Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Концепты звука и слова в произведениях В. Тарнопольского конца XX - первого десятилетия XXI века Третьякова, Анастасия Владимировна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Третьякова, Анастасия Владимировна. Концепты звука и слова в произведениях В. Тарнопольского конца XX - первого десятилетия XXI века : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.02 / Третьякова Анастасия Владимировна; [Место защиты: Рос. акад. музыки им. Гнесиных].- Москва, 2012.- 200 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-17/90

Введение к работе

Актуальность исследования. Завершившийся ХХ и настоящий ХХI век – время совершенно особое в истории музыки. Это калейдоскоп множества явлений, квинтэссенция которых отражена в творчестве художников этих столетий. Достаточно назвать лишь несколько имен как отечественных, так и зарубежных композиторов: Александр Вустин, София Губайдулина, Эдисон Денисов, Виктор Екимовский, Сергей Слонимский, Альфред Шнитке, Родион Щедрин, Пьер Булез, Джон Кейдж, Янис Ксенакис, Хельмут Лахенман, Дьёрдь Лигети, Тристан Мюрай, Анри Пуссёр, Бернд Циммерман, Карлхайнц Штокхаузен и др. Фигура Владимира Тарнопольского (1955 г.р.) - в настоящее время является, пожалуй, одной из самых оригинальных на небосклоне современной мировой музыкальной культуры. Композитор–философ, композитор–мыслитель, «интеллектуал без спекуляций» (П.Поспелов) – именно такие определения возникают при обращении к творчеству В.Тарнопольского, которое не перестает удивлять свежестью претворения сложнейших культурологических проблем посредством звучащей, пульсирующей магмы звука.

Многие из произведений композитора стали настоящими открытиями в музыкальном мире последних тридцати лет и аккумулировали важнейшие тенденции современного искусства. В них соединились прошлое, настоящее и будущее; мифология и история; факты и предсказания; статика и динамика; разные виды искусства: литература, живопись, скульптура, музыка и театр. Таким образом, новизна и актуальность данной работы заключена уже в самом выборе материала, а также в особом ракурсе его рассмотрения.

Культурологическое сознание композитора ведет к тому, что для каждого своего произведения он находит свою модель выстраивания звуковой картины, большую значимость, при создании которой, имеют литературные ассоциации, литературный источник.

Почти все из рассматриваемых нами произведений композитора сопряжены с литературой. «Отзвуки ушедшего дня» написано по роману «Улисс» Дж.Джойса, «Кассандра» по греческому мифу, «Чевенгур» по произведениям А.Платонова, «Маятник Фуко» по одноименному произведению У.Эко, а «По ту сторону тени» в своей основе имеет притчу Платона о пещере и узниках, идеи Плиния Старшего о происхождении живописи из тени, а также тексты Леонардо, Данте, Ницше. Особое значение в данном аспекте приобретает анализ литературного источника, выявление параллелей между техниками писателя и композитора, влияние эстетики, мировоззрения автора литературного произведения, его художественного мира на концепцию произведения музыкального, внутреннее устройство, способы взаимодействия вербального и музыкального текстов.

Анализ литературного контекста показывает, что музыкальная материя произведений В.Тарнопольского становится некой гранью между литературой, живописью, музыкой и театром. Слово, олицетворяющее литературу, тонкой контекстуальной «пленкой» окутывает образный мир композитора, оказывает влияние на организацию звукового пространства его произведений и на явление звука в них в целом.

Категория звука является центральной в ХХ и XXI веке. Композиторы постоянно ведут поиски нового материала, и на смену вопросу «что есть музыка?» приходит вопрос «что не есть музыка?». Звук в каждом из произведений В.Тарнопольского - живой организм, живущий по своим законам, имеющий свое дыхание, пульс, свою философию и свою концептосферу.

Композитор в процессе сочинения каждый раз исходит из возможностей материала, проявляющего свои природные свойства, в результате чего определяющими для его произведений становятся концепты звука и слова.

