Введение к работе
кандидат искусствоведения ДАБАЕВА И. П.
Актуальность исследования. В контексте музыкальной культуры XIX века творчество Иоганнеса Брамса занимает значительное место. Оно сочетает в себе черты разных стилевых направлений и органично вплетается в художественно-стилистический мейнстрим своего времени. Вокально-симфонические произведения Брамса – «Рапсодию» (Alt-Rhapsody) op. 53, «Песнь судьбы» (Schicksalslied) op. 54, «Триумфальную песню» (Triumphlied) op. 55, «Нению» (Nnie) op.82, «Песнь парок» (Gesang der Parzen) op.89 – иногда называют «светскими кантатами». Они образуют особую «ветвь» вокально-хорового творчества композитора. В жанровом отношении их можно отнести к кантатно-ораториальной традиции, учитывая, что построение этих произведений претерпевает ряд изменений – сокращение количества частей, отсутствие номерной структуры и изменение общего тематического плана. В перечисленных сочинениях важная роль отводится симфоническим приемам развития материала, что оказывает влияние на музыкальный язык «светских кантат»: тематизм, фактуру и интонационное развитие.
Проблема синтеза слова и музыки всегда была актуальна для разных жанров – оперной музыки, песенного творчества, хоральных композиций. В то же время, этот аспект изучения вокально-хоровой музыки Брамса в отечественном музыкознании представлен довольно скромно. В известных работах музыковедов Е. Царёвой и М. Друскина из вокально-симфонического наследия Брамса подробно исследован лишь «Немецкий реквием». Да и в зарубежном музыковедении, где представлено огромное количество трудов, посвященных Брамсу, вокально-симфонический сектор охвачен неполно. Перечислим работы, посвященные вокальной и вокально-хоровой музыке, которые стали опорными точками некоторых разделов настоящей диссертации: Floros Constantin. Brahms und Bruckner. Wiesbaden, 1980 (Константин Флорос. Брамс и Брукнер); Hancock Virginia. Brahms’ choral compositions and his library of early musik. Mich., 1983 (Вирджиния Ганкок. Хоровые сочинения Брамса и его библиотека старинной музыки); Helms Siegmund. Die Melodiebildung in den Lidern von Johannes Brahms und ihr Verhltnis zu Volksliedern und volkstmlichen Weisen. Diss. Berlin, 1968 (Зигмунд Хельмс. Тематическое строение песен Иоганнеса Брамса и отношение к народно-песенному тематизму); Jacobsen Christiane. Das Verhltnis von Sprache und Musik in ausgewhlten Liedern von Johannes Brahms, dargestellt an Parallelvertonungen. Hamburg, 1975 (Кристиана Якобсен. Отношение слова и музыки в избранных песнях Иоганнеса Брамса, данное в сравнительном анализе); Jost Peter. Brahms als Liedkomponist. Stuttgart, 1992 (Петер Йост. Брамс как песенный композитор); Mies Paul. Stilmomente und Ausdrucksstilformen im Brahms’schen Lied. Diss. Leipzig, 1923 (Пауль Мис. Стилевые особенности и выразительные приемы в песнях Брамса). Исследователи, как правило, уделяют внимание выявлению общих музыкальных закономерностей, а также затрагивают определенные аспекты тексто-музыкального синтеза. Кристиана Якобсен, например, выстроила ряд поэтических мотивов, которые имеют устойчивый приоритет в вокальной музыке Брамса. Следует также упомянуть другие немногочисленные статьи, где затронуты некоторые проблемы музыкального языка в «светских кантатах»: Annette Kreutziger-Herr. Hlderlin, Brahms und das Schicksalslied (Аннетта Кройтцигер. Гёльдерлин, Брамс и Песнь судьбы); Hfner Klaus. Das Triumphlied op. 55, eine vergessene Komposition von Johannes Brahms. Anmerkungen zur Rezeptionsgeschichte des Werkes (Клаус Хэфнер. Триумфальная песня op. 55, забытое произведение Иоганнеса Брамса); Liebe Annelise. Zur Rhapsodie aus Goethes Harzreise im Winter (Аннелиза Либе. О Рапсодии из Путешествия в Гарц Гёте); James Webster. Der stilistische Ort der Alt-Rhapsodie und ihre Bedeutung fr Brahms’ knstlerische Entwicklung (Джеймс Вебстер. Значение альтовой Рапсодии в становлении художественного стиля Брамса). Краткие упоминания и ссылки на «светские кантаты» можно встретить в трудах Кристиана Мартина Шмидта, Хартмута Кронеса, Виктора Равиццы и других немецких и американских музыковедов.
