Введение к работе
Наследие Шопена относится к внутренне динамичным, непрерывно развивающимся явлениям культуры. С течением времени оно перерастает из символа Польши, потока "чистой красоты" в бурном и широком течении историко-художественного процесса в явление наднациональное, в необъятный мир поразительной полноты бытия, в котором светлое и трагическое звучат одинаково сильно.
Дарование Шопена многомерно. В его произведениях обобщение предшествущих явлений по своей глубине сравнимо с баховским и моцартовским. Велик Шопен и как создатель новой образности и новых форм, вошедших в творческий арсенал его современников и композиторов будущих поколений. Широкому образному диапазону художественного мира Шопена соответствует столь же разнообразный характер воплощения идеи - то предельно сдержанный, то по-ражакщий мощью и непосредственностью выплеска драматической энергии, то выступающий в бесконечном множестве эмоциональных оттенков.
Между творчеством Шопена и современным ему художественным процессом устанавливаются на редкость гармоничные отношения благодаря универсальности творческого мышления композитора,опирающегося на явления многозначные, непреходящие. К таким явлениям принадлежит соната - одно из высших достижений европейской музыкальной культуры. Действие сонатных закономерностей сопряжено со сложным составом содержания и высоким уровнем обобщения в произведении. Таким образом, в сочинениях с отчетливо выраженными сонатными свойствами не только последовательно и концентрированно отражается динамика развития художественного мира композитора, но и выявляются общие закономерности музыкально-исторического процесса. Все это определяет актуальность иссле-
_ 4 -
дования крупных форм Шопена в ракурсе претворения сонатной драматургии.
Несмотря на то, что литература, посвященная шопеновскому творчеству, обширна и фундаментальна, проблемы сонатно-цикли-ческой драматургии Шопена впервые стали предметом специального исследования, охватившего как сонатно-циклические композиции (фортепианные сонаты, концерты, трио, виолончельную сонату), так и крупные одночастные формы. Главными объектами диссертации являются Вторая и Третья фортепианные сонаты. Б контексте одночастных поэмных форм - с одной стороны, и в соотнесении с общеевропейской традицией сонатно-цнклических композиций - с другой стороны, - в полной мере раскрывается историческое значение этих сочинений. Вторая соната, обращающаяся к вечным проблемам человеческого бытия, выступает как трагическая кульминация в развитии минорно-драматического типа сонаты. Третья соната воплощает романтический универсум - лирико-эпическую гармоничную целостность, в которой драматический конфликт снимается выходом в идеально-духовную сферу.
Цель работы определяется как попытка рассмотреть творч-г-во Шопена в виде целостного, закономерно развивающегося единства и выявить сущностные принципы его развития. В связи с этим произведения крупной формы анализируются в асафьевском динамическом аспекте многоплановой процессуальности - в своем интонационно-тематическом становлении, происходящем на нескольких уровнях: во-первых - в шопеновском творческом процессе - внутри отдельных произведений и на уровне всей его творческой системы, во-вторых - в процессе восприятия слушателем и в-третьих - в динамике общеевропейской музыкальной истории.
Основные этапы эволюции сонатной драматургии Шопена во многом совпадают с этапами его творческого пути. Это обстоя-
тельство вызвало необходимость такой структуры работы, в которой бы сочетались жанровый и хронологический принципы. Поэтому каждая глава, за исключением первой, посвящена основным творческим периодам композитора и соответствующим им наиболее значительным крупным формам.
Практическая ценность работы. Материалы диссертации могут быть использованы в вузовских курсах истории зарубежной музыки, а также в курсах истории фортепианного искусства, анализа музыкальных произведений, в работе исполнителей-пианистов.
Наблюдения и выводы, содержащиеся в диссертации, могут способствовать дальнейшему изучению проблем музыкальной драматургии, истории инструментальных жанров.
Апробация работы. Диссертация обсуждалась на кафедре истории зарубежной музыки Московской консерватории и была рекомендована к защите. Опубликованные материалы используются в специальном курсе истории зарубежной музыки Московской консерватории.
Объем и структура диссертации. Диссертация насчитывает 166 страниц машинописного текста, включающего Введение, четыре главы, заключение и список литературы. Приложение содержит 23 нотных примера.