В работе мы не стремимся причислить произведения В.Тарнопольского к концептуальному искусству, однако, на наш взгляд, свойственное концептуальному искусству коренное переосмысление того, каким образом функционирует произведение искусства, как нельзя более точно отражают основную идею творчества композитора.

Основная проблема диссертации - взаимодействие звука и слова в произведениях В.Тарнопольского конца ХХ – первого десятилетия ХХI века.

Степень разработанности проблемы. Несмотря на то, что имя В.Тарнопольского является достаточно широко известным, и его произведения исполняются в Германии, Англии, Франции, Польше, Швеции, США, Голландии, Бельгии и др., произведения композитора практически не публикуются, а творчеству композитора посвящены лишь краткие аналитические очерки, интервью, аннотации к концертам и не создано ни оного масштабного исследования. Среди работ можно назвать статьи А. Амраховой, А. Баевой, Л.Бакши, Г. Губайдуллиной, С. Савенко, В. Холоповой, В. Ценовой, Л. Петуниной.

Среди статей, посвященных композитору, отметим работу В.Ценовой «Культурология В. Тарнопольского», где представлен краткий очерк жизни и творчества композитора, даны основные характеристики его сочинений, созданных в период до 1994 года, отмечена культурологическая основа произведений, созданных в 80-е годы, подчеркнута структурность мышления композитора. В решении основной проблемы диссертации мы опирались также на статьи А.Баевой «Музыка - Театр Владимира Тарнопольского» и «“Когда время выходит из берегов”» – опера Владимира Тарнопольского», посвященных изучению раннего оперного творчества композитора. Немаловажную роль сыграла статья Л.Бакши, в которой автор рассматривает такое понятие как «театр звука». Толчком к изучению «Чевенгура» В. Тарнопольского послужила работа С.Савенко «Слово А.Платонова в Новой музыке», где рассматриваются проблемы соотношения слова и музыки на примере произведений А.Вустина и В.Тарнопольского, созданных на тексты А.Платонова. Среди последних публикаций особый интерес представляют примечания на «Отзвуки минувшего интервью» А. Амраховой. Автор публикации задается поиском «конгитивных истоков “образности” музыкальной поэтики В. Тарнопольского». Ценностью обладает недавно вышедшая статья В.Холоповой «Новация - интуиция - смысл: "Маятник Фуко" для ансамбля Владимира Тарнопольского», где, в частности, рассмотрена связь музыки Тарнопольского с творческими течениями конца ХХ - начала ХХI веков.

Материалом исследования являются пять произведений В.Тарнопольского последнего десятилетия ХХ - начала ХХI веков, предоставленные композитором, подвергающиеся целостному музыковедческому анализу. Это: «Отзвуки ушедшего дня» (1989), «Кассандра» (1991), «Чевенгур» (2001), «Маятник Фуко» (2004), «По ту сторону тени» (2006). Все они были получены от композитора в рукописях, так как до настоящего времени не изданы.

Выбор данного спектра произведений определяется не только хронологической последовательностью последних двух десятилетий. Главное заключается в том, что в каждом из них мы находим те особые приемы и техники, которые являются характерными для музыкального стиля композитора. Одновременно с этим, каждое из произведений является новым этапом в творчестве В.Тарнопольского.

Кроме того, в контексте культурологического мировоззрения В.Тарнопольского и в контексте эпохи постмодернизма, стало необходимым изучение собственно литературных и художественных источников произведений композитора.

Среди прочего были изучены следующие произведения: роман Дж. Джойса «Улисс», роман У. Эко «Маятник Фуко», такие произведения А. Платонова как «Ювенильное море», «Река Потудань», «Чевенгур», миф о вещей Кассандре, миф о пещере Платона и рассказ Плиния Старшего о происхождении живописи из тени, «Божественная комедия» А. Данте, рассказ Э. По «Тень», философский труд Ф. Ницше «Так говорил Заратустра» и др. Среди живописных источников - фреска «Три Грации» Рафаэля и скульптурная композиция Огюста Родена «Три тени».