Анализ малоизвестной части наследия И. Брамса, введение в музыкальный обиход новых трудов немецкоязычных авторов, глубинное исследование вопросов синтеза слова и музыки, приоткрывающее «завесу» композиционного замысла сочинений для хора и оркестра, а также важность рассмотренных параметров для решения задач исполнительской интерпретации и теоретической концепции – все это определяет актуальность научной разработки темы диссертации.
Объект исследования – вокально-симфоническое наследие И. Брамса.
Предмет исследования составляют приемы тексто-музыкального синтеза в вокально-симфонической музыке. Они позволяют выявить синтетическую природу соединения музыки со словом, проанализировать технологию работы с поэтическим текстом в вокально-оркестровой композиции и рассмотреть влияние структурно-смысловых параметров стихотворения на музыкальный облик сочинения, то есть расширить представление о композиционном методе Брамса и способах его работы с тестом.
Цель исследования – рассмотрение специфики синтеза музыки со словом в «светских кантатах» Брамса. Данная проблематика ставит дополнительные вопросы, которые вытекают из основных положений диссертации, а именно:
– анализ структуры и образного содержания поэтических текстов;
– выявление специфики фактуры, гармонии, интонации, формы, приемов развития;
– характеристика синтеза музыки и слова.
Достижение обозначенной цели потребовало решения следующих задач:
– осуществить точный перевод текстов вокально-симфонических сочинений И. Брамса;
– выработать подход к анализу вербальной и музыкальной составляющих вокально-симфонических сочинений;
– определить методы развития материала, а также особенности интонационного содержания «светских кантат».
Методологию исследования составляет комплекс подходов, разработанных в музыковедении, литературоведении, теории стихосложения. Она включает в себя методы культурно-исторического, структурно-функционального, интонационно-тематического, сравнительного, стилистического анализа, направленные на постижение синтетической природы связи музыки и слова в вокально-симфонических сочинениях Брамса. Теоретическую базу работы составили труды отечественных ученых Б. Асафьева, В. Протопопова, И. Лаврентьевой, В. Назайкинского, В. Медушевского, В. Холоповой, Е. Царёвой, М. Друскина, Р. Берберова, Ю. Лотмана, Е. Верещагина, а также зарубежных музыковедов и литературоведов.
Материалом исследования послужили произведения для хора и симфонического оркестра, относящиеся к позднему периоду творчества композитора. Это «Рапсодия для альта, мужского хора и оркестра», «Песнь судьбы», «Нения», «Песнь парок», «Триумфальная песня». Названные произведения выбраны в силу объединяющих факторов – структурного сходства, специфики музыкального языка, тематики поэтических источников, общности тексто-музыкальных проблем. Кроме того, в диссертации затронуты и некоторые аспекты музыкального и поэтического строения «Немецкого реквиема», которые не были достаточно освещены в отечественной исследовательской литературе.
