Введение к работе
В наше время перед исполнителями старинной музыки встали задачи каза-юсь бы новые. Мы имеем s виду стремление органистов к постижению историче-ки подлинного смысла музыкальных композиций прошлого, а также их попытки оссоздать аутентичные версии исполнения. Современному музыканту требуются нания теории и практики соответствующих эпох, которые могут послужить музы-ально - теоретическим подспорьем в необходимости совмещения в одном лице сполнителя и исследователя. Этим кругом проблем и определяется АКТУАЛЬ-ЮСТЬ данного исследования.
Предлагаемая работа посвящена Иоганну Пахельбелю (1653 - 1706), вы-^ющемуся органисту, композитору и педагогу. Предметом диссертации являет-я его органное творчество, представляющее собой значительный вклад в музы-альную культуру немецкого барокко. Другой стороной исследования является опытка адаптации органной музыки Пахельбеля в условиях концертной практики аших дней.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ. Непосредственной целью работы яв-яется изучение достижений Пахельбеля-органиста как самоценного явления реди музыкантов-предшественников И. С. Баха, а также необходимость опреде-ить его достоинства и значение в истории вне зависимости от И. С. Баха. Реали-ация этой главной цели направлена на решение следующих задач:
освещение основных событий жизни и творчества Пахельбеля, необходи-юе для понимания исторических условий существования органной музыки того ремени;
выявление приоритетных жанров органной композиции на основе анализа :анров органной музыки Пахельбеля в контексте их исторического развития;
осуществление исторического поиска "пахельбелевского" типа органа в езультате исследования путей развития европейского органостроения;
определение взаимосвязи между органной композицией и типом инстру-іента;
- обоснование и предложение практических рекомендаций современнс органисту для исполнения органных сочинений Пахельбеля в обстановке к цертного зала.
Научной задачей работы стало написание монографии об Иоганне I хельбеле, заполняющее пробелы в отечественном музыкознании.
Практической задачей является привлечение внимания современных ганистов к значительным достижениям Пахельбеля в различных жанрах орган* музыки в связи с рассмотрением вопросов адаптации литургической органной і зыки к современным концертным условиям.
Автор диссертации избрал метод историзма как основной способ изуче* творческого наследия прошлого, его стилевых связей, преемственностей и тра, ций. Однако историческое рассмотрение жанров органного творчества ПахелЫ ля в данной работе отличается акцентированием связей между музыкальной н кой (на основе изучения трактатов того времени) и практикой исполнения, мех инструментарием и типом композиции. Это особенно необходимо сегодняшне исполнителю для осознания условий существования органной музыки того врег ни при обращении к литургическим органным сочинениям Пахельбеля. Вьіполі на систематизация регистровок органных сочинений Пахельбеля по жанровь композиционным, динамическим признакам. Особая часть исследования связе с представлением вариантов программ, рекомендуемых для концертного ист нения.
Всё вышеизложенное показывает, что научная новизна работы заклю' ется не только в том, что Пахельбелю посвящено первое монографическое следование на русском языке, но и в её практической направленности.
Практическая ценность диссертации состоит, в первую очередь, в том, » результаты исследования могут быть использованы концертирующими ор нистами и могут найти своё применение в практических органных курсах. Кро того, материалы работы могут быть учтены в вузовских курсах запад! европейской музыки, в музыкально-теоретических дисциплинах и в курсе истор и теории исполнительского искусства.
пробация работы. Диссертация обсуждалась на кафедре инструментовки и гения партитур Московской государственной консерватории и была рекомендо-ана к защите на соискание учёной степени кандидата искусствоведения.
Основные положения диссертации отражены в опубликованных работах.
Цепи и задачи исследования определяют структуру работы, состоящей из зедения, четырёх глав, заключения, списка литературы на русском и ино-ранном языках. В работу включены также 10 приложений (в том числе истори-;ский очерк о церкви св. Себальда в Нюрнберге) и нотное приложение, содер-ащее рукописные и факсимильные материалы органной музыки XVII века.