Важнейшим материалом диссертации стали интервью и высказывания самого В.Тарнопольского, в том числе беседы с М.Нестьевой, И. Скворцовой, А.Амраховой и др., аннотации к произведениям, личная беседа автора диссертации с композитором.

Цель работы - выявление основных черт стиля и художественного мира В.Тарнопольского посредством анализа концептов звука и слова в пяти предложенных произведениях.

В связи с этим возникает ряд задач:

исследовать особенности звуковой материи произведений В.Тарнопольского;

раскрыть специфику техники звука в произведениях композитора;

выявить формы взаимодействия звука и слова внутри хронотопа произведений;

определить значение данного взаимодействия в общей концепции творчества композитора.

Объект исследования - творчество В.Тарнопольского рубежа ХХ – ХХI веков.

Предмет исследования – концепты звука и слова в ракурсе рассматриваемых произведений В.Тарнопольского.

Теоретическая и методологическая основа исследования

Методология исследования опирается на комплексный подход и включает в себя методы, присущие как собственно музыковедению, так и ряду смежных дисциплин: философии, литературоведения, культурологии.

Среди музыковедческих подходов, актуальных для нашей работы, можно назвать сравнительно-исторический, историко-культурный, музыкально-теоретический, контекстный. В работе также использованы компаративный и герменевтический методы анализа, системный и структурный подходы, применена классификация типов звучания Х.Лахенмана.

В рассмотрении понятия концепта в современном научном познании актуальными становятся когнитивный аспект в опоре на труды А.Амраховой, Ф.Гваттари, Ж.Делёза, Ю. Степанова и др.

Исследование литературной основы композиций В.Тарнопольского потребовало изучения первоисточников – литературных произведений А.Данте, Дж. Джойса, А.Платонова, У.Эко, текстов мифов. Кроме того, использование композитором текстов таких философов как Платона, Ж.Бодрийара, Ж.Деррида, Ф.Ницше потребовало обращения к их трудам, посвященным проблемам искусства.

Возникающие тенью мифы, отрывки мифов, а также исключительно специфическая организация пространственно-временного континуума в произведениях композитора обусловили необходимость привлечения работ Р.Барта, А.Бергсона, Н.Куна, К.Леви-Стросса, А.Лосева, М.Хайдеггера и др., посвященных изучению мифологии, структуры мифов, особенностям пространственно-временной категории мифологической модели мира, проблемам бытия.

В сравнении двух видов текста (литературы и музыки) определяющими стали работы М.Арановского, рассматривающие проблемы соотношения музыкального текста и контекста; исследования Л.Гервер, посвященные проблемам соотношения мифа и музыки, сопоставления творчества В.Хлебникова и А.Скрябина; работы Е.Чигаревой, посвященные изучению музыкальных форм в литературе. Также были задействованы труды А.Михайлова, Е.Ручьевской и др.

При использовании метода интертекстуального анализа музыкальных произведений мы опирались на монографию М.Арановского, обращенную изучению такого феномена как музыкальный текст, исследование Л.Дьячковой, где рассматривается теория интертекстуальности и представлены пути ее применения в музыкознании, работы Д. Тибы, где прослеживается история развития теории интертекстуальности, а также представлена методика и подходы интертекстуального анализа, статью М.Раку, посвященную интертекстуальному анализу «Пиковой дамы» П.И.Чайковского. Основополагающим для данной работы на основе вышеперечисленных трудов стало изучение межтекстовых взаимодействий в произведениях В.Тарнопольского, погружение в семантико-ассоциативный уровень, который во многом становится ключевым в понимании художественного смысла произведений композитора.

