отдельные сонаты были рассмотрены в статьях Л.Мухаринской "Соната для скрипки и фортепиано К.Караева", Д.Данилова "Новое сочинение Кара Караева", в книге С.Касимовой "Азер Рзаев", а также методические рекомендации к исполнению даны Е.Франгуловой в путеводителе "Соната для скрипки и фортепиано К.Караева". Некоторые сонаты последних десятилетий вовсе не были рассмотрены в исследовательских трудах.
Таким образом, обращение к данной теме стимулировалось наряду с важностью самой проблематики и малой изученностью одного из важных жанров (сонаты для скрипки и фортепиано), играющего заметную роль в развитии камерно-инструментальной музыки.
Научная новизна диссертации определяется тем, что это первое специальное исследование, посвященное сонатам для скрипки и фортепиано в творчестве азербайджанских композиторов. Впервые в диссертации рассматриваются самые яркие образцы сонат в общем контексте эволюции жанра, дается анализ стиля и затрагиваются вопросы интерпретации рассмотренных сочинений, предлагаются методические рекомендации к их исполнению. Впервые исследуются в данной работе восьмая соната Т.Бакиханова, соната Р.Гасановой и сонатина Э.Дадашевой.
Научная ценность работы связана с тем, что в диссертации впервые выявляются важнейшие стилевые черты традиционного жанра мировой классики в произведениях азербайджанских композиторов, основные качества и роль всех компонентов, составляющих основу музыкального языка сонат азербайджанских композиторов (традиции классики, черты неоклассицизма, современный музыкальный словарь, народная основа), представленных в творческом преломлении как целостное национальное художественное явление.
Особое внимание в диссертации уделено следующим аспектам: тематизму, - структурно-композиционным и метро-ритмическим особенностям, жанровой специфике и национальным чертам стиля.
Таким образом, настоящая работа пусть и не полностью, но все же на примере ансамблевых сонат, может пополнить ряды исследований об инструментальной музыке Азербайджана, о'наиболее характерных ее чертах и важных ее тенденциях в развитии. Работа также дает некоторое направление к интерпретации исполнения камерно-инструментальных сонат, рассмотренных в диссертации.
Материалом анализа в диссертации послужили сонаты и сонатины для скрипки и фортепиано С.Алескерова, Э.Назировой, Дж.Джангирова, К.Караева, А.Рзаева, Т.Бакиханова, Э.Дадашевой, Р.Гасановой.
Практическая ценность диссертации. Материалы диссертации могут быть использованы на курсах "Истории азербайджанской музыки" в музыкальных вузах и музыкальных училищах. Методические разделы работы могут быть использованы исполнителями - пианистами и скрипачами, играющими в ансамблях, а также преподавателями камерного ансамбля в процессе работы со студентами.
Апробация диссертации. Диссертационная работа обсуждалась на совместном заседании кафедры истории музыки и кафедры камерного ансамбля Бакинской Музыкальной Академии имени Узеира Гаджибекова. Отдельные разделы работы были изданы в Известиях по архитектуре и искусству Академии Наук Азербайджана, в сборнике научных трудов "Проблемы исследования азербайджанской национальной музыки".
Некоторые положения работы были доложены на научно-практической конференции, посвященной 80 летию Кара Караева.
Струїстура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав и восьми параграфов, выводов и списка использованной литературы.