Научная новизна работы определяется тем, что в ней впервые:
– осуществлено изучение вопросов вокального формообразования, композиционного метода и интонационного строения вокально-симфонических сочинений Брамса; это, в свою очередь, позволяет рассмотреть «изнутри» тексто-музыкальную специфику, сопоставить различные параметры музыкальной выразительности (структуру, метроритм, тематизм, интонацию) со словом;
– предпринят детальный анализ музыкального языка и его особенностей как отдельно, так и в сочетании с поэтическим и библейским текстами, что в каждом из вышеназванных сочинений приводит к выводу о синтетическом слиянии двух уровней композиции (словесного и музыкального); на этих уровнях осуществляется взаимообмен идеями, например, идея музыкально-структурной симметрии отвечает «божественной» тематике в светских и библейских текстах; сквозное строение разделов формы нередко связывается с текстуальной идеей хаоса; обретение репризности в произведении согласуется с трансформацией вербальных идей поэзии, основанной на контрастных сопоставлениях образов;
– исследованы особенности поэтических текстов, использованных в вокально-симфонической музыке Брамса, с учетом того обстоятельства, что композитор придавал немаловажное значение подробному изучению стихотворной основы сочинений; это отмечается многими исследователями, в частности, Г. Нойнцигом, А. Шёнбергом, Г. Йеннером, однако глубоко не анализируется, поэтому при разборе поэтических текстов особый акцент сделан на вопросах структуры и смысловой интерпретации.
На защиту выносятся следующие положения:
– вокально-симфонические произведения представляют собой особую жанровую «ветвь» творчества Брамса – светские кантаты на тексты духовного содержания, специфика которых продиктована обращением к библейским текстам, а также к высокой немецкой поэзии И.В.Гёте, Ф.Шиллера и Ф. Гёльдерлина;
– комплексный анализ кантат с точки зрения особенностей формообразования позволяет сделать вывод о сочетании строфики с репризностью, вариационностью, сонатностью и о повсеместном использовании вариационного метода;
– рассмотрение тексто-музыкальных взаимодействий в «светских кантатах» приводит к выводу о проникновении структурных, метроритмических и содержательных свойств поэтического источника в музыкальную композицию, сам же характер этого взаимодействия приближается к такому виду, который соответствует понятию словесно-музыкального синтеза.
Практическая значимость. Обращение к вокально-симфонической музыке Брамса закономерно и оправдано не только с историко-теоретической, но и с практической точки зрения. На концертной эстраде «светские кантаты» либо совсем не задействованы, либо появляются крайне редко (случаи включения данных произведений в репертуар отечественных хоровых коллективов нам не известны). Однако отдельные вокально-симфонические произведения Брамса используются в учебных программах по специальности «Дирижирование» и, следовательно, требуют материалов, содержащих музыкально-теоретический анализ, а также переводы текстов «Рапсодии», «Нении», «Песни судьбы», «Триумфальной песни», «Песни парок» и «Немецкого реквиема». Материалы диссертации могут быть использованы в учебных курсах истории хоровой музыки и анализа музыкальных произведений. Положения, содержащиеся в работе, могут послужить основой для дальнейшей разработки проблемы словесно-музыкального синтеза.
Апробация диссертации. Работа неоднократно обсуждалась на кафедре полифонии и анализа Российской академии музыки им. Гнесиных. Основные положения диссертации нашли отражение в текстах лекций, докладов, выступлений на международных и межвузовских научно-практических конференциях:
– «Хорал в музыке Брамса», выступление на международной научной конференции РАМ им. Гнесиных «Семантика музыкального языка»15-16 марта 2004;
– «Проблема вариационного метода в вокально-симфонической музыке Брамса», выступление на международной научной конференции «Семантика музыкального языка» 29-31 марта 2005 года;
– «Трактовка библейского текста в „Немецком реквиеме“ И.Брамса», выступление на международной научной конференции РАМ им. Гнесиных «Христианские образы в искусстве»19 апреля 2006 года;
– «Интонационный словарь И. Брамса», выступление на IX международной научно-практической конференции «Музыкальное образование в контексте культуры» 23 октября 2008 года.
Положения работы были апробированы на магистерских семинарах кафедры музыковедения университета Аугсбург во время научной стажировки по теме диссертации в Германии (Бавария, г. Аугсбург, октябрь 2004 – июль 2005 года).