Ракурс исследования, связанный с явлением постмодернизма, обусловил обращение к работам, отражающим основные черты постмодернизма как художественного направления. Среди них можно назвать труды таких учёных, философов, культурологов, литературоведов, как И.Ильин, А.Лосев, Ю.Лотман, У.Эко. Также необходимым было обращение к энциклопедическим изданиям «Постмодернизм: Энциклопедия / Сост. А.А.Грицанов, М.А.Можейко» (2001), «Лексикон нонклассики / Под ред. В.В.Бычкова» (2003), к статьям The New Grove Dictionary of Music & Musicians (2001),

Ключевым теоретическим понятием, используемым в работе, является широко распространенное в настоящее время понятие концепта. Исторически учение о концепте восходит к французскому философу, богослову и поэту Пьеру Абеляру (1079 -1142), рассматривавшем концепт как форму целостного схватывания смысла, как «связывания высказываний в одну точку зрения на тот или иной предмет при определяющей роли ума». Но, несмотря на то, что термин «концепт» заново был введен достаточно давно, еще в 20-е годы ХХ века, и получил широкое распространение, он до сих пор не имеет однозначного толкования и варьируется в концепциях различных научных направлений. Современные философы Ж.Делёз и Ф.Гваттари характеризуют концепты как «свёрнутые и структурированные процессы в системе смысла, для которой допустим спектр разных путей развития». Культурологическую интерпретацию термина предлагает академик Ю.С.Степанов: «Концепт — это как бы сгусток культуры в сознании человека; то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека. И, с другой стороны, концепт — это то, посредством чего человек — рядовой, обычный человек, не «творец культурных ценностей» — сам входит в культуру, а в некоторых случаях и влияет на нее». По Ю.С.Степанову, концепт имеет следующую структуру: «С одной стороны к ней принадлежит все, что принадлежит строению понятия; с другой стороны, в структуру концепта входит все то, что и делает его фактом культуры – исходная форма (этимология) - сжатая до основных признаков содержания история; современные ассоциации; оценки и т.д.».

Понятие концепт проникает и в музыкальную среду. Так, композитор В.Екимовский отмечает: «Концепт – новая целостная сущность самого произведения, неповторное явление, мысль».

Концепты звука и слова, представленные в ракурсе творчества В.Тарнопольского, понимаются нами как «сгустки» основных стилистических черт стиля композитора. Они - одновременно носители смысла творчества В.Тарнопольского и способы его передачи. Они – субъективное отражение видения композитором окружающей его действительности.

Научная новизна определяется объектом и предметом исследования. Впервые избранные произведения В.Тарнопольского подвергаются:

выявлению закономерностей соотношения музыкального и словесного текстов;

комплексному исследованию, раскрывающему закономерности их композиции;

контекстуальному анализу: детальной проработке интертекстуальной и культурологической основы произведений;

исследованию особенностей музыкальной драматургии.

На защиту выносятся следующие положения:

Концепты звука и слова определяют основные стилевые черты творчества В.Тарнопольского;

творчество композитора – литературоцентрично;

культурологическое сознание композитора ведет к тому, что каждое произведение становится частью единого интертекста;

биение - ключевой принцип организации звуковой материи от микро до макро уровня;

символами формы произведений В.Тарнопольского могут являться круг, спираль, волна.

Практическая значимость работы. Материалы исследования могут быть использованы в курсах лекций по истории современной отечественной музыки, анализу современной музыки, истории музыкальных стилей, гармонии, оперной драматургии в средних и высших учебных заведениях. В своей междисциплинарной части некоторые материалы диссертации могут быть применены в различных областях гуманитарного знания – искусствоведении, эстетике, культурологии.

Апробация диссертации. Диссертация неоднократно обсуждались на кафедре теории музыки РАМ им. Гнесиных. Ее положения нашли отражение в докладах научных конференций: «Из наследия композиторов ХХ века – 2006,2007» (Союз Московских Композиторов).

Структура диссертации. Диссертация состоит из Введения, пяти глав, Заключения, Библиографического списка, включающего 199 позиций, и семи Приложений, содержащих нотные примеры, вспомогательные схемы, некоторые тексты, используемые композитором в своих произведениях, а также оригинальный сценарий мультимедиа-оперы «По ту сторону тени».

Похожие диссертации на Концепты звука и слова в произведениях В. Тарнопольского конца XX - первого десятилетия